Эмоционально-волевая сфера: способы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 16:54, контрольная работа

Краткое описание

Важнейшим аспектом формирования личности ученые считают развитие эмоционально-волевой сферы, выполняющей функцию регуляции жизнедеятельности. Анализ теоретического, экспериментального наследия ученых (М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, И.П. Павлов, Л.С. Выготский, И.М. Сеченов, В.И. Селиванов и другие) показал, что волевое поведение позволяет человеку изменять окружающую действительность, сообразуясь со знаниями законов развития природы и общества.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………..3

2. Развитие эмоционально-волевой сферы личности…………………...4-5

3. Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально-волевой сферы……………………………………………………………..6-20
3.1. Виды и роль эмоций
3.1.1. Интерес
3.1.2. Радость
3.1.3. Удивление
3.1.4. Страдание
3.1.5. Гнев, отвращение, презрение
3.1.6. Страх
3.1.7. Стыд
3.2. Развитие эмоций
3.3. Волевые функции и качества
4. Нарушения эмоционально-волевой сферы…………………………….21
5. Заключение……………………………………………………………….22
6. Список литературы………………………………………………….…23-24

Вложенные файлы: 1 файл

Д-11780МР Русалева НЮ Междуреченск Психология и педагогика.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

 

«Томский политехнический университет»

 

 

Институт дистанционного образования

Кафедра социологии

Специальность 080505 «Управление персоналом»

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

по дисциплине «Психология и педагогика»

 

 

Тема: «Эмоционально-волевая сфера: способы развития»

 

 

вариант 15

 

 

 

 

Выполнил:

студент гр.Д-11780МР

курс 3

Русалева Надежда

     Юрьевна

 

 

 

 

Проверил:

 

преподаватель

 

 

 

 

Томск 2010

П Л А Н

 

1. Введение…………………………………………………………………..3

 

2. Развитие эмоционально-волевой сферы личности…………………...4-5

 

3. Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально-волевой сферы……………………………………………………………..6-20

3.1. Виды и роль эмоций

3.1.1. Интерес

3.1.2. Радость

3.1.3. Удивление

3.1.4. Страдание

3.1.5. Гнев, отвращение, презрение

3.1.6. Страх

3.1.7. Стыд

3.2. Развитие эмоций

3.3. Волевые функции и качества

 

4. Нарушения эмоционально-волевой сферы…………………………….21

 

5. Заключение……………………………………………………………….22

 

6. Список литературы………………………………………………….…23-24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшим аспектом формирования личности ученые считают развитие эмоционально-волевой  сферы, выполняющей функцию регуляции  жизнедеятельности. Анализ теоретического, экспериментального наследия ученых (М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, И.П. Павлов, Л.С. Выготский, И.М. Сеченов, В.И. Селиванов и другие) показал, что волевое поведение позволяет человеку изменять окружающую действительность, сообразуясь со знаниями законов развития природы и общества.

Воля понимается учеными  как способность человека, проявляющаяся  в самодетерминации и саморегуляции  им своей деятельности и различных  психических процессов. Необходимым  условием развития воли, ученые называют включение субъекта в деятельность.

Роль нравственных качеств  личности в осуществлении волевого поведения изучалась в работах  М.И. Маджарова, П.А. Рудика, В.И. Селиванова. Авторы пришли к выводу о том, что  нравственная направленность личности во многом способствует осуществлению волевого поведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

 

Линии исследования воли и эмоций сформировались и существуют как  относительно независимые. Однако в  ряде работ они рассматриваются  в единстве и используется термин эмоционально-волевая сфера личности.1

Развитие эмоционально-волевой  сферы является важнейшим аспектом развития личности в целом.

В основном в младшем  школьном возрасте складывается и проявляется  до 70% личностных качеств, поэтому невнимание к развитию личности в этом возрасте порождает педагогические просчеты, которые ярко обнаруживаются на последующих ступенях обучения. Проблемы эмоционально-волевой регуляции возникают на переходном этапе от младшего школьного к подростковому возрасту.

При отсутствии целенаправленного формирования эмоционально-волевой сферы личности в условиях стихийного развития оказываются неспособными к саморегуляции той или иной деятельности.

Основной формой существования  личности является ее развитие, которое  предполагает внутренние изменение в психике, сознании, мышлении, ценностях, потребностях, мотивах и т.д. Интегральный результат состоит в возникновении качеств самоорганизующегося субъекта в той или иной деятельности: осознанности, способности к выбору, активности, самостоятельности, устойчивости к негативным влияниям и т.д.

Развитие это не просто изменение, а процесс непрерывного самосовершенствования личности. Если нет саморазвития, - нет и развития. Источником развития, по мнению В.А. Петровского, является деятельность, общение и самосознание.2

Развитие эмоционально-волевой  сферы личности является сложным  процессом, который происходит под  воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия 

 

 

_______________

1. М.В. Чумаков. Общая психология. Проблемы социальной психологии личности.

2. Петровский А.В. О психологии личности. / А.В. Петровский; - М.: Знание, 1971.

 

являются условия социальной среды, в которых находится человек,

факторами внутреннего  воздействия - наследственность, особенности его физического развития.

