Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 22:37, курсовая работа
Исследование системы эмоциональной регуляции учебной деятельности имеет существенное значение не только для осмысления ее психологических механизмов и возможных взаимосвязей, а также для разработки новых технологий обучения, обеспечивающих активное включение эмоциональной сферы учащихся в учебный процесс. К сожалению, в отечественной и зарубежной психологии вопросы эмоциональной регуляции учебной деятельности, несмотря на их актуальность, остаются мало изученными в теоретическом и прикладном аспектах.
Введение
Глава 1. Понятие деятельности
1.1 Теория учебной деятельности
1.2 Особенности учебной деятельности
1.3 Принципы учебной деятельности
Глава 2. Проблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности учащихся
Заключение
Список используемой литературы
Курсовая работа:
Эмоциональная регуляция
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Красноярский государственный университет им. В.П. Астафьева"
Эмоциональная регуляция учебной деятельности
(курсовая работа)
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие деятельности
1.1 Теория учебной деятельности
1.2 Особенности учебной деятельности
1.3 Принципы учебной деятельности
Глава 2. Проблема эмоциональной
регуляции учебно-
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Исследование системы
эмоциональной регуляции
Глава 1. Понятие деятельности
Деятельность – это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.
Теория деятельности возникла еще в древности. Большой вклад в ее развитие внесли средневековые философы. Но подлинно философскую теорию деятельности создали немецкие классики – философы Кант, Фихте, Шеллинг и особенно Гегель.
Так как Маркс и Энгельс
были прямыми учениками философии
Гегеля, то они восприняли и ведущее
понятие гегелевской философии -
понятие деятельности. В своих
истоках оно имеет философско-
Существует множество различных видов деятельности; учебная деятельность – один из них. Но, прежде всего - что такое деятельность?
В школьном обиходе можно часто столкнуться с терминами "учебная деятельность", "учебная работа", "учебное занятие". Эти термины – синонимы.
В английском языке слова
"деятельность" как такового нет.
Там употребляется термин "activity"
- активность. То есть, любой род активности
может быть назван деятельностью: высшая
нервная деятельность, деятельность
почек, деятельность конторы, деятельность
правительства. Этот термин характеризует
активность того или иного органа,
и в собственно понятийном смысле
в него ничего не вкладывается. Поэтому
лучше использовать не английское слово
"activity, а два немецких (у выдающихся
немецких философов-классиков было
два термина: "handlung" - "ручное
действие, поступок" и "ta:tigkeit").
Термин "ta:tigkeit" широко использовался
Гегелем, это собственно деятельность,
потому что не всякая активность человека
может быть названа деятельностью.
Деятельностью может быть названа
только такая активность, которая
связана обязательно с
Однако в повседневной
жизни человек что-то преобразовывает,
что-то существенно меняет, создает
новые предметы, образы, совершает
творческие поступки, но в процентном
отношении в человеческой жизни
этого мало. Человек живет сообразно
привычкам, появившимся у него с
детства или приобретенных в
новых условиях жизни. Все что
связано с повседневностью и
с привычками, не требует активного
преобразования предметно-социальной
действительности, и, следовательно, деятельностью
не является. Это очень важно и
для подхода к учебной
В.В. Давыдов говорил: "Встретившись с Элькониным Даниилом Борисовичем в конце 50-х годов, мы решили посмотреть, как же учатся школьники. И нам, молодым научным сотрудникам, Даниил Борисович поставил задачу: походите в хорошие школы, в хорошие классы, посетите уроки талантливых учителей, и не только в Москве, но и в других городах. Выясните: каковы основные особенности учебной деятельности? Мы его спросили – именно деятельности? – Да, именно деятельности.
Походили, посмотрели, записали,
проанализировали и доложили, что
в реальных классах, где мы бывали
(мы все были психологи), деятельности
мы не наблюдали. Учитель ставит перед
учеником задания или, вернее, дает
упражнения, которые школьники с
первого по десятый класс (тогда
была десятилетка) аккуратно выполняют,
новому учатся, но какого-либо существенного
преобразования учебного материала
дети не производят. Этого и не требуется.
