Шпаргалка по по "Организационной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 14:07, шпаргалка

Краткое описание

Предмет, задачи и методы организационной психологии
Связь организационной психологии с общей, социальной психологией, психологией труда, экспериментальной психологией
История возникновения организационной психологии
Перспективы развития организационной психологии
Исследование в организационной психологии: цели, задачи, виды
Этапы научного исследования в организационной психологии
Организационное поведение: понятие, модели, теоретические подходы к его изучению
Власть как базовая категория организационной психологии
Феномен власти. Власть как межличностное взаимодействие.
Общая классификация оснований власти.
Дифференцированная классификация оснований власти. Взаимосвязь оснований власти. Косвенные методы влияния.
Тактические приемы в использовании власти. Ограничения классификации оснований власти.
Модель власти в межличностном взаимодействии.
Основные психологические характеристики организации
Организация как социальная группа
Типы структур организации
Показатели эффективности организации
Природа организации. Основные характеристики организации.
Организация как открытая система. Цикл трансформационного изменения.
Роли и ролевые конфликты в организации
Статус и его символы в организации
Организационная культура и ее влияние на организацию
Организационная психология как система поведенческих технологий
Феномен лидерства. Лидерство и руководство.
Лидерство и организационная власть.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы к экзамену по дисциплине Организационная психология.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

15.Организация как социальная группа

П. Блау и У. Скотт определяют организацию как группу, создаваемую для достижения специфических целей и обладающую структурой.

Теоретики выделяют две особенности организаций, отличающих их от других социальных групп.

1.Организации целесообразны — действия ее членов определенным образом скоординированы для достижения общего для нее результата в определенной области человеческой деятельности. Так, больница существует для лечения больных, политическая партия — для приобретения власти и т. п.

2.Организация — это такая группа, которым свойственна высокая степень формализации. Это означает, что вся сфера поведения ее членов охвачена правилами, регламентами, определяющими обязанности, взаимоотношения на службе и субординацию независимо от личностных качеств членов организации.

Т.о., организация — социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и создание высокоформализованных структур.

Элементы организации.

Социальная структура — совокупность существующих достаточно долгое время упорядоченных и типичных связей между элементами общества. Выделяют в социальной структуре ее нормативную и поведенческую стороны.

Нормативная структура включает ценности, нормы и ролевые ожидания, которые организованы так, что составляют относительно связанные и стойкие системы взаимного доверия и предписаний, управляющих поведением членов организации. К ценностям можно отнести признаки привлекательности и разумного выбора целей, своего рода организационные идеалы. Нормативная структура обезличена, навязана внешней средой. Поведенческая структура состоит из действий, взаимодействий, симпатий и антипатий. Люди, находящиеся в рамках нормативной системы, взаимодействуют под влиянием личных чувств, предпочтений, интересов.

Социальная структура организации различается  и по степени формализации.

Формальная социальная структура — это структура, в которой социальные позиции и взаимосвязи между ними четко специализированы и определены независимо от личностных характеристик членов организации. Формальная структура организации определена в штатном расписании, определяющем количество должностей, их функции, обязанности и права. На формальную должность личные качества не влияют.

Неформальная структура — структура, в которой социальные позиции, формируются на основе личностных характеристик, доверия и престижа. Она может совпадать с формальной частично, или не совпадать вовсе, что влияет на достижение целей организации.

 

16.Типы структур организации

Выделяют: линейную, функциональную, линейно-функциональную, матричную и матрично-штабную организационные структуры. Рассмотрим сущность и принципы построения этих структур.

При линейной структуре управления руководители подразделений низших ступеней непосредственно подчиняются одному руководителю более высокого уровня и связаны с вышестоящей системой только через него.

При такой организации один руководитель отвечает за весь объем деятельности, и передача управленческих решений каждому из подразделений одного уровня происходит только от одного начальника. Принцип единоначалия. Руководитель несет полную ответственность за результаты деятельности подчиненных ему подразделений.

В основе формирования функциональной структуры управления лежит принцип полноправного распорядительства: каждый руководитель имеет право давать указания по вопросам, входящим в его компетенцию.