 

Вывод: Эмоционально-волевая сфера – сложный феномен психической жизни человека. Развитие эмоционально-волевой сферы личности соответствует основным этапам её психического развития, начиная с раннего детства до подросткового периода (ранней юности). Без целенаправленного развития эмоционально-волевой сферы как единого механизма саморегуляции невозможно становление самосознания личности, её самоорганизации, самоопределения и самоутверждения. Задачи эмоционально-волевого развития личности наиболее полно решаются в системах развивающего обучения. В то время как развитие личности является целью образования в любых его парадигмах, однако каждая парадигма представляет развитие (его цель, содержание, методы и т.д.) в зависимости от того, какие образовательные ценности определяют её стратегию. В системах развивающего обучения развитие личности является главной целью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ  РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

 

3.1. Виды и роль эмоций

 

Эмоции - особый класс  субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и  неприятного, отношение человека к  миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К  классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые "чистые" эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем, друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражение человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.3

Данный факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ.

  Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщение человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально - выразительных движений.4

 

_______________

3, 4. Немов Р.С. Общая психология.: Учебник для ср. проф. образования. / Р.С. Немов; - М.: Владос, 2003.

Мы нередко считаем, что эмоции и чувства - это одно и то же. Эмоции, в строгом значении слова, - это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства. Поэтому понятие "эмоция" уже, чем понятие "чувство".

В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее  живым существам определять биологическую  значимость состояний организма  и внешних воздействий. Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта. В этом случае эмоции вызываются ситуациями и сигналами, предшествующими прямым вызывающим эмоции воздействиям, что позволяет субъекту заблаговременно к ним подготовиться.

Эмоциональная жизнь  человека наполнена многообразным содержанием: эмоции выражают оценочное отношение к отдельным условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности (например, страх, гнев), к конкретным достижениям в ней (радость, огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям и т.п.

Отношение к отражаемым явлениям как главное свойство эмоций представлено в их качественных характеристиках (к ним относится знак - положительный/отрицательный - и модальность - удивление, радость, отвращение, негодование, тревога, печаль и т.д.), в динамике протекания самих эмоций - длительность, интенсивность и др. - и их внешнего выражения (эмоциональной экспрессии) - в мимике, речи, пантомимике.5

Второй важнейшей функцией эмоций является экспрессивная и  коммуникативная, она же является важнейшим фактором регуляции процессов познания.

Часть эмоционально-экспрессивных  выражений является врожденной, некоторые, как было установлено, приобретаются  прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь  данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний.6

С точки зрения влияния  на деятельность человека эмоции делятся  на стенические и астенические. Стенические  эмоции

 

_______________

5. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер; - М.: Издательство МГУ, 1984.

6. Немов Р.С. Психология: Учебник для пед. вузов / Р.С. Немов; М.: Владос, 2001.

 

стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к  поступкам, высказываниям. Под влияние таких эмоций индивиду становится трудно промолчать, остаться бездействующим, проявляется готовность "горы свернуть". И наоборот, иногда переживания вызывают своеобразную скованность, пассивность - тогда идет речь об астенических эмоциях.7

Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая то или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности.

В своих исследованиях  К.Е. Изард выделил следующие основные, или, как он их называл, "фундаментальные", эмоции, определяющие все основные: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. Из соединения фундаментальных эмоций возникают комплексные эмоциональные состояния, такие как, например, тревожность, сочетающая в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость, удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и т.д.)8

 

 

3.1.1 Интерес

 

Интерес - наиболее часто  испытываемая положительная эмоция. Он является исключительно важным видом  мотивации в развитии знаний, навыков, интеллекта. Интерес - это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом. Он необходим для творчества. Интерес может возбуждаться воображением и памятью в отсутствие внешней стимуляции. Распространенной причиной эмоции интереса являются генерируемые индивидом воображаемые образы, связанные с достижением целей, которые ставит перед собой индивид.

 

_______________

7, 8. Рогов Е.И. Эмоции и воля. - Москва, Владос, 2001 г.

В целом заинтересованный человек выглядит так, как будто он присматривается, или прислушивается. Человек обнаруживает признаки любопытства и захваченности, при интенсивном интересе человеку свойственно воодушевление и оживление. Именно это оживление обеспечивает связь интереса с познавательной и двигательной активностью.

Значение эмоции интереса в эволюционном развитии цивилизации и в индивидуальном развитии индивида трудно переоценить. По мнению С.С. Томкинса: "Без интереса развитие мышления и концептуального аппарата было бы серьезно нарушено. Взаимоотношения между интересом и функциями мышления и памяти столь обширны, что отсутствие аффективной поддержки со стороны интереса угрожает развитию интеллекта не в меньшей степени, чем разрушение ткани мозга. Чтобы думать нужно переживать, быть возбужденным, постоянно получать подкрепление. Нет ни одного навыка, которым можно было бы овладеть без устойчивого интереса" (Tomkins, 1962, р.343).

Интерес рассматривается как одна из фундаментальных врожденных эмоций и считается доминирующей из всех эмоций у нормального, здорового человека. Предполагается, что именно эмоция интереса постоянно присутствует в сознании и что именно она вместе с познавательными структурами и ориентациями направляет восприятие, познание и действие. Эмоция интереса поддерживает исследование, изучение и конструктивную деятельность, межличностные и семейные отношения, важен для развития умений и интеллекта индивида, играет ведущую роль в развитии и формировании личности.9

Информация о работе Эмоционально-волевая сфера: способы развития