Шпаргалка по "Специальной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 22:42, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1. Понятие и разделы специальной педагогики
1. Специальная педагогика — это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи обще педагогических методов и средств. Специальная педагогика — составная часть педагогики, одна из ее ветвей. Как научная дисциплина наряду с обще педагогически ми терминами использует собственный понятийный аппарат. Термины "специальная педагогика" и "специальное образование" являются общепринятыми в современной международной теории и практике. 2. Дефектология - наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания.

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕДСИСТЕМЫ. ОТВЕТЫ..docx

— 109.32 Кб (Скачать файл)

 

Вопрос 15. Медико-социально-педагогический патронаж

1. Патронаж — это особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности по определению Л.И Аксеновой). Медико-социально-педагогический патронаж (МСП-патронаж) предполагает широкий спектр долгосрочных мер комплексной реабилитационной помощи, ориентированных на семью ребенка с отклонениями в развитии и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля. МСП-патронаж как особый вид помощи включает:• диагностику;• информационный поиск;                                     • помощь в выборе образовательного маршрута;• проектирование индивидуальных реабилитационных программ;• первичную помощь в реализации планов. 2. МСП-патронаж осуществляется различными психолого-педагогическими медико-социальными учреждениями и службами — как государственными, так и негосударственными (общественные объединения, ассоциации, благотворительные фонды). Базовая основа - психолого-медико-педагогические комиссии, диагностические и реабилитационные центры, логопедические пункты, службы раннего и надомного обучения. МСП-патронаж формируется как часть системы специального образования, взаимодействуя с научно-методическими учреждениями, образовательными структурами, учреждениями здравоохранения и социальными службами. 3. Основные направления деятельности системы МСП патронажа (Л.И. Аксенова): помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута с привлечением возможностей государственных и негосударственных образовательных структур); разработка и реализация коррекционно-развивающих программ в работе с детьми, которые находятся вне образовательного пространства; реализация специальных программ для обучения родителей и включение их в коррекционно-педагогический процесс; обеспечение целостного пли парного подхода к обучению и социализации ребенка; содействие развитию образовательных систем в рамках совместных проектов (создание вариативных инновационных форм обучения и социализации детей); реализация современных педагогических технологий (в сфере специального образования); поддержка общественно-педагогических инициатив (правовое регулирование свободного развития ребенка); сотрудничество со средствами массовой информации. Таким образом, МСП-патронаж в современных условиях представляет собой новую модель комплексной поддержки аномального ребенка в условиях семьи.

 

Вопрос 16. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь                                                                                                                            

1. Стандартные правила ООН обеспечения равных возможностей для инвалидов содержат определение профилактики: это осуществление комплекса мер, направленных на предупреждение возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов (профилактика первого уровня) или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность (профилактика второго уровня). Проблема ранней профилактики и ранней помощи весьма актуальна для современной коррекционной педагогики. Ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь - важнейшая составляющая процесса медико-социально-педагогцнеского патронажа (по мнению Л.И. Аксеновой).                                    2. Зарубежные программы ранней помощи: Коннектикутский тест "Обследование развития новорожденных детей до 3 лет"; Каролинский учебный план для детей от рождения до 5 лет; Гавайский профиль раннего обучения; Мюнхенская функциональная диагностика; Программа ранней педагогической помощи "Тандем" (Голландия); Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии "Маккуэри" (Австралия) и др. Отечественная система ранней диагностики и ранней помощи находится сегодня в стадии становления. Для ее дальнейшего развития необходимо разработать, законодательно обосновать и практически реализовать соответствующую программу национального масштаба. Российские ученые - Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелеьа, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Э.Л. Фрухт и др. - разработали авторские программы, направленные на раннюю диагностику и психолого-педагогическую помощь детям с отклонениями и развитии. В основе указанных программ сформулированное Л.С. Выготским положение о зонах ближайшего и актуального развития ребенка.

 

Вопрос 17. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями специального образования                                                                            

