Эмпирическое изучение влияние акцентуации характера на уровень формирования компьютерной зависимости у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение влияния акцентуации подростков на подверженность интернет зависимости.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ литературы по теме исследования..
Определить особенности акцентуации подростков.
Исследовать влияние акцентуации характера на уровень формирования компьютерной зависимости.

Содержание

Введение 3 стр.
ГЛАВА 1. Теоретическое изучение интернет зависимости и акцентуаций характера у подростков
1.1 Влияние информационных технологий на психическое состояние человека 5 стр.
1.2 Психологическая характеристика видов общения в Интернет 11 стр.
1.3 Психологические особенности старших подростков 21 стр.
1.4 Акцентуация характера и ее виды 25 стр.
1.5 Влияние Интернета на подростков 29 стр.
Выводы по главе 36 стр.
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение влияние акцентуации характера на уровень формирования компьютерной зависимости у подростков
2.1 Организация эмпирического исследования характеристика психодиагностических методик 37 стр.
2.2.Анализ результатов исследования влияния акцентуаций
характера. 40 стр.
2.3.Анализ результатов исследования компьютерной
зависимости. 42 стр.
2.4 Сравнительный анализ. 43 стр.
Вывод по главе. 45 стр.
Заключение. 46 стр.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Костяк1.doc

— 386.50 Кб (Скачать файл)

Дело в том, что постепенно пользователи начинают предпочитать виртуальное общение реальному, этому способствую чаты, ICQ, Mail.ru Агент, форумы Подвержены этому, как правило, замкнутые, необщительные люди, к сожалению, не думающие о том, что виртуальное общение не в силах заменить реального, - оно не должно его заменять, а только лишь дополнять. 
К сожалению, всемирная информационная сеть дает доступ не только к полезной и интересной информации, но и к такой, которой следовало бы быть закрытой. Это информация порнографического содержания. В Интернете легко найти сайты, где свободно продаются видеоматериалы с разной порнографией. К сожалению, вычислить авторов этих сайтов практически невозможно, даже для спецслужб, так как эти «специалисты» регистрируют сайты на подставных лиц. Кроме того, очень часто, забивая в поисковую строку вопрос самого невинного содержания, можно получить ссылку на страничку, переполненную изображениями, предназначенными, мягко говоря, не для детских глаз.

Наиболее очевидными являются проблемы со здоровьем, прежде всего, нарушения осанки и зрения. Часто возникают боль и онемение пальцев и правой руки. Появилось даже название симптома - "рука, держащая мышь". При работе за компьютером руки бывают постоянно согнуты в локтях, кисти в напряжении висят над клавиатурой. Когда кисть долго неподвижна и напряжена, кровообращение в ней застаивается, и снабжение тканей кислородом замедляется. Происходит отек, сжимается нерв. В результате появляется боль, особенно ночью и рано утром, в пальцах ощущается покалывание или онемение.

Тенденция засиживаться в Интернете по ночам приводит к развитию синдрома хронической усталости, появлению "букета" разных болезней.  
Исследуя общение подростков в социальных сетях, например «Мой мир», мы обнаружили объединение подростков в группы, объединенные общей темой «Я ненавижу школу». В таких группах подростки высказывают свое мнение о школе, в целом, и об учителях, в частности.

 

Выводы по главе

В связи с появлением виртуальных реальностей встает вопрос о негативных последствиях их распространения.

Между виртуальной самопрезентацией и реальной идентичностью существуют отношения взаимовлияния. Оценивать потенциальные следствия этого взаимовлияния (психологические, социально-психологические, социальные) можно по-разному. Так, например, возможность экспериментирования с собственной идентичностью в Сети можно оценивать с точки зрения расширяющихся перспектив самопознания, а можно – с позиций ухода от реального социального взаимодействия в бессознательном страхе потери самого себя.

Причиной обращения к Интернету как инструменту общения могут быть: недостаточное насыщение общением в реальных контактах, возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам фрустрированных в реальной жизни. Желанием переживания тех или иных эмоций объясняется, вероятно, и стремление к эмоциональному наполнению текста при Интернет-общении.

