Эмоциональный интеллект алкоголиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования — выявление особенностей эмоционального интеллекта алкоголиков.
Задачи:
1. Определить теоретические основы эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности, выявить и охарактеризовать отдельные характеристики;
2. Выявить общий уровень эмоционального интеллекта алкоголиков;

Вложенные файлы: 1 файл

начало.docx

— 79.11 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Согласно современным  психологическим исследованиям (R.Sternberg, 2005; Г.Гарднер, 2007), интеллект не является единой познавательной способностью: в качестве самостоятельных выделяются лингвистический, логико-математический, музыкальный, социальный и др. виды интеллекта. В последнее время  внимание сосредоточено на эмоциональном  интеллекте. Если к 1990 году по проблеме эмоционального интеллекта существовало всего несколько публикаций, то к 2001 году, их количество стало более  ста. Перспективность и обоснованность использования концепта «эмоциональный интеллект» были показаны во множестве  работ, выполненных в рамках общей, социальной и организационной психологии. Адаптация в современном обществе, карьерный рост, отношения в семье  связаны не только и не столько  с формальными способностями  и когнитивным функционированием  индивида, сколько с определенного  рода навыками, тесно связанными с  эмоциональной сферой личности. В  ряде исследований было показано, что  высокий уровень развития эмоционального интеллекта способствует успешности в  различных сферах человеческой жизни, таких как образование, юриспруденция, медицина (M.Brackett, J.Mayer, R.Wamer, 2003; M.Zeidner et al., 2004; Д.Гоулман, 2008).

Как в популярной, так и в академической литературе подчеркивается, что если высокий уровень рассматриваемой способности есть детерминанта жизненного успеха, то низкий уровень эмоционального интеллекта тесно связан с социальной дезадаптацией и прежде всего с такими эмоциональными расстройствами как депрессия, тревога, различные формы отклоняющегося поведения, все чаще проявляющиеся в молодом возрасте.

Необходимо отметить, что аффективные расстройства в виде депрессии и тревоги являются важным фактором риска суицидального поведения (В.В.Войцех, 2006), возникновения болезней зависимости.

Одна из самых распространенных болезней зависимости - хронический алкоголизм. Выбор алкоголизма не случаен. С одной стороны, это крайне опасный по своим социальным последствиям и, к сожалению, весьма распространенный ныне вид аномального развития, психологический анализ которого представляет несомненный практический, прикладной интерес. С другой стороны, этот вид аномалий остается уникальной в научном плане моделью, изучая которую можно увидеть грани перехода от практически здорового состояния в глубокую психическую болезнь и деградацию, причем переход этот свершается в отличие от всех других психозов во многом по воле самого пьющего, что оправдывает древнее определение пьянства как «добровольного сумасшествия».

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена  необходимостью разработки проблемы эмоционального интеллекта в и потребностью общества в уменьшении негативных последствий, связанных с алкогольной зависимостью.

Цель исследования — выявление особенностей эмоционального интеллекта алкоголиков.

Объект исследования – эмоциональная сфера алкоголиков.

Предмет исследования —  характеристики эмоционального интеллекта и креативности алкоголиков.

Задачи:

  1. Определить теоретические основы эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности, выявить и охарактеризовать отдельные характеристики;
  2. Выявить общий уровень эмоционального интеллекта алкоголиков;
  3. Выявить основные параметры эмоциональной креативности алкоголиков.

Гипотеза: имеются особенности  эмоционального интеллекта алкоголиков.

Выборка: 19 человек с алкогольной зависимостью (мужчины).

Методы исследования: опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д.В.Люсин); опросник эмоциональной креативности Дж.Эверилла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы понятия «эмоциональный интеллект» как психологической категории

1.1 Общая история

 

Исследования эмоционального интеллекта появились в научных  статьях в начале 1990-х годов. Этот концепт завоевал заслуженную популярность и привлекает многих исследователей. Причины такой популярности связаны  как с попытками оценить более  целостно адаптивные способности индивида через его умение эмоционально взаимодействовать  с другими, так и с возможностями  предсказать успешность поведения  в различных видах социальной активности.

