Эмоциональный интеллект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 09:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение эмоционального интеллекта в общей структуре интеллекта.
Задачи работы:
1. охарактеризовать определение эмоционального интеллекта;
2. рассмотреть биологические и социальные предпосылки и возможности развития эмоционального интеллекта;
3. проанализировать современные концепции эмоционального интеллекта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ИНТЕЛЛЕКТА 4
1.1 Эмоциональный интеллект в структуре интеллектуальной и
эмоционально-волевой сферы личности 4
1.2 Понятие «эмоциональный интеллект» в зарубежной психологии 5
1.3 Характеристика термина «эмоциональный интеллект» в
отечественной психологии 6
II ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ 7
2.1 Определение эмоционального интеллекта 7
2.2 Биологические и социальные предпосылки развития
эмоционального интеллекта 8
2.3 Развитие эмоционального интеллекта 9
2.4.Современные концепции эмоционального интеллекта 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12

Вложенные файлы: 1 файл

Эмоциональный интеллект.doc

— 714.00 Кб (Скачать файл)

    Андрогинность как предпосылка эмоционального интеллекта может формироваться в результате определенной стратегии воспитания в семье, при которой у девочек поощряются самоконтроль и выдержка, в то время как проявления эмпатии и нежных чувств у мальчиков не встречают осуждения взрослых. Андрогинные испытуемые в отличие от индивидов с маскулинными и феминными характеристиками проявляют большую эмоциональную гибкость: в зависимости от ситуации они могут быть то независимыми и сильными, то мягкими, заботливыми и добрыми. Андрогинным индивидам свойственно сочетание выраженных способностей как к распознаванию и выражению, так и к самоконтролю эмоций. Взаимосвязь андрогинности и ЭИ обнаружена в исследовании Д.Д. Гуастелло, С.Дж. Гуастелло [3, С. 62].

    Внешний локус контроля. Результаты исследований (Wang, Anderson, 1994) показывают, что испытуемые с внешним локус-контролем более склонны прощать как других, так и себя. Испытуемые с внутренним локус-контролем чаще осуждают себя и более сенситивны к ситуации, когда осуждают других. Способность к прощению связана с осознанием собственных эмоций и управлением ими, эмпатией по отношению к обидчику (Гассин , 1999).

    Религиозность. Взаимосвязь между высокими оценками по шкале «религиозность» и по шкале "эмоциональный интеллект" (Lewis, McGuckin, 2000), по мнению И.Н. Андреевой, может быть обусловлена следующим. Во-первых, у религиозных индивидов преобладает внешний локус контроля. Во-вторых, религиозное воспитание предполагает воспитание развитие чувства безусловной любви. В-третьих, подготовка к церковным таинствам (исповеди, причастию) невозможна без самоанализа деятельности и сопровождающих её эмоций [1, С. 10]. 
 

    2.3 Развитие эмоционального интеллекта 
 

    Особого внимания заслуживает вопрос развития эмоционального интеллекта, так как  изучение данного явления теряет смысл без возможности его  совершенствования.

    И.Н. Андреева [3, С. 57] по этому вопросу выделяет существование двух позиций в психологии. Согласно первой (Дж. Мейер) эмоциональный интеллект описывается как относительно устойчивая способность, вследствие чего повысить его уровень практически невозможно, однако увеличить эмоциональную компетентность путем обучения вполне возможно. Оппоненты первой позиции (в частности, Д. Гоулман), считают, что эмоциональный интеллект можно развивать. Эмоциональное развитие проявляется в сознательном регулировании эмоций. Последней точки зрения придерживается и Т.П. Березовская [7, С. 18], результаты эмпирического исследования которой указывают на возможность развития эмоционального интеллекта путем специально организованного обучения и воспитания.

    В зарубежной психологии на позиции возможности развития эмоционального интеллекта стоят практически все популистские направления в психологической науке. В качестве доказательства правоты данной позиции зачастую приводятся исследования между IQ и EQ. Так, например, С. Стейн и Г. Бук сравнивая IQ и EQ, показывают, что отличие когнитивных и эмоциональных способностей состоит в том, что IQ сохраняет практически постоянную величину, а EQ повышается с возрастом. В результате они приходят к выводу о том, что EQ — не природная склонность, которая имеет отношение к способности человека хорошо проявлять себя в каком-то конкретном навыке, роде занятий или отрасли науки [6, С. 57]. По мнению ученых, эмоциональный интеллект складывается из ряда сиюминутных, тактических, «динамичных» умений и навыков, которые можно применять в зависимости от ситуации. Таким образом, С. Стейн и Г. Бук делают вывод о том, что можно повышать уровень эмоционального интеллекта посредством тренировки, обучения и жизненного опыта.

