Экспериментальное исследование особенностей самооценки у уровня притязаний творческой личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Внутренний мир личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания философов, ученых, писателей и художников. Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся предметом особого внимания. Первоначально вопрос о «Я» соотносился главным образом с познанием человеком самого себя как существа мыслящего. Но потом стало очевидно, что человеческое «Я» гораздо глубже и не исчерпывается только мыслительными свойствами. В состав «Я» входит все то самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1.Теоретический анализ проблемы особенностей самооценки и уровня притязаний творческой личности………………………………………….…….6
1.1Подходы к самооценке в психологии…………………………………….6
1.2 Понятие об уровне притязаний………………………………………….15
1.3 Психологические особенности творческой личности…………………18
Вывод по главе 1…………………………………………………………………25
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей самооценки у уровня притязаний творческой личности……………………………………..27
2.1Организация и этапы исследования……………………………………27
2.2Методика исследования…………………………………………………29
2.3 Анализ результатов следования………………………………………..31
Выводы по главе 2……………………………………………………….….….37
Заключение…………………………………….…………………….………….39
Список литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

самооценка и уровень притязаний.docx

— 91.16 Кб (Скачать файл)

Степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки положительна и колеблется в пределах от 5,2 по шкале «уверенность в себе» до 24 баллов по шкале «характер». Таким образом, творческие личности имеют наибольшее расхождение Я-реального и Я- идеального в проявлениях характера, а наименьшее в уверенности в себе.

Таблица 2.

Показатели самооценки и уровня притязаний личности (контрольная группа)

№ испыт. п/п

Исследуемые шкалы личных качеств (баллы)

Ум, сообразит-ть

Характер

Способности

Креативность

Общительн-ть

Уверен-ть

в себе

СО(-)

УП(х)

СО(-)

УП(х)

СО(-)

УП(х)

СО(-)

УП(х)

СО(-)

УП(х)

СО(-)

УП(х)

1.

43/Н

63/С

73/В

79/В

44/Н

57/Н

42/Н

55/Н

73/В

80/В

71/В

78/В

2.

50/С

70/В

51/С

58/Н

40/Н

59/Н

40/Н

59/Н

70/В

77/В

53/С

56/Н

3.

48/С

58/Н

50/С

56/Н

43/Н

63/С

46/С

56/Н

69/В

73/В

51/С

59/Н

4.

58/С

62/С

48/С

59/Н

47/С

60/С

50/С

61/С

50/С

63/С

47/С

59/Н

5.

67/В

73/С

68/В

70/С

50/С

55/Н

44/Н

62/С

64/С

71/В

68/В

76/С

Ср.значение

53,2/С  65/С

62,4/С 64,4/

              С

44,8/Н 58,8/

                Н

44,4/Н  58,6/

                Н

65,2/ В  72,8/В

58/С   65,6/С

              

Дифф.

11,8

2

14

14,2

7,6

7,6


 

 

Анализируя результаты, представленные в таблице 2 отметим, что у испытуемых контрольной группы по шкале «общительность» диагностирован высокий уровень самооценки, а так же оптимальный, сравнительно высокий уровень притязаний (благоприятные с точки зрения личностного развития результаты)

По шкалам «ум и сообразительность», «характер», «уверенность в себе» диагностирован средний уровень самооценки и средний уровень притязаний (благоприятные с точки зрения личностного развития результаты).

Таким образом, по перечисленным шкалам в данной выборочной совокупности мы наблюдаем наиболее благоприятные с точки зрения личностного развития результаты: средний (С), высокий (В) (но не выходящий за пределы шкалы), уровень притязаний, сочетающийся со средней (С) или высокой (В) самооценкой при уменьшенном расхождении этих уровней.

По шкалам «креативность» и «способности» диагностирован низкий уровень самооценки и низкий уровень притязаний, что является неблагополучным фактором и играет отрицательную роль в развитии личности.

Представим средние значения показателей самооценки и уровней притязания личности  контрольной группы в виде диаграммы (рис.2).

 Рис.2 Средние показатели самооценки и уровня притязания личности (контрольная группа)

Анализ данных диаграммы позволяет сделать следующие выводы:

- наивысший уровень самооценки  у личностей, не относящихся к  творческой профессии, диагностирован  по шкалам: «общительность»- 65,2 балла; «характер» - 62,4 балла.

- низший уровень самооценки  диагностирован по шкалам «способности», «креативность». На наш взгляд, низкая самооценка по данным шкалам объяснима тем, что данные аспекты личности не требуют высокого уровня развития в профессиональной деятельности представленной выборочной совокупности.

- высокий уровень личности, не относящиеся к творческой профессии, имеют  по шкале «общительность».

