Эмоциональные защитные механизмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Эмоции в жизни человека играют особенно большую роль. Являясь первой формой связи ребенка с окружающей средой, они служат выражением его отношения к предметному миру, подводят человека к познанию и тем самым способствуют всестороннему развитию. С возрастом приоритеты использования эмоциональной сферы меняются, но значимость её не утрачивается. Так, эмоции во взрослой жизни представляют одно из средств общения с людьми, в эмоциональных реакциях проявляются ценности и цели личности. Те эмоциональные переживания, которые имеют цель защитить личность от травмирующих переживаний и восстановить баланс, являются предметом нашей курсовой работы. Объектом являются эмоциональные состояния.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЭМОЦИЙ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ….…….…. ….…. ….…. ….….….
1.1. Психологические теории эмоций ………………………………………. 3
1.2. Классификация эмоций ……………………………………………………9
1.3. Функции эмоций ………………………………………………………… 13
ГЛАВА II ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ ………………………………………………………………….
2.1. Понятие о защитных механизмах личности …………………………… 16
2.2. Классификация защитных механизмов личности ……………………… 17
ГЛАВА III ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ …………………………………………………………………….
3.1. Теоретический подход к проблеме эмоциональных защитных механизмов …………………………………………………………………… 21
3.2. Поведенческий аспект эмоциональных защитных механизмов личности ……………………………………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 28

Вложенные файлы: 1 файл

Эмоциональные защитные механизмы.docx

— 122.61 Кб (Скачать файл)

Мы можем ограничиться одной классификацией, удовлетворяющей нашим теоретическим требованиям, Н. Мак-Вильямс (Н. Мак-Вильямс, 1998г.). В ней мы подходим к очень важной классификации защитных механизмов по делению их на «примитивные» и «высшего порядка». Хотя и не существует однозначных доказательств того, что защиты появляются одна за другой в определенной строгой последовательности по мере развития ребенка, среди большинства психодинамически ориентированных аналитиков достигнуто согласие в том, что некоторые защиты представляют собой более "примитивный" или ранний процесс, чем другие.

Первичные защитные механизмы

  • Всемогущий контроль — восприятие себя как причины всего, что происходит в мире.

  • Диссоциация — отделение себя от своих неприятных переживаний.

  • Интроекция, в частности Идентификация с агрессором — бессознательное включение в свой внутренний мир воспринимаемых извне взглядов, мотивов, установок и пр. других людей.

  • Отрицание — полный отказ от осознания неприятной информации.

  • Примитивная идеализация — восприятие другого человека как идеального и всемогущего.

  • Примитивная изоляция, в частности защитное фантазирование — уход от реальности в другое психическое состояние.

  • Проективная идентификация — когда человек навязывает кому-либо роль, основанную на своей проекции.

  • Проекция — ошибочное восприятие своих внутренних процессов как происходящих во вне.

  • Расщепление Эго — представление о ком-либо как о только хорошем или только плохом, с восприятием присущих ему качеств, не вписывающихся в такую оценку, как чего-то совершенно отдельного.

  • Соматизация или Конверсия — тенденция переживать соматический дистресс в ответ на психологический стресс и искать в связи с такими соматическими проблемами медицинской помощи.

 

Вторичные защитные механизмы

  • Аннулирование или Возмещение — бессознательная попытка «отменить» эффект негативного события путём создания некоего позитивного события.

  • Вытеснение, Подавление или Репрессия — в бытовом смысле «забывание» неприятной информации.

  • Вымещение, Замещение или Смещение — в бытовом смысле «поиск козла отпущения».

  • Игнорирование или Избегание — контроль и ограничение информации об источнике пугающего психологического воздействия либо в искажённое восприятие подобного воздействия, его наличия или характера.

  • Идентификация — отождествление себя с другим человеком или группой людей.

  • Изоляция аффекта — удаление эмоциональной составляющей происходящего из сознания.

  • Интеллектуализация — неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации.

  • Компенсация или Гиперкомпенсация — прикрытие собственных слабостей за счёт подчеркивания сильных сторон или преодоление фрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах.

  • Морализация — поиск способа убедить себя в моральной необходимости происходящего.

  • Отыгрывание, Отреагирование вовне или Разрядка — снятие эмоционального напряжения за счет проигрывания ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию.

  • Поворот против себя или Аутоагрессия — перенаправление негативного аффекта по отношению к внешнему объекту на самого себя.