    В отличие от IQ - левополушарный интеллект, который в основном предопределяется генетически и мало меняется с  детства, эмоциональный интеллект – EQ можно развить в любом возрасте. Однако это не так легко, повышение EQ требует практики и упорства. На совершенствование навыков эмоционального интеллекта уходят месяцы. Дело в том, что в этом процессе участвуют эмоциональные центры правого полушария мозга, которые «обучаются» не очень быстро в отличие от неокортекса, т.е. развитого левого полушария коры головного мозга, отвечающего за освоение технических навыков и когнитивных способностей. Но чтобы новую модель поведения усвоили эмоциональные центры, необходимы многократные повторения и тренировки. Таким образом, развитие эмоционального интеллекта сродни искоренению старых привычек. Механизмы мозга, которые отвечают за лидерское поведение, должны забыть старые и закрепить новые навыки. Чем

чаще  повторяется некая поведенческая  последовательность, тем прочнее  становятся соответствующие мозговые схемы. Наступает момент, когда новые  нейронные связи становятся для  мозга «выбором по умолчанию». Эмоциональный  интеллект можно развить, тренируясь в адекватном выражении своих чувств и их конструктивном использовании [20, С. 315].

    В настоящее время за рубежом открыты  институты и исследовательские  центры, занимающиеся проблемой взаимосвязи  чувств и разума, а также созданы  специальные программы для развития эмоционального интеллекта детей и взрослых.

     Методы  развития ЭИ:

    • Групповой тренинг
    • Индивидуальный тренинг
    • Коучинг
    • Тренинг детей в семейно-общественных детских центрах
    • Семейное воспитание

    По  мнению некоторых авторов (Р. Бар-Он, Д. Гоулман, Дж. Майер), наиболее оптимальным средством развития эмоционального интеллекта является тренинг. Причём Р. Бар-Он предлагал проводить тренинговые занятия на протяжении 6 месяцев. Он считал, что это даст возможность не просто развить необходимые компоненты эмоционального интеллекта, но и закрепить полученные изменения в поведении человека [15, С. 25]. В настоящий момент особенно популярны программы, тренинги и коучинги для взрослых с целью совершенствования и использования эмоционального интеллекта в работе.

    Важность развития эмоционального интеллекта подтверждают многочисленные исследования, свидетельствующие о том, что около 80 % успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% всем известный IQ — коэффициент умственного развития [16, С. 92]. Этот вывод ученых изменил традиционные взгляды на природу личностного успеха и развития человеческих способностей: совершенствование логического мышления и расширение кругозора еще не является залогом успеха в жизни. 
 

    2.4. Современные концепции эмоционального интеллекта 
 

    В настоящее время в психологии существует множество концепций  эмоционального интеллекта, а также  взглядов на методы его диагностики  и развития. Проблемой эмоционального интеллекта занимаются такие ученые как Р. Бар-Он, Дж. Мейер и П.Сэловей, Д. Карузо, Д. Гоулман. Среди отечественных можно назвать таких ученых как А.В. Карпов, И.Н Андреева, Д.В. Люсин, И.С. Степанов, А.С. Петровская, И.В. Плужников, О.В. Белоконь. Обобщая мнения ученых по трактовке сущности эмоционального интеллекта, можно выделить три точки зрения на данный феномен:

  1. эмоциональный интеллект – это умственная способность человека (П. Сэловей, Дж. Мэйер) [13, С. 104];
  2. эмоциональный интеллект – это совокупность когнитивных способностей и личностных характеристик (Д. Гоулман, Д.В. Люсин);
  3. эмоциональный интеллект – как качество личности или черта характера (Р. Бар-Он).

    Представленные  точки зрения обусловливают и  выделение авторами различной структуры  эмоционального интеллекта.

    Ученые, придерживающиеся первой точки зрения, рассматривают эмоциональный интеллект  как совокупность когнитивных способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации. Данная структура была разработана Питером Сэловеем и Джоном Мэйером в 1990 году. Эмоциональный интеллект трактовался как сложный конструкт, состоящий из следующих способностей:

    1) идентификация и выражение эмоций;

    2) регуляция эмоций;

    3) использование эмоциональной информации  в мышлении и деятельности [8, С. 137]. 

