Эмоциональная тревожность детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Проблема готовности старших дошкольников к обучению в школе всегда волновала педагогов, психологов и родителей. Ее решению придавали большое значение и философы, и педагоги, подчеркивая тем самым важность этой проблемы. Вопрос готовности старших дошкольников к обучению в школе и в настоящее время остается актуальным и значимым.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.5
1.1. Вопрос о психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников в работах отечественных исследователей…………………………5
1.1.1. Подходы к решению проблемы психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе…………………………………………………5
1.1.2 Основные аспекты при рассмотрении проблемы психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста……………………….7
1.2. Кризис семи лет и психологическая готовность ребенка к школе. ………12
1.2.1. Особенности когнитивного (интеллектуального), мотивационного и волевого развития личности ребенка дошкольного возраста……………………12
1.2.2. Кризис 7 лет. Признаки, новообразования, социальная ситуация развития………………………………………………………………………………17
2. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ……………………………………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая готовая.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

    В целом, как и любому другому, кризису семи лет присуще так называемое семизвездие (14, с.56):

1). Утрата непосредственности  ребенком, связанная с привнесением  в поступки интеллектуального  момента, который вклинивается  между переживанием и поступком,  что является противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку.

2). Смена основных переживаний  ребенка. От одного способа  переживания воздействий среды  ребенок переходит к другому.

3). Обобщение переживаний.  Впервые появляется феномен обобщения переживаний, который становится основой логики чувств.

4). Перестройка потребностей, побуждений, переоценка ценностей.

5). Новое отношение  ребенка к среде. Для ребенка  изменение отношения к среде  означает, что и сама среда  изменилась. А значит, изменился и весь ход развития ребенка. Наступила новая эпоха в развитии, изменяются интересы и цели деятельности.

6). Обобщенное отношение  к самому себе. Появляется понимание  своей человеческой ценности  и уважение к себе. Возрастает  уровень требований к самому себе, к собственному успеху, положению. Происходит активное формирование самооценки.

7). Обобщенное отношение  к окружающим. Перестраивается социальная  позиция по отношению к окружающим  людям, авторитету матери, отца.

      Вся  совокупность изменений приводит к явлению, называемому кризисом личности, когда ребенок совершает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением его личности, а не с мгновенным желанием, т.е. мотив дифференцирован от ситуации.

 

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ

 

Все рассмотренные аспекты  готовности ребенка к школе, невзирая на различия в подходах, между собой тесно взаимосвязаны. Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального, психологического и интеллектуального развития. Это не разные виды готовности, а разные стороны ее проявления. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов в данный момент и в данной ситуации: самочувствие и состояние здоровья будущего школьника; его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогом и сверстниками и подчиняться школьным правилам; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций – говорят о том, или ином аспекте готовности к обучению в школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.

     Кроме этого,  в настоящее время многие ученые  считают, что наступление кризиса  «семи лет» служит одним из  признаков психологической готовности  ребенка к школьному обучению, поэтому вопрос состоит не в том, чтобы избежать кризиса, а чтобы умело использовать его в воспитательных целях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

   

Диагностика готовности в интеллектуальной сфере.

Большинство психологов-исследователей считают, что интеллектуальная готовность ребенка к школе состоит из следующих основных компонентов:

  1. ориентация в окружающем, запас знаний;
  2. умение пользоваться системой общественно выработанных сенсорных эталонов;
  3. определенный уровень сформированности мыслительных операций;
  4. сформированность на компонентах, перечисленных выше, подробнее.

Необходимый для успешного  обучения в школе кругозор ребенка  должен включать определенный запас конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и их труде, общественной жизни.

     Умение  пользоваться системой общественно  выработанных сенсорных эталонов  предполагает способность ребенка  распознавать внешние свойства  предметов (цвет, форма, величина, материал) и взаимное их расположение в пространстве (право – лево, верх – низ, над – под), а также этими знаниями в практике.

     Определенный  уровень сформированности мыслительных  операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации – предполагает способность ребенка усвоить не только отдельные факты о природе, но и знания о взаимодействии организма со средой, зависимость между строением предмета, формой и его функциями.

    При диагностике интеллектуальной сферы старшего дошкольника используют следующие методики:

1). Методика «Пирамида». Методика описана А.Л.Венгер, Т.Л.Выготской,  Э.И.Леонгард в 1972году.

- Цель: исследование наглядно-образных  форм мышления, возможности моделировать  с учетом величины деталей  (на материальном уровне).

- Источник – Л.А.Венгер. А.Л.Венгер. «Домашняя школа мышления»,  Москва. 1985, 179с.

2). Методика «Почтовый ящик». Методика описана Л.А.Венгер, Т.Л.Выготской, Э.И.Леонгар.

- Цель: исследование возможности осуществления операций сравнения и установления тождества объектов на материальном уровне.

- Источник – Л.А.Венгер, А.Л.Венгер. «Домашняя школа мышления»  Москва. 1985, 179с.

3). Методика «Разрезные  картинки». Автор М.М.Семаго.

-Цель: выявление уровня  сформированности наглядно-действенного  и наглядно-образного мышления, специфики формирования пространственных представлений.

- Источник – Тестируем детей/ сост. Т.Г.Макеева. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 347 с.

4). Методика «Треугольники». Автор Т.Е.Егорова.

- Цель: исследование перцептивного развития восприятия, наглядно-образного мышления.

- Источник – Практическая  психология образования: Учебное  пособие 4-е изд./ Под редакцией  И.В.Дубровиной – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.

5). Методика «Классификация  предметов». Авторы Л.С.Выготский  1934г., Гольштерн и Ширер 1941г., Б.В.Зейгарник доработал в 1970г.