  • Раздельное мышление — совмещение взаимоисключающих установок за счёт того, что противоречие между ними не осознаётся.

  • Рационализация — объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым.

  • Реактивное образование — защита от запретных импульсов, с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений.

  • Реверсия — проигрывание жизненного сценария, с переменой в нём мест полярных оценок.

  • Регрессия — возврат к ребячливым, детским моделям поведения.

  • Сексуализация или Инстинктуализация — превращение чего-то негативного в позитивное, за счёт приписывания ему сексуальной составляющей.

  • Сублимация — перенаправление импульсов в социально приемлемую деятельность [13].

Защитные механизмы, конечно же, имеют намного больше аспектов,  над изучением и рассмотрением которых трудятся множество лет. Но то, что описано выше является необходимой теоретической базой о защитных механизмах, позволяющая нам глубже понять третью главу, которая и будет некоторым синтезом главы об эмоциях и защитных механизмах и будет раскрывать тему курсовой работы.

 

Глава III – ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ С ЗАЩИТНЫМИ МЕХАНИЗМАМИ ЛИЧНОСТИ

§ 1. Теоретический подход к проблеме эмоциональных защитных механизмов

Выше уже говорилось о теории эмоций Плутчика, но теперь хотелось бы более подробно рассмотреть теорию Р. Плутчика о защитных механизмах личности.

Теория основывается на том, что в каждой личности существует диспозиция (наследственная предрасположенность, не являющаяся патологической) к определенной психической разбалансировке. Потеря баланса проявляется в чрезмерном переживании определённых эмоций, которые не могут быть реализованы полностью, а механизм психологической защиты играет роль регулятора внутриличностного баланса за счет переоценки стимула, который вызвал эту эмоцию.

То есть, эмоции толкают индивида на переоценку вызвавшего  их стимула, производят индикацию плюс - минус санкционирования по А.Н. Леонтьеву. Формально защитные механизмы направлены на борьбу с переживаниями, фактически – на восстановление внутриличностного баланса[14].

В связи с этим он выделяет восемь диспозиций:

Диспозиция мании. Ведущей эмоцией при этом виде диспозиции является – радость. Естественная защита - реактивным образованием, за счет подавления привлекательности приятных стимулов с помощью Супер-Эго. Импульс – обрати это в противоположное. Переоценка стимула: «Все, связанное с этим, отвратительно».

Диспозиция истерии. Ведущая эмоция – принятие. Защита – отрицание. Защита направлена на сдерживание эмоции принятия окружающих, если они демонстрируют отторжение по отношению к человеку, обладающему диспозицией истерии. Эмоция принятия балансируется отрицанием. Импульс - не замечай этого. Переоценка стимула: не происходит, стимул не замечается.

Агрессивная диспозиция. Ведущая эмоция – гнев. Защита – замещением. Защита развивается, если гнев направлен на более сильного субъекта, или субъекта, нападение на которого по социальным причинам не приемлемо и этим восстанавливается внутриличностный баланс. Импульс - напади на что-то, заменяющее это. Переоценка стимула: «Вот кто во всем виноват».

Диспозиция психопатии. Ведущая эмоция – удивление. Защита – регрессией. Развивается в виду желания обезопасить себя от неудачи. При этом, удивление реализуется и баланс восстанавливается. Импульс – плачь об этом. Переоценка стимула: «Вы обязаны мне помочь».

Депрессивная диспозиция. Ведущая эмоция – печаль. Защита – компенсация, компенсирует недостающую самооценку, что позволяет личности справляться с состоянием подавленности. Импульс – постарайся приобрести это. Переоценка стимула: «Зато я... Все равно я... Когда-нибудь я...».

Параноидальная диспозиция. Ведущая эмоция – отвращение (неприятие). Защита – проекцией. Развивается как результат эмоционального отвержения в раннем детстве со стороны значимых лиц. Проекция позволяет переносить собственную неполноценность на других. Импульс – обвини это. Переоценка стимула: «Все люди порочны».

Пассивная диспозиция. Ведущая эмоция – страх. Защита – подавление (вытеснение). Развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для позитивного восприятия себя. Импульс – не помню об этом. Переоценка стимула: «Мне это незнакомо».

Обсессивная диспозиция. Ведущая эмоция – ожидание. Защита – рационализация (интеллектуализация и сублимация). Развивается в раннем подростковом возрасте для сдерживания эмоции ожидания или предвидения боязни пережить разочарование неудач и неуверенности в конкуренции со сверстниками. Импульс – переопредели, переосмысли это. Переоценка стимула: «Все объяснимо»[10].

