Экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 4 класса на уроках окружающего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является психологический анализ и выявление необходимых коммуникативных навыков личности, и их развитие.
Предмет исследования – формирование коммуникативных навыков у младших школьников.
Актуальность темы обусловлена потребностью общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, что является требованием Федерального государственного образовательного стандарта.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных действий младших школьников
Значение универсальных учебных действий в системе начального образования………………………………………………..………………..5
Виды универсальных учебных действий в педагогике…………………8
Место коммуникативных универсальных учебных действий в системе универсальных учебных действий младших школьников……………..9
Выводы к главе I……………………………………………………………….13
Глава II. Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников…………………14
Выводы к главе II…………………………….………………………………….19
Глава III. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 4 класса на уроках окружающего мира……………………………………………….…………….20
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

vozrastnye_osobennosti_razvitiya_kommunikativnyh_universalny-2.docx

— 60.07 Кб (Скачать файл)

                                         Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3

Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных действий младших школьников

    1. Значение универсальных учебных действий в системе начального образования………………………………………………..………………..5
    2. Виды универсальных учебных действий в педагогике…………………8
    3. Место коммуникативных универсальных учебных действий в системе универсальных учебных действий младших школьников……………..9

Выводы к главе I……………………………………………………………….13

Глава II. Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников…………………14

Выводы к главе II…………………………….………………………………….19

Глава III. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 4 класса на уроках окружающего мира……………………………………………….…………….20

Заключение……………………………………………………………………….34

Список литературы………………………………………………………………36                                                                                                            

  

 

 

 

 

 

                                                   Введение

          Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.

         Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком, как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения.

          Научить школьника психологически верно и ситуативно обусловлено вступать в общение, поддерживать общение, прогнозировать реакции партнеров на собственные действия, психологически настраиваться на эмоциональный тон собеседников, овладевать и удерживать инициативу в общении, преодолевать психологические барьеры в общении, снимать излишнее напряжение, эмоционально настраиваться на ситуацию общения, психологически и физически «пристраиваться» к собеседнику, адекватно ситуации выбирать жесты, позы, ритм своего поведения, мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной задачи – вот лишь немногие проблемы, решение которых позволит подготовить эффективного профессионала.

         Таким образом, проблема исследования заключается в определении необходимых коммуникативных навыков личности, и их развитие.

         Целью исследования является психологический анализ и выявление необходимых коммуникативных навыков личности, и их развитие.

         Предмет исследования – формирование коммуникативных навыков у младших школьников.

         Актуальность темы обусловлена потребностью общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, что является требованием Федерального государственного образовательного стандарта.

         Гипотеза исследования: если при обучении младших школьников  на уроках систематически применять комплекс приемов и методов для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, то это будет способствовать повышению уровня сформированности коммуникативных действий учащихся начальных классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

 

    1. Значение универсальных учебных действий в системе начального образования

         На сегодняшний день российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

          Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование «умения учиться» [ Асмолов, 2011, 7 ]. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

         Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и рациональных характеристик. Достижение «умения учиться» предполагает  полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

  • познавательные и учебные мотивы;
  • учебную цель;
  • учебную задачу;
  • учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

         Универсальные учебные действия в процессе обучения в начальной школе выполняют следующие функции:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

         Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Общение выступает основой дифференциации и развития форм психической деятельности в раннем онтогенезе. Так, происхождение личностных, познавательных и регулятивных действий определяется развитием коммуникации и общения ребенка с социальным (учитель) и близким (родители) взрослым и сверстниками. Из общения и саморегуляции вырастает способность ребенка регулировать свою деятельность. Из оценок окружающих, и в первую очередь оценок близкого взрослого, формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и Я-концепция как результат самоопределения. Из ситуативно-познавательного и вне ситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребенка [Лисина, 1986 ].

         Содержание и способы коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе [Михайлова, 2005].

         Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.

          Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

          Владение универсальными учебными действиями позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах.  Овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.

 

    1. Виды универсальных учебных действий в педагогике

         В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3)  познавательный;

4) коммуникативный.

         Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

         Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.

         Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

          Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

         Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

 

         1.3. Место коммуникативных универсальных учебных действий в системе универсальных учебных действий младших школьников

         В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят:

  • потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
  • овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • позитивное отношение к процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению;
  • умение слушать собеседника.

         Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы:

  1. Коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности). Важной вехой в развитии детей младшего школьного возраста является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях. Как известно, изначально детям доступна лишь одна точка зрения – та, которая совпадает с их собственной. При этом детям свойственно бессознательно приписывать свою точку зрения и другим людям – будь то взрослые или сверстники.

         По мере приобретения опыта общения (совместной деятельности, учебного сотрудничества и дружеских отношений) младшие школьники научаются весьма успешно не только учитывать, но и заранее  предвидеть разные возможные мнения других людей, нередко связанные с различиями в их потребностях и интересах.

  1. Коммуникация как кооперация (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели). Большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Содержательным  ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности.

Информация о работе Экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 4 класса на уроках окружающего мира