Экспериментальные исследования памяти Герман Эббингауза (1850-1909).

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2015 в 12:23, контрольная работа

Краткое описание

Долгое время у него не было определенных занятий, направления занятий, случайно попалось в руки книжка Фехнера, после которой решил изучить память. Его цитата: «Психология имеет длинное прошлое и короткую историю» («Очерк по психологии», 1908 год). «Основы психологии» - незавершенная книга, но очень большая. Он не был дуалистом, для него психология была едина. В 1895 году получились известность и популярность в полемике с Дильтеем, который опубликовал описательную психологию, которая противопоставила свою систему всему естественно научному направлению психологию а Эббингауз стоял на позиции, что психология естественно-научное направление (объяснительная наука, должна выводить законы психических явлений, должна строиться на основании гипотез).

Вложенные файлы: 1 файл

Эксперименты Эббингауза.docx

— 38.02 Кб (Скачать файл)

Экспериментальные исследования памяти Герман Эббингауза (1850-1909).

Долгое время у него не было определенных занятий, направления занятий, случайно попалось в руки книжка Фехнера, после которой решил изучить память. Его цитата: «Психология имеет длинное прошлое и короткую историю» («Очерк по психологии», 1908 год). «Основы психологии» - незавершенная книга, но очень большая. Он не был дуалистом, для него психология была едина. В 1895 году получились известность и популярность в полемике с Дильтеем, который опубликовал описательную психологию, которая противопоставила свою систему всему естественно научному направлению психологию а Эббингауз стоял на позиции, что психология естественно-научное направление (объяснительная наука, должна выводить законы психических явлений, должна строиться на основании гипотез).

У них завязалась очень интересная дискуссия (тема диссертации Лызлова). Эббингауз был психологом очень широкого научного мышления. Он создал лабораторию экспериментальной психологии в Берлинском университете.

Немецкий психолог Герман Эббингауз, отталкиваясь от работ Г. Фехнера, первым попытался распространить объективный экспериментальный метод на исследование высших психических функций — памяти (1885) и интеллекта (1897). В своем классическом исследовании «О памяти» Эббингауз разработал основные приемы ее экспериментального исследования. Стремясь изучать память в ее «чистом виде», он использовал в качестве материала для запоминания бессмысленные слоги, в силу чего установленные им закономерности оказались справедливыми в отношении механической, а не характерной для человека смысловой памяти. Работы Эббингауза оказали решающее влияние на внедрение в психологию объективных экспериментальных методов в противовес интроспективным.

Эббингауз впервые вышел за пределы физиологического эксперимента вундтовского типа и сформулировал законы памяти на основе собственного психологического эксперимента. Память понимал как механический процесс образования следов. Как образуются новые следы? => Методическая задача: найти материал, абсолютно незнакомый испытуемому, не имеющий никаких связей с его прошлым опытом → бессмысленные слоги; разработал методику их составления и приемы подачи материалов, позволяющие однозначно оценивать результаты. Ввел 2 метода исследования памяти:

Метод заучивания → испытуемому предъявляется ряд бессмысленных слогов, которые он должен заучить путем повторений до правильного безошибочного воспроизведения; показатель скорости и качества заучивания – число повторений;

Метод сбережения → после того как наступило полное забывание материала, он вновь предъявлялся испытуемому; число повторений уменьшалось => заучивание дает некоторую экономию времени; заученное оставляет в памяти следы, но к ним теряется доступ.

Метод антиципаций и метод угадывания

Эббингаузом были установлены следующие факты:

Выявлен объем непосредственного запоминания, который выражается количеством единиц материала, которые человек может воспроизвести после однократного предъявления (равен 6-8 бессмысленных слогов) → важное значение для определения нарушений памяти;

При незначительном увеличении материала количество повторений, требуемых для его заучивания, возрастает во много раз => увеличение нагрузки на память приводит к снижению работоспособности.

Время, которое требуется для заучивания материалов, целесообразно разделять на несколько сроков, разделенных интервалами. Например, если материал требует 30 повторений, лучше повторять его по 10 раз в течение 3 дней, чем все 30 раз за 1 день. Данная закономерность есть «закон Йоста», выведенный в эксперименте Мюллера и Йоста (1897), в соответствии с которым более старая ассоциация больше укрепляется повторением и лучше актуализируется, чем только что образовавшая.

Помимо заучивания, необходимо еще и переучивание → после того, как материал выучен полностью, необходимо возвращаться к нему, чтобы он не был забыт. Забывание – такой же закономерный процесс, как и запоминание. Забывание — сложный и неравномерный процесс.

 

Рис. 1. Кривая забывания (ну там чем больше времени прошло, тем меньше помнишь)

В первые часы объем усвоенной информации быстро падает и через 10 часов составляет всего 35% от изученного. Именно по этой причине я любил повторить сложные моменты утром перед экзаменом и шел сдавать в числе последних.

Зависимость объема памяти (в %) от времени (в днях). Через месяц в голове остается всего 21% от изученного.

Поскольку 2/3 информации забываются уже в первые 10 часов, наиболее полезно повторять основные моменты соазу после прочтения. Великий педагог Ушинский писал, что здание надо укреплять, когда оно еще стоит стоит, а не пытаться чинить его, когда оно уже в развалинах.

Эббингауз установил, что:

  • основное «забывание» происходит в период, следующий непосредственно за заучиванием — в этот период теряется наибольший объем материала.
  • осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее (Эббингауз выучивал текст «Дон-Жуана» Байрона и равный по объему список бессмысленных слогов).
  • с увеличением повторений скорость заучивания уменьшается. Это значит, что 20 повторений за день не будут намного эффективнее, чем 15.
  • заучивание в целом эффективнее заучивания по частям. То есть эффективнее учить стихотворение в целом, чем по отдельным частям.
  • «эффект края» — явление, которое состояло в том, что элементы, находившиеся в начале и конце, запоминались быстрее, чем элементы, находившиеся в середине;
  • если испытуемый знает, что выученный материал ему пригодится, он запоминает его лучше.

Эти закономерности были дополнены: профессионал, получив новую информацию по своей предметной области, встраивает ее в уже сформированный в его сознании контекст и запоминает гораздо лучше, чем посторонний человек.

Данная закономерность действует не только для бессмысленных слогов, но и для осмысленной памяти.

Был обнаружен «фактор края» – ослабление связей в середине ряда предъявляемых элементов (сами элементы во всех предъявлениях были одинаковыми, менялся только их порядок).

Эббингауз использовал также в качестве запоминаемого материала осмысленные тексты. Оказалось, что для запоминания имеет значение  не количество элементов, а число самостоятельных единиц => память как осмысленная деятельность, а не механическая способность запоминать любой материал.

Был обнаружен факт упражняемости памяти → тренировка в запоминании одного материала приводила к улучшению запоминания материала другого рода.

Выводы, полученные Эббингаузом, имели прикладное значение, прежде всего для педагогики.

Эббингауз твердо стоял на позициях ассоцианизма. Ассоциация – мысленная связь двух душевных образований, пережитых некогда вместе. Закон ассоциаций: появление одного такого образования неизбежно влечет появление другого. 


Информация о работе Экспериментальные исследования памяти Герман Эббингауза (1850-1909).