 

 

 

§2. Поведенческий аспект эмоциональных защитных механизмов личности

В этом параграфе мы уделим внимание ещё одной функции эмоций в механизмах защиты личности. Их можно отнести к группе защиты с преобразованием или искажением содержания мыслей, чувств, поведения.

Приведённые ниже описания эмоций были выделены из книг Кэт и Билл Кволс (Кэт и Билл Кволс, 1993)[15]:

«Вина: чувство, которое мы иногда ощущаем после нарушения добрых намерений, для того чтобы помочь нам поверить, что у нас действительно были хорошие намерения.

В своей статье "Чувство вины как извинение" в «Психодинамика, психотерапия и рекомендации» Рудольф Дрейкурс писал: "Чувство вины появляется только, если человек не желает исправляться и все еще пытается уверить в своих хороших намерениях. Как только предприняты искренние попытки к искуплению или улучшению, чувство вины исчезает".

Эта модель использования чувства вины предполагает снижение диссонанса между совершенными действиями и желаниями, которые приемлемы, которые человек желает не нарушать. Снижение диссонанса между Ид и Супер-Эго.

«Беспокойство: излишнее раздумывание или усложнение ситуации вместо действия. Мы поддаемся ему для того, чтобы избежать делания того, к чему мы не подготовлены».

Используя беспокойство таким образом мы применяем модель мышления, в которой есть лишь вероятность неуспеха, а не проживаемое в реальности осознание несостоятельности постфактум. Снижение диссонанса между Я-реальным, которое не умеет что-то делать, и Я-идеальным, в котором человек по определению умеет всё.

«Гнев: попытка заставить других отгородиться от нас, когда они затрагивают наши глубинные комплексы».

Попытка защититься от осознания определённого аспекта Я-реального, когда кто-то пытается нам о нём сообщить. Раздражение, в контексте защиты, несёт в себе тоже желание, что и гнев.

«Вспыльчивость: создание ощущения о потере контроля над собой, когда мы стараемся спугнуть кого-либо своим образом мысли, и мы не хотим брать ответственность за наш выбор действия, который может привести к плачевным последствиям».

В этом случаи, не взяв ответственность за свои действия, мы заранее застраховываем себя от возможного осуждения со стороны окружающих и со стороны собственного Сверх-Я.

А. Бек и А. Эллис В своей книге «Эмоционально-когнитивные интеракции в персональном развитии» (А.Т. Бек, А. Эллис, 1988) были даны следующие взгляды на некоторые эмоции:

«Страх помогает избежать опасности или мобилизоваться для нападения».

Опасность может быть не только биологического характера, но и психологического – к примеру, возможность ущемления самооценки. Вне зависимости от того какого вида опасность, психологическая или биологическая, мы чувствуем страх.

«Презрение поддерживает собственную самооценку и поведение доминирования»;

Презрение несёт с собой обесценивание «презираемого» субъекта, что одновременно обесценивает нападки этого субъекта на самооценку.

«Отвращение приводит к отталкиванию вредных объектов».

Также отвращение можно испытывать к человеку, который «вреден» личности.

Рассмотрения стыд как защиты. Стыд проявляется тогда, когда какие-либо действия совершённые нами, противоречат ценностям других людей, что может повлечь за собой осуждения с их стороны, а потом и со своей. Для того чтобы заранее обезопасить себя от этого, человек пытается показать себе и другим то, что ему стыдно за совершённый поступок и ему такое поведение не свойственно[16].

Заключение

Рассмотрение различных эмоциональных явлений, представленных в психологической литературе, дает основание говорить о том, что эмоциональная сфера человека имеет сложное многоуровневое строение, богатство проявлений и функций. Мы также пришли к осознанию одной из самых насущных и актуальных проблем психологии эмоций – невозможности дать единого определения собственного предмета исследований. В своей работе мы постарались рассмотреть спектр тенденций к изучению эмоций для того, чтобы прийти к тому определению, которое удовлетворяет нашему требованию лаконичности и широты изучаемого объекта. Также, в первой главе были рассмотрены функции эмоций и их классификация. Так как принцип классификации также не имеет единого стандарта, мы в краткой форме рассмотрели некоторые из принципов, по которым эмоции относят к тем или иным классам.

Информация о работе Эмоциональные защитные механизмы