Это создает условия для формирования аппарата специалистов, которые в силу своей компетенции отвечают только за определенный участок работы. Такая децентрализация работ между подразделениями: 1.позволяет ликвидировать дублирование в решении задач управления отдельными службами; 2.создает возможность для специализации подразделений по работам, единым содержательно и технологически, что значительно повышает эффективность функционирования аппарата управления.

Линейно-функциональная структура основана на сочетании преимуществ линейной и функциональной форм. Структура управления этого типа сохраняет принцип единоначалия: линейный руководитель устанавливает очередность в решении комплекса задач, определяя тем самым главную задачу на данном этапе, а также время и конкретных исполнителей. Деятельность функциональных руководителей при этом сводится к поискам рациональных вариантов решения задач, в умелом доведении своих рекомендаций до линейного руководителя, который на этой основе сможет обеспечить эффективное управление.

При матричном подходе к организации управления важное значение приобретает интеграция комплекса работ, направленных на достижение поставленных целей. В матричной структуре параллельно с функциональными подразделениями создаются специальные органы (проектные группы) для решения конкретных производственных задач. Проектные группы формируются за счет специалистов функциональных подразделений, находящихся на различных уровнях управленческой иерархии. Главным принципом организации матричной структуры является широкая сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикалью образуются за счет взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональных подразделений.

Матрично-штабная структура. Проводимые между тематическими и линейными руководителями регулярные консультативные совещания делают необходимым создание специального штаба-координатора на среднем уровне, который смог бы обеспечивать руководителей организационно-технической информацией, фиксировать сроки выполнения программ и т. д.

Особенность матрично-штабной структуры: она отражает все виды руководства: линейное, функциональное, тематическое, и обеспечивает всестороннюю координацию деятельности между ними, сохраняя единство распорядительства и контроля за ключевыми организационно-техническими решениями на высшем уровне.

 

17.Показатели эффективности организации

Эффективность организации оценивается комплексно, по показателям двух блоков.

Первый блок включает в себя объективные (экономические) показатели:

Результативность (оценивается, достигнуты ли организацией поставленные цели). Производительность (выявляет, достигнута ли цель посредством минимальных трудовых затрат). Продуктивность (оценивается количество и качество продукции).

Рентабельность (показатель прибыльности в процессе всего товарооборота от приобретения сырья и оборудования до продажи произведенного товара). Экологичность (загрязнение окружающей среды является одним из важных показателей неэффективности промышленного предприятия). Энергоемкость (показатель энергозатрат, израсходованных в технологическом процессе, говорит об эффективности всего производства в целом).

Второй блок включает в себя субъективные (психологические, физиологические, социально-психологические) показатели:

1. Трудовая, духовная и общественная активность сотрудников. Активность – это деятельностный компонент психологии людей. Трудовая активность отражается на таких показателях, как производительность труда, качество выпускаемой продукции и т.д. Активность людей в духовной сфере определяется не только уровнем их профессионального мастерства, а, прежде всего, творческим отношением к делу, участием в рационализаторской деятельности. Общественная активность проявляется в участии в общественно-политической жизни страны, социальных движениях, освоении новых экономических условий.

2. Удовлетворенность трудовой деятельностью. Показатель личностного отношения человека к своему труду и членам группы.

3. Относительная стабильность организации. Показатель стабильности связан с показателем текучести кадров. Определенный уровень текучести кадров - это нормальное явление для каждой организации. Если группа на протяжении долгого времени абсолютно стабильна, законсервирована, то это негативно сказывается на ее развитии, на взаимоотношениях людей, выработке новых идей и пр.

4. Сработанность организации. Характеризует устойчивость и прочность межличностных взаимодействий. Сработанность людей в группе говорит об отлаженных организационных и психологических механизмах их деятельности и является предпосылкой сплоченности и совместимости членов организации.

Ю.П. Платонов в качестве социально-психологических факторов эффективности организации определяет:

1. Целенаправленность. Характеризует готовность организации к достижению целей совместного взаимодействия.

2. Мотивированность. Раскрывает причины трудовой, познавательной, коммуникативной и др. активности членов группы. Мотивация выполняет три психологические функции: побуждающую, направляющую и регулирующую.