И если есть люди, испытывающие данные потребности, то будут создаваться сетевые сообщества, в которых эти потребности будут реализовываться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЕ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА НА УРОВЕНЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ .

2.1 Организация эмпирического исследования  характеристика психодиагностических методик

 

Если на интернет зависимость влияют индивидуальные особенности, то будет ли влиять акцентуация характера на формирование зависимости. Эта проблема легла в основу нашего научного поиска.

 Цель исследования: Исследовать влияние акцентуации характера на уровень формирования компьютерной зависимости.

Объект исследования: подростки в возрасте от 14 до 16 лет.

Предмет исследования: акцентуации характера, компьютерная зависимость.

Выборка: 23 человека.

Этапы исследования:

    1. Исследовательский этап
    2. Аналитический этап

Исследовательский этап:

Цель: исследовать является изучение влияния акцентуации подростков на подверженность интернет зависимости.

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ литературы по теме исследования..
  2. Определить особенности акцентуации подростков.
  3. Исследовать влияние акцентуации характера на уровень формирования компьютерной зависимости.

Для исследования типов акцентуации характера был использован опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека(приложение 2). Опросник составлен из 97 вопросов, ответы на которые проставляются на регистрационном бланке, соответственно «+», если ответ утвердительный (да) и «минус», если ответ отрицательный (нет). После обработки анкеты записывается число баллов, полученное для каждого типа акцентуации. Максимально возможное число баллов равно 24.

18-24 балла – выраженная  акцентуация по данному типу.

12-17 баллов – скрытая  акцентуация.

Менее 12 баллов – отсутствие акцентуации по данному типу.

Обработка результатов.

Количество совпадающих с ключом ответов умножается на значение коэффициента соответствующего типа акцентуации; если полученная величина превышает 18, то это свидетельствует о выраженности данного типа акцентуации.

Свойства характера

Коэф- 
фици- 
ент

«ДА» 
№ вопросов

«НЕТ» 
№ вопросов

Гипертимность

3

1, 12, 25, 36, 50, 61, 75, 85

Дистимичность

3

10, 23, 48, 83, 96

34, 58, 73

Циклотимность

3

6, 20, 31, 44, 55, 70, 80, 93

Эмоциональность

3

3, 14, 52, 64, 77, 87

28, 39

Демонстративность

2

7, 21, 24, 32, 45, 49, 71, 74, 81, 94, 97

56

Застревание

2

2, 16, 26, 38, 41, 62, 76, 86, 90

13, 51

Педантичность

2

4, 15, 19, 29, 43, 53, 65, 69, 78, 89, 92

40

Тревожность

3

17, 30, 42, 54, 79, 91

5, 67

Возбудимость

3

8, 22, 33, 46, 57, 72, 82, 95

Экзальтированность

6

11, 35, 60, 84

Ложь

1

9, 47, 59, 68, 83

18, 27, 37, 63


 

Для исследования компьютерной зависимости использован Тест на интернет-зависимость С.А. Кулакова(приложение 1). Способ предлагает двадцать вопросов, на которые требуется отвечать в соответствии со шкалой. За ответ очень редко-1 балл, иногда-2 балла,  часто-3 балла, очень часто-4 балла,  всегда-5 баллов. Таким образом, метод выделяет четыре уровня компьютерной зависимости:

 Менее 20 баллов- 0 % риска развития компьютерной зависимости;

20-49 баллов — стадия увлеченности;

50-79 баллов — риск развития компьютерной зависимости.

более 80 баллов — наличие компьютерной зависимости.

На стадии увлеченности подросток может остановиться в формировании тяги на одном из предшествующих периодов ее возникновения, таким образом, потребность исчезает быстрее. Но если этого не происходит и ребенок проходит все периоды формирования психологической потребности в виртуальной реальности, то, следовательно, данная стадия будет носить затяжной характер.

Во время стадии риска развития зависимости ребенок начинает сравнивать мир реальный и виртуальный и отдает предпочтение последнему. Компьютерная реальность позволяет детям осуществить свои мечты. На этой стадии необходимо провести профилактические программы.

