Шпаргалки по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 22:23, шпаргалка

Краткое описание

Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Вложенные файлы: 7 файлов

69-90.docx

— 118.87 Кб (Скачать файл)

ü Очень важный показатель сексуального здоровья заключается в правильном учете партнерами психологических различий мужчины и женщины. Мужчина быстрее возбуждается, но быстрее доходит до верхней точки, до оргазма, после которого возбуждение довольно быстро спадает. У женщины, согласно кривой У. Мастерса и В. Джонсон, возбуждение идет более полого, с наличием плато, определенного периода, когда это возбуждение как бы прерывается и затем завершается одним или несколькими оргазмами подряд, после чего кривая возбуждения постепенно снижается. Для того чтобы эти кривые совпали, необходим предварительный период подготовки женщины к половой близости.

ü Следующий показатель сексуального здоровья включает понятие диапазона приемлемости сексуальных партнеров. В настоящее время встает вопрос о так называемых альтернативных формах половой жизни, о которых писал еще Г. С. Васильченко, говоря о том, что половая жизнь может протекать в различных формах.

Для того чтобы какой-то акт признать половым, как в свое время указывал Зигмунд Фрейд, необходимы три момента:

наличие влечения, определенного напряжения, которое нарастает и называется тумесценцией;

высшая точка напряжения — момент наслаждения, острого эмоционального переживания счастья;

достаточно резкий сброс напряжения, расслабление, ощущение удовольствия и полного покоя, или детумесценция.

Если какой-либо вид полового общения входит в диапазон приемлемости, можно считать, что он представляет собой нормальную форму полового общения.

ü Следующий показатель - возрастной подход к проблеме сексуального здоровья. Известно, что длительность половой жизни у современного мужчины превышает 50 лет, а у современной женщины составляет не менее 40 лет. За это время мужчина и женщина проходят ряд этапов развития своего организма, своей психики, своего социального положения. Поэтому сейчас можно говорить о подростковом сексе, о сексе взрослых мужчин и женщин, о сексе людей пожилого возраста и о геронтосексологии, то есть о сексуальных проблемах и об особенностях сексуальной жизни мужчин и женщин в продвинутом пожилом возрасте и даже в старости.

ü Часто при определении показателей сексуального здоровья возникает вопрос о так называемых сексуальных меньшинствах. С нашей точки зрения, этот термин представляется неудачным, так как это не может быть меньшинство или большинство, числовое соотношение в данном случае неуместно. Либих считает, что правильнее называть их состояние парафилиями, которые ранее определялись как половые извращения, а в настоящее время трактуются как иные, или альтернативные, формы полового общения. Термин «парафилии» в переводе с латинского языка означает параллельные, не перекрещивающиеся между собой пути удовлетворения полового влечения. Таким образом, сама половая жизнь допускает много различных вариантов, подходов и путей.

Парафилии не могут быть признаны сексуальным здоровьем, но не должны преследоваться законом. Исключение составляют сексуальные парафилии, которые должны быть пресечены, в частности выраженные случаи садизма, некрофилия (влечение к трупам), зоофилия (половая жизнь с животными).

ü Еще одним показателем сексуального здоровья является обогащение личности. Сексуальное здоровье позитивно обогащает личность. Особенности личности закладываются в детстве и продолжают формироваться всю жизнь. Особенно важную роль, играет коммуникативная способность человека.

Любовь и сексуальная деятельность повышают коммуникативную способность человека, но прямой зависимости между ними не существует, так как имеются разные типы любви и разные типы сексуальной деятельности.

Также важно качество коммуникаций человека. Имеет значение не столько увеличение количества контактов, которое строго индивидуально, сколько повышение качества этих коммуникаций. Это, безусловно, связано с сексуальным здоровьем.

 

76. Критерии оценки  социальной нормы:

 

• Соответствие общего уровня культуры и типов сексуальной культуры.

• Соответствие сексуального поведения личной и общественной морали.

• Правильная осведомленность в вопросах психогигиены половой жизни.

 

 

Критерии оценки оптимальной психологической нормы.

• Сексуальное поведение зрелых личностей.

• Адекватность и соответствие сексуальной мотивации и мотивов сексуального акта.

• Отсутствие у одного из супругов черт характера, вызывающие негативные реакции у партнёра.

Критерии оценки физиологической (биологической) нормы сексуальности.

• Отсутствие признаков, свидетельствующих о нарушении психосексуального развития, и завершенность указанного развития.

• Отсутствие заболеваний, которые могут ослабить сексуальную функцию.

• Правильное сексуальное действие и поведение, не приводящее к нарушению сексуального здоровья.

• Правильная дифференциация пола.

Социально-психологическая норма:

• Наличие взаимного желания.

• Наличие взаимной любви, глубоких эмоциональных связей.

