Эмоционально-волевая сфера: способы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 16:54, контрольная работа

Краткое описание

Важнейшим аспектом формирования личности ученые считают развитие эмоционально-волевой сферы, выполняющей функцию регуляции жизнедеятельности. Анализ теоретического, экспериментального наследия ученых (М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, И.П. Павлов, Л.С. Выготский, И.М. Сеченов, В.И. Селиванов и другие) показал, что волевое поведение позволяет человеку изменять окружающую действительность, сообразуясь со знаниями законов развития природы и общества.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………..3

2. Развитие эмоционально-волевой сферы личности…………………...4-5

3. Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально-волевой сферы……………………………………………………………..6-20
3.1. Виды и роль эмоций
3.1.1. Интерес
3.1.2. Радость
3.1.3. Удивление
3.1.4. Страдание
3.1.5. Гнев, отвращение, презрение
3.1.6. Страх
3.1.7. Стыд
3.2. Развитие эмоций
3.3. Волевые функции и качества
4. Нарушения эмоционально-волевой сферы…………………………….21
5. Заключение……………………………………………………………….22
6. Список литературы………………………………………………….…23-24

Вложенные файлы: 1 файл

Д-11780МР Русалева НЮ Междуреченск Психология и педагогика.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

 

 

3.1.2 Радость

 

Радость - положительная  эмоция, характеризующаяся ощущением уверенности, удовлетворенности и личной значимости. В связи с тем, что чувство радости гармонизирует состояние человека, насыщая его самоудовлетворенностью, удовлетворенностью окружающим его миром и миросозданием в

 

 

_______________

9. Кэррол Е. Изард. Эмоции человека. Пер. с английского - Москва, Издательство Московского Университета, 1980 г. Лун, А.Н. Эмоции и личность. / А.Н. Лун; - М.: Знание, 1982.

целом,эмоция эта, по объективным причинам, является относительно кратковременной, подверженной смене другими эмоциональными состояниями.

Радость может возникнуть на различной стадии работы, от удовлетворения достигнутым результатом, от физических упражнений, от удовлетворения физиологических  потребностей, либо вследствие процессов, уменьшающих или нивелирующих отрицательные личностные состояния, при узнавании чего-то знакомого, во время мечтаний или других форм воображения и познания.

Радость имеет большое  значение в жизнедеятельности человека, облегчая и усиливая социальные связи, тем самым увеличивая адаптационные характеристики личности, и обозначая освобождение от негативной стимуляции и напряженных состояний. Испытываемая человеком, эта эмоция облегчает повседневную жизнь, повторяясь, радость привносит способность справляться с трудностями, достигать целей, способствует уверенности и, что немаловажно, успокаивает человека, снижая его напряженные состояния.10

 

 

3.1.3 Удивление

 

Удивление - не имеющая  четко выраженного положительно положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникающие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.11

Удивление порождается  резким увеличением нервной стимуляции, его внешней причиной является внезапное и неожиданное событие. Эта эмоция длится недолго, сопровождается ощущением отсутствия мыслей и чувством неопределенности.

 

 

_______________

10. Кэррол Е. Изард. Эмоции человека. Пер. с английского - Москва, Издательство Московского Университета, 1980 г. Лун, А.Н. Эмоции и личность. / А.Н. Лун; - М.: Знание, 1982.

11. Рогов Е.И. Эмоции и воля. - Москва, Владос, 2001 г.

 

В строгом смысле удивление  не является ни положительным, ни отрицательным. Но если человек относительно часто  испытывал приятное удивление, то он придет к его положительной оценке, если относительно часто испытывал неприятное удивление, он может прийти к его отрицательной оценке и хуже справляться с ситуациями, вызывающими это чувство.

Удивление является преходящим чувством. Оно быстро наступает и быстро проходит, не мотивируя поведение в течение длительного времени. Функция удивления состоит в подготовке индивида к успешным действиям в условиях нового внезапного события, в приспособлении нервной системы к внешним изменениям.12

 

 

3.1.4 Страдание

 

Страдание - важная фундаментальная, ярко отрицательная эмоция, играющая значительную роль в эволюции человека и продолжающая исполнять важные биологические и психологические  функции.

Страдание возникает  как результат продолжительного воздействия чрезмерного уровня стимуляции.

