Шпаргалка по дисциплине "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 17:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

Otvety.docx

— 177.94 Кб (Скачать файл)

Школьные трудности при формировании математических навыков

№ п/п

Тип школьных трудностей

Возможные психологические причины

1

Невозможность выполнения простых счетных операций

Дискалькулия (теменная область левого полушария)

2

Трудности при переходе через десяток; пространственные ошибки

Недостаточная сформированность пространственных представлений (теменные области левого и правого полушарий)

3

Трудности при переключении с одних чисел на другие; повтор одних и тех же ошибок

Недостаточная сформированность произвольности и внимания, инертность речевых следов (лобная область левого полушария)

4

Трудности в различении геометрических фигур

Недостаточная сформированность зрительного восприятия и зрительной памяти. Недостатки методики обучения

5

Трудности правильного копирования геометрических фигур с сохранением пропорций

Недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций и зрительного восприятия. Форсирование темпа обучения

6

Зеркальное прописывание цифр; плохое различение цифр, близких по конфигурации

Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти

7

Трудности восприятия цифр на слух

Недостаточная сформированность аудиального восприятия

8

Трудность формирования правильной траектории при написании цифр; изменение конфигурации цифр

Недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций и зрительного восприятия. Форсирование темпа обучения

9

Сильный тремор, неровный нажим, неустойчивый почерк (цифры неровные, растянутые, нарушение конфигурации и размеров цифр)

Недостаточная сформированность координации движений и мелкой моторики руки. Неправильное положение ручки. Функциональное переутомление. Нарушение тонуса мышц руки

10

Трудности расположения и восприятия по вертикали и горизонтали

Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия

11

Трудности выделения в тексте числовых данных, написанных не цифрами, а словами; фрагментарное восприятие задачи

Недостаточная сформированность вербально-логического мышления. Механическое чтение без понятийного понимания текста. Функциональное переутомление

12

Трудности при формировании математических понятий, законов, правил. Трудность переноса вербальной инструкции в действие

Недостаточная сформированность вербально-логического мышления и речи. Недостатки методики обучения

13

Трудности при решении математических задач (не понимает условие задачи, забывает и заменяет числа)

Недостаточная сформированность логического и образного мышления, ориентации на систему признаков. Непонимание грамматических конструкций. Низкий уровень развития памяти. Недостатки методики обучения


Материалы по диагностике и коррекции трудностей обучения младших школьников // Баулина М.Е.: Москва, 2009

Вопрос №26

Деформация личностного развития старшеклассника. Симптомокомплексы акцентуирования характера

Понятие «акцентуация» близко к понятию «расстройство личности». Основным отличием является то, что три основные характеристики расстройства личности (влияние на все сферы жизни человека, стабильность во времени, социальная дезадаптация) никогда не присутствуют в акцентуации одновременно:

  1. Акцентуированный человек может специфически реагировать на специфические психогенные воздействия, но только на них, в то время как человек срасстройством личности на любые психогенные воздействия реагирует в соответствии с особенностями своего расстройства (влияние на все сферы жизни).
  2. Акцентуации могут наиболее ярко проявляться только в течение определённого периода жизни человека (например подросткового периода) и обычно сглаживаются со временем, в то время как для расстройств личности характерно появление на ранних периодах жизни и стабильность или усиление проявлений в течение жизни (стабильность во времени).
  3. Акцентуации могут не приводить к социальной дезадаптации вообще или приводить к ней лишь на непродолжительное время, в то же время расстройства личностимешают такой адаптации постоянно (социальная дезадаптация).

Классификация Леонгарда

Карл Леонгард выделил двенадцать типов акцентуации. По своему происхождению они имеют разную локализацию.

К темпераменту, как природному образованию, Леонгардом были отнесены типы:

  1. гипертимный — желание деятельности, погоня за переживаниями, оптимизм, ориентированность на удачи;
  2. дистимический — заторможенность, подчёркивание этических сторон, переживания и опасения, ориентированность на неудачи;
  3. аффективно-лабильный — взаимная компенсация черт, ориентированность на различные эталоны;
  4. аффективно-экзальтированный — воодушевление, возвышенные чувства, возведение эмоций в культ;
  5. тревожный — боязливость, робость, покорность;
  6. эмотивный — мягкосердечие, боязливость, сострадание.

К характеру, как социально обусловленному образованию, он отнёс типы:

  1. демонстративный — самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, ориентированность на собственное Я как на эталон
  2. педантичный — нерешительность, совестливость, ипохондрия, боязнь несоответствия Я идеалам;
  3. застревающий — подозрительность, обидчивость, тщеславие, переход от подъема к отчаянию;
  4. возбудимый — вспыльчивость, тяжеловесность, педантизм, ориентированность на инстинкты.

К личностному уровню были отнесены типы:

  1. экстравертированный;
  2. интровертированный.

Классификация Личко

Гипертимный

Гипертимный (сверхактивный) тип акцентуации выражается в постоянном повышенном настроении и жизненном тонусе, неудержимой активности и жажде общения, в тенденции разбрасываться и не доводить начатое до конца. Люди с гипертимной акцентуацией характера не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, одиночества и ограниченности контактов, безделья. Тем не менее, их отличает энергичность, активная жизненная позиция, коммуникабельность, а хорошее настроение мало зависит от обстановки. Люди с гипертимной акцентуацией легко меняют свои увлечения, любят риск.

Циклоидный

При циклоидном типе акцентуации характера наблюдается наличие двух фаз — гипертимности и субдепрессии. Они не выражаются резко, обычно кратковременны (1—2 недели) и могут перемежаться длительными перерывами. Человек с циклоидной акцентуацией переживает циклические изменения настроения, когда подавленность сменяется повышенным настроением. При спаде настроения такие люди проявляют повышенную чувствительность к укорам, плохо переносят публичные унижения. Однако они инициативны, жизнерадостны и общительны. Их увлечения носят неустойчивый характер, в период спада проявляется склонность забрасывать дела. Сексуальная жизнь сильно зависит от подъёма и спада их общего состояния. В повышенной, гипертимной фазе такие люди крайне похожи на гипертимов.