Основы отечественного государственного специального образования дошкольников заложены в 20-30-е гг. прошлого века. К началу 70-х гг. функционировали дошкольные учреждения специального назначения:• ясли-сады;• детские сады;• дошкольные детские дома;• дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах. 2. Комплектование дошкольных учреждении специального назначения осуществлялось по принципу ведущего отклонения. Как отмечает Ю.В. Морозова, создавались дошкольные учреждения (группы) для детей с нарушениями: • слуха (глухих, слабослышащих); • зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амбиопией); • речи (для детей с заиканием, общим недоразвитием речи, фонетико-грамматическим недоразвитием); • интеллекта (умственно отсталых); • опорно-двигательного аппарата. Наполняемость группы - до 15 воспитанников. В штат специальных дошкольных учреждений были введены: • олигофренопедагоги;• сурдопедагоги;• тифлопедагоги;• логопеды;  • дополнительные медицинские работники. 3. Образовательный процесс осуществлялся в соответствии со специальными комплексными программами обучении и воспитания для каждой категории детей с отклонениями в развитии. Его особенности: • перераспределение видов занятий между воспитателями и дефектологами; • организация специальных занятий (например, развитие слухового восприятия, коррекция звукопроизношения, лечебная физкультура и др.); • полное финансирование из госбюджета. 4. Характерные признаки советской системы специального образования дошкольников: • дети с отклонениями в развитии не принимались в дошкольные учреждения общего назначения; • диагностические ограничения, исключавшие возможность получения общественного дошкольного образования (комбинированные, комплексные отклонения в развитии, эпилепсия, шизофрения, психопате-подобное поведение, умственная отсталость в степени имбецильности и идиотии, нарушения опорно-двигательного аппарата). Дети с перечисленными выше отклонениями в развитии воспитывались в условиях семьи: либо в единичных специализированных учреждениях; • до 2-летнего возраста ребенок практически не имел психолого-педагогического сопровождения (в ясли-сад принимали детей только с 2 лет, в детский сад - с 3 лет); • закрытость, изолированность учреждений для детей с отклонениями в развитии;• искусственная отчужденность воспитанников от нормально развивающихся сверстников и от общества. Тем не менее значительные достижения советской системы специального образования дошкольников составляют фундаментальную основу современной специальной дошкольной педагогика.

 

Вопрос 18. Современное дошкольное образование детей с ограниченными возможностями

1. Законодательную  и нормативную базу современного  дошкольного образования детей  с ограниченными возможностями  составляют: Закон РФ "Об образовании; Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" - введение новых государственных принципов российского образования, новая типология образовательных учреждений, изменения некоторых организационно-правовых аспектов специального образования. Дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), утв. Постановлением Правительства РФ от 01-07.95 № 677. Постановления Правительства РФ> инструктивные письма Министерства образования и науки РФ регулируют отдельные вопросы функционирования дошкольных учреждений системы специального образования. 2. Дети с отклонениями в развитии воспитываются в дошкольных образовательных учреждениях и в учреждениях "Начальная школа - детский сад" следующих видов: компенсирующего - обучение детей с теми или иными отклонениями в развитии; комбинированного — группы для нормально развивающихся детей и группы компенсирующего вида; общеразвивающего — в условиях интегрированного (совместно с нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной поддержке ребенка с отклонениями в развитии. Широкое распространение интегрированного обучения в детских садах общеразвивающего вида в современных условиях не представляется возможным из-за отсутствия необходимой для этого материально-технической базы, кадрового обеспечения и др. Специалисты считают, что модели интеграции сегодня могут быть реализованы в обще развивающих группах детских садов комбинированного вида и в центрах развития ребенка, где легче создать соответствующие условия. Кроме того, существуют: группы кратковременного пребывания — для дошкольников с отклонениями в развитии, которые воспитываются в домашних условиях; образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа — для детей, нуждающихся в длительном лечении; учреждения дополнительного образования — центры дополнительного образования, детские оздоровительные центры различного профиля и др. Наиболее приемлемая организационная форма для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, которые особенно тяжело переживают трудности перехода к школьному обучению, — образовательное учреждение "Начальная школа -детский сад". Основная его цель — осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным образованием; оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья; физического и психического развития детей. Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются" в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного (как отмечает Ю.В. Морозова). Обучение и воспитание в этих учреждениях осуществляется в соответствии с действующими коррекционно-развивающими программами для каждой категории детей с отклонениями в развитии. Наполняемость групп зависит от вида нарушений и возраста. По возрасту— две возрастные группы: • до 3 лет; • старше 3 лет. По видам нарушений: • с тяжелыми нарушениями речи — до 6 и 10 чел. (т.е. для первой группы — до 6 чел., для второй — до 10 чел.); • для часто болеющих — до 10 и 15 чел.; • со сложными (комплексными) дефектами — до 5 чел. для обеих возрастных групп; • с иными отклонениями в развитии - до 10 и 15 чел. (соответственно) и т. п.

5. Группы кратковременного  пребывания предназначены для дошкольников с отклонениями в развитии, которые воспитываются в основном в домашних условиях. В этих группах осуществляется: • психолого-педагогическая помощь детям; • консультативно-методическая поддержка родителей; • социальная адаптация детей; • формирование предпосылок учебной деятельности. Занятия проводятся индивидуально или подгруппами (2-3 ребенка) в присутствии родителей в удобное для них время. Продолжительность занятий — 5 часов в неделю. 6. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, — центры: • диагностики и консультирования; • психолого-медико-социального сопровождения; • психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др. Обслуживают разные возрастные категории - от 3 до 18 лет. В этих центрах находятся дети: • с высокой степенью педагогической запущенности; • с нарушениями эмоционально-волевой сферы; • подвергшиеся насилию; • вынужденные покинуть семью; • из семей беженцев, вынужденных переселенцев. Основные направления деятельности данных учреждений по отношению к дошкольникам: • диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении; • образование детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, с состоянием соматического и психического здоровья; • организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения; • психокоррекционная и психопрофилатическая работа; • проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий. 7. Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа: санаторные школы-интернаты; санаторно-лесные школы; санаторные детские дома для детей-сирот и Детей, оставшихся без попечения родителей. Предназначены для детей, которые нуждаются в длительном лечении. 8. Дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекцийных) школах и школах-интернатах создаются для детей с выраженными отклонениями в развитии. Образовательные программы в этих отделениях, как отмечает Ю.В. Морозова, рассчитаны на года, в течение которых у ребенка формируются предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развивающей среде.

