Эмоциональная тревожность детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Проблема готовности старших дошкольников к обучению в школе всегда волновала педагогов, психологов и родителей. Ее решению придавали большое значение и философы, и педагоги, подчеркивая тем самым важность этой проблемы. Вопрос готовности старших дошкольников к обучению в школе и в настоящее время остается актуальным и значимым.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.5
1.1. Вопрос о психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников в работах отечественных исследователей…………………………5
1.1.1. Подходы к решению проблемы психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе…………………………………………………5
1.1.2 Основные аспекты при рассмотрении проблемы психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста……………………….7
1.2. Кризис семи лет и психологическая готовность ребенка к школе. ………12
1.2.1. Особенности когнитивного (интеллектуального), мотивационного и волевого развития личности ребенка дошкольного возраста……………………12
1.2.2. Кризис 7 лет. Признаки, новообразования, социальная ситуация развития………………………………………………………………………………17
2. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ……………………………………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая готовая.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

    Во всех  исследованиях, несмотря на различие  подходов, основополагающей является  физическая или физиологическая  готовность к обучению в школе,  которая определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе.

     С началом  школьного обучения резко возрастает  нагрузка на организм ребенка.  Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил ребенка.

     Готов ли  организм ребенка к таким нагрузкам?  Многочисленные исследования физиологов  свидетельствуют, что в возрасте 5-7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма, которая к началу школьного обучения еще не заканчивается. Поэтому по своим функциональным характеристикам организм ребенка 5-7 лет готов к систематическому школьному обучению, но очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению.

     Так же  необходимо помнить, что все  дети развиваются по разному и физический возраст ребенка не всегда соответствует биологическому. Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному  возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.  

     Социальная и личностная готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, выполнению новой социально-значимой роли, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.

     До семи  лет ребенок поступает в соответствии  с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и их выражение в поведении представляют собой единое целое. Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и внутри. Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента. Поведение становится осознанным. Осознание включается во все сферы жизни ребенка. Он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и самому себе.

        Одним из важнейших достижений  старшего дошкольного возраста, является осознание своего социального  «Я», формирование внутренней  социальной позиции. Это достижение  является переломным пунктом  в психическом развитии дошкольника.  В 5-7 летнем возрасте ребенок начинает осознавать расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясное выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность, в частности, стремление к выполнению социальной роли школьника и учению в школе. В этот период у детей возникает потребность в такой деятельности, которая была бы в глазах людей значимой. У ребенка появляется стремление учиться в школе, желание стать школьником, а игры в школу становятся важными и постоянными.

      Говоря  о наличии у старших дошкольников  стремления к новой общественно-значимой  деятельности, т.е. к учению, Л.И. Божович отмечает, что оно возникает у детей в старшем дошкольном возрасте вместе с центральным личностным новообразованием, которое было названо ею «внутренней позицией  школьника».(1. с 163).

      Понятие  «внутренняя позиция школьника»конкретизировано в исследованиях ряда отечественных ученых. Так, Т.А. Нежнова вслед за Л.И. Божович определяет ее как «систему потребностей, стремлений ребенка, связанных со школой, то есть такое отношение к школе, когда причастность к не переживается ребенком как, его собственная потребность».(12. с 24).

      М.Г.  Елагина считает, что понятие  «внутренняя позиция школьника»  должно быть определено как  позиция «социального функционирования».  В период 5-7 лет идет активное  установление контактов детей с взрослыми и сверстниками. Возникающие взаимоотношения опосредованы правилами, которые формируют обращенные к ребенку ожидания и существуют в форме конкретной роли. Мир взрослых предлагает ребенку роль ученика, но в школе много других ролей, практика, выполнения которых имеет существенное значение, потому что становится основой развития личной жизни ребенка, обеспечивающей дифференциацию двух планов образа себя: «Я» – реального и «Я» - идеального.

         В процессе развития у ребенка  формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ «Я» -реального – какой я есть), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ «Я» -идеального – каким бы я хотел быть). Совпадение «Я» - реального с идеальным является важным показателем эмоционального благополучия.

      Таким  образом, к концу дошкольного  возраста у детей формируется  самооценка, содержанием которой  является качество умений, связанных с выполнением предметно-практических действий, и моральные свойства, связанные с подчинением или неподчинением правилам поведения. У детей старшего школьного возраста появляется ясно выраженное стремление к социальному положению и к учению как новой, социально-значимой деятельности. Способность ребенка различать себя и других в самосознании дает возможность осознать себя как субъекта действий, и как субъекта в системе человеческих отношений. Дошкольник осознает свое социальное «Я». Появление особого личностного новообразования, характеризующего личность в целом, определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, окружающим людям и самому себе.