По странному стечению обстоятельств,
в хороших школах у хороших
учителей учебной деятельности не наблюдается".
[Выступление перед членами
1.1 Теория учебной деятельности
Для того, чтобы быть успешной, т. е. приводить к научению при минимальных затратах усилий и средств со стороны обучающего и обучаемого, учебная деятельность должна соответствовать следующим основным требованиям:
- быть как для обучающего,
так и для обучаемого
- иметь развитую и гибкую структуру;
- осуществляться в
- выполняться при помощи
современных технических
Рассмотрим каждое из этих требований применительно к учению и обучению как двум разным, но взаимосвязанным аспектам учебной деятельности.
Применительно к обучению
мотивированность означает личную заинтересованность
преподавателя в том, чтобы учащиеся
как можно лучше усваивали
учебный материал. Разносторонность
мотивации обучения предполагает наличие
многих различных мотивов, в силу
которых преподаватель
Участие преподавателя в
обучении учащихся, стимулируемое только
материальным интересом равносильно
обращению к мотивации
Если деятельность учителя
служит для него только средством
удовлетворения потребностей, не соотносимых
с непосредственными задачами научения,
психологического развития учащегося,
то мотивация такой деятельности
носит поверхностный характер. Более
глубокой она становится в том
случае, когда в процессе обучения
учащегося преподаватель
Развитость структуры
обучения означает наличие в арсенале
преподавателя достаточного числа
разнообразных действий, с помощью
которых он может осуществлять свои
функции в учебной
Гибкость обучения – это
умение сочетать и при необходимости
использовать разные методы и приемы
обучения, легко и быстро переходя
от одного к другому. Такую деятельность
преподавателя, когда он постоянно
обращается к одному и тому же ограниченному
набору методов и приемов работы
со всеми учащимися и по всем темам
программы, мы называем негибкой. В
отличие от этого деятельность преподавателя,
который при обучении разных учащихся
употребляет индивидуально
Разнообразие средств
осуществления учебной
Полноценное научение учащихся
без мотивированной, развитой, гибкой
и разнообразной по средствам
деятельности преподавателя практически
невозможно. Неосуществимо оно и
в том случае, если со стороны
учащегося, в его собственной
учебной деятельности – учении –
не проявляются необходимые
Мотивированность учения
– это психологическая
Другой вид мотивации – внутренняя, личностная. Она связана с потребностью самосовершенствования человека, с реализацией его духовных целей, ценностей и идеалов, непосредственно направлена на развитие его личности, способностей, на моральный и интеллектуальный рост.
Кроме того, мотивацию учения
можно определить как релевантную
и иррелевантную, т. е. как имеющую
или не имеющую прямого отношения
к приобретаемым человеком
Учебный процесс надо строить таким образом, чтобы релевантная учению мотивация учащегося была как можно более глубокой и разносторонней.
Заметим, что в значительной своей части мотивация учения у детей формируется до их поступления в школу. Однако и школьное обучение может оказать на нее влияние, усиливая или уменьшая интерес к учению.
Развитость и гибкость
учения как собственной познавательной
деятельности учащегося обсуждалась
многими специалистами по возрастной
и педагогической психологии, в частности
Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым, П. Я. Гальпериным.
Структура учебной
Ориентировочная сторона
деятельности содержит внешние и
внутренние действия и операции, выполняемые
учащимся с целью предварительного
знакомства с составом усваиваемых
знаний, умений и навыков, с целями
и критериями научения. Исполнительская
сторона учебной деятельности характеризует
сам процесс усвоения и использования
соответствующих знаний, умений и
навыков. Внешняя, внутренняя, ориентировочная
и исполнительская стороны
Информация о работе Эмоциональная регуляция учебной деятельности