Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 22:37, курсовая работа
Исследование системы эмоциональной регуляции учебной деятельности имеет существенное значение не только для осмысления ее психологических механизмов и возможных взаимосвязей, а также для разработки новых технологий обучения, обеспечивающих активное включение эмоциональной сферы учащихся в учебный процесс. К сожалению, в отечественной и зарубежной психологии вопросы эмоциональной регуляции учебной деятельности, несмотря на их актуальность, остаются мало изученными в теоретическом и прикладном аспектах.
Введение
Глава 1. Понятие деятельности
1.1 Теория учебной деятельности
1.2 Особенности учебной деятельности
1.3 Принципы учебной деятельности
Глава 2. Проблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности учащихся
Заключение
Список используемой литературы
- предметная система
- операционная система
возникла и развивалась во
второй половине ХIХ в. в
период мануфактурного
- операционно-поточная система
производственного обучения
- в 60-80 гг. ХХ в. в
связи с автоматизацией
В настоящее время мы находимся
на стадии смены образовательной
парадигмы индустриального
В индустриальном обществе
система образования является своего
рода поточной системой. Массовое образование
служит целям индустриального
Переход от образовательной
парадигмы индустриального
1.3 Принципы учебной деятельности
Учебная деятельность характеризуется своими специфическими принципами.
Результатом учебной деятельности
в каждый момент является в общем
виде приобретаемый новый опыт. Новый
опыт может классифицироваться по-разному.
Наибольшее распространение в
Рассмотрим в качестве
основания классификации
Возникает система отношений:
- новый опыт – объективная реальность;
- новый опыт – педагог;
- новый опыт – предшествующий опыт обучающегося;
- новый опыт – сам обучающийся.
Таким образом, выстраиваются четыре принципа учебной деятельности.
Глава 2. Проблема эмоциональной
регуляции учебно-
эмоциональный опыт репродуктивный творческий
Как организовать учебную деятельность, чтобы она приносила радость познания, формировала творческие увлечения, гармонически развивала способности учащихся – на эти вопросы можно дать ответы, решив проблему эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности
Эмоции, появляющиеся вслед
за актуализацией мотивов, до рациональной
оценки человеком своей деятельности,
выступают генетически
Наиболее точно взаимосвязь
эмоций и процесса познания определена
В.К. Вилюнасом: "Направляя эмоции
на причины, сигналы и т. д. Значимых
событий, процессы познания тем самым
определяют и свою судьбу, впоследствии
сами направляясь эмоциями на эти
причины и т. д. для лучшего
ознакомления с ними и выяснения
оптимального способа поведения. Только
таким взаимодополняющим
В ряде исследований, посвященных
изучению познавательной деятельности,
выделяются мотивы внешние и мотивы
внутренние. Можно полагать, что
первые обусловливают необходимость
учения, делают его привлекательным
из-за чисто внешних факторов. Вторые
исходят из содержания процессуальной
стороны построения учения, способа
реализации деятельности и ее результата.
Известно, что эмоции, отражая отношения
между мотивами и возможностью успешной
реализации цели деятельности, включаются
в процесс целеобразования. В
тех случаях, когда принятые намерения
осуществляются чисто рациональным
путем, т. е. в этом процессе не происходит
встречи аффекта с интеллектом,
не возникают и соответствующие
функциональные новообразования, не осуществляется
побудительная сила сознания. Все
это в значительной степени предопределяет
участие эмоций в эффективной
регуляции учебно-
Современный учитель нуждается в овладении системой методов регуляции эмоций учащихся, которая: 1) позволяла бы ему усиливать эмоциогенный эффект содержания вводимого дидактического материал; 2) корригировать ситуативные эмоции учащихся и осуществлять их переключения с одних видов деятельности на другие с целью восстановления познавательной активности.
Первая группа методов
преимущественно связана с
Вторая группа методов необходима для коррегирования неблагоприятных эмоций, ситуативно возникающих у школьников на занятии по различным причинам. Наиболее типичными и требующими немедленного коррегирования выступают эмоции страха, обиды, агрессивности.
Есть исследования [Для
исследования эмоций учебно-познавательной
активности использовался метод
экспертного наблюдения по специально
разработанной карте], в которых
предпринимаются попытки
В первой структуре эмоции
отражают соотношение внешних мотивов
и успеха или неуспеха реализации
стереотипных схем и действий, осуществляемых
ради этих внешних мотивов. Характер
эмоциональных переживаний
Во второй структуре деятельности
эмоции отражают отношения между
внутренними мотивами и конечным
результатом. Порожденные в этой
структуре деятельности эмоции успеха
– неуспеха, в отличие от удовлетворения
– неудовлетворения, выполняют функции
внутренних оценок адекватности –
неадекватности промежуточных результатов
деятельности. Можно полагать, что
в этой структуре деятельности происходит
доминирование внутреннего
В третьей структуре деятельности эмоции отражают отношения между внутренними мотивами как качественно развивающимся предметным содержанием, включаются в процесс целеобразования и направляются не только на промежуточные результаты, но и на существенные связи, внутренние закономерности предметного содержания деятельности. Здесь функция эмоций состоит во внутренней сигнализации процесса формирования новообразований, ведущих к изменению предмета деятельности в соответствии с закономерностями его развития. В этой же структуре возможно и образование целевых структур, включающих общие и конкретные цели, где механизмы эмоциональной регуляции выполняют функции наведения или эмоциональной оценки результатов деятельности.
Применительно к специфике учебно-познавательной деятельности выделение механизмов эмоциональной регуляции может быть рассмотрено в несколько этапов: при представлении задания учащимся с целью его усвоения, поиске способов его решения, а также при овладении знаниями, умениями, навыками или способностями решать задания подобного класса.
С учетом вышеописанных механизмов
эмоциональной регуляции
К классу эмоций познавательного
характера можно отнести
Относительно структурных
компонентов развертывания
Перечень производных
эмоций значительно шире и включает
эмоции не только с положительным, но
и с отрицательным знаком. К
их числу можно отнести
Так, можно предположить,
что первичный анализ учебного задания
– это не только эмоциональное
оценивание, но и определенное эмоциональное
закрепление. Этап синтеза, протекающий
на уровне соотношения эмоциональных
и когнитивных процессов –
это стимулирование гностических функций
в наведении и коррекции
Решение учебной задачи предполагает выполнение учащимися системы учебных действий и операций. Реализация учебных действий выдвигает проблему поиска приемов (средств) эмоциональной регуляции учебно-познавательной активности учащихся. Существует множество приемов регуляции эмоциональных состояний, использующихся в различных сферах деятельности человека
В реальных условиях учебной
деятельности последовательность используемых
приемов может видоизменяться, дополняться
другими средствами, носить импровизированный
и непроизвольный характер. Основная
цель таких приемов – способствовать
активизации функции эмоций, детерминирующих
учебно-познавательную деятельность учащихся.
Их использование определяется прежде
всего условиями генезиса развертывания
учебного процесса, где каждый этап
имеет свои специфические требования
к эмоционально-мотивационной
Выделяемые психологические
условия и дидактические приемы
эмоциональной регуляции
Информация о работе Эмоциональная регуляция учебной деятельности