Эмоциональный интеллект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 09:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение эмоционального интеллекта в общей структуре интеллекта.
Задачи работы:
1. охарактеризовать определение эмоционального интеллекта;
2. рассмотреть биологические и социальные предпосылки и возможности развития эмоционального интеллекта;
3. проанализировать современные концепции эмоционального интеллекта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ИНТЕЛЛЕКТА 4
1.1 Эмоциональный интеллект в структуре интеллектуальной и
эмоционально-волевой сферы личности 4
1.2 Понятие «эмоциональный интеллект» в зарубежной психологии 5
1.3 Характеристика термина «эмоциональный интеллект» в
отечественной психологии 6
II ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ 7
2.1 Определение эмоционального интеллекта 7
2.2 Биологические и социальные предпосылки развития
эмоционального интеллекта 8
2.3 Развитие эмоционального интеллекта 9
2.4.Современные концепции эмоционального интеллекта 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12

Вложенные файлы: 1 файл

Эмоциональный интеллект.doc

— 714.00 Кб (Скачать файл)

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

    В результате проведённого теоретического изучения сущности эмоционального интеллекта, его признаков и структуры мы можем сделать следующие выводы:

    1. Эмоциональный интеллект – это интегральная категория в структуре интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности, сложный, многоуровневый конструкт, включающий в себя: способность понимать и управлять собственными эмоциями и эмоциями других людей, эмпатию, способность к самомотивации.

    2. В основе биологических предпосылок для развития способностей ЭИ лежат врожденные различия, касающиеся функциональной асимметрии мозга и свойств темперамента. Социальные предпосылки ЭИ складываются, прежде всего, в ближайшем семейном окружении. Они определяются характером отношений между супругами, их вниманием к внутренней жизни ребенка и стратегией воспитания, предполагающей формирование адекватной самооценки и позитивного образа Я, развитие самоконтроля и способности к взвешенному анализу эмоциональной информации.

    Люди  с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями  к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, могут управлять  своей эмоциональной сферой, что  обусловливает их более высокую адаптивность и эффективность в общении, они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.

    Поскольку эмоциональный интеллект лежит в основе эмоциональной саморегуляции, то соответственно управление эмоциями – это навык, который можно нарабатывать и развивать.

    Развитие эмоционального интеллекта должно базироваться на знании биологических и социальных предпосылок ЭИ. Необходимые навыки и знания могут приобретаться в процессе специального обучения, эффективным средством которого является тренинг. По нашему мнению, развитие эмоционального интеллекта может рассматриваться как значимый фактор повышения психологической культуры общества в целом.

    3. Так как на сегодняшний день нет общепринятой единой концепции эмоционального интеллекта и его структуры, то проведя анализ литературы, мы выделили несколько ведущих теорий: теория эмоционально-интеллектуальных способностей Майера Дж., Сэловея П., Карузо Д.; теория эмоциональной компетентности Гоулмена Д.; некогнитивная теория эмоционального интеллекта Бар-Она Р.; двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Люсина Д.. Перечисленные теории с одной стороны, дополняют друг друга, а с другой противоречат друг другу. Анализ основных исследовательских позиций по обсуждаемой теме позволяет нам сделать вывод о том, что современное состояние вопроса об ЭИ в психологической науке не дает возможности для единой трактовки этого конструкта.

    В настоящее время существует потребность  в дальнейшем исследовании феномена эмоционального интеллекта, его структуры, путей развития, что откроет реальную возможность оптимизации взаимоотношений через более глубокое осознание эмоциональных процессов и состояний, возникающих между людьми в процессе межличностного взаимодействия. 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
    
  1. Андреева  И.Н. Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта // Когнитивная психология: сб. статей / Под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. - Минск: БГПУ, 2006. – С. 7-11.
  2. Андреева И.Н. О становлении понятия «Эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 83-95.
  3. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57-65.
  4. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78-86.
  5. Батурин Н.А., Матвеева Л.Г. Социальный и эмоциональный интеллект: мифы и реальность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Психология. 2009. № 42. С. 4-10.
  6. Белкина О.А. Феноменология эмоционального интеллекта // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия Педагогика и психология. 2009. № 4. С. 47-62.
  7. Березовская Т.П. Психологические особенности эмоционального интеллекта старшеклассников // Когнитивная психология: сб. статей / Под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. - Минск: БГПУ, 2006. – С. 16-20.
  8. Бреслав   Г.  М.  Психология   эмоций  /  Г.  М.  Бреслав. -  М.: Академия, 2009. - 544 с.
  9. Бхарвани Г. Важнее, чем IQ! EQ: эмоциональный интеллект. Тренинг «секретного интеллекта», который дает эффективность в любом деле [Текст] / Г. Бхарвани СПб, «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2009. 218 с. С. 21.
  10. Выскочил Н.А. Взаимосвязь характеристик темперамента с эмоциональным интеллектом // Мир образования - образование в мире. 2009. № 4. С. 181-187.
  11. Гильманова Н. Значение эмоционального интеллекта в художественной деятельности // General and Professional Education. 2011.№2 С. 5-9
  12. Гуськова А.В. К вопросу об эмоциональном интеллекте // Вопросы психологии 2008. № 1. С. 26.
  13. Ерохина Е.В. Эмпирическое обоснование психологических типов эмоционального интеллекта // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 Педагогика и психология. 2011. № 1. С. 103-109.
  14. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. – 783с.
  15. Комарова А.И. Структура эмоционального интеллекта и возможности его развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия Психологические науки. 2010. № 4. С. 23-26.
  16. Кузнецова К.С. К вопросу о формировании эмоционального интеллекта // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия Психология. Педагогика. 2010. Т. 3. № 4. С. 84-93.
  17. Нгуен М.А. Роль эмоционального интеллекта в становлении личности студента-профессионала / Нгуен М.А. // Профессиональное образование. Столица. – "Новые педагогические исследования". № 5, 2007. c. 137-140.
  18. Симбирцева Н.В. Современные теоретические представления об эмоциональном интеллекте // Вестник Кемеровского государственного университета. 2008. № 3. С. 54-56.
  19. Степанов И.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и гендерной идентичности личности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 88. С. 110-115.
  20. Тимофеев О.Н. Эффективное лидерство и эмоциональный интеллект, концепция развития // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 2. С. 312-317.

Информация о работе Эмоциональный интеллект