9. Постоянно действующие  психолого-медико-педагогаческие комиссии. (ПМПК) осуществляют комплектование дошкольных образовательных учреждений специального назначения, а также решают вопросы перевода и направления ребенка в то или иное учреждение (группу).

 

 

 

 

Вопрос 19. Специальные школы I и II видов

Особенности организации обучения: равноправное обучение языку словесной и жестокой речи; в школах, работающих на билингвистической (двуязычной) основе, ведение учебного процесса на языке жестовой речи; индивидуальные и групповые занятия — развитие слухового восприятия, формирование произносительной стороны устной речи; классы для детей со сложной структурой дефекта; наполняемость класса (группы) — до 6 чел. В специальных школах для слабослышащих и глухих детей — школах II вида — организуются два отделения: первое — для детей с легким недоразвитием речи, связанным с нарушением слуха; второе - для детей с глубоким недоразвитием речи, также связанным с нарушением слуха. Особенности организации обучения в первом отделении: обучение с 7 лет; наполняемость класса — до 10 чел.; начальное общее образование — 4—5 лет; основное общее образование — 6 лет; среднее общее образование — 2 года; Особенности организации обучения во старом отделения образование: начальное - 5-6 лет или 6—7; основное — 6 лет; среднее - 2 года; подготовительный класс (для детей, не имеющих дошкольной подготовки); наполняемость класса — до 8 чел; индивидуальные и групповые занятия (с применением слуховых аппаратов и звукозаписывающей аппаратуры) по развитию слухового и слухозрительного восприятия; формирование и коррекция произносительной стороны речи; занятия фонетической ритмикой с музыкальным сопровождением,

 

Вопрос 20. Специальные школы III и IV видов

Специальные школы для незрячих детей - школы Ш вид. Принимаются дети: незрячие; с остаточным зрением (0,04 и ниже); с более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными болезнями. Особенности организации обучения: обучение ~ с 6-7 лет (иногда с 8-9 лет); класса — до 8 чел.; общий срок обучения — 12 лет.                                       Специальные школы для слабовидящих детей — школы IV вида.   Принимаются: слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией (учитываются: поле зрения, острота зрения вблизи, форма и течение патологии); дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих, и часто рецидивирующих заболеваниях зрения; при наличии астенических явлений, возникающих во время чтения и письма на близком расстоянии; дети с косоглазием и амблиопией (острота зрения свыше 0,4). Особенности организации обучения: обучение - с 6—7 лет; наполняемость класса — до 12 чел.; продолжительность общего обучения — 2 лет. Ввиду небольшого числа школ III и IV видов возможно совместное обучение незрячих и слабовидящих детей, а также детей с косоглазием и амблиопией (это функциональное, обратимое понижение зрения, при котором один из двух глаз почти (или вообще) не задействован в зрительном процессе. Глаза видят слишком разные картинки, и мозг не может совместить их в одну объемную. В результате подавляется работа одного глаза).

 

Вопрос 21. Специальные школы V и VI видов

1. Обучение школах  для детей с тяжелыми нарушениями речи —школах V вида. Основное общее образование — 10—11 лет. В 1-й класс принимаются дети в возрасте 7-9 лет, в подготовительный — с 6—7 лет. При устранении речевого нарушения (по заключению ПМПК) ребенок переводится в обычную школу. Организуются одно или два отделения:                        • первое — обучение детей с общим недоразвитием речи тяжелой степени, а также с общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием;  • второе — для детей, имеющих тяжелую форму заикания при нормально развитой речи. В этих отделениях могут создаваться классы (группы) для воспитанников с однородными нарушениями речи. Особенности организации обучения: • специальная логопедическая и педагогическая помощь в процессе обучения и воспитания; • специальный речевой режим.                       2. Школа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — шкала VI вида. • обучение в 1-м классе — с 7 лет; • начальное общее образование — 4—5 лет; • основное общее образование — 6 лет; • среднее общее образование — 2 года. Особенности организации обучения: • имеется подготовительный класс; • наполняемость в группе - до 10 чел;                            • специальный двигательный режим; • обучение и воспитание организовано в единстве с комплексной коррекцией двигательной сферы, речи и познавательно деятельности ребенка.

Информация о работе Шпаргалка по "Специальной педагогике"