- Цель: исследование процессов  обобщения и абстрагирования.

- Источник – Практическая  психология образования: Учебное  пособие 4-е изд./ Под редакцией  И.В.Дубровиной – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.

6). Методика «4-й лишний»  (вербально и невербально). Автор  М.М.Семаго.

- Цель: вербально –  определить способности выделять  признаки предметов или явлений;  уровня обобщающих операций; невербально  – исследование категориального  мышления; выявление уровня обобщения.

- Источник – Практическая  психология образования: Учебное  пособие 4-е изд./ Под редакцией  И.В.Дубровиной – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.

7). Методика «Последовательность  событий». Предложена А.Н.Берштейном в 1911г.

- Цель: изучение логического  мышления ребенка путем сначала невербальных действий, а затем – составление рассказа.

- Источник – Практическая  психология образования: Учебное  пособие 4-е изд./ Под редакцией  И.В.Дубровиной – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.

8). Методика «10 слов».  Автор А.Р.Лурия.

-Цель: изучение кратковременной  словесной слуховой памяти ребенка,  а также активности внимания, утомляемости.

- Источник – Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд./ Под редакцией И.В.Дубровиной – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.

    При диагностики эмоционально-волевой сферы используют следующие методики:

1). Методика «Домик».  Автор И.В.Дубровина.

-Цель: выявление умения  ребенка ориентироваться в своей  работе на образец, умения точно  скопировать его, выявления особенности  развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

- Источник – Тестируем  детей/ сост. Т.Г.Макеева. – 2-е  изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 347 с. (Психологический практикум).

2). Методика «Графический  диктант». Автор Д.Б.Эльконин.

- Цель: выявление умения  внимательно слушать и точно  выполнять указания взрослого,  правильно воспроизводить на  листе бумаги заданное направление  линии, самостоятельно действовать  по указанию взрослого.

- Источник – Практическая  психология образования: Учебное пособие 4-е изд./ Под редакцией И.В.Дубровиной – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.

3). Методика «Узоры».  Автор Л.И.Цеханская (1978г.).

- Цель: выявление сформированности  умения детей сознательно подчинять  свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия, и, кроме того, умения внимательно слушать говорящего.

- Источник – Практическая  психология образования: Учебное  пособие 4-е изд./ Под редакцией  И.В.Дубровиной – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.

4). Методика «Заборчик». Автор С.Д.Забрамная.

-Цель: понимание цели  задания, выявление способности  к произвольной деятельности. Наличие  самоконтроля. Состояние моторики.

- Источник – Практическая  психология образования: Учебное  пособие 4-е изд./ Под редакцией  И.В.Дубровиной – СПб.: Питер, 2004. 592 с.

5). Методика «Опосредованное запоминание». В основу легли методики,  разработанные Л.С.Выготским, Л.В.Занковым, А.Н.Леонтьевым.

- Цель: выявление понимания  инструкции и сохранение ее  до конца эксперимента. Умение  пользоваться приемами опосредованного запоминания, точность воспроизведения слов, предложенных для запоминания.

- Источник – Практическая  психология образования: Учебное  пособие 4-е изд./ Под редакцией  И.В.Дубровиной – СПб.: Питер, 2004. 592 с.

     При исследовании  мотивационной сферы используют следующие методики:

1). Мотивационная методика  Гинзбурга. Методика разработана М.Р.Гинзбургом в 1988г.

- Цель: выявление ведущего  мотива обучения в школе.

- Источник – Практическая  психология образования: Учебное  пособие 4-е изд./ Под редакцией И.В.Дубровиной – СПб.: Питер, 2004. 592 с.

2). Тест школьной зрелости  Керна-Йирасека.

-Цель: определение психомоторной  зрелости старших дошкольников («школьной  зрелости»).

- Источник – Практическая  психология образования: Учебное  пособие 4-е изд./ Под редакцией И.В.Дубровиной – СПб.: Питер, 2004. 592 с.

 

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ

                       

   Диагностика психологической готовности к школе должна проводиться прежде всего в интересах профилактики нежелательного психического развития ребенка. Если диагностика проводится непосредственно перед поступлением детей в школу, то следует понимать для чего она делается. Могут быть следующие цели диагностики готовности к школе:

  1. понимание особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;
  2. выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации;
  3. распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;
  4. отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школе. 

                                                               

          

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обучение в школе  является самостоятельным видом  деятельности, специально организованным и направленным на свою прямую задачу – систематическое усвоение определенной суммы знаний и навыков, предусмотренных школьной программой. Для успешного обучения в школе, ребенок должен иметь определенный уровень личностного и интеллектуального развития, который рассматривается как «психологические предпосылки к обучению в школе».

«Школьная зрелость», «готовность к школе» и «психологическая готовность к школе» - это понятия, используемые в психологии для обозначения уровня психического развития ребенка, по достижении которого последнего можно учить в школе.

Вопрос готовности к  школе остается актуальным и значимым уже на протяжении многих лет. Все существующие аспекты готовности ребенка к школе, невзирая на различия в подходах, между собой тесно взаимосвязаны. Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального, психологического и интеллектуального развития. Это не разные виды готовности, разные стороны ее проявления. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов в данный момент и в данной ситуации: самочувствие и состояние здоровья будущего школьника; его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогами и сверстниками и подчиняться школьным правилам; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций – говорят о том или ином аспекте готовности к обучению в школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения. Следовательно, при подготовке к школе необходимо уделять должное внимание всем аспектам готовности ребенка к систематическому обучению, а не выделять в качестве основополагающего какой-либо один.    

Информация о работе Эмоциональная тревожность детей