Эмоции. Стресс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 10:17, реферат

Краткое описание

Эмоции – это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.
В зависимости от длительности, интенсивности, предметности или неопределенности, а также качества эмоций, все эмоции разделяют на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения.
Стрессу, как эмоциональному состоянию, подвержены все. Стресс не только зло, но и великое благо, потому что стресс помогает повышению сопротивляемости организма, тренирует его запретные механизмы, что позволяет человеку избежать синдрома эмоционального выгорания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Эмоции. Виды эмоций……………………………………………………..4
1.1 Эмоциональные состояния…………………………………………..5
2. Стресс……………………………………………………………………….9
2.1 Преодоление стресса……….……………………………………….11
2.2 Личность и стресс……………………………………………...........13
3. Синдром выгорания. ……………………………………………………..16
3.1 Общие характеристики синдрома выгорания……………………..17
3.2 Распространённость синдрома эмоционального выгорания..........19
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы. ……………………………………………………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по психологии.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

 

  Введение…………………………………………………………………………..3

    1. Эмоции. Виды эмоций……………………………………………………..4
    1. Эмоциональные состояния…………………………………………..5
    1. Стресс……………………………………………………………………….9
    1. Преодоление стресса……….……………………………………….11
    1. Личность и стресс……………………………………………...........13
    1. Синдром выгорания. ……………………………………………………..16
    1. Общие характеристики синдрома выгорания……………………..17
    1. Распространённость синдрома эмоционального выгорания..........19

Заключение……………………………………………………………………….20

Список литературы. ……………………………………………………………..21

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Любая деятельность человека связана  с осуществлением потребностей. Эмоциональные  переживания являются одним из способов выражения познавательной потребности.

Эмоции – это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

        Знание психологических основ и природы эмоциональных состояний является одним из необходимых факторов саморегуляции поведения личности.

      Разновидностью эмоционального состояния является стресс, который возникает в неожиданной и напряжённой обстановке.  Он  играет  важную  роль в возникновении не только  нарушений  психической  деятельности  человека, но и ряда  заболеваний   внутренних   органов.  Стресс  является  нашим  верным  союзником  в   непрекращающейся   адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде.

     В современном обществе меняется отношение людей к работе. Люди теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в гарантированности рабочего места. Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, которое связанно со стрессом на рабочем месте. Выявляются тревога, депрессия, психосоматические расстройства, зависимости от психоактивных веществ (включая алкоголь, наркотики и др.). Всё это является симптомами синдрома эмоционального выгорания.

 

 

 

I.  Эмоции. Виды эмоций.

     Любая, в том числе и познавательная потребность, дана человеку через эмоциональные переживания.

Эмоции – это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей. Такое определение эмоций дано в большом психологическом словаре.

Иными словами, «эмоции - это субъективные психологические состояния, отражающие в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношение человека к миру и людям, к процессу и результату его практической деятельности».

Ряд авторов  придерживается следующего определения. Эмоции — это психическое  отражение в форме непосредственного, пристрастного переживания, жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

          В зависимости от длительности, интенсивности, предметности или неопределенности, а также качества эмоций, все эмоции можно разделить на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (В.Н. Мясищев).

         Эмоциональные реакции характеризуются высокой скоростью возникновения и быстротечностью. Они длятся минуты, характеризуются достаточно выраженным их качеством (модальностью) и знаком (положительная или отрицательная эмоция), интенсивностью и предметностью. Под предметностью эмоциональной реакции, понимается ее более или менее однозначная связь с вызвавшим ее событием или предметом. Эмоциональная реакция в норме всегда возникает по поводу событий, произведенных в конкретной ситуации чем-то или кем-то. Это может быть испуг от внезапного шума или крика, радость от услышанных слов или воспринятой мимики, гнев в связи с возникшим препятствием или по поводу чьего-то поступка и т.д.

       Эмоциональные отношения иначе еще называют чувствами. Чувства — это устойчивые эмоциональные переживания, связанные с каким-то определенным объектом или категорией объектов, обладающих особым значением для человека. Чувства в широком смысле могут быть связаны с различными объектами или действиями, например, можно не любить данную кошку или кошек вообще, можно любить или не любить делать утреннюю зарядку и т. д. Некоторые авторы предлагают называть чувствами только устойчивые эмоциональные отношения к людям. Чувства отличаются от эмоциональных реакций и эмоциональных состояний длительностью — они могут длиться годами, а иногда и всю жизнь, например чувство любви или ненависти. В отличие от состояний чувства предметны — они всегда связаны с предметом или действием с ним.

1.1 Эмоциональные состояния.

        Эмоциональные состояния характеризуются: большей длительностью, которая может измеряться часами и днями, в норме — меньшей интенсивностью, поскольку эмоции связаны со значительными энергетическими тратами из-за сопровождающих их физиологических реакций, в некоторых случаях беспредметностью, которая выражается в том, что от субъекта может быть скрыт повод и вызвавшая их причина, а также некоторой неопределенностью модальности эмоционального состояния. По своей модальности эмоциональные состояния могут представать в форме раздражительности, тревоги, благодушия, различных оттенков настроения — от депрессивных состояний до состояния эйфории. Однако чаще всего они представляют собой смешанные состояния. Поскольку эмоциональные состояния — это тоже эмоции, в них также отражаются отношения между потребностями субъекта и объективными или субъективными возможностями их удовлетворения, коренящимися в ситуации.

