Шпаргалка по "Специальной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 22:42, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1. Понятие и разделы специальной педагогики
1. Специальная педагогика — это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи обще педагогических методов и средств. Специальная педагогика — составная часть педагогики, одна из ее ветвей. Как научная дисциплина наряду с обще педагогически ми терминами использует собственный понятийный аппарат. Термины "специальная педагогика" и "специальное образование" являются общепринятыми в современной международной теории и практике. 2. Дефектология - наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания.

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕДСИСТЕМЫ. ОТВЕТЫ..docx

— 109.32 Кб (Скачать файл)

 

28. Предмет и  задачи логопедии. Причины речевых  нарушений.

1. Логопедия - педагогическая наука о нарушениях развития речи,) преодолении и предупреждении средствами специального обучения и воспитания. Предмет логопедии (по Г.В. Чиркиной) - развитие и формирование речи при различных отклонениях от нормального онтогенеза (индивидуальное развитие) в условиях целенаправленного педагогического процесса. 2. Основные задачи логопедии: • исследование закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития; • разработка методов ранней педагогической диагностики речевых расстройств; • определение принципов, содержания и методов коррекционного обучения языку и речи.  Причины речевых нарушений. Нарушения речи — собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. 2. Неблагоприятные факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей: • внесенные — экзогенные; • внутренние — эндогенные; • условия окружающей среды. Различают следующие критические периоды развития речевой функции: • в 1—2 года; • в 3 года; • в 6-7 лет.   Основные причины патологии детской речи: • различные внутриутробные патологии; • родовая травма и асфиксия (удушье) во время родов;  • различные заболевания в первые годы жизни ребенка; • травма черепа, сопровождающаяся сотрясением мозга;  • неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы дефициту в развитии речи.

 

Вопрос 29. Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификация нарушений речи.

1. Клинико-педагогическая  классификация Г.В. Чиркиной объединяет  психолого-лингвистические и клинические  критерии. Нарушения устной речи: расстройство фонационного оформления речи: афония, дисфония — отсутствие или нарушение голоса;. брадилалия — патологически замедленный темп речи;. тахилалия — патологически убыстренный темп речи;. заикание — нарушение темпо-ритмической организации, обусловленное судорожным состояние мышц речевого аппарата; дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации (обеспеченности) речевого аппарата; риноналия — нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;

дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией (снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с центральной нервной системой) речевого аппарата; нарушения структурно-семантического оформления высказывания: алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга;. афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Нарушения письменной речи: дислексия (алексия) — частичное (полное) нарушение процессов чтения; дисграфия (аграфия) — частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.                                                     2. Психолого-педагогическая классификация, разработанная Р.Е. Левиной и сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО:                        • нарушение языковых средств общения (компонентов речи): • фонетика-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем; • общее недоразвитие речи (ОНР) - сложные речевые расстройства (нарушение формирования всех компонентов речевой системы); • нарушения в применении языковых средств общения в речевой деятельности (коммуникативный аспект): • заикание; • проявления речевого негативизма и др.

 

Вопрос 30. Предмет и задачи сурдопедагогики.

1. Сурдопедагогика (от лат. — глухой) — отрасль специальной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания, образования и обучения детей с нарушениями слуха. Сурдопедагогика включает:                                     • теорию обучения и воспитания детей с недостатками дошкольного и школьного возраста; • историю сурдопедагогики; • частные методики;• сурдотехнику (отрасль приборостроения по разработке и производству средств для коррекции и компенсации дефектов слуха и обусловленных этими дефектами нарушений речи; совокупность технических средств для такой коррекции и компенсации). 2. Предмет сурдопедагогики — теория и практика образован! лиц с ограниченными слуховыми возможностями.                               3. Основные задачи сурдопедагогики: • разработка методических проблем специального образован детей с нарушениями слуха;  • изучение и обобщение практики специального образован» детей с нарушенным слухом; • внедрение результатов педагогических исследований в правку специального образования детей с нарушениями слуха;  • разработка научных основ содержания образования, и специальных методик обучения лиц с нарушенным слухом;  • совершенствование технических средств для коррекции и дефектов слуха; • создание новых учебников, учебных пособий для лиц, имеющих нарушения слуха;   • совершенствование системы педагогической работы, направленной на социальное адаптирование и социально-профессиональную реабилитацию лиц с нарушенным слухом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 31. Причины нарушений слуха. Классификация лиц с недостатками слуха.

