Шпаргалка по дисциплине "Юридическая психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 21:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Юридическая психология".

Вложенные файлы: 1 файл

Юридическая психология.docx

— 144.69 Кб (Скачать файл)

Юридическая психология. Ответы на вопросы на зачет.

 

1.Предмет  и задачи юр. психологии.

Юридическая психология — это наука, в которой синтезированы различные области психологии и юриспруденции.

Объектом юридической психологии являются отдельные типы людей и их общности как субъекты правовой активности в рамках существующих процессов правового регулирования. Предмет юридической психологии - психические закономерности деятельности и личности человека в области правовых отношений.

Задачи юридической психологии:

  • Исследование структурных элементов предмета этой науки: личности юриста, его деятельности, правомерного и противоправного поведения, личности законопослушного человека и правонарушителя, психологии социально-правовой ресоциализации правонарушителя (в том числе и в ИТУ), психологических особенностей юридической процедуры и профилактики правонарушений.
  • Изучение методологических и теоретических ее основ, разработка методики и методов теоретических и прикладных исследований, адаптирование для целей юридической психологии методик и методов, разработанных в других науках, в том числе и в отраслевых психологических.
  • Разработка практических рекомендаций для юристов-практиков по осуществлению ими правоприменительной, правоохранительной и правотворческой функций, совершенствованию и улучшению их собственной работы, стимулирование совместной деятельности, разработка методики профориентации, профотбора, профконсультации юристов, профессиограмм и психограмм юридических профессий и др.
  • Теоретическое и методическое обеспечение учебной дисциплины «Юридическая психология» и связанных с нею спецкурсов.
  • Обеспечение практики специальным психологическим знанием, разработка теории и методики судебно-психологической экспертизы, психологической консультации и т.д.

2.История  развития юр. психологии.

Юридическая психология возникла как ответ на запросы юристов-практиков, по сути, это прикладная наука, призванная помогать юристу искать ответы на интересующие его вопросы. Не являясь самостоятельной теоретической дисциплиной, она не имеет собственной методологии – ее принципы и методы являются общепсихологическими. Юридическая психология носит междисциплинарный характер. Так как юридическая психология возникла и развивалась на стыке психологических и правовых знаний, она имеет отношение как к общей психологии, так и к юридическим наукам. Эта наука сравнительно молода, ей около двухсот лет. Но примечателен тот факт, что это направление возникло практически одновременно с психологией: психология и юридическая психология весь путь развития прошли «рука об руку».Сам термин «психология» начал появляться в философской литературе уже в XVII–XVIII вв. и означал науку о душе, умение понимать душу человека, его устремления и поступки. В XIX в. психология покидает лоно философии и выделяется в самостоятельную отрасль знания, приобретая несколько иной – естественно-научный – оттенок. Официальной датой рождения психологии традиционно считают 1879 г. – в этом году немецкий психолог и философ В. Вундт основал первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге. Именно введение строгого, контролируемого эксперимента обозначило становление психологии как науки.Конец XVIII – начало XIX вв. отмечены ростом интереса ученых и общественников к проблеме человека. Принципы гуманизма (от лат. humanita– человечность), ведущего в то время философского течения, подтолкнули революционеров к созданию первой в Европе «Декларации прав человека и гражданина». Победа Великой французской революции (1789–1794) и принятие в 1789 г. нового законодательства положили начало активному внедрению юридической психологии в судебную практику.В это время зародилась антропологическая школа права, уделявшая особое внимание «человеческому фактору». Появились труды К. Экартсгаузена («О необходимости психологических познаний при обсуждении преступлений», 1792), И. Шауманна («Мысли о криминальной психологии», 1792), И. Гофбауэра («Психология в ее основных применениях к судебной жизни», 1808), И. Фредрейха («Систематическое руководство по судебной психологии», 1835).Более полувека спустя подобный процесс начался и в России. Судебная реформа 1864 г. подготовила благотворную почву для использования психологического знания юристами-практиками. Введение принципов состязательности судебного процесса и равенства сторон обвинения и защиты, независимости судей и подчинения их только закону, независимой от государства свободной адвокатуры, суда присяжных позволили шире использовать практические психологические приемы.Выходят труды Б.Л. Спасовича «Уголовное право» (1863), насыщенное психологическими данными, А.А. Фреза «Очерки судебной психологии» (1874), Л.Е. Владимирова «Психические особенности преступников по новейшим исследованиям». В дореволюционной России юридическая, или как тогда говорили, судебная, психология развивалась достаточно мощно. Возможностью пользоваться психологическими приемами на судебных процессах заинтересовались А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, Б.Л. Спасович, А.И. Урусов.Русский юрист, общественный деятель и выдающийся судебный оратор А.Ф. Кони внес значительный вклад в развитие юридической психологии. Его труды «Свидетели на суде» (1909), «Память и внимание» (1922), а также курс лекций «О преступных типах» затрагивали проблемы взаимодействия участников следственного и судебного процессов, поведения свидетелей в зале суда, влияния речи судьи на суде на ход судебного разбирательства, феномен «общественного пристрастия» суда присяжных. Знание как теории, так и практической стороны дела придавало его работам особую ценность.В 1912 г. в Германии проходит юридический конгресс, на котором юридическая психология обретает официальный статус в качестве необходимой составляющей первоначального образования юристов. Интересно и то, что, пока Запад решал вопрос о востребованности новой науки юристами, в Московском университете уже в 1906–1912 гг. читался курс «Уголовная психология».Послереволюционный период оказался достаточно благоприятным для дальнейшего развития отечественной психологии. В это время активно трудились российские психологи и психофизиологи В.М. Бехтерев, В.П. Сербский, П.И. Коваленко, С.С. Корсаков, А.Р. Лурия. Отечественная наука во многом опережала зарубежную.

