Эмоциональные защитные механизмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Эмоции в жизни человека играют особенно большую роль. Являясь первой формой связи ребенка с окружающей средой, они служат выражением его отношения к предметному миру, подводят человека к познанию и тем самым способствуют всестороннему развитию. С возрастом приоритеты использования эмоциональной сферы меняются, но значимость её не утрачивается. Так, эмоции во взрослой жизни представляют одно из средств общения с людьми, в эмоциональных реакциях проявляются ценности и цели личности. Те эмоциональные переживания, которые имеют цель защитить личность от травмирующих переживаний и восстановить баланс, являются предметом нашей курсовой работы. Объектом являются эмоциональные состояния.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЭМОЦИЙ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ….…….…. ….…. ….…. ….….….
1.1. Психологические теории эмоций ………………………………………. 3
1.2. Классификация эмоций ……………………………………………………9
1.3. Функции эмоций ………………………………………………………… 13
ГЛАВА II ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ ………………………………………………………………….
2.1. Понятие о защитных механизмах личности …………………………… 16
2.2. Классификация защитных механизмов личности ……………………… 17
ГЛАВА III ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ …………………………………………………………………….
3.1. Теоретический подход к проблеме эмоциональных защитных механизмов …………………………………………………………………… 21
3.2. Поведенческий аспект эмоциональных защитных механизмов личности ……………………………………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 28

Вложенные файлы: 1 файл

Эмоциональные защитные механизмы.docx

— 122.61 Кб (Скачать файл)

«Эмоции – это класс процессов, направленных на внутреннюю регуляцию деятельности. Эту функцию они выполняют, отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта, их значения для осуществления его жизни»[9].

Перед тем как переходить к следующему параграфу, стоит вспомнить слова В. К. Вилюнаса: «Многое из того, что в учении об эмоциях по традиции называют многообещающим словом «теория», по существу представляет собой скорее отдельные фрагменты, лишь в совокупности, приближающиеся к идеально исчерпывающей теории». Поэтому, нужно помнить, что все вышеописанные теории объясняют свой аспект этого вопроса, и мы ни в коем случаи не относим их к однозначно верным или неверными. Причина, по которой была взята теория А.Н. Леонтьева – это её лаконичное изложение, достаточная для понимания предмета работы широта определения и большой эвристический потенциал.

§2. Классификация эмоций

Многогранность эмоций, их проявление на различных уровнях отражения и деятельности исключают возможность их простой линейной  классификации. Даже перечень наиболее известных оснований выглядит внушительно. 
    Эмоции различаются по модальности (качеству), по интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, форме своего развития, по уровням проявления в строении психического (высшие - низшие), по психическим процессам, с которыми они связаны и др. Очевидно, что этот пестрый перечень может служить лишь для самого общего ознакомления с положением, существующим в проблеме классификации эмоций. Ниже мы попытаемся наметить некоторые тенденции, характерные для этой проблемы, однако, дадим классификацию по модальности.

Некоторые видят в эмоциях лишь функцию перцептивно-когнитивных процессов (Мандлер, 1975), эти психологи в большинстве своем считают, что человек конструирует эмоции из своего жизненного опыта, что эмоции являются продуктом культуры, социализации и обучения и, следовательно, не могут быть классифицированы по модальности, но только по лежащим в их основе направленностям (социальные эмоции, эмоции направленые на обучение и т.д.). Другие признают фундаментальность эмоций и их заложенность в самой природе человека. Большинство исследователей, придерживающихся такой позиции, говорят о существовании т.н. «базовых эмоций». Признавая существование базовых эмоций, они классифицируют все эмоции, опираясь на них (Изард, Плутчик). Самой теоретически разработанной теорией этого класса является теория эмоций Р. Плутчика, где он показал, как различные эмоции могут смешиваться друг с другом и создавать новые эмоции[10][14]. Плутчик впервые предложил 8 основных биполярных эмоций: радость по сравнению с грустью, гнев против страха, доверие по сравнению с отвращением, и удивление по сравнению с ожиданием (Рис. 2). 

  Рис. 2

 

Мы, в свою очередь, возьмём классификацию К. Изарда, так как она в наибольшей степени отвечает нашим теоретическим положениям и проста в понимании. Он выделил следующие основные эмоции:

Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение — желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслом, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике[3].

Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанием. Диапазон различий по силе внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик для эмоции любой модальности. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг — эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх — от легкого беспокойства до ужаса. По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает.

Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызвать несогласованные, противоречивые эмоции. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Например, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость.

Качества, характеризующие каждую конкретную эмоциональную реакцию, могут сочетаться различным образом, что создает многоликие формы их выражения. Основные формы проявления эмоций — чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, стресс, настроение и чувство [11].

§3.  Функции эмоций

Эмоции, без сомнения, являются многофункциональным инструментом нашей внутренней жизни. Наиболее заметной функцией в бытовой жизни является коммуникативная функция, которая заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, появляется возможность судить о том, что происходит в психике. Кроме этого существует следующий ряд функций:

Сигнальная функция. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.

Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от опасностей.

Мотивационно-регулирующая функция заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать. Иногда эмоции могут заменять собой мышление в регуляции поведения. Эту функции мы хотели бы рассмотреть более подробно[3].

Следует отметить, что мотивационно-регулирующая функция эмоций может быть охарактеризована как индикация плюс - минус санкционирования осуществленной, осуществляющейся или предстоящей деятельности.