Первоначально понятие «эмоциональный интеллект» было связано с социальным интеллектом. Оно появилось именно в контексте разработки проблематики социального интеллекта такими исследователями, как Дж.Гилфорд, X.Гарднер и Г.Айзенк. Тем не менее на современном этапе исследования эмоционального интеллекта являются вполне самостоятельным направлением. Можно согласиться с мнением Д.В.Ушакова, что эмоциональный интеллект хотя и тесно связан с социальным интеллектом, но имеет свою специфику. Поэтому эти два конструкта могут быть представлены как пересекающиеся области [11]. Публикация в 1995 г. книги Д.Гоулмана «Эмоциональный интеллект» принесла популярность взгляду на эмоции как область интеллекта.

Впервые термин «эмоциональный интеллект» в психологию ввели Д.Мэйер и П.Сэловей. Они определили эмоциональный интеллект как способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать собственные эмоции и эмоции других [19]. В 1990 г. они разработали одну из первых и наиболее известную модель этого конструкта. Тогда же они начали разработку методики для исследования эмоционального интеллекта. Со временем на основе полученных данных они дорабатывали и совершенствовали теоретическую модель.

1.2 Понятие и структура эмоционального  интеллекта

 

В ряде современных зарубежных и отечественных теорий эмоция рассматривается  как особый тип знания. В соответствии с  данным подходом к пониманию эмоций выдвигается понятие «эмоциональный интеллект», который определяется  как:

  • способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний;
  • способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза;
  • совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, которые оказывают влияние на общую способность кого-либо эффективно справляться с требованиями и давлением окружающей среды.

Обобщая данные определения, можно отметить, что индивиды с  высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями  к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой, что обусловливает  более высокую адаптивность и  эффективность в общении. В  отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью.

Согласно П. Сэловею, в  структуру эмоционального интеллекта входит ряд способностей: распознавание  собственных эмоций, владение эмоциями, понимание эмоций других людей, самомотивация.

Кратко охарактеризуем структурные  компоненты эмоционального интеллекта и их значение в процессе межличностного взаимодействия.

  1. Распознавание собственных эмоций. Можно привести три основные функции называния эмоций: закрепление опыта, межличностная коммуникация, эмоциональная экспрессия. 
    Распознавание эмоций является проблематичным для личностей с выраженной алекситемией. Термин «алекситемия» («чувство без слов») был введён американским психиатром Сифнесом. Существенными чертами алекситемического конструкта являются: трудности в идентификации и описании своих чувств; неспособность к дифференциации чувств и телесных ощущений; недостаток воображения, ригидность и конкретность.

 

  1. Владение эмоциями связано с проблемой самоконтроля. Адекватная эмоциональная экспрессия является важным фактором поддержания физического и психического здоровья. Сдерживание эмоций способствует возникновению различных заболеваний. В то же время  бесконтрольность эмоциональной экспрессии затрудняет межличностное общение. Таким образом, проблемы в сфере контроля эмоциональной экспрессии неблагоприятны не только для субъекта, но и для его ближайшего окружения. 
    Степень эмоциональной экспрессивности влияет на качество межличностных отношений. Так, чрезмерная сдержанность приводит к тому, что человек воспринимается как холодный, равнодушный, высокомерный, что вызывает у окружающих удивление или неприязнь.

Я. Рейковский (1979) приводит следующие причины трудностей в  выражении эмоций:

    • люди не усвоили принятых в обществе форм выражения;
    • боязнь выдать собственные чувства, связанная со страхом перед утратой самоконтроля или боязнью быть скомпроментированным, отвергнутым или осмеянным;
    • врождённые факторы, хотя решающее значение принадлежит процессу научения;
    • усвоение норм поведения, господствующих в семье и ближайшем окружении.

 

  1. Понимание эмоций. Понимание эмоций взаимосвязано с возможностями их выражения. Овладение языком эмоций требует усвоения общепринятых в данной культуре форм их выражения, а также понимания индивидуальных проявлений эмоций у людей, с которыми человек живёт и работает. Понимание  эмоций сложнее, чем их выражение.

Можно выделить следующие  причины трудностей в понимании  индивидуальных различий  эмоций других людей: 
• сосредоточенность на собственной личности приводит к неспособности замечать и правильно оценивать эмоциональное состояние других людей; 
• чувство собственного превосходства; 
• чувство тревоги, связанное с эмоциями других людей или собственными; тревога побуждает избегать всего того, что могло бы вызвать эмоции; 
• какая-либо выгода от непонимания эмоций других людей (Я. Рейковский, 1979).