1. Основные причины  возникновения нарушений слуха:  • инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности; • асфиксия новорожденного; • внутричерепная родовая травма; • гипербилирубинемия (превышение содержания билирубина в крови — одного из главных пигментов желчи); • резус-конфликт;  • гемолитическая болезнь новорожденного (процесс внутрисосудистого распада эритроцитов и выхода из них гемоглобина в плазму);  • масса тела при рождении менее 1500 г; • недоношенность; • перекошенность; • применение препаратов с ототоксическим действием, назначаемых ребенку или матери во время беременности; • наследственные заболевания матери (в семье), сопровождающиеся поражением слухового аппарата; • детская инфекция (паротит, скарлатина, корь и др.); • эпидемический менингит; • грипп;                                 • острые и хронические отиты;  • черепно-мозговая травма.                                            Классификации лиц с недостатками слуха. Глухота — полное отсутствие слуха или резкая степень его снижения, при которой восприятие речи невозможно. Глубокое, стойкое двустороннее нарушение, приобретенное в раннем детстве или врожденное.

По классификации Л.В. Неймана (1961): слабослышащие дети, в зависимости от величины средней потери слуха в области от 500 до 4000 Герц, могут быть отнесен к одной из следующих степеней тугоухости:                                 I степень — не превышает 50 дБ; II степень - от 50 до 70 дБ; III степень — более 70 дБ; глухие дети, в зависимости об объема воспринимаемых частот, относятся к одной из 4 групп: I группа - 125-250 Гц; II группа - 125-500 Гц; III группа - 125-1000 Гц;     VI - 125-2000 Гц и выше. Условная граница между тугоухостью и глухотой — Х5 дБ. По международной классификации (1988) в зависимости от степени потери слуха в диапазоне трех частот: 500, 1000 и 2000 выделяют 4 степени тугоухости и глухоту: I степень — 26—40 дБ; II степень - 41—55 дБ;  III степень - 56-70 дБ; VI степень — 71—90 дБ; глухота - более 90 дБ. Педагогическая классификация Р.М. Боскис (50-е гг. XX в.) основа дифференцированного специального образования де с нарушениями слуха.Критерии, учитывающие своеобразие развития детей с нарушеным слухом (по Р.М. Боскис): степень поражения слуховой функции; уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции; время возникновения нарушения слуха. Дети с нарушениями слуха подразделяются на 4 группы: глухие без речи;

глухие, сохранившие речь (позднооглохшие); слабослышашие с развитой речью; слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием.

 

 

Вопрос 32. Предмет и задачи тифлопедагогики. Нарушения зрения и их компенсация.

1. Тифлопедагогика (от греч.— слепой) - отрасль специальной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с нарушением зрения — слепых и слабовидящих. К лицам с нарушением зрения относятся: слепые с полным отсутствием зрения и с остаточным зрением, при котором его острота равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу; слабовидящие со сниженным зрением от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией; с косоглазием и амблиопией. Предмет тифлопедагогики - теория и практика воспитания и обучения слепых и слабовидящих. Основные задачи тифлопедагогики: педагогическое изучение слепых и слабовидящих; разработка научных основ компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; определение условия формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушений функции зрения; разработка содержания, методов и организации воспитания и обучения слепых и слабовидящих; внедрение результатов научных исследований в практику социального образования лиц с нарушениями зрения; совершенствование технических средств коррекции и компенсации нарушенных зрительных функций; совершенствование педагогической работы, направленной социальное адаптирование и социально-профессиональную реабилитацию лиц с нарушениями зрения. Нарушения зрения и их компенсация