3.Междисциплинарные связи юр. психологии с различными отраслями психологической науки.

Прежде всего необходимо отметить, что юридическая психология имеет самые тесные связи со своей "материнской" наукой - психологией. По отношению к последней юридическая психология находится в ряду аналогичных ей научных дисциплин, которые Л. С. Выготский называл "отраслями прикладной психологии" (педагогическая, медицинская психология и др.). Тесную связь она поддерживает и с социальной психологией: такие разделы социальной психологии, как социально-психологические проблемы личности, являются базовыми в изучении психологических аспектов деятельности следователя, состава суда, психологии преступной группы и некоторых других вопросов. Многие положения юридическая психология заимствует из области педагогической, медицинской, инженерной психологии, психологии труда, управления применительно к решению своих частных задач.В то же время, поскольку юридическая психология обслуживает различные виды профессиональной деятельности юристов в определенном правовом (процессуальном) режиме, она не может не поддерживать информационные связи и с целым рядом отраслей правовой науки. Прослеживается связь юридической психологии с наукой гражданского процессуального права, гражданским судопроизводством, фактически осуществляемым с соблюдением тех же принципов, что и уголовное судопроизводство: гласность, непосредственность, устность и непрерывность, состязательность и равноправие сторон (ст. 10, 12, 157 ГПК).Тесные междисциплинарные связи поддерживаются юридической психологией и с уголовным правом, прежде всего по вопросам, относящимся к оценке психологических критериев вменяемости - невменяемости, психологических особенностей личности преступника, его эмоционально-волевой, мотивационной сферы, уровня интеллекта, актуальных психических состояний, которые сопутствуют совершению преступлений, влияют на то, в какой мере субъект преступления осознавал и руководил своими действиями. Самая тесная связь юридической психологии существует с криминалистикой, особенно с ее разделами, посвященными следственной тактике и методике расследования преступлений, с криминологией. Важнейшие разделы криминологической науки просто не могли бы развиваться без использования результатов исследований в области психологии личности. Особое внимание криминологов привлекают именно "те особенности личности преступника, которые связаны с его преступным деянием, объясняют его совершение" (направленность, ценностные ориентации, основные потребности, интересы, отношение к нормам морали, уровень правосознания, психические и психофизические особенности).Традиционные связи и взаимодействия поддерживаются между юридической психологией и судебной психиатрией, особенно когда мы имеем дело с пограничными состояниями, расстройствами психики, не исключающими вменяемость, и возникает необходимость давать комплексную развернутую оценку личности субъекта с привлечением знаний из области психологии и психиатрии.

4.Понятие  личности, её структура и содержание  в психологической и  науке.