  1. Самомотивация. Эмоции обладают мотивирующей силой, заставляя людей действовать. Слово «эмоция» произошло от латинского глагола «emovare», что означает «двигаться». Эмоция – это средство, с помощью которого взаимодействуют тело и разум, они постоянно изменяются и «перемещаются»: e-motion (эмоция). Так, если мы полностью функциональны и благополучны, они позитивны, если нет – эмоции «перемещаются» к негативному полюсу.

 

Таким образом, эмоциональный  интеллект представляет собой совокупность эмоциональных и социальных способностей, таких, как способности к пониманию  собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной  сферой и самомотивации. Все структурные  компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию [2].

 

 

1.3 Подходы к пониманию эмоционального интеллекта

 

Ричард Робертс, Джеральд Мэттьюс, Моше Зайднер и Дмитрий  Люсин в своем подробном обзоре исследований эмоционального интеллекта выделяют две основных модели данного  конструкта, на основании которых  и предлагаются методики для его  изучения [3].

Смешанные модели эмоционального интеллекта интерпретируют его как  сложное психическое образование, имеющее и когнитивную, и личностную природу. В эти модели включаются когнитивные, личностные и мотивационные  черты, благодаря чему они оказываются  близко связанными с адаптацией к  реальной жизни. Все модели в этом подходе отличаются только набором  включенных личностных характеристик. Измерение непосредственно эмоционального интеллекта осуществляется с помощью  опросников, основанных на самоотчете, как и в обычных личностных опросниках. В моделях способностей эмоциональный интеллект определяется как набор способностей, измеряемых с помощью тестов, состоящих из заданий с правильными и неправильными  ответами. Наиболее известной такой  методикой является MSCEIT, V.2.0 [19], где выделяются четыре уровня эмоционального интеллекта с секциями заданий на выявление каждого из них.

Как отмечают Р.Робертс, Дж.Мэттьюс, М.Зайднер и Д.Люсин, у каждого  из этих двух подходов к пониманию  эмоционального интеллекта есть свои сильные и слабые стороны, которые  наиболее сильно проявляются в предлагаемых исследовательских методиках [3]. Так, например, при оценке методик, базирующихся на смешанных моделях, встает вопрос о способности человека адекватно оценивать свои эмоции и управлять ими. Значимые и высокие значения корреляций шкал методик на эмоциональный интеллект со шкалами личностных опросников свидетельствуют о том, что данные методики измеряю различные аспекты эмоционального интеллекта. Даже более вероятно, что эти методики измеряют всего лишь индивидуальный вклад в эмоциональную адаптацию. Имеет ли эмоциональный интеллект отношение к интеллекту как общей когнитивной способности? Данный вопрос обсуждался в работах Мейера и Сэловея [19], в работах Х.Гарднера [Gardner, 1993] и в отношении социального интеллекта – в работе Д.Ушакова [12]. Подробное обсуждение данного вопроса потребовало бы отдельной работы, поэтому кратко сформулируем имеющиеся точки зрения.

Мэйер и Сэловей считают, что эмоциональный интеллект  тесно связан с когнитивным интеллектом, поскольку постулируют единство аффекта и интеллекта, что соответствует  отечественным традициям школы  Л.С.Выготкого и С.Л.Рубинштейна. Подобное решение предлагает и Ушаков, полагая, что «социальный интеллект  становится в один ряд с другими  видами интеллекта, образуя вместе с ними способность к высшему  виду познавательной деятельности –  обобщенной и опосредованной» [12, с. 8]. Гарднер полагает множественность интеллектов. Однако здесь уместно вспомнить имеющиеся представления о соотношении креативности и интеллекта, точнее, психометрического интеллекта, который измеряет только те когнитивные способности, которые заложены в модели теста. Как известно, соотношение интеллекта и креативности носит пороговый характер. До определенной величины (средних значений) креативность тесно связана с показателями интеллекта, в дальнейшем она не зависит от роста интеллектуальных способностей (при очень высоких показателях интеллекта креативность может оставаться на весьма средних значениях). Такое же отношение мы видим и при изучении модели психического – способности понимать психические состояния свои и другого. Средний уровень интеллекта необходим, но недостаточен для развития данной способности, что особенно ярко проявляется при изучении аутистов со средними и выше средних показателями интеллекта [Downs, Smith, 2004].

Информация о работе Эмоциональный интеллект алкоголиков