Эмоции, по мнению А.Н. Леонтьева, способны регулировать деятельность в соответствии с предвосхищаемыми результатами, но в то же время он подчеркивает, что хотя эмоции и играют очень важную роль в мотивации, сами мотивами не являются[9].

 Так, например, Р. Плутчик  приводит следующие категории  эмоций и реакций (Рис. 1).

Рис. 1

Первичная эмоция

Прототипический адаптивный комплекс

Принятие

Инкорпорация – поглощение пищи и воды

Отвращение

Отвержение – реакция отторжения, экскреция, рвота

Гнев

Разрушение – устранение препятствия на пути удовлетворения

Страх

Защита – первоначально в ответ на боль или угрозу боли

Радость

Репродуктивное поведение – реакции, сопутствующие сексуальному поведению

Горе

Депривация – утрата объекта, приносящего удовольствие

Испуг

Ориентировка – реакция на контакт с новым, незнакомым объектом

Надежда или любопытство

Исследование – более или менее беспорядочная произвольная активность, направленная на изучение окружающей среды


 

 

В левой колонке представлена эмоция, а в правой – естественная реакция на неё. Это говорит о том, что эмоция несёт сигнальную функцию для начала определённого действия. Далее, Р. Плутчик попытался распространить эту функцию эмоций также и на защитные механизмы личности[10][14].

Являясь изложением теоретических представлений об эмоциях, рассматриваемые выше положения помогают в дальнейшем лучше понять специфику эмоциональных защитных механизмов.

 

Глава II – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ

§1. Понятие о защитных механизмах личности

Для того чтобы продвинутся ещё на один шаг в рассмотрении роли эмоций в защитных механизмах личности, сначала необходимо рассмотреть что собой представляют защитные механизмы личности.

Термин “защита”, используемый в психоаналитической теории, во многих отношениях неудачен. То, что мы у зрелых взрослых называем защитами, не что иное как глобальные, закономерные, здоровые, адаптивные способы переживания мира. Первым, кто наблюдал некоторые из этих процессов и дал им названия, был З. Фрейд. 
Выбор им термина “защита” отражает два аспекта его мышления:  
Во-первых, З. Фрейд восхищался военными метафорами. Стремясь сделать психоанализ приемлемым для скептически настроенной публики, он часто в педагогических целях использовал аналогии, сравнивая психологические действия с армейскими тактическими маневрами, с компромиссами при решении различных военных задач, со сражениями, имеющими неоднозначные последствия;  
Во-вторых, когда З. Фрейд впервые столкнулся с наиболее драматическими и запоминающимися примерами того, что мы теперь называем защитами (прежде всего с вытеснением и конверсией), он увидел эти процессы действующими в их защитной функции. 

Мы считаем уместным рассмотреть определение защитным механизмам, которое дано в словаре по психоанализу последних лет XX века(Ж. Лапланш, Ж.  Понталис, 1996г.), т.к. оно включает все важнейшие открытия как фрейдизма, неофрейдизма, так и других направлений психологии до этого времени:

«Защита — совокупность действий, нацеленных на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего цельности и устойчивости биопсихологического индивида. Поскольку эта устойчивость воплощается в Я, которое всячески стремиться ее сохранить, его можно считать ставкой и действующим лицом в этих процессах. В целом речь идет о защите от внутреннего возбуждения (влечения) и особенно от представлений (воспоминаний, фантазий), причастных к этому влечению, а также защите от ситуаций, порождающих такое возбуждение, которое порождает душевное неравновесие и, следовательно, неприятно для Я. Защитный процесс осуществляется механизмами защиты, в большей или меньшей степени интегрированными в Я. Будучи отмечена и пронизана влечениями, тем, против чего она в конечном счете направлена, защита подчас становится навязчивой и проявляет себя (по крайней мере отчасти) бессознательными образами»[12].

Существуют множество дополнений и коррекций к вышеупомянутому определению: от мнения Вильгейма Райха, что характер является совокупностью защитных механизмов личности до утверждения Ф.В.Бассина, что механизмы психологической защиты являются главным адаптивным комплексом личности. Для нашей курсовой работы достаточным является наиболее лаконичное определение, включающее в себя лишь самые важные аспекты.

§2. Классификация защитных механизмов личности

Если можно найти общее определение защитных механизмов, то с классификацией дела обстоят иначе. Не существует общепризнанной классификации защитных механизмов психики, хотя многие авторы публиковали свои собственные.

Так, А. Фрейд предложила свою классификацию защитных механизмов по их положению во времени (в зависимости от стадий психического развития), но она не совпадала с исследованиями ряда психоаналитиков, в частности М. Кляйн, считавших, что интроекция и проекция являются теми психическими процессами, которые участвуют в развитии Я и в его дифференциации от внешнего мира. Эта классификация противоречила и психоаналитическому опыту, свидетельствовавшему о связи раннего проявления неврозов маленьких детей с процессом вытеснения. А. Фрейд понимала условность выдвинутой ею классификации механизмов защиты и поэтому сосредоточила свое внимание не на прояснении ее, а на исследовании ситуаций, провоцирующих действие защитных реакций. Подобным же образом поступил и З. Фрейд, отказавшись классифицировать защитные механизмы личности.

Информация о работе Эмоциональные защитные механизмы