• Соответствие ур. Притязаний и самооценки.

 

77.  Периоды  формирования сексуальности

1. Формирование полового самосознания, осознание принадлежности к полу (0—3-4 года). Формируется сознание половой принадлежности собственной личности и окружающих, уверенность в ее необратимости, после чего попытки изменить половое самосознание ребенка оказываются малоуспешными. В этом возрасте происходит формирование речи, появление способности сопоставлять и противопоставлять объекты и их образы, становление самосознания (выделение себя из окружающего мира). Детское любопытство направлено на выяснение причин появления детей на свет и изучение половых признаков (строение тела, половых органов и т. д.). Микросоциальная среда в этот период ограничивается близкими родственниками, среди которых особую роль играет мать, и небольшим кругом сверстников. Контакт с матерью, развитие наиболее сильной привязанности к ней крайне необходим ребенку с 6—7 мес. приблизительно до 3 лет. Фазы: 1. 0-1 год. 2.1-3-4 года

2.Формирование стереотипа  полоролевого поведения. На этом этапе (3-4—10-12 лет): 3-4 – ощущение «Я-мальчик», «Я-девочка».

Происходит выбор половой роли, наиболее соответствующей психофизиологическим особенностям ребенка, обучение общению со сверстниками, совершенствуются эмоциональные реакции, формируется характер. Родители и их взаимоотношения становятся объектом пристального внимания и подражания. Они воспринимаются ребенком как модель мужественности и женственности, как образец взаимоотношения полов.

      В общении  со сверстниками, в первую очередь  в полоролевых, «семейных», играх, требующих выполнения определенной роли — жениха, невесты, отца, матери, ребенка и т. д., закрепляется выбранная половая роль, отражающая различные аспекты человеческих отношений, в том числе и сексуальных. Такого рода «семейные» игры могут отражать широкий диапазон полоролевого поведения взрослых: от подражания поведению родителей (чтение отцом газеты перед телевизором, выполнение матерью работ по дому) до имитации полового акта. При участии в играх детей разного возраста младшие сначала выполняют роль дочки, сына, а по мере взросления и обучения переходят на роли матерей и отцов. С поступлением в школу появляются новые образцы для подражания, возрастает роль общения со сверстниками. На этом этапе типично разделение коллектива и противопоставление друг другу по половому признаку. Фазы: 1. 3-4 - 6-7 лет – наблюдение за моделями. 2. 6-7 – 10-12. – накопление информации о половой стереотипизации.

3. Формирование психосексуальных ориентаций. Если первые два этапа протекают на относительно «спокойном» гормональном фоне, то на этом этапе (10-12—  лет) начинается и достигает максимума функционирование эндокринной системы, в частности половых желез. На основе индивидуальных особенностей темперамента и характера формируется личность. Происходит пересмотр привитых догм и своего положения в семье и обществе, эмансипация от семьи; вырабатывается собственное мировоззрение, развиваются высшие эмоции. Формируются общественные представления и социальное сознание, адекватная оценка своих способностей.

      Специфика  этапа — формирование психосексуальных ориентации, которые обусловливают в последующем выбор объекта влечения (человек, животное, фетиш) с его индивидуальными особенностями (половая принадлежность, внешний вид, телосложение, поведение и т. д.), необходимость для реализации влечения определенной ситуации и ряда последовательных действий, подчас составляющих настоящий ритуал. Этот этап развития можно условно разделить на три стадии соответственно формированию платонического, эротического и сексуального либидо. Платоническое либидо (влечение) вначале проходит первую фазу, которая проявляется «детской влюбленностью» и желанием к духовному общению, а затем и вторую фазу – его реализацию. Оно характеризуется, в основном, фантазиями, в которых совершаются воображаемые подвиги в честь идеализированного объекта первой влюбленности. Эта стадия проявляется в том, что подросток хочет, чтобы понравившаяся ему девочка обратила на него внимание, сидела с ним за одной партой, ходила вместе с ним в школу, готовила с ним уроки. Платоническое либидо считается завершенным только в том случае, если подросток стремится его как-то реализовать и привлечь внимание объекта влюбленности – пишет записки, объясняется в любви, старается проводить свободное время вместе с той, в кого влюблен. Эротическая стадия реализация происходит через поцелуи и петинг. Сексуальная стадия 2 фазы: 1 фаза-фантазии, мастурбация, 2 фаза-половой акт.

     78.Семейный и диадический копинг стресса: понятие и диагностика.

Понятие семейный стресс ввел американский социолог Р.Хилл: «Это состояние, которое возникает как нарушение равновесия между реально существующими и воспринимаемыми требованиями к семье (в виде угрозы или потери) и возможностями семьи справиться с ними». Обычно такое состояние вызвано действием стрессоров или событий, неблагоприятно действующих на семью. Стрессоры могут влиять на семью в целом или ее часть – диаду (муж-жена, ребенок- родитель, ребенок-ребенок), отдельных членов семьи – индивидуальный стресс. Таким образом, различают: семейный стресс – диадический – индивидуальный.