Первой причиной страдания  является акт рождения, физическое отделение ребенка от матери. Отчуждение, физическое или психологическое, остается на протяжении всей жизни одной из основных и наиболее общих причин страдания.

Другой важной причиной страдания является неудача, как  реальная, так и воображаемая. В  данном случае причины страдания связаны с личностными установками.

Испытывая страдание, человек  может чувствовать одиночество, изолированность, оторванность, поражение и чувство отверженности, как истинное, так и воображаемое, а также недовольство собой и бессилие.

Таким образом, страдание - наиболее распространенная отрицательная  эмоция, являющаяся доминирующей при  горе и

 

_______________

12. Кэррол Е. Изард. Эмоции человека. Пер. с английского - Москва, Издательство Московского Университета, 1980 г. Лун, А.Н. Эмоции и личность. / А.Н. Лун; - М.: Знание, 1982.

депрессии, могущая служить  конструктивным целям, мотивируя активную деятельность.13

 

 

3.1.5 Гнев, отвращение, презрение

 

Гнев, отвращение и презрение - различные фундаментальные эмоции. Они различны как по проявлениям, так и переживаниям. Человек может  чувствовать себя раздраженным при  гневе, переживать глубокое неудовольствие при отвращении и быть холодным и отстраненным при призрении. Однако в повседневной жизни гнев, отвращение и презрение кажутся часто возникающими вместе. Ситуации, которые вызывают одну из этих эмоций, часто вызывают и другие.

Гнев. Одной из причин гнева является чувство физического или психологического препятствия - физические помехи, правила, законы или собственная неспособность. Если препятствия незначительны или неочевидны, непосредственная реакция может в гневе и не выражаться, однако что-то действительно мешает достижению страстно желаемой цели, гнев рано или поздно обязательно возникнет.

Гнев заставляет испытывать сильное напряжение и сопровождается сильным чувством импульсивности.

В эволюции человека гнев имел важное значение для выживания. Оно объясняется  способностью мобилизовать энергию индивида и сделать его готовым к активной самозащите. При развитии цивилизации необходимость этой функции гнева стала столь редкой, что большинством ученых она рассматривается как помеха, а не преимущество.14

Отвращение. Это отрицательное  эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими

 

 

_______________

13, 14. Кэррол Е. Изард. Эмоции человека. Пер. с английского - Москва, Издательство Московского Университета, 1980 г. Лун, А.Н. Эмоции и личность. / А.Н. Лун; - М.: Знание, 1982.

принципами или установками  субъекта.15

В некоторых отношениях отвращение тесно связано с гневом, однако оно обладает рядом отличительных черт. Само по себе оно не так опасно, как гнев.

Когда что-то вызывает отвращение, человек  стремится устранить этот объект или изменить его таким образом, чтобы он перестал вызывать отвращение. В процессе эволюции отвращение, вероятно, способствовало поддержанию санитарного состояния среды и предотвращало употребление испорченной пищи и воды. Возможно, что отвращение играет важную роль в поддержании личной гигиены. Отвращение, сопряженное с гневом может быть очень опасным, поскольку гнев может вызвать агрессивное поведение и нападение, а отвращение - желание физического избавление от кого-либо или чего-либо.16

Презрение. Это отрицательное  эмоциональное состояние, возникающее  в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с аналогичными категориями, присущими объекту чувства.17 Презрение, как гнев и отвращение, является чувством враждебности. Человек негативно относится к тому, в отношении кого (чего) он испытывает эту эмоцию.

Презрение - это отстраненное переживание, побуждающее к агрессии, проявляющееся в высокомерии, хитрости и обмане.18

 

 

3.1.6 Страх

 

Страх рано или поздно испытывают все люди. Связанные с  ним переживания легко воспроизводятся  и могут прорываться в сознание во время сна. Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Интенсивный  страх приводит даже к смерти. Но страх не является только злом. Он может служить предупреждающим сигналом и изменять направление мыслительных процессов и поведение.

 

_______________

15, 17. Рогов Е.И. Эмоции и воля. - Москва, Владос, 2001 г.

16, 18. Кэррол Е. Изард. Эмоции человека. Пер. с английского - Москва, Издательство Московского Университета, 1980 г. Лун, А.Н. Эмоции и личность. / А.Н. Лун; - М.: Знание, 1982.