- наименьший уровень притязаний диагностирован по шкалам «креативность», «способности», что объясняется так же, как и низкая самооценка по данным категориям отсутствием высоких профессиональным требований в этих областях.

Степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки положительна и колеблется в пределах от 2 по шкале «характер» до 14,2 баллов по шкале «креативность». Таким образом, личности, не относящиеся к творческой профессии имеют наибольшее расхождение Я-реального и Я- идеального в проявлениях креативности, а наименьшее в проявлении характера.

Для проверки гипотезы исследования сравним средние значения уровня самооценки и притязаний творческих личностей и личностей, не относящихся к творческой профессии.

Шкала «ум и сообразительность»:

-самооценка творческих  личностей на 12,2 балла выше, чем  у личностей, не относящихся к  творческой профессии;

- уровень притязаний творческих  личностей на 12 баллов выше, чем  у личностей, не относящихся к  творческой профессии.

Шкала «способности»:

-самооценка творческих  личностей на 28,4 балла выше, чем  у личностей, не относящихся к  творческой профессии;

- уровень притязаний творческих  личностей на 20,8 баллов выше, чем у личностей, не относящихся к творческой профессии.

Шкала «креативность»:

-самооценка творческих  личностей на 20 баллов выше, чем  у личностей, не относящихся к  творческой профессии;

- уровень притязаний творческих  личностей на 13,8 баллов выше, чем  у личностей, не относящихся к  творческой профессии.

Гипотеза исследования была подтверждена: уровень самооценки и притязаний у творческой личности будет выше по таким качествам как, ум и сообразительность, способности, креативность нежели у личностей, не относящихся к творческой профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 2

В рамках экспериментального исследования нами были изучены особенности самооценки и уровень притязаний творческих личностей (учителей) – экспериментальна группа и личностей, не относящихся к творческой профессии - контрольная группа.

В качестве диагностической методики использовалась методика измерения уровня притязаний и самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан.

Творческие личности (экспериментальная группа):

- наивысший уровень самооценки  у творческих личностей диагностирован  по шкалам: «способности»- 73,2 балла; «общительность» - 77,4 балла; «уверенность»- 76,4 балла.

- низший уровень самооценки  диагностирован по шкале «характер», т.е. творческие личности достаточно  критично относятся к проявлениям  и особенностям своего характера.

- высокий уровень притязаний  творческие личности имеют так  же  по шкалам «способности», «уверенность  в себе», «общительность».

- наименьший уровень притязаний  диагностирован по шкале «креативность».

Степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки положительна и колеблется в пределах от 5,2 по шкале «уверенность в себе» до 24 баллов по шкале «характер». Таким образом, творческие личности имеют наибольшее расхождение Я-реального и Я- идеального в проявлениях характера, а наименьшее в уверенности в себе.

Личности, не относящиеся к творческой профессии (контрольная группа):

- наивысший уровень самооценки  у личностей, не относящихся к  творческой профессии, диагностирован  по шкалам: «общительность»- 65,2 балла; «характер» - 62,4 балла.

- низший уровень самооценки  диагностирован по шкалам «способности», «креативность».

- высокий уровень личности, не относящиеся к творческой  профессии, имеют  по шкале «общительность».

- наименьший уровень притязаний  диагностирован по шкалам «креативность», «способности».

Степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки положительна и колеблется в пределах от 2 по шкале «характер» до 14,2 баллов по шкале «креативность». Таким образом, личности, не относящиеся к творческой профессии имеют наибольшее расхождение Я-реального и Я- идеального в проявлениях креативности, а наименьшее в проявлении характера.

Гипотеза исследования была подтверждена: уровень самооценки и притязаний у творческой личности будет выше по таким качествам как, ум и сообразительность, способности, креативность нежели у личностей, не относящихся к творческой профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В первой главе исследования нами были раскрыты теоретические аспекты проблемы самооценки и уровня притязаний творческой личности.

В настоящее время можно выделить три подхода к тому, чем является самооценка и как она представлена в самосознании индивида:

1. Самооценка является частью  концепции «Я», обозначаемой как  «эмоционально-ценностное» отношение  к себе (Р. Бернс, В.В. Столин, Е.Т. Соколова и др.).

2. Самооценка понимается как  когнитивная подструктура (или схема), которая обобщает прошлый опыт  личности и организует, структурирует  новую информацию о «Я», т.е. фиксирует  знание субъекта о себе. Самооценка  – это образ «Я» субъекта. (И.С. Кон, А.В. Захарова, И. Чеснокова и др.).

3. Наименее распространенным является  подход, в рамках которого самооценка  определяется как наличие критической  позиции индивида по отношению  к тому, чем он обладает, но  это не констатация имеющегося  потенциала, а именно оценка его с точки зрения определенной системы ценностей (Л.В. Бороздина и др.).

Уровень притязаний – это разница между уровнем трудности выбираемых субъектом целей, формирующихся в результате прошлого опыта, оценки своих способностей и возможностей и результатом действия, направленного на достижение данной цели. Уровень притязаний характеризуется мотивацией достижения и является показателем самооценки, уровня Я. Среди отличительных черт творческих людей отметим:  способность более плодотворно оперировать противоречивой информацией, сознательную настроенность человека на возможное допущение противоречия в собственном представлении мира, терпение, работоспособность, психологическая духовная смелость, независимость, толерантность, открытость ума, развитое эстетическое чувство, стремление к красоте и др.

Во второй главе исследования нами были экспериментально изучены особенности самооценки и уровень притязаний творческих личностей (учителей) – экспериментальна группа и личностей, не относящихся к творческой профессии - контрольная группа. В качестве диагностической методики использовалась методика измерения уровня притязаний и самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан.

Для проверки гипотезы исследования сравним средние значения уровня самооценки и притязаний творческих личностей и личностей, не относящихся к творческой профессии.

Шкала «ум и сообразительность»:

-самооценка творческих  личностей на 12,2 балла выше, чем  у личностей, не относящихся к  творческой профессии;

- уровень притязаний творческих  личностей на 12 баллов выше, чем  у личностей, не относящихся к  творческой профессии.

Шкала «способности»:

-самооценка творческих  личностей на 28,4 балла выше, чем  у личностей, не относящихся к  творческой профессии;

- уровень притязаний творческих  личностей на 20,8 баллов выше, чем  у личностей, не относящихся к  творческой профессии.

Шкала «креативность»:

-самооценка творческих  личностей на 20 баллов выше, чем  у личностей, не относящихся к  творческой профессии;

- уровень притязаний творческих  личностей на 13,8 баллов выше, чем  у личностей, не относящихся к  творческой профессии.

Гипотеза исследования была подтверждена: уровень самооценки и притязаний у творческой личности будет выше по таким качествам как, ум и сообразительность, способности, креативность нежели у личностей, не относящихся к творческой профессии.

Список литературы

  1. Альтшуллер Г.С., Верткин И. М. Жизненная стратегия творческой личности. Минск, Беларусь, 1994.-234с.
  2. Бороздина Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка[Текст] /Л.В. Бороздина, Л. Видинска // Вестн. Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. - 1986. - № 3.-С. 21-30.
  3. Галин А.Л. Психологические особенности творческого поведения. М., 2006.- 322с.
  4. Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова, - М.: «Прогресс», 1998. - 100 с.
  5. Зинченко В.П. Проблемы психологии развития // Вопросы психологии. – 1992. – № 4. – С. 109-121
  6. Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 2. Уровень притязаний и варианты его сочетаний с самооценкой / Е.В. Зинько // Психологический журнал. - 2006 , том 27 . - № 4. - с.15 - 25.
  7. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978. – 367с.
  8. Маслова Е.А. Психологическая природа самооценки, место самооценки в структуре самосознания личности. http://www.ucheba.com/met_rus/k_psihologiya/k_psihollichnost/samoocenka. htm
  9. Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования // http://fictionbook.ru/author/olga_nikolaevna_molchanova/samoocenka_teoreti cheskie_problemiy_i_ye/read_online.html?page=1
  10. Моляко В.А. психология творческой личности. М., Высшая школа. 2008.-376с
  11. Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара, БАХРАХ-М. 2000. – 672 с.
  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – с. 636
  13. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. // http://psylib.poznaisebya.com/books/sarjv01/index.htm
  14. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии . - 2006 . - № 2 . - с.224-232.
  15. Степанов В.А. Самооценка психических и физических качеств будущих учителей / В.А.Степанов// педагогика . - 2004. - №7. - с. 45 - 50.
  16. Станкин М.И. Психология самооценки / М.И. Станкин // Специалист . - 2005 . - № 7 . - с. 20 - 22.
  17. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 268 с.
  18. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. 16 - е изд. Учебное пособие / Л.Д.Столяренко . - Ростов н/ Д: Феникс, 2006 . - 672 с.
  19. Чеснокова И.И. Особенности развития сознания в онтогенезе. – М.: Наука, 1977. – 144 с.
  20. Шадриков В.Д. Способности человека. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: ППО МОДЭК, 2007. - 288 с.

Информация о работе Экспериментальное исследование особенностей самооценки у уровня притязаний творческой личности