В общем случае под личностью понимается конкретный человек как представитель "хомо сапиенс" (человека разумного), как общественное существо, член общества, гражданин, деятель. Личность - системный признак человека, признак его целостности, объединяющий в себе важнейшие социально значимые особенности, которые проявляются во всей жизнедеятельности и каждом акте.

В юриспруденции личность - дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и несущий ответственность за свои поступки.

Психология, в согласии со своим предметом, определяет личность как основное системное социальное качество человека, выражающееся в социально опосредованном, индивидуально-своеобразном понимании окружающего мира, отношении к нему и связанной с ним активности (приспособления или изменения). Человек становится личностью, приобретая в ходе жизни, а также саморазвития качества и способности, открывающие перед ним возможности для жизни и деятельности в обществе, удовлетворения своих желаний и потребностей; подчинения своего "Я" и своих действий нормам, существующим в обществе и обязывающим его ограничивать свою свободу и права там, где начинает затрагиваться свобода и права другого человека; осуществлять созидательную деятельность не во вред, а на пользу другим людям, для создания лучшего будущего для жизни своих детей. Именно в этих ипостасях каждый человек предстает личностью как человек сознательный, как член современного ему цивилизованного общества, как гражданин, представитель определенной социальной группы, как созидатель, а не как потребитель.

5.Методы  изучения личности участников  процесса, используемы в правоохранительной  деятельности, их характеристика  и возможности.

Беседа. Основное назначение беседы состоит в том, чтобы в про­цессе общения с субъектом получить необходимую информацию о нем и других лицах. В ходе беседы составляется мнение об индивидуальном развитии человека, его интеллекте, психическом состоянии, о его отно­шении к тем или иным событиям, людям И хотя с помощью беседы да­леко не всегда удается получить исчерпывающую информацию, тем не менее она помогает лучше узнать субъекта, определить по отношению к нему наиболее правильную тактическую линию поведения. Наблюдение. В психологии различают прямое и косвенное наблю­дение. По характеру контактов с изучаемыми объектами наблюдение под­разделяется на непосредственное и опосредованное, по характеру взаи­модействия — включенное и невключенное (со стороны) наблюдение. Метод наблюдения широко используется и в юридической практике в познавательных целях, например следователем в ходе проведения следственных действий. Метод самонаблюдения (интроспекции). Данный метод воз­ник на рубеже XIX—XX вв Он состоит в том, что исследователь одно­временно является и испытуемым, наблюдающим за собой, и лицом, фиксирующим все, что с ним происходит во время эксперимента В практической деятельности юриста самонаблюдение носит вспомога­тельный характер. Самонаблюдение может использоваться как метод самопо­знания, позволяющий ему выявлять свои характерологические особен­ности, свойства личности с тем, чтобы лучше контролировать собствен­ное поведение, вовремя нейтрализовывать у себя, например, проявле­ние ненужных эмоциональных реакций, вспышек раздражительности в экстремальных условиях, обусловленных нервно-психическими пере­грузками. Экспериментальный метод. Эксперимент является одним из рас­пространенных методов изучения личности Например, следователь в соответствии со ст 183 УПК РСФСР вправе производить следственный эксперимент. В результате этого следственным путем удается получить информацию психологи­ческого содержания о качественной стороне процессов восприятия у свидетеля, а также и по некоторым другим вопросам. «Биографический» метод. Основное назначение данного метода состоит в сборе сведений о фактах и событиях, имеющих социально-психологическое значение в жизни человека, с момента его рождения и до того периода, который интересует следователя, суд. Метод обобщения независимых характеристик. Передает особенности личности, например направленность ее мотивации, уровень самооцен­ки, притязаний и т.д. Анализ результатов деятельности. Данный метод в совокупности с другими особенно широко применяется при изучении личности разыс­киваемых преступников. Судебно-психологическая экспертиза - это система психологических исследований личности и деятельности подследственного, осужденного, свидетеля и потерпевшего для уточнения сведений, помогающих следствию, суду, и перевоспитанию свидетельствуемых. Судебно-психологическая экспертиза осуществляется специалистами-психологами.

6. Ощущения: понятие, виды, закономерности  и свойства, их роль в познавательной  деятельности  человека.

