Шпаргалка по дисциплине "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 17:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

Otvety.docx

— 177.94 Кб (Скачать файл)

- Индивидуальные особенности  и трудности, возникающие в процессе  общения с педагогами и сверстниками.

4. Показатели  эмоционального состояния в учебных  ситуациях:

- Описание “типичного”  для школьника эмоционального  состояния на уроке; 

- Описание ситуаций, вызывающих  у учащегося различные эмоциональные  трудности (плач, раздражение, агрессия, испуг и т. д.)

Давая характеристику конкретному школьнику, классный руководитель и педагог останавливается, естественно, только на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию.

Медицинский работник дает информацию о состоянии здоровья и физических особенностях школьников. Соматическое состояние школьников должно оцениваться по трем основным показателям:

1. Физическое  состояние ребенка на момент  проведения консилиума:

- Соответствие физического  развития возрастным нормам; 

- Состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы; 

- Переносимость физических  нагрузок (на основании данных  учителя физкультуры).

2. Факторы риска  нарушения развития:

- Наличие в прошлом  заболеваний и травм, которые  могут сказаться на развитии  ребенка; 

- Факторы риска по основным  функциональным системам, наличие  хронических заболеваний.

3. Характеристика  заболеваемости за последний  год.

Информация о ребенке представляется по тем пунктам характеристики, в которых содержатся важные для сопровождения данные.

Подготовка консилиума

осуществляется каждым участником отдельно.

Психолог обрабатывает данные психологического минимума и углубленной диагностики, готовит предложения по отдельным учащимся и информацию по классу в целом. В его задачи входит также определить, каких учеников обсудить отдельно, посвятив этому достаточно много времени , а какие дети, являясь психологически благополучными не станут предметом отдельного обсуждения на консилиуме (либо для разработки их сопровождения не нужно много времени).

Педагог (классный руководитель в средней и старшей параллели) собирает и обрабатывает информацию от педагогов-предметников, систематизирует собственные наблюдения.

Школьный медик просматривает медицинские карты, при необходимости получает дополнительную информацию от родителей или из поликлиники, а также готовит выписки для обсуждения на консилиуме.

Завуч собирает информацию о тех учениках, в отношении которых предстоит индивидуальное обсуждение, и разрабатывает схему проведения консилиумов, готовит необходимую документацию – бланки протоколов консилиумов.

Социальный педагог берет на себя организационные обязанности, связанные с консилиумом, а также помогает классным руководителям в непосредственной работе с семьей.

Порядок работы консилиума:

Информационный обмен между участниками консилиума.

Порядок изложения информации не имеет принципиального значения. Обмен информацией между участниками и взаимный ответ на вопросы служит основой для заполнения консилиума, касающейся актуального психолого-медико-педагогического состояния школьника.

Разработка стратегии сопровождения данного ученика.

Прежде всего, участники консилиума оговаривают содержание развивающей работы:

- Какого рода помощь  требуется школьнику? 

- Каким конкретным содержанием  желательно наполнить развивающую  работу с ним? - Какие его особенности должны быть обязательно учтены в процессе обучения и общения.

Обсуждение вопроса о том, какую сопровождающую работу могут взять на себя участники консилиума, какую необходимо осуществить силами педагогического коллектива данной параллели, а что можно сделать только с помощью семьи или специалистов различного профиля вне школы. Участники консилиума определяют формы своего участия и оговаривают, кто и в какой форме берет на себя работу с родителями, педагогами-предметниками, а также социально-диспетчерскую деятельность.

Таким образом, деятельность консилиума по отношению к конкретному ребенку состоит в ответе на несколько последовательных вопросов:

Каков психологический, педагогический, медицинский статус школьника на момент обследования? 

Какими особенностями и проблемами характеризуется развитие школьника в целом на момент обследования? 

Каким содержанием должна быть наполнена индивидуальная стратегия его сопровождения в процессе школьного обучения? 

В каких формах и в какие сроки в сопровождении школьника примут участие психолог, школьный медик и классный руководитель? 

Предусматривается ли и какая по содержанию консультативная работа участников консилиума с педагогическим коллективом или отдельными учителями, родителями школьника и школьной администрацией? 

Предполагается ли и какая социально-диспетчерская деятельность?

Ответы на все эти вопросы предполагает установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля.

Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа – заключения консилиума, в котором находят отражение – свое краткое описание ответы на основные из вышеприведенных вопросов

 

Вопрос №13

Основные категории учащихся, нуждающиеся в психологической помощи и сопровождении их личностного развития

КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ В ДОУ

  • Дети с задержкой психоречевого развития.
  • Дети с дефектами речи и нарушениями в речевом развитии.
  • Дети с билингвизмом (двуязычием).
  • Дети из семей «группы риска».
  • Дети с СДВГ и с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
  • Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию.
  • Дети с трудностями адаптации к условиям дошкольного учреждения.
  • Дети в период подготовки к поступлению в школу.

КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Школьники  в период адаптации к новым условиям образовательного процесса (1, 5, 10 классы).

  • Дети, имеющие школьные трудности.
  • Дети с социально-педагогической запущенностью.
  • Дети и подростки с отклоняющимся поведением.
  • Школьники в период перехода к профильному обучению.
  • Дети из неблагополучных семей.
  • Дети с особыми образовательными потребностями.
  • Отдельные группы школьников в случае возникновения ситуации межличностного конфликта.
  • Дети из семей беженцев и переселенцев.

КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В КОМПЛЕКСНОМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ НА БАЗЕ ЦЕНТРА «УСПЕХ»

  • Дети, имеющие заключение городской ПМПК:  отклонения в развитии,  замедленный темп психосоциального развития,  нарушения формирования школьных навыков,  др.
  • Дети с нарушениями интеллекта, с церебрастеническими явлениями.
  • Дети, подвергшиеся различным формам психического и физического насилия.
  • Дети с проблемами общения.
  • Дети с пограничными психическими расстройствами.
  • Дети с психосоматическими заболеваниями.
  • Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы: страхи, невротические реакции, агрессивность, тревожность, гиперактивность.
  • Дети с проблемами личностного развития.
  • Дети с проблемами готовности к школе.
  • Дети и подростки со стойкими проявлениями социальной и школьной дезадаптации.

Вопрос №14

Профессиональные качества практического психолога

Важнейшее качество деятельности психолога – профессиональная компетентность, или профессионализм, включающее в себя профессиональные знания, умения, навыки, способности. В число характеристик профессиональной компетентности также входят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.

Психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом. Поэтому его профессиональная эрудиция включают в себя не только знания в области психологии, но и определенную совокупность знаний в области философии, истории, культурологии, педагогики, экономики, социологии, политологии, права, филологии, физической культуры, математики и информатики, в области концепций современного естествознания.

Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические «техники».

Профессиональные навыки – это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, чем больше профессиональных навыков приобретает специалист.

В области психологии специалист должен:

  1. понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;
  2. владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;
  3. понимать специфику предмета психологии, ее связи с другими дисциплинам; знать основные отрасли психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни;
  4. знать историю развития и современные проблемы психологической науки;
  5. знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;
  6. понимать мозговые механизмы психических процессов и состояний;
  7. знать природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности человека;
  8. знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;
  9. знать психологические закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
  10. знать механизмы внимания, эмоциональных явлений, процессы волевой регуляции;
  11. иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;
  12. знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях;
  13. знать закономерности психического развития человека на каждой возрастной ступени;
  14. знать основные закономерности психологии образования;
  15. знать критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы;
  16. иметь представление о психологических проблемах трудовой деятельности человека;
  17. знать основные сферы и виды деятельности психолога;
  18. знать основы психодиагностики и психологического консультирования;
  19. знать основы психотерапии, коррекционной и развивающей работы психолога;
  20. владеть методами психологического просвещения и преподавания психологии.

Кроме того, в рамках соответствующей специализации психолог должен владеть целым рядом углубленных знаний и практический умений. К основным сферам специализации относятся:

  • общая психология,
  • психология личности,
  • социальная психология,
  • политическая психология,
  • психология менеджмента,
  • психология труда и организационная психология,
  • клиническая психология,
  • психофизиология,
  • специальная психология,
  • психология развития и возрастная психология,
  • педагогическая психология,
  • психологическое консультирование,
  • психология социальной работы,
  • юридическая психология,
  • спортивная психология.

Данные требования как минимум необходимы для профессиональной деятельности психолога. Выпускник высшего учебного заведения по специальности «психология» должен удовлетворять этим требованиям. Помимо этого для успешной работы психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Самоанализ опыта работы и самосовершенствование профессиональных умений помогают психологу достигать более высоких результатов в своей деятельности.

В сфере научной психологии и педагогической деятельности профессиональная квалификация отражается в системе ученых степеней (кандидат и доктор психологических наук) и ученых званий (доцент и профессор).

Для успешной работы в сфере научной психологии необходимы соответствующие способности. К.А. Рамуль считает необходимым и важным для каждого ученого следующие качества: спонтанная любознательность, способность длительное время заниматься решением все той же проблемы, сравнительно высокая степень научной одаренности, которая предполагает развитие памяти, творческого мышления, фантазии и наблюдательности. Однако, по его мнению, «для ученого-психолога не представляется необходимым или весьма важным обладание какой-нибудь специальной особенностью, помимо тех способностей, которые необходимы или весьма важны для каждого ученого вообще...».

Профессиональный рост практического психолога оценивается в квалификационных категориях, которые ему присваиваются экспертными комиссиями. В сфере практической психологии система оценки уровня профессиональной квалификации включает в себя 1, 2 и 3 квалификационные категории, которые присваиваются в зависимости от опыта работы, качества владения профессиональными умениями. Способности, профессионально необходимые для практического психолога, пока изучены мало.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология"