Экспериментальное исследование особенностей самооценки у уровня притязаний творческой личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Внутренний мир личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания философов, ученых, писателей и художников. Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся предметом особого внимания. Первоначально вопрос о «Я» соотносился главным образом с познанием человеком самого себя как существа мыслящего. Но потом стало очевидно, что человеческое «Я» гораздо глубже и не исчерпывается только мыслительными свойствами. В состав «Я» входит все то самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1.Теоретический анализ проблемы особенностей самооценки и уровня притязаний творческой личности………………………………………….…….6
1.1Подходы к самооценке в психологии…………………………………….6
1.2 Понятие об уровне притязаний………………………………………….15
1.3 Психологические особенности творческой личности…………………18
Вывод по главе 1…………………………………………………………………25
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей самооценки у уровня притязаний творческой личности……………………………………..27
2.1Организация и этапы исследования……………………………………27
2.2Методика исследования…………………………………………………29
2.3 Анализ результатов следования………………………………………..31
Выводы по главе 2……………………………………………………….….….37
Заключение…………………………………….…………………….………….39
Список литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

самооценка и уровень притязаний.docx

— 91.16 Кб (Скачать файл)

3. Наименее распространенным является  подход, в рамках которого самооценка  определяется как наличие критической  позиции индивида по отношению  к тому, чем он обладает, но  это не констатация имеющегося  потенциала, а именно оценка его  с точки зрения определенной  системы ценностей (Л.В. Бороздина  и др.).

Уровень притязаний – это разница между уровнем трудности выбираемых субъектом целей, формирующихся в результате прошлого опыта, оценки своих способностей и возможностей и результатом действия, направленного на достижение данной цели. Уровень притязаний характеризуется мотивацией достижения и является показателем самооценки, уровня Я.

Творческий человек представляет собой личность, в которой соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения,  навыки и своеобразные «детские» черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках. Среди отличительных черт творческих людей отметим: способность более плодотворно оперировать противоречивой информацией, сознательную настроенность человека на возможное допущение противоречия в собственном представлении мира, терпение, работоспособность, психологическая духовная смелость, независимость, толерантность, открытость ума, развитое эстетическое чувство, стремление к красоте и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей самооценки у уровня притязаний творческой личности

2.1Организация и методы  проведения исследования

Самооценка тесным образом связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем её самооценки. Формула, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний:

 Самооценка = Успех / Притязания 

Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями — так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной, либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, влияет на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.

Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний учителей - людей особой творческой профессии, требующей постоянного и непрерывного самосовершенствования, развития, неординарности и креативного подхода в условиях реалий современного российского образования представляется актуальным. Ведь именно творческие личности, обладающие высокой самооценкой, высоким уровнем притязаний и, как правило, высоким уровнем целеполагания ставят перед собой достаточно трудные цели, основывающиеся на представлениях о своих очень больших возможностях, способностях, и прилагают значительные усилия для достижения своих профессиональных целей.

Цель исследования - изучить особенности самооценки и уровня притязаний творческой личности на примере профессии учителя.

Объект исследования: творческая личность учителя.

Предмет исследования: особенности самооценки и уровня притязаний.

Гипотеза исследования: мы предположили, что уровень самооценки и притязаний у творческой личности будет выше по таким качествам как, ум и сообразительность, способности, креативность нежели у личностей, не относящихся к творческой профессии.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи:

1. Подобрать диагностику  для исследования особенностей  самооценки и уровня притязаний  по ряду качеств личности.

2.Провести экспериментальное  исследование особенностей самооценки  и уровня притязаний творческих  личностей и личностей, не относящихся  к творческой профессии.

3.Проанализировать результаты  исследования, сделать вывод об  особенностях самооценки и уровне  притязаний творческой личности.

Экспериментальная база исследования: МБОУ гимназия № 37 г. Петразоводска.

Выборочная совокупность: 5 учителей (профиль: начальные классы, русский язык и литература, музыка, изобразительное искусство, история и мировая художественная культура), стаж работы по специальности 5-17 лет (экспериментальная группа); 5 работников гимназии, не являющихся учителями (библиотекарь, медицинская сестра, дежурные по вахте, зам. директора по хозяйственной части), стаж работы в должности от 3 до 9 лет (контрольная группа).

Этапы исследования:

1 этап - организация исследования, подбор диагностического инструментария, выборочной совокупности.

2этап - исследование особенностей  самооценки и уровня притязаний.

3этап – анализ, обработка  и интерпретация результатов  исследования.

Исследование носило констатирующий характер.

 

2.2Методика исследования

Определение уровня притязаний и самооценки проводилось по «Методике Дембо-Рубинштейн» в модификации А.М. Прихожан.

Целью данной методики является выявление уровня самооценки по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования. Испытуемые оценивали такие личные качества, как здоровье, способности, креативность, ум и сообразительность, характер и др. Обследуемым предлагается на вертикальным линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, то есть уровень развития этих же качеств, который бы их удовлетворял. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задачи (Приложение 1).

Состав методики: Испытуемому предлагаются семь мнений. Они обозначают:

1) здоровье;

2) ум и сообразительность;

3) характер;

4) способности;

5) креативность;

6) общительность;

7) уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-)  испытуемый отмечает, как он оценивает развитие у себя этого качества стороны личности в данный момент времени. После этого крестиками (х) отмечает, при каком уровне развития этих качеств, сторон он был бы удовлетворен собой или почувствовал гордость за себя.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой - 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. Каждый ответ испытуемого оценивался в баллах. 1 балл соответствовал 1 мм шкалы, в соответствии с этим ответы испытуемых получали количественную характеристику, например, 54мм= 54 балам. Подсчитанные баллы каждого испытуемого соотносились с уровнем самооценки (высота самооценки - от «0» до знака «-») и уровнем притязаний-- расстояние в мм от «0» до знака «х».

 Методика проводилась индивидуально. Время, отводимое на выполнение задания, 10-12 минут.

Уровень притязаний.  

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный - сравнительно высокий уровень - от 70 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях. От 90 до 100 баллов обычно говорит о нереалистичном, некритичном отношении к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он - индикатор неблагоприятного развития личности.

Уровень самооценки.

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

От 75 до 100 и выше свидетельствуют о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, «закрытость для опыта», нечувствительность к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Ниже 45 баллов указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и говорит о крайнем неблагополучии в развитии личности. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

2.3 Анализ результатов  следования

Результаты диагностики уровня самооценки и уровня притязаний представлены в таблицах 1-2.

Таблица 1.

Показатели самооценки и уровня притязаний личности (экспериментальная группа)

№ испыт. п/п

Исследуемые шкалы личных качеств (баллы)

Ум, сообразит-ть

Характер

Способности

Креативность

Общительн-ть

Уверен-ть

в себе

СО(-)

УП(х)

СО(-)

УП(х)

СО(-)

УП(х)

СО(-)

УП(х)

СО(-)

УП(х)

СО(-)

УП(х)

1.

71/В

83/В

58/С

87/В

79/ов

87/В

57/С

65/С

79/ов

84/В

80/ов

85/В

2.

55/С

71/В

59/С

89/В

73/В

78/В

59/С

70/В

77/ов

86/В

73/В

78/В

3.

69/В

78/В

61/С

74/В

71/В

76/В

70/В

76/В

80/ов

86/В

79/ов

82/В

4.

72/В

85/В

47/С

71/В

74/В

81/В

72/В

81/В

77/ов

81/В

76/ов

83/В

5.

60/С

68/С

49/С

73/В

69/В

76/В

65/С

70/В

74/В

78/В

74/в

80/В

Ср.значение

65,4/В  77/В

54,8/С 78,8/

              В

73,2/В 79,6/

                В

64,6/С 72,4/

                В

77,4/ов 83/В

76,4/В  81,6/

               В

Дифф.

11,6

24

6,4

7,8

5,6

5,2


 

 

Анализируя результаты, представленные в таблице 1 отметим, что у испытуемых экспериментальной группы по шкалам «ум и сообразительность», «способности», «общительность», «уверенность в себе» диагностированы высокий и очень высокий уровни самооценки (не выходят за пределы шкалы), а так же оптимальный, сравнительно высокий уровень притязаний.

По шкалам «характер» и «креативнось» диагностирован средний уровень самооценки и оптимальный, сравнительно высокий уровень притязаний.

Во всех случаях у испытуемых уровень притязаний был выше, чем уровень самооценки. Как правило, такие личности отличает стремление достичь высоких результатов в профессиональной деятельности. Проявляя активность и упорство, они практически всегда достигают желаемого результата, достигают новых профессиональных и творческих высот. Таким образом, в данной выборочной совокупности мы наблюдаем наиболее благоприятные с точки зрения личностного развития результаты: средний (С), высокий (В) (но не выходящий за пределы шкалы), уровень притязаний, сочетающийся со средней (С) или высокой (В) самооценкой при уменьшенном расхождении этих уровней.

Представим средние значения показателей самооценки и уровней притязания личности  экспериментальной группы в виде диаграммы (рис.1).

Рис.1 Средние показатели самооценки и уровня притязания личности (экспериментальная группа)

Анализ данных диаграммы позволяет сделать следующие выводы:

- наивысший уровень самооценки  у творческих личностей диагностирован  по шкалам: «способности»- 73,2 балла; «общительность» - 77,4 балла; «уверенность»- 76,4 балла. На наш взгляд, наивысший  уровень самооценки по данным  шкалам легко объясним спецификой  профессиональной деятельности  учителя, в которой общительность  с детьми, родителями, коллегами, уверенность  в себе, способности к различным  видам деятельности (интеллектуальной, творческой, организаторской и др.) являются профессионально значимыми  и важными качествами.

- низший уровень самооценки  диагностирован по шкале «характер», т.е. творческие личности достаточно  критично относятся к проявлениям  и особенностям своего характера.

- высокий уровень притязаний  творческие личности имеют так  же  по шкалам «способности», «уверенность  в себе», «общительность».

- наименьший уровень притязаний  диагностирован по шкале «креативность», наш взгляд это связано с тем, что современные учителя, стремясь следовать в ногу со временем, осваивая новые образовательные технологии, приемы обучения и воспитания все же не спешат отходить от классических методов и приемов работы.

Информация о работе Экспериментальное исследование особенностей самооценки у уровня притязаний творческой личности