1. Слепота по определению Л, И. Плакшиной - наиболее резко выраженная степень утраты зрения, когда невозможно или сильно ограничено зрительное восприятие окружающего вследствие глубокой потери остроты центрального зрения, сужения поля зрения, или нарушения других зрительных функций. Раннее наступление слепоты оказывает особенно неблагоприятное воздействие на психофизическое развитие детей. По степени сохранности остаточного зрения различают: • абсолютную (тотальную) слепоту — полностью на оба глаз выключены зрительные ощущения; • практическую слепоту — наблюдается остаточное зрение, котором сохраняется цветоощущение или форменное видение. Остаточное зрение характеризуется: • неравнозначностью взаимодействия различных зрительной функций и несоответствием их параметров; • неустойчивостью зрительных возможностей и снижением качества переработки информации; • наступлением быстрого утомления из-за снижения функциональных возможностей зрения. Слепота у детей бывает врожденной и приобретенной. Причины врожденной слепоты: • повреждения плода в период внутриутробного развития; • заболевания плода. Причины приобретенной слепоты:• заболевания органов зрения;  • заболевания центральной нервной системы (менингит, опухоль мозга, менингоэнцефалит); • осложнения после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина); • травматические повреждения мозга или глаз. Нарушения зрительного анализатора делятся: • на прогрессирующие (постепенное ухудшение зрительную функций под влиянием патологического процесса); • непрогрессирующие (врожденные пороки зрительного анализатора: астигматизм — недостаток преломляющей способное глаза; катаракта — помутнение хрусталика).  Категории детей с нарушениями зрения: • слепорожденные; • рано ослепшие; • лишившиеся зрения после 3 лет жизни. Последствия слепоты: ограниченность двигательной сферы; неполнота содержания социального опыта; своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта; возникновение трудностей в игровой, учебной и профессиональной деятельности; неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции; повышенная возбудимость, раздражительность, агрессивность и др. Ослепшие дети обладают частично сохранившейся зрительной памятью, которую необходимо развивать. 2. Слабовидение — это значительное снижение остроты зрения. Причины — глазные болезни на фоне общего заболевания организма, чаще всего миопия (близорукость), гиперметропия (дальнозоркость), астигматизм и др. Дефекты зрения при делятся: • на прогрессирующие; • стационарные (непрогрессирующие). Зрительное восприятие при слабовидении характеризуется: • неточностью; • фрагментарностью; • замедленностью. Слабовидение, в отличие от остаточного зрения, дает больше возможностей для использования зрительного анализатора как ведущего в познании мира. Косоглазие проявляется в нарушении бинокулярного зрения. Бывает односторонним и двусторонним. Причины: • нарушения рефракции (преломляющей способности глаз); • расстройства аккомодации (приспособления глаза к рассматриванию предметов на разных расстояниях); • конвергенции (сведение осей глаз для видения предметов на близком расстоянии). Амблиопия — формы поражения зрения, не имеющие видимой анатомической или рефракционной основы; наиболее частая причина — косоглазие. 3. Компенсация слепоты (по Л.И. Солнцевой) - это целостно психическое образование (система сенсорных, моторных, интеллектуальных компонентов), которое обеспечивает адекватное и активное отражение внешнего мира и создает возможность овладения различными видами деятельности на каждом возрастном этапе.Коррекционно-компенсирующая направленность. Специальное образования детей с нарушениями зрения способствует их полноценному развитию и социальной адаптации. В результате систематического общения с действительность» как отмечает Л.И. Плаксина, у ребенка формируются компенсаторные навыки пространственной ориентации, обеспечивающие ему адекватные действия. Чувственный уровень звучащем мире у детей с дефектами зрения близ к уровню нормально видящих детей. Особое значение для слепых и слабовидящих имеют слуховое восприятие, речь:         • ведущий фактор компенсаторного развития незрячего — так как посредством осязания происходит познание слепым ребенком окружающего мира, получение информации форме, структуре, поверхности, температурных признан предметов и их пространственном положении;                            • с помощью слухового восприятия ребенок с нарушением зрение получает разнообразные сведения о предметах, их свойств их движении в пространстве;  • речь, слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком сенсорный опыт, обобщает его. Словесные обозначения признаков и свойств предметов способствуют осмысленному их приятию и различению. Сенсорное воспитание создает условия для отражения окружающего мира сначала в наглядно-действенной форме, затем на последующих этапах, по мере накопления социального бытового опыта, — в словесно-логической форме. У детей с нарушенным зрением формирование сенсорных эталонов имеет свою специфику. Компенсаторная перестройка, по определению В.П. Ермакова, во многом зависит от сохранности зрения, даже незначительное остаточное зрение важно для ориентации и познавательной деятельности незрячих детей.

 

 

Вопрос  33. Понятие и причины аутизма. Клинико-психологическая характеристика аутистических расстройств личности.

1. Аутизм - состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности или затруднениями в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими. Ранний детский аутизм (РДА) в соответствии с международными стандартами характеризуется как общее расстройство развития или как обширное нарушение развития человека. Парциальность (пристрастие)— главная особенность интеллектуального развития детей с аутