Экспериментальное исследование особенностей самооценки у уровня притязаний творческой личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Внутренний мир личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания философов, ученых, писателей и художников. Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся предметом особого внимания. Первоначально вопрос о «Я» соотносился главным образом с познанием человеком самого себя как существа мыслящего. Но потом стало очевидно, что человеческое «Я» гораздо глубже и не исчерпывается только мыслительными свойствами. В состав «Я» входит все то самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1.Теоретический анализ проблемы особенностей самооценки и уровня притязаний творческой личности………………………………………….…….6
1.1Подходы к самооценке в психологии…………………………………….6
1.2 Понятие об уровне притязаний………………………………………….15
1.3 Психологические особенности творческой личности…………………18
Вывод по главе 1…………………………………………………………………25
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей самооценки у уровня притязаний творческой личности……………………………………..27
2.1Организация и этапы исследования……………………………………27
2.2Методика исследования…………………………………………………29
2.3 Анализ результатов следования………………………………………..31
Выводы по главе 2……………………………………………………….….….37
Заключение…………………………………….…………………….………….39
Список литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

самооценка и уровень притязаний.docx

— 91.16 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1.Теоретический анализ проблемы особенностей самооценки и уровня притязаний творческой личности………………………………………….…….6

1.1Подходы к самооценке в психологии…………………………………….6

1.2 Понятие об уровне  притязаний………………………………………….15

1.3 Психологические особенности  творческой личности…………………18

Вывод по главе 1…………………………………………………………………25

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей самооценки у уровня притязаний творческой личности……………………………………..27

2.1Организация и этапы исследования……………………………………27

2.2Методика исследования…………………………………………………29

2.3 Анализ результатов  следования………………………………………..31

Выводы по главе 2……………………………………………………….….….37

Заключение…………………………………….…………………….………….39

Список литературы……………………………………..………………………41

Приложение…………………………….………………………………………43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Внутренний мир личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания философов, ученых, писателей и художников. Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся предметом особого внимания. Первоначально вопрос о «Я» соотносился главным образом с познанием человеком самого себя как существа мыслящего. Но потом стало очевидно, что человеческое «Я» гораздо глубже и не исчерпывается только мыслительными свойствами. В состав «Я» входит все то самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя.

Известно, что самооценка является тем компонентом самосознания, который включает в себя и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка[16,с.20].

Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвящено значительное число работ следующих авторов: как К. Левин, Дж. Фрэнк, Ф. Хоппе, У. Джемс, А.В. Захарова, Г.К.Валицкас, Е.А. Серебрякова, Р. Бернс и др. Разработаны особые методические процедуры изучения самооценки. Установлено, что самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим образом проявляется и в жизнедеятельности человека. Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п. Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др. Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей[14.с.224].

Уровень притязаний и самооценка играют важную роль в развитии личности человека  и связаны с формированием взаимоотношений с другими людьми. Каковы особенности уровня притязаний и самооценки у творческой личности учителя?

Данный вопрос на сегодняшний день является малоизученным в психологии и актуальным, поскольку именно творческие личности, обладающие высокой самооценкой, высоким уровнем притязаний и, как правило, высоким уровнем целеполагания ставят перед собой достаточно трудные цели, основывающиеся на представлениях о своих очень больших возможностях, способностях, и прилагают значительные усилия для достижения своих профессиональных целей.

Цель работы - изучить особенности самооценки и уровня притязаний творческой личности на примере профессии учителя.

Объект исследования: творческая личность учителя.

Предмет исследования: особенности самооценки и уровня притязаний.

Гипотеза исследования: мы предположили, что уровень самооценки и притязаний у творческой личности будет выше по таким качествам как, ум и сообразительность, способности, креативность нежели у личностей, не относящихся к творческой профессии.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи:

  1. Изучение и анализ научной литературы по теме исследования.

        2.Разработка теоретических аспектов понятий «самооценка». «уровень притязаний», «творческая личность».

3. Организация и проведение  экспериментального исследования  особенностей самооценки и уровня  притязаний творческих личностей  и личностей, не относящихся к  творческой профессии.

4.Анализ и интерпретация  результаты исследования.

Экспериментальная база исследования: МБОУ гимназия № 37 г. Петразоводска.

Выборочная совокупность: 5 учителей (профиль: начальные классы, русский язык и литература, музыка, изобразительное искусство, история и мировая художественная культура), стаж работы по специальности 5-17 лет (экспериментальная группа); 5 работников гимназии, не являющихся учителями (библиотекарь, медицинская сестра, дежурные по вахте, зам. директора по хозяйственной части), стаж работы в должности от 3 до 9 лет (контрольная группа).

Методы исследования:

- теоретические - изучение и анализ научной литературы;

- практические – тестирование, математическая обработка данных.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе психолога по коррекции самооценки и уровня притязаний творческих личностей.

Структура курсовой работы: курсовая работа представлена введением, главой 1 теоретической, главой 2 практической, выводами по главам, заключением, приложением, списком литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретический анализ проблемы особенностей самооценки и уровня притязаний творческой личности

1.1Подходы к самооценке в психологии

 

 Самооценка  является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным  свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место.      

Самооценка  связана с одной из центральных  потребностей человека – потребностью в самоутверждении, которое определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит – уровню притязаний. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Существенные изменения в самооценке появляются  тогда, когда достижения связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей. Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступают внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности.      

В соответствии с привычным целостным  восприятием человека о единстве его чувств, ума и воли проявления самооценки могут быть представлены эмоциональными, познавательными и волевыми формами. На социально-психологическом уровне выделяется поведенческая форма самооценки. При этом самооценка в составе самосознания позволяет осуществлять не только функцию саморегуляции поведения, но и две другие: психологической защиты и когнитивную (познавательную) функцию.      

Самооценка  не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Став устойчивой, самооценка меняется с большим трудом, но изменить ее можно, изменив отношение окружающих. Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Адекватное оценивание себя в ситуации взаимодействия с другими людьми является одним из основных показателей социально-психологической адаптации. Если самооценка деформирована, то это уже достаточное условие для социальной дезадаптации.      

Развивается самооценка путем постепенного погружения (интериоризации) внешних оценок, выражающих семейные требования, в требования человека к самому себе. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции. Процесс, в результате которого человек привыкает действовать в определенной социальной среде и в соответствии с нормами данного общества, осваивает мораль, имеет много аспектов и продолжается всю жизнь. Но наиболее сензитивными этапами в формировании личности и ее социализации является подростковый и юношеский возраст. Подростковый возраст - завершающий этап первичной социализации. В качестве основных институтов социализации, прежде всего, выступает семья и школа, соответственно, родители, ровесники и учителя.      

2. Исследования  проблемы самооценки.     

Проблеме  развития самооценки посвящено много  исследований, как у нас, так и за рубежом. Западноевропейские и американские психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требовании индивида к себе с внешними условиями, т. е. максимальную уравновешенность личности с окружающей его социальной средой. При этом сама окружающая среда рассматривается как враждебная человеку. Такой подход характерен как для З. Фрейда, так и для его последователей—неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромма и др.). В работах этих психологов самооценка выступает как функция личности и рассматривается в связи с аффективно—потребностной сферой личности.     

С точки зрения советской психологии роль самооценки не ограничивается приспособительной  функцией; самооценка становится одним  из механизмов, реализующих активность личности.     

Большое значение для решения проблемы самооценки имеют работы К. Левина и его учеников, которые занимались специальным изучением мотивов, потребностей, уровня притязаний и их соотношения.     

В результате этих и других исследований ученые пришли к выводу о соотношении  самооценки и уровня притязаний. Интересной с этой точки зрения является теория К. Роджерса. Личность, по Роджерсу, возникает в процессе развития, и ее сущностью является знание индивида о себе и самооценка. Самооценка возникает в результате взаимодействия с окружающей средой, в результате оценочного взаимодействия с другими людьми. Поведение ребенка и его дальнейшее развитие, прежде всего, согласуется с его самооценкой.      

В индивидуальном развитии, как говорит  Роджерс, между представлением человека о себе и реальным опытом, включающим в себя и оценки окружающих, и  моральные ценности, может возникнуть конфликт. В одних случаях причиной конфликта является расхождение между самооценкой и оценками окружающих, в других – расхождение между самооценкой и тем идеальным представлением о себе, отвечать которому человек стремится. Но не всегда это расхождение является патогенным. Роджерс считает, что выход в большей мере зависит от того, как сложилась самооценка в индивидуальном опыте человека. Некоторые люди не желают перестраивать свою самооценку и искаженно интерпретируют свой реальный опыт. Другие люди оказываются способными перестраивать самооценку, приводя ее в соответствие со своим реальным опытом. Гибкость в оценке самого себя, умение корректировать свое поведение под влиянием опыта является условием безболезненной адаптации к условиям жизни. Решающее значение для нормального психического состояния человека имеет «согласие с самим собой», т. е. правильное, адекватное отношение и к себе, и к своим возможностям. Психологи отмечают значение потребности в положительной оценке для развития личности: индивид нуждается в одобрении и уважении других людей. На основе этого уважения возникает самоуважение, которое становится важнейшей потребностью индивида.     

В советской психологии исследования проблемы самооценки связаны с изучением  проблемы развития и самосознания, что связано с именами Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, Л. И. Божович, М. С. Неймарк, Л. С. Славиной, Е. А. Серебряковой и др. Эти исследования посвящены изучению уровня притязаний детей, их уверенности или неуверенности в себе и связанных с этим особенностей их самооценки.

 

1.2 Понятие об уровне  притязаний

Термин «уровень притязаний» был введен в школе известного немецкого психолога К.Левина. Причиной появления концепта послужил один из феноменов, найденных в опытах Т.Дембо[12,с.308]. В этих экспериментах, где для провоцирования гнева испытуемым предлагали очень сложные или просто нерешаемые задачи, обнаружилось, что если поставленная цель слишком трудна для индивида, он намечает некоторую «более легкую задачу, представляющую собой приближение к исходной цели, которую человек хочет достигнуть по этапам». Вот эту промежуточную цель Т.Дембо и назвала уровнем притязаний (anspruchsniveau) данного момента, обозначив тем самым спонтанный переход субъекта к доступной ему деятельности с указанием величины шага на пути решения основной задачи[12,с.309].

Первое значительное исследование процесса выбора уровня притязаний, обеспечившее одновременно и построение экспериментальной техники его оценки, и определенное содержательное раскрытие нового понятия, принадлежит Ф.Хоппе. Он сохраняет то значение термина, в котором его использовала Т.Дембо, - значение минутной реальности в целеобразовании - однако Ф.Хоппе открывает возможность широкой трактовки концепта « уровень притязаний» в качестве психологического понятия. Подразумеваемая под ним «совокупность сдвигающихся с каждым достижением то неопределенных, то более точных ожиданий, целей и притязаний к будущим собственным достижениям» субъекта, Ф.Хоппе интерпретирует уровень притязаний в общем виде как цель последующего действия[16,с.22].

Понятие «уровень притязаний» в дальнейшем встречается в работе Дж. Фрэнка, где оно трактуется как широко охватывающие цели личности, включающие ее взгляд на себя. М.Юкнат называет это образование самосознанием. К.Левин говорит об учете субъектом своих возможностей при прогнозировании вероятности достижения цели. С точки зрения Б.В.Зейгарник, во всех случаях речь идет о самооценке, и такая редакция является наиболее точной, ибо Дж.Фрэнк, обобщая обширные исследования уровня притязаний в интервале между 1930-1940 г.г. прямо указывает, что анализ притязаний позволяет выявить то, как индивид оценивает себя, т.е. его самооценку[16,с.22]. Аналогичный взгляд на уровень притязаний дают Дж.Гарднер, П.Сирс, Ю.Роттер, А.Гилински, И.Стейнер, в определенном смысле - Р.Мейли и Я.Рейковский, той же логики придерживается Х.Хекхаузен и многие другие зарубежные исследователи. Резюмируя мнение большинства, В.Гошек пишет, что уровень притязаний представляет собой самооценку, косвенно выраженную посредством требований к качеству собственной деятельности. Наряду с этим Х. Хекхаузен, А. Карстен и др. видят в уровне притязаний показатель индивидуальной специфики мотивации достижения, ее конкретно-личностное выражение[12,с.311].

Информация о работе Экспериментальное исследование особенностей самооценки у уровня притязаний творческой личности