Ощущение – это самый элементарный процесс познания действительности и вместе с тем основной источник получения информации о внешнем мире и о себе. В психологии даётся следующие определение ощущению – это психический процесс познания отдельных признаков, свойств и качеств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств и при участии ЦНС.

Виды ощущений: экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные.

1) экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела.

2) интероцептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли и т. п.);

3) проприоцептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях, с помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию: о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т. п.

Закономерности ощущений: пороги, адаптация, взаимодействие, синестезия.

Пороги ощущений.

Нижний порог ощущения - та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. (Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора).

Верхний порог ощущения - та максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться. (Человек слышит, например, 20 000 колебаний в 1 сек.

Абсолютный порог ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога ощущений меняется с возрастом. На величину абсолютного порога может влиять характер деятельности человека, его функциональное состояние, сила и длительность раздражения и др.)

Разностный порог ощущения (порог различения) - тa минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. (Для того, чтобы эту разницу уловить, необходимо, чтобы она достигла определенной величины. Например, звуки в 400 - 402 колебания в 1 сек. воспринимаются как звуки одинаковой высоты; 2 груза весом 500 и 510 г кажутся одинаково тяжелыми. Чем меньше величина разностного порога, тем выше дифференцировочная способность данного анализатора различать раздражения).

Адаптация - повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Скорость и полнота адаптации различных сенсорных систем не одинакова: высокая адаптируемость отмечается при обонянии, в тактильных ощущениях (человек быстро перестает замечать давление одежды на тело) и значительно медленнее происходит зрительная и слуховая адаптация. Наименьшей степенью адаптации отличаются болевые ощущения: боль — это сигнал об опасных нарушениях в работе организма, и понятно, что быстрая адаптация болевых ощущений могла бы грозить ему гибелью.

Взаимодействие ощущений, синестезия.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений или появления других раздражителей называется сенсибилизацией. Чувствительность анализатора может быть повышена с помощью фармакологических средств, а также при деятельности других анализаторов.

Синестезия - иногда под действием одного раздражителя могут возникать ощущения, характерные для другого. (Например, у некоторых людей музыка вызывает цветовые ощущения, а некоторые цветовые сочетания в свою очередь влияют на температурную чувствительность).

Полноценное восприятие предполагает, что будущий участник его правильно охватывает объект в его частях и в целом, верно отражает его смысл и назначение. Это обстоятельство связано с единством ощущений и мышления. Чтобы правильно оценить показания допрашиваемого, допрашивающему нужно вычленить в них чувственные данные, которые явились «материалом» восприятия, и проанализировать интерпретацию его самим свидетелем, потерпевшим, подозреваемым и обвиняемым.

7. Понятие, виды, закономерности восприятия. Роль восприятия в позновательной деятельности юриста.

Восприятие зависит как от объекта восприятия, так и от индивидуальных особенностей воспринимающего человека. В жизни восприятие окружающих предметов - динамический процесс. Человек производит множество перцептивных действий чтобы сформировать адекватный образ объекта восприятия. Эти действия состоят в движении глаза в зрительном восприятии, движении руки при осязании, движении гортани, воспроизводящей слышимый звук, и т. п. На практике такое отражение действительности делает формирование показаний более продуктивным. Психология уделяет большое внимание изучению скорости и точности восприятия человеком показаний различных приборов и сигналов современных средств связи. При анализе наблюдательных качеств следователя, при исследовании процесса формирования показаний свидетелей, потерпевших о быстротечных событиях юр психология может использовать положения инженерной психологии. Полноценное восприятие предполагает, что будущий участник его правильно охватывает объект в его частях и в целом, верно отражает его смысл и назначение. Это обстоятельство связано с единством ощущений и мышления. Чтобы правильно оценить показания допрашиваемого, допрашивающему нужно вычленить в них чувственные данные, которые явились «материалом» восприятия, и проанализировать интерпретацию его самим свидетелем, потерпевшим, подозреваемым и обвиняемым. Психика человека развивается как результат его практического взаимодействия с внешним миром. Только деятельность и определяет дальнейший прогресс всех психических процессов. Согласно принятой в отечественной психологии теории деятельности, высшие психические процессы –ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, эмоции – рассматриваются как особые формы действий.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Юридическая психология"