    К семи годам  социальная сфера активности  становится не только источником  отношения ребенка к себе, но  и тем условием, которое обеспечивает мотивацию его учения в начальной школе: ребенок учится ради признания и одобрения, значимых для него людей. Переживание собственной успешности в учебе в качестве соответствия тому социальному статусу, на который претендует ребенок, и является главным показателем его готовности к принятию и освоению социальной роли ученика. Если же закономерных изменений в развитии самосознания не происходит, это может свидетельствовать об отставании в социальном (личностном) развитии.(3. с 312).

 

1.2. Кризис семи лет и психологическая готовность ребенка к школе.

 

1.2.1. Особенности когнитивного, мотивационного и волевого развития личности ребенка дошкольного возраста.

 

Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, то есть в период времени от трех до семи лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности. Перцептивные действия формируются в обучении, и их развитие проходит ряд этапов. На возраст старшего дошкольника (5-7 лет) приходится третий этап, где перцептивные действия становятся еще более скрытыми, свернутыми, сокращенными, их внешние, эффекторные звенья исчезают, а восприятие извне начинает казаться пассивным процессом. На самом деле этот процесс по прежнему активен, но протекает внутренне, в основном только в сознании и на подсознательном уровне ребенка. Дети получают возможность довольно быстро узнавать интересующие их свойства объектов, отличать одни предметы от других выяснять существующие между ними связи и отношения. В результате всего этого внешнее перцептивное действие превращается в умственное.

На ряду с развитием  восприятия в дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания. Старший дошкольник вполне в состоянии произвольно и в течение достаточно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных объектах или их действиях. Старший дошкольник рассматривает какое-либо изображение от 12 до 20 секунд (т.е. в 2-2,5 раза дольше, чем младший школьник)

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. К концу дошкольного возраста, т.е. к 6-7 годам, процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале. От интереса ребенка к выполняемой им деятельности и мотивации этой деятельности зависит развитие у него процессов памяти. С возрастом развивается способность ребенка оценивать возможности собственной памяти, становится более разнообразными и гибкими стратегии запоминания и воспроизведения материала.

При помощи механических повторений информации дети в старшем дошкольном возрасте могут неплохо ее запоминать. У них проявляются первые признаки смыслового запоминания. При активной умственной работе дети запоминают материал лучше, чем без такой работы. Хорошо развита у детей данного возраста эйдетическая память.

В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно-ролевые игры.

Так же как восприятие, память и внимание – воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка, является сенсорные эталоны.

старшего дошкольника  воображение представлено в двух основных формах:

  а) произвольное, самостоятельное  порождение ребенком некоторой идеи;

  б) возникновение  воображаемого плана ее реализации.

Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну аффективно-защитную роль. Оно предохраняет растущую, легко ранимую и слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной функции воображения ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение при помощи реальных практических действий.

  К возрасту 6-7 лет  развитие аффективного воображения  у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются  способными представить и жить  в воображаемом мире.

 Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами,  стимулируют развитие мышления, в первую очередь наглядно-образного.

Главные линии развития мышления в дошкольном детстве можно  наметить следующим образом: дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

В конце дошкольного возраста начинает развиваться словесно-логическое мышление.

Развитие понятий идет параллельно  с развитием процессов мышления и речи и стимулируется тогда, когда они начинают соединяться  друг с другом.

 В старшем дошкольном возрасте  развивается более сложная, самостоятельная форма речи – развернутое монологическое высказывание. В этом возрасте отмечается развитие речи «про себя» и внутренней речи. Исчезает эгоцентрическая речь.

К шести годам лексикон ребенка  состоит примерно из 14000 слов. Он уже  владеет словоизменением, образованием времени, правилами составления предложений.

Существенной особенностью дошкольного  возраста является возникновение определенных взаимоотношений ребенка с ровесниками  – образование «детского общества». Внутренняя позиция дошкольника  по отношению к другим людям характеризуется возрастающим осознанием собственного «Я» и значения своих поступков, огромным интересом к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношениям.

Особенности социальной ситуации развития дошкольника выражаются в характерных для него видах деятельности, прежде всего в сюжетно-ролевой игре.

Понимание детьми дружеских отношений  в период дошкольного возраста ряд  отдельных стадий (исследователи  имеют разные точки зрения в отношении  оснований этих стадий). Детские  дружеские отношения могут иметь множество позитивных эффектов; в период дошкольного возраста они, как правило, принимают форму обладания «лучшими друзьями»; позже появляются групповые дружеские отношения. Почти все дети имеют односторонние отношения; взаимность присутствует далеко не всегда.

Группы сверстников управляются  групповыми нормами:  некоторые дети являются лидерами, а некоторые –  ведомыми. Природа групп сверстников  в течение дошкольного возраста претерпевает ряд изменений; повышается важность конформности, и группы становятся более формальными.

Информация о работе Эмоциональная тревожность детей