С эволюционно - биологической  точки зрения страх может усиливать  социальные связи, включать коллективную защиту. В современных цивилизациях существует все более возрастающее число объектов, событий, условий и ситуаций, которые пугают или могут быть пугающими.

Причиной страха может  быть как присутствие чего-то угрожающего, так и отсутствие чего-то, что  объекта, обеспечивающего безопасность, например, мать для ребенка.

Страх является эмоцией  большой силы, которая оказывает  заметное воздействие на восприятие, мышление и поведение индивида. По сравнению с другими эмоциями она оказывает наиболее сдерживающее влияние.

Страх в зависимости от своей интенсивности переживается как предчувствие, неуверенность, полная незащищенность. Человек ощущает угрозу своему существованию, которая может переживаться как угроза своему телу, своему психическому Я или тому и другому вместе.19

Взаимодействие страха с другими эмоциями может также оказывать большое влияние на личность и поведение. Существуют способы снижения и контроля страха. Они основываются в основном на теории научения.20

 

 

3.1.7 Стыд

 

Стыд - отрицательное  эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.21

Дарвин и многие другие исследователи стыда отмечали, что, стыдясь, человек испытывает повышенные чувства самосознания, самопонимания, самоконтроля. При стыде все сознание человека

 

_______________

19, 21. Ковалева Л.Е. Формула эмоций.: Публицист. очерки / Л.Е. Ковалева; - М.: дет. лич. 1974.

20. Кэррол Е. Изард. Эмоции человека. Пер. с английского - Москва, Издательство Московского Университета, 1980 г. Лун, А.Н. Эмоции и личность. / А.Н. Лун; - М.: Знание, 1982.

 

заполняется им самим.

Некоторые исследователи  считают, что только те препятствия  вызывают стыд, которые предопределяют неудачу в отношении Я - идеала, стыд возникает только при наличии эмоционального контакта с другим человеком, чьи мнения и чувства значимы для индивида.

Стыд, возможно, выполняет  некоторые жизненно важные функции  для индивида. Прежде всего, стыд делает человека сенситивным к чувствам и оценкам окружающих, что направлено на сближение сообщества. Избегание стыда может быть довольно мощным мотивом поведения.

 

Вывод: Однако врожденными являются далеко на все эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Гнев, отвращение и презрение - это разные эмоции, но в жизни они часто взаимодействуют. Любая комбинация этих трех эмоций составляет основной аффективный компонент враждебности. Управление гневом, отвращением и презрением представляет собой значительные трудности. Нерегулируемое влияние этих эмоций на мышление и деятельность может создать серьезные проблемы адаптации. Должным образом преодоленный стыд может играть положительную роль в саморазвитии и самоусовершенствовании.

 

 

3.2 Развитие эмоций

 

Основные моменты развития чувств заключается в том, что: чувства становятся всё более сознательными и мотивированными; происходит эволюция содержания чувств, обусловленная, как изменением образа жизни, так и характера.

Разительные перемены в  психическом развитии личности, происходящие в относительно короткий отрезок времени, не является редким явлением. К такого рода переменам относится перестройка в отношении чувств.

В период обучения познавательная деятельность человека, осуществляемая изо дня в день, является источником развития познавательных чувств и познавательных интересов. Формирование моральных чувств обусловлено его жизнью в коллективе.

Опыт нравственного  поведения становится определяющим фактором формирования моральных чувств.

Разнообразная по содержанию деятельность человека порождает целую гамму обогащающих его чувств и переживаний, является предпосылкой формирования на её основе склонностей и способностей.

На примере можно  рассмотреть основные возрастные особенности эмоциональных реакций, состояний и чувств школьника, они сводятся к следующим:

а) по сравнению с дошкольниками  понижается эмоциональная возбудимость, причём это происходит не в ущерб  содержательной стороне эмоций и  чувств;

б) начинает формироваться  такое чувство, как чувство долга;

в) расширяется круг представлений и хороших знаний, и происходит соответствующий сдвиг в содержании чувств - они вызываются не только непосредственном окружением;

г) повышается интерес  к предметному миру и к тем  или иным видам деятельности.22

Характеристика развития чувств человека, по существу, не возможна без учёта весьма интенсивно происходящего развития самосознания. Только при учёте этого исключительно важного момента в развитии личности может быть понята роль переживаний в становлении самосознания человека.

Информация о работе Эмоционально-волевая сфера: способы развития