Лабильный

Лабильный тип акцентуации подразумевает крайне выраженную переменчивость настроения. Люди с лабильной акцентуацией имеют богатую чувственную сферу, они весьма чувствительны к знакам внимания. Слабая сторона их проявляется при эмоциональном отвержении со стороны близких людей, утрате близких и разлуке с теми, к кому они привязаны. Такие индивиды демонстрируют общительность, добродушие, искреннюю привязанность и социальную отзывчивость. Интересуются общением, тянутся к своим сверстникам, довольствуются ролью опекаемого.

Астено-невротический

Астено-невротический тип характеризуется повышенной утомляемостью и раздражительностью. Астено-невротические люди склонны к ипохондрии, у них высокая утомляемость при соревновательной деятельности. У них могут наблюдаться внезапные аффективные вспышки по ничтожному поводу, эмоциональный срыв в случае осознания невыполнимости намеченных планов. Они аккуратны и дисциплинированы.

Сенситивный (сензитивный)

Люди с сенситивным типом акцентуации весьма впечатлительны, характеризуются чувством собственной неполноценности, робостью, застенчивостью. Зачастую в подростковом возрасте становятся объектами насмешек. Они легко способны проявлять доброту, спокойствие и взаимопомощь. Их интересы лежат в интеллектуально-эстетической сфере, им важно социальное признание.

Психастенический

Психастенический тип определяет склонность к самоанализу и рефлексии. Психастеники часто колеблются при принятии решений и не переносят высоких требований и груза ответственности за себя и других. Такие субъекты демонстрируют аккуратность и рассудительность, характерной чертой для них является самокритичность и надёжность. У них обычно ровное настроение без резких перемен. В сексе они зачастую опасаются совершить ошибку, но в целом их половая жизнь проходит без особенностей.

Шизоидный

Шизоидная акцентуация характеризуется замкнутостью индивида, его отгороженностью от других людей. Шизоидным людям недостаёт интуиции и умения сопереживать. Они тяжело устанавливают эмоциональные контакты. Имеют стабильные и постоянные интересы. Весьма немногословны. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, которые предназначены только для услаждения самого себя. Могут проявлять склонность к употреблению алкоголя, что никогда не сопровождается ощущением эйфории.

Эпилептоидный

Эпилептоидный тип акцентуации характеризуется возбудимостью, напряжённостью и авторитарностью индивида. Человек с данным видом акцентуации склонен к периодам злобно-тоскливого настроения, раздражения с аффективными взрывами, поиску объектов для снятия злости. Мелочная аккуратность, скрупулёзность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий окружающих педантизм обычно рассматриваются как компенсация собственной инертности. Они не переносят неподчинения себе и материальные потери. Впрочем, они тщательны, внимательны к своему здоровью и пунктуальны. Стремятся к доминированию над сверстниками. В интимно-личностной сфере у них ярко выражается ревность. Часты случаи алкогольного опьянения с выплёскиванием гнева и агрессии.

Истероидный

У людей с истероидным типом ярко выражен эгоцентризм и жажда быть в центре внимания. Они слабо переносят удары по эгоцентризму, испытывают боязнь разоблачения и боязнь быть осмеянными, а также склонны к демонстративному суициду (парасуициду). Для них характерны упорство, инициативность, коммуникативность и активная позиция. Они выбирают наиболее популярные увлечения, которые легко меняют на ходу.

Неустойчивый

Неустойчивый тип акцентуации характера определяет лень, нежелание вести трудовую или учебную деятельность. Данные люди имеют ярко выраженную тягу к развлечениям, праздному времяпрепровождению, безделью. Их идеал — остаться без контроля со стороны и быть предоставленными самим себе. Они общительны, открыты, услужливы. Очень много говорят. Секс для них выступает источником развлечения, сексуальная жизнь начинается рано, чувство любви им зачастую незнакомо. Склонны к потреблению алкоголя и наркотиков.

Конфо́рмный

Конформный тип характеризуется конформностью окружению, такие люди стремятся «думать, как все». Они не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа, лишения привычного окружения. Их восприятие крайне ригидно и сильно ограничено их ожиданиями. Люди с данным типом акцентуации дружелюбны, дисциплинированы и неконфликтны. Их увлечения и сексуальная жизнь определяются социальным окружением. Вредные привычки зависят от отношения к ним в ближайшем социальном круге, на который они ориентируются при формировании своих ценностей.

Вопрос №28

Диагностика агрессии ребенка-школьника. Психологическая помощь агрессивным детям

Диагностика агрессии у подростков и старшеклассников Опросник Басса—Дарки

Агрессивные проявления делят на два основных типа: первый — мотивационная агрессия, как самоценность, второй — инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса—Дарки. 
А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессия и враждебность и определил последнюю как: «...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия  — использование физической силы  против другого лица.

2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная  на другое лицо или ни на  кого не направленная.

3. Раздражение — готовность  к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм — оппозиционная  манера в поведении от пассивного  сопротивления до активной борьбы  против установившихся обычаев  и законов.

5. Обида — зависть и  ненависть к окружающим за  действительные и вымышленные  действия.

6. Подозрительность —  в диапазоне от недоверия и  осторожности по отношению к  людям до убеждения в том, что  другие люди планируют и приносят  вред.

7. Вербальная агрессия  — выражение негативных чувств  как через форму (крик, визг), так  и через содержание словесных  ответов (проклятия, угрозы).

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология"