Эмоциональный профессиональный стресс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 17:37, контрольная работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть понятие эмоционального профессионального стресса, его механизм воздействия на человека, методы предупреждения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие, причины и источники возникновения профессионального стресса;
рассмотреть синдром эмоционального выгорания;
определить методы лечения и профилактики синдрома выгорания;
предложить рекомендации по эмоциональному профессиональному стрессу.

Содержание

Введение 3
1.Общая характеристика профессионального стресса 5
1.1.Понятие и виды профессионального стресса 5
1.2. Причины профессионального стресса 7
2.Эмоциональный стресс как вид профессионального стресса 9
2.1. Синдром эмоционального выгорания 9
2.2. Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания 17
2.3. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания 19
3.Рекомендации по борьбе с эмоциональными профессиональными стрессами 24
Заключение 26
Список литературы 28
Приложение 1 30

Вложенные файлы: 1 файл

эмоц. профессион. стресс.docx

— 58.14 Кб (Скачать файл)

Выделяют три основных фактора, играющих существенную роль в  синдроме эмоционального выгорания  — личностный, ролевой и организационный.

Личностный фактор. Психолог Х. Френденбергер описывает «сгорающих» как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся идеалистов, ориентированных на людей и одновременно неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичных), «пламенных» и легко солидаризирующихся.

Ролевой фактор. Установлена  связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и  эмоциональным выгоранием. Работа в  ситуации распределенной ответственности  ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при  существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.

Организационный фактор. К  основным организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки  со стороны коллег и руководства; недостаточное вознаграждение за работу; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; невозможность  влияния на принятие решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.

Другой фактор развития эмоционального выгорания — дестабилизирующая  организация деятельности и неблагополучная  психологическая атмосфера в  коллективе.

Источники эмоционального профессионального стресса:

1. Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью:

  • перегрузки или недогрузки работой. Перегрузка работой ставит человека перед проблемой, может ли он справиться с заданием. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным;
  • плохие физические условия труда, например, отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум;
  • дефицит времени (когда все время чего-то не успеваешь);
  • необходимость самостоятельного принятия решения.

2.Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации:

  • ролевая неопределенность, например недостаточная информированность о профессиональных обязанностях и соответствующих ожиданиях со стороны коллег и начальства. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства — что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать;
  • ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, чего не должен или чего не желает делать. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания;
  • ответственность за других людей и за какие-то вещи (за оборудование, за бюджет и т. п.). Заметим, что ответственность за людей более стрессогенна;
  • слишком низкая ответственность, больно бьющая по самолюбию и очень расхолаживающая в работе;
  • малая степень участия в принятии решений в организации.

3. Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе:

  • взаимоотношения с руководством, подчиненными, коллегами. Интересно, что для руководителей с научной и технической ориентацией отношения с другими людьми менее значимы, чем для руководителей, ориентированных на человеческие контакты;
  • трудности в делегировании полномочий (например, отказ подчиненных выполнять распоряжения руководителя).

4.Факторы, связанные с деловой карьерой:

  • два основных стрессогенных фактора — профессиональная «неуспешность» и боязнь ранней отставки;
  • статус несоответствия, медленное или слишком быстрое продвижение, фрустрация из-за достижения «предела» своей карьеры;
  • отсутствие гарантированной работы (постоянное ожидание каких-то изменений, нестабильность);
  • несоответствие уровня притязаний данному профессиональному статусу.

5.Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом:

  • неэффективное консультирование (невозможность получить своевременную квалифицированную помощь по ряду важных вопросов);
  • ограничение свободы поведения, интриги и т. п.

6.Внеорганизационные источники стрессов:

  • основные проблемы работника, возникающие в семейной жизни: распределение времени (работник мечется между семьей и работой; таким образом, сам он «нуждается в социальной поддержке для борьбы с подводными камнями семейной жизни»); перенесение кризисов из одной ситуации в другую;
  • мобильность работника ведет к обострению конфликтов в семье, когда необходимо менять место жительства и т. п. ;
  • различия по психометрическим данным: экстерналы более адаптивны к различным ситуациям, чем интерналы; «ригидные» больше реагируют на неожиданности, идущие сверху, от начальства; «подвижные» чаще оказываются перегруженными работой, ориентированные на достижение показывают большую независимость и включенность в работу, чем ориентированные на безопасность и спокойствие.