        При отсутствии  органических нарушений центральной  нервной системы состояние раздражения  является по сути дела высокой  готовностью к реакциям гнева  в длительно текущей ситуации  фрустрации. У человека возникают  вспышки гнева по малейшим и разнообразным поводам, но в основе их лежит неудовлетворенность какой-то личностно значимой потребности, о чем сам субъект может не знать.

       Состояние тревоги  означает наличие какой-то неопределенности  исхода будущих событий, связанных  с удовлетворением какой-то потребности. Часто состояние тревоги связано с чувством самоуважения (самооценкой), которое может пострадать при неблагоприятном исходе событий в ожидаемом будущем. Частое возникновение тревоги в повседневных делах может свидетельствовать о наличии неуверенности в себе как качестве личности, т.е. о неустойчивой или низкой самооценке, присущей данному человеку вообще.

        Настроение  человека часто отражает переживание  уже достигнутого успеха или  неудач, либо высокую или низкую  вероятность успеха или неудачи в скором будущем. В плохом или хорошем настроении отражается удовлетворение или неудовлетворение какой-то потребности в прошлом, успех или неудача в достижении цели или решении задачи. Не случайно человека в плохом настроении спрашивают, не произошло ли что-нибудь. Длительно текущее сниженное или повышенное настроение (свыше двух недель), не характерное для данного человека, является патологическим признаком, при котором неудовлетворенная потребность либо действительно отсутствует, либо глубоко скрыта от сознания субъекта, и ее обнаружение требует специального психологического анализа. Человек чаще всего переживает смешанные состояния, например сниженное настроение с оттенком тревоги или радость с оттенком беспокойства или гнева.

      Человек может переживать и более сложные состояния, примером чего является так называемая дисфория — длящееся два-три дня патологическое состояние, в котором одновременно присутствует раздражение, тревога и плохое настроение. Меньшая степень выраженности дисфории может встречаться у некоторых людей и в норме.

         Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на: собственно эмоции, чувства и аффекты.

Эмоции и чувства предвосхищают  процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлением о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или  идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам. Чувства носят исторический характер. В индивидуальном развитии человека чувства играют важную роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль.

Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении  человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность. Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Аффекты способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти.

Эмоциональная напряженность, накапливаемая  в результате возникновения аффектогенных  ситуаций, может суммироваться и  рано или поздно, если ей вовремя  не дать выхода, привести к сильной  и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

 

 

 

 

 

II. Стресс.

Стресс – один из самых сложных видов эмоциональных состояний человека. Это состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.

 Стресс  многолик  в  своих  проявлениях.  Он  играет  важную  роль  в возникновении не только  нарушений  психической  деятельности  человека  или ряда  заболеваний   внутренних   органов.   Известно,   что   стресс   может спровоцировать практически любое заболевание. В связи  с  этим  в  настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе  и  способах его предотвращения и преодоления.

      Однако это не  значит, что стресс является только  злом,  бедой,  но и важнейшим  инструментом  тренировки  и  закаливания  ибо   стресс   помогает повышения сопротивляемости организма,  тренирует  его  запретные  механизмы.

Стресс  является  нашим  верным  союзником  в   непрекращающейся   адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде.       В  связи  с  этим  первостепенную   важность   приобретает   изучение биологических основ стресса  и  выяснение  механизмов  его  возникновения  и развития. – Стресс  вызывает  изменения  физиологических  реакций  организма, которые могут не выходить за  рамки  нормальных  состояний,  однако  в  ряде случаев  становятся  достаточно  сильными  и  доже  повреждающими.   Поэтому правильное  понимание  положительных  и  отрицательных  сторон  стресса,  их адекватное использование или предотвращение играют важную роль в  сохранении здоровья  человека,  созданием  условий,  для  проявления   его   творческих возможностей, плодотворной и эффективной распространение в  обыденной  жизни и  трудовой  деятельности  человека   делает   целесообразным   ознакомление широкого круга людей с различными аспектами проблемы стресса.

Стресс – это такое эмоциональное  состояние, которое  вызывается  неожиданной и напряженной обстановкой.

Стрессовыми   состояниями   будут   действия   в    условиях    риска, необходимостью принимать быстрое решение, мгновенные реакции при  опасности, поведения в условиях неожиданно меняющейся обстановки.

 В стрессовом состоянии может с трудом осуществляться  целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания,  может  наступить  даже общее торможение или полная дезорганизация деятельности. При этом  навыки  и привычки остаются без изменения и могут заменить собой осознанные  действия.

          При стрессе возможны ошибки восприятия (определение  численности  неожиданно появившегося   противника),   памяти    (забывание    хорошо    известного), неадекватные реакции на неожиданные раздражители и т.д.

Нельзя заранее  определить,  вызовет  ли  данная  ситуация  стрессовое состояние человека. Поведение в стрессовой обстановке во многом  зависит  от личностных особенностей человека: от умения  быстро  оценивать,  обстановку, от  навыков  мгновенной  ориентировки  в  неожиданных  обстоятельствах, от волевой собранности, решительности,  целесообразности  действия  и  развития выдержки, от имеющегося опыта поведения в аналогичной ситуации.

      Подавляющее  большинство   людей   под   понятием   «стресс»   понимает неприятности,  горе,  сильные   отрицательные   эмоциональные   переживания. Отчасти это  правильно.  Но  только  отчасти,  поскольку  огромная  радость, неожиданный успех, триумф – это тоже стресс.  Вернее  не  стресс,  стрессор-фактор, вызывающий состояние стресса.

Информация о работе Эмоции. Стресс