Если более 80 баллов, то уже происходят серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере ребенка. Происходит изменение самосознания и самооценки. Такие дети всегда, часто подолгу, играют без свидетелей, их потребность не изменяется и не исчезает с удовлетворением базовых физиологических потребностей. Для них компьютерная игра выступает в роли наркотика. Если в течение какого-то временного отрезка их тяга не замещается, то они впадают в состояние, близкое к своего рода ломке, испытывают отрицательные эмоции, становятся раздражительными и агрессивными, впадают в прострацию. Такие явления с клинической точки зрения называются психопатологией, или стилем существования, вызывающим данную патологию.

Аналитический этап:

 Цель: с учетом полученных результатов выявить, какие акцентуации или их сочетание влияют на формирование компьютерной зависимости.

 Задачи:

1. проанализировать результаты  исследования типов акцентуации .

2. проанализировать результаты  исследования уровня компьютерной  зависимости.

3. сопоставить полученные результаты.

 

2.2.Анализ результатов  исследования влияния акцентуаций  характера.

Для того, чтобы выявить акцентуации характера, было проведено исследование по опроснику Леонгарда-Шмишека. Получены следующие результаты (Рис. 1).

Рис.1.

Результаты исследования типов акцентуаций характера

В выборке ярко представлены следующие виды акцентуаций:

52 % учащихся с эмотивным типом акцентуации. Такие люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова».

48 % - с гипертимическим типом.

Характеризуется хорошим, слегка повышенным настроением, контактностью, словоохотливостью, оптимизмом.

У него высокий тонус, он энергичен, активен и проявляет стремление быть лидером, легко адаптируется в незнакомой обстановке.

39% - с циклотимическим типом.

Эти подростки склонны к частой смене настроения, перемене манеры общения с окружающими людьми.

У них периодически падает работоспособность, утрачивается интерес к работе и к окружающим людям.

39 % - с экзальтированным типом. Подростков данного типа акцентуации характера можно узнать по свойственной им высокой контактности, словоохотливости, влюбчивости. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов.

22 % - с возбудимым типом акцентуации. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций.

13 % учащихся с тревожным типом  акцентуации. Такие подростки нерешительны, мало контактны, робки, неуверенны в себе, склонны к минорному настроению.

4.3 % - с демонстративным типом. Этому  типу акцентуации характера присуща  легкость установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой  власти и похвалы.

4.3 % учащихся с дистимическим  типом. Эти подростки мало контактны, немногословны, с доминирующим пессимистическим настроением. Они обычно домоседы, тяготятся шумным обществом.

 

2.3.Анализ результатов  исследования компьютерной зависимости.

вторым шагом стало исследование компьютерной зависимости. После проведения теста-опросника получены следующие результаты. (Рис. 2) .

Рис.2.

Результаты исследования компьютерной зависимости

 

 

По данным исследования компьютерной зависимости, следующие результаты:

  1. 52 % на стадии увлеченности. На этом этапе можно пронаблюдать сильную утомляемость подростка, но, тем не менее, уже существует тяга к компьютеру.
  2. 39 % с риском развития компьютерной зависимости. На этой стадии необходимо провести профилактические программы.
  3. 9 % отсутствие компьютерной зависимости. То есть, подростку не угрожает «общение» с компьютером, он может ограничивать свое время.

Таким образом, уровень компьютерной зависимости определяется стадией увлеченности.

 

2.3 Сравнительный анализ.

 

Последним этапом в работе стал сравнительный анализ. То есть, необходимо просмотреть, имеется ли у акцентуированных личностей компьютерная зависимость и при каких акцентуациях, какой уровень зависимости. Были получены следующие результаты (Рис.3)

 

Рис.3.

Влияние типов акцентуаций на формирование увлеченности

 

 

Из них мы видим, что развитие компьютерной зависимости на стадии увлеченности определяют следующие типы акцентуации:

26% - гипертимный тип;

Информация о работе Эмпирическое изучение влияние акцентуации характера на уровень формирования компьютерной зависимости у подростков