Обращает на себя внимание тот факт, что в последнее время  синдром выгорания выявляется и  у специалистов, для которых контакт  с людьми вообще не характерен (компьютерные специалисты: программисты, системные  администраторы).

В настоящее время выделяют более ста психосоматических  симптомов и феноменов, так или  иначе связанных с синдромом  эмоционального выгорания. Прежде всего, следует отметить, что условия профессиональной деятельности порой могут явиться и причиной синдрома хронической усталости, который, кстати, довольно часто сопутствует синдрому эмоционального выгорания. При синдроме хронической усталости пациентов беспокоит прогрессирующая усталость, снижение работоспособности; плохая переносимость ранее привычных нагрузок; мышечная слабость; боль в мышцах; расстройства сна; головные боли; забывчивость; раздражительность; снижение мыслительной активности и способности к концентрации внимания, может регистрироваться длительный субфебрилитет, боли в горле.

Известно, что развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда  человек полностью поглощен работой, забывает о собственных потребностях, нуждах, с ней не связанных, затем  наступает первый признак — истощение, определяющееся как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна.

Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является личностная отстраненность, которую  профессионалы, испытывающие выгорание, используют как попытку справиться с эмоциональными стрессовыми агентами на работе. В крайних проявлениях работающего человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика — ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к профессиональным контактам, к больным, студентам, ученикам, они воспринимаются как неодушевленные предметы, само присутствие которых порой неприятно.

Третьим признаком синдрома выгорания является ощущение утраты собственной эффективности или  падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят дальнейших перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания:

  1. Физические симптомы: усталость, физическое утомление, истощение, недостаточный сон, бессонница, затрудненное дыхание, одышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание, артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, аритмии.
  2. Эмоциональные симптомы: недостаток эмоций, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие, усталость ощущения фрустрации, беспомощности, безнадежности, раздражительность, агрессивность, тревожность, неспособность сосредоточиться, депрессия, чувство вины, потеря идеалов или надежд или профессиональных перспектив, увеличение деперсонализации своей или других (люди становятся безликими, как манекены), преобладание чувства одиночества.
  3. Поведенческие симптомы: рабочее время больше 45 часов в неделю, во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть, безразличие к еде; малая физическая нагрузка, употребление табака, алкоголя, лекарств, импульсивное эмоциональное поведение.
  4. Интеллектуальное состояние: уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе, увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни, увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, безразличие к новшествам, нововведениям, отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании), формальное выполнение работы. Социальные симптомы: отсутствие времени или энергии для социальной активности, уменьшение активности и интереса к досугу, ограничение социальных контактов работой, скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе, ощущение изоляции, непонимание других и другими, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

Особо выделяется группа самых  разнообразных психосоматических  расстройств — от возникновения  развития артериальной гипертензии  до инфарктов и инсультов.

2.2. Лечение и  профилактика синдрома эмоционального  выгорания

 

Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия  должны направляться на снятие действия стрессового агента: снятие производственного  напряжения, повышение профессиональной мотивации, установление баланса между  затраченными усилиями и получаемым результатом. При развитии признаков  синдрома эмоционального выгорания  у пациента необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда (организационные мероприятия), характер межличностных взаимоотношений  в коллективе, личностные реакции  и заболеваемость.

Существенная роль в  борьбе с синдромом эмоционального выгорания отводится прежде всего  самому пациенту. Для профилактики профессионального выгорания возникает необходимость:

  • определения краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию);
  • достижения краткосрочных целей — успех, который повышает степень самомотивации;
  • использования «технических перерывов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
  • освоение путей управления стрессом — изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте; обеспечение большей автономии работника; построение «мостов» между работой и домом; повышение квалификации; создание в организации благоприятного социально-психологического климата; организация спецтренингов, обучение работников приемам релаксации, ауторегуляции, самопрограммирования;
  • профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от профессионального выгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает более широкое ощущение и понимание мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы — циклы повышения квалификации, конференции, симпозиумы, конгрессы);
  • уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению профессионального выгорания);
  • поддержание хорошей физической формы (сбалансированное питание, ограничение употребления алкоголя, отказ от табака, коррекция веса).

Кроме этого в целях  направленной профилактики профессионального  выгорания следует стараться  рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться  с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться быть лучшим всегда и во всем. Необходимо помнить,что работа — всего лишь часть жизни.

2.3. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания

 

Личностный опросник, предназначенный для диагностики такого психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов разработан В. В. Бойко.

Информация о работе Эмоциональный профессиональный стресс