3. Эмоциональность. Проявляется в эмоциональном отношении людей к взаимодействию, в специфике эмоциональных, неформальных отношений в организации. Интенсивность и направленность эмоциональности группы может оказывать стимулирующее или подавляющее влияние на его эффективность.

 

18.Природа организации. Основные характеристики организации.

Традиционно организация рассматривается как инструмент достижения целей. Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей.

Целенаправленность —одна из важнейших характеристик организации. Первым и непременным условием ее существования является формирование общей цели.

Общая цель лежит в основе базовых структурных и процессуальных характеристик организации и ее достижение обеспечивается только при выполнении всеми подразделениями, группами и отдельными работниками порученных им подцелей и задач, выступающих составными элементами общей цели.

Организация выступает как противоречивый процесс взаимодействия людей, обладающих различными, а порой и противоположными целями, интересами, потребностями и взглядами.

Психологически это противоречие выступает в виде двух противоположных тенденций: центростремительной и центробежной. Первая — подталкивает индивида к сотрудничеству, к поиску общих целей и интересов. Вторая тенденция заставляет индивида избегать давления, а необходимость подчинять свои индивидуальные цели и действия требованиям организации и невозможность следовать исключительно собственным желаниям и планам неизбежно порождают у него чувство протеста и нежелание вступать в организованное взаимодействие с другими людьми.

Это противоречие диалектически присуще любой организации и всегда угрожает ее целостности.

Общей организационной целью может стать только такая цель, субъект которой опирается на некую силу или процесс, способный обеспечивать ее главенство над индивидуальными целями.

Первым и необходимым условием создания организации является не столько общая цель, сколько некая сила, способная придать какой-либо индивидуальной цели статус общей и сделать ее субъекта носителем общей цели.

Такой силой выступает организационная власть — процесс, обеспечивающий устойчивую приоритетность общей цели над индивидуальными целями работников и использующий для этого широкий набор организационных средств, включая насилие.

Среди характеристик организаций помимо большого размера и сложности выделяются и такие, как формализация, рациональность, иерархическая структура и специализация.

Для организационной психологии размер организации выступает как фактор, детерминирующий характер межличностных отношений.

Сложность организации связана со степенью дифференциации. Она включает уровень специализации или разделения труда, количество уровней в иерархии и степень территориального распределения ее подразделений.

Формализация отчасти является результатом ее размера и отражает потребность в структурированном контроле. Формализация — это правила и процедуры, изложенные в письменной форме и выступающие устойчивыми поведенческими ориентирами для всех работников.

Система должна быть рациональной, т. е. основываться на логике и научном знании (или на здравом смысле). Поведение каждого работника должно быть ориентировано на достижение организационной цели.

Иерархия — это наличие различных властных полномочий на разных организационных уровнях, цепочка формальных взаимоотношений руководства— подчинения, идущая от вершины организационной пирамиды до ее основания и связывающая всю организацию воедино.

Специализация может выступать в двух формах — как разделение труда (конкретная задача на основании анализа делится на элементы, повторяемость которых выше, а сложность значительно ниже всей задачи, что позволяет упростить обучение и замену персонала) и профессионализация (специализация касается не задачи, а знаний и навыков индивида).

 

19.Организация как открытая система. Цикл трансформационного изменения.

Организация является открытой системой. Система — это совокупность компонентов и их связей, функционирующих как единое целое. Каждый компонент является субсистемой, которая сама характеризуется определенными системными характеристиками. Обычно в системе присутствуют наборы причинных взаимосвязей между компонентами. Когда изменения происходят в одном компоненте, это вызывает цепь изменений в других компонентах. Из-за сложности взаимосвязей часто чрезвычайно трудно прогнозировать состояние каждого компонента, включая тот, который явился начальным звеном изменения.

Система является открытой в том случае, если она взаимодействует со средой. Организации являются подсистемами в рамках более крупной системы и зависят от многих факторов внешней среды.

Организации постоянно сталкиваются с новыми проблемами, которые могут изменить их положение. Для того чтобы все элементы организации действовали, прежде всего, необходимо непрерывное поступление ресурсов. Организация может не только потреблять, но и воспроизводить ресурсы, получаемые извне.

Информация о работе Шпаргалка по по "Организационной психологии"