Структура эмоционального интеллекта по Сэловею  П. и Мейеру Дж. (1990)

      

  В 1997 году П. Сэловей, Дж. Мэйер и Д. Карусо доработали и предложили четырехкомпонентную иерархическую модель ЭИ:

    1. Восприятие, идентификая эмоций, их  выражение. 

    Эта «ветвь» - компонент представляет собой  способность воспринимать, определять эмоции, замечать факт наличия эмоции. Кроме того, адекватное, точное выражение эмоций, а также способность дифференцировать истинные и ложные выражения эмоций.

    2. Фасилитация мышления.

    Способность вызвать определенную эмоцию, контролировать ее. Эмоции способны влиять на важную информацию. Разные эмоциональные состояния оставляют свои отпечатки при решении конкретных проблем, задач.

    3. Понимание эмоций.

    Способность понимать эмоции, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины возникновения той или  иной эмоции, анализ эмоций, способность классифицировать эмоции, интерпретировать их значения.

    4. Управление эмоциями.

    Эта способность связана с контролем  над эмоциями. Это рефлексивная регуляция эмоций через осознание эмоций. Способность переживать позитивные и негативные эмоции. Умение снижать интенсивность отрицательных эмоций. Способность вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от целей. Важно отметить, что каждый компонент касается как собственных эмоций, так и эмоций других людей [18, С. 54].

    Исследователи, придерживающиеся второй точки зрения, эмоциональный интеллект трактуют как совокупность когнитивных способностей и личностных характеристик (Д. Гоулман и Д.В. Люсин).

  Д. Гоулман, основываясь на ранних представлениях П. Сэловея и Дж. Мэйера, добавил к компонентам П. Сэловея и Дж. Мэйера ещё несколько, а именно энтузиазм, настойчивость и социальные навыки [11, С. 6]. Тем самым он соединил когнитивные способности с личностными характеристиками. В дальнейшем Д. Гоулмен доработал структуру ЭИ. В настоящее время она включает в себя четыре компонента:

    1) самосознание;

    2) самоконтроль;

    3) социальная чуткость;

    4) управление отношениями. 

 Структура  эмоционального интеллекта по  Гоулману Д. (2002)

    

    Д.В. Люсин предлагает свою структуру, основанную на трактовке эмоционального интеллекта как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими [19, С. 111]. Так же, как и Р. Бар-Он, Д.В. Люсин выделяет межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект, каждый из которых состоит из ряда способностей. Межличностный эмоциональный интеллект включает:

    1) интуитивное  понимание чужих эмоций;

    2) понимание чужих эмоций через  экспрессию;

    3) управление чужими эмоциями.

Внутриличностный  эмоциональный интеллект предполагает:

    1) осознание  своих эмоций;

    2) управление своими эмоциями;

    3) контроль экспрессии [16, С. 91].  

Факторы, влияющие на эмоциональный интеллект (по Люсину Д.В., 2004)

    Структура Р. Бар-Она отражает третью точку  зрения (трактовка эмоционального интеллекта как черты характера), поскольку  он определяет эмоциональный интеллект как совокупность некогнитивных способностей и знаний, дающих человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями.

    Р. Бар-Он выделил пять компонентов  ЭИ, каждый из которых состоит из нескольких субкомпонентов:

    1. Познание себя: осознание своих  эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость. 

    2. Навыки межличностного общения:  эмпатия, межличностные                                                                                    взаимоотношения, социальная ответственность.                    

    3. Способность к адаптации: решение  проблем, связь с реальностью,  гибкость.

    4. Управление стрессом: устойчивость  к стрессу, контроль импульсивности.

    5. Преобладающее настроение: счастье,  оптимизм [18, С. 55].

      Итак, процесс исследования эмоционального интеллекта можно описать следующим образом. Структура П. Сэловея и Дж. Мэйера, включала в себя только когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации. Затем определился сдвиг в трактовке понятия в сторону усиления роли личностных характеристик. Крайним выражением этой тенденции можно считать структуру Р. Бар-Она, который отказывается относить к эмоциональному интеллекту когнитивные способности. Структура Д. Гоулмана объединяет когнитивные способности с личностными характеристиками.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Эмоциональный интеллект