Анализ семейного стресса с точки зрения его структуры позволяет выделить две точки зрения: «семейный стресс» определяется как макрособытие, которое нарушает гомеостаз семьи; семейный стресс как микрособытие, которое требует включения копинговых реакций, направленных на сохранение семейной системы.

Семейный копинг стресса − копинговые реакции более чем одного члена семьи (или всех) как ответы на нарушение душевного равновесия одного или нескольких членов семьи (М. Перре, В.А. Абабков).

Копинг реализуется через стратегии совладания. Способы продуктивного копинга семьи: поиск информации, понимание стрессовой ситуации; поиск социальной поддержки как от близкого окружения так и профессионалов; гибкость семейных ролей; оптимизм, вера в лучшее; налаженная коммуникация, доверительное общение; включенность всех членов семьи с преодоление стресса.

Диадический копинг понимается как совокупность стратегий, состоящей из индивидуальных действий и поступков обоих совладеющих супругов. Эти авторы исходят из идеи о соответствии двух моделей копинга у партнеров. Согласованность двух индивидуальных моделей совладения  принимается как зависимая переменная уровня самочувствия и уровня функциональности копинга. При этом высокое соответствие индивидуального эмоционально-ориентированного копинга обоих супругов представляется благоприятным, в то время как использование супругами проблемно-ориентированного копинга может быть различным, но не наносящим вреда качеству супружеских отношений и самочувствию обоих партнеров.

Концепция диадического стресса и копинга Г. Боденманна. Г. Боденманн понимает стресс и копинг в рамках супружеских отношений как системное событие. Диадический стресс определяется им как требования к одному или обоим партнерам, вносящие дестабилизацию в общую систему. При этом причина стресса может лежать внутри или вне супружеской пары. Прямой диадический стресс касается обоих супругов в одинаковой степени (например, предстоящее рождение ребенка, переезд и т. д.), косвенный диадический стресс представляется в форме напряжения, возникающего на основе недостаточного или неэффективного индивидуального копинга одного из супругов.

Под диадическим копингом понимается такая форма преодоления напряжения, которая: 1) учитывает сигналы о стрессе от одного партнера и ответную реакцию (вербальную и невербальную) другого партнера на эти стрессовые проявления; 2) предполагает разделение задач и деятельности с партнером (делегированный диадический копинг); 3) включает совместный и согласованный подход супругов к напряженной ситуации (совместный диадический копинг).

Функциями диадического копинга в супружеских отношениях являются: 1) стрессо-ориентированные аспекты (сокращение напряжения через действительное решение проблемы, эмоциональная и социальная регуляция); 2) ориентированные на супружеские отношения аспекты (построение и укрепление чувства «мы», укрепление доверия партнеров друг к другу, осознание супружеских отношений как помогающих, поддерживающих и ценных и т. д.).

Благоприятный эффект диадического копинга сокращает стресс, способствует возникновению лучшего психологического и физического самочувствия супругов, высокой удовлетворенности жизнью, лучшей социальной адаптации и стабильности отношений.

В этом смысле можно говорить о конструктивном диадическом копинге, который приводит к разрешению семейных кризисов, росту психологического благополучия членов семьи, конструктивным изменениям в семейном взаимодействии.

Деструктивный диадический копинг не позволяет справляться с семейными трудностями эффективно, дестабилизирует семейные отношения, может привести к распаду семьи.

К основным методам диагностики копинга относятся:

1 Субъективный отчет испытуемого  о своем поведении, выраженный  через ответы 

на вопросы опросников.

2 Наблюдение за действиями  в ситуации.

3 Изучение документов  и продуктов деятельности индивида.

4 Интервью.

Среди диагностических методик чаще всего используются: Анкета самонаблюдения за стрессом (М. Перре, В.А. Абабков): для родителей и подростков; опросник копинг-поведения Е.Heim; Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С.Эндлер, Д.А. Паркер), измеряет стилевой копинг; опросник способов совладания (Р.Лазаруса и С. Фолкман) – измеряет ситуационный копинг.; шкала копинга для детей школьного возраста (Р.Джонса).

 

79. Последствия  развода родителей для детей. Дети считают, что их больше не любят родители;

У детей появляется чувство брошенности и запустения, данное чувство может перейти в желание ухода из дома;

В результате невозможности помирить родителей и сделать что-то для сохранения семьи дети чувствуют свою беспомощность и своё бессилие

вопросы к ГОСам.docx

— 18.48 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Разбивка по билетам для специализации ПСО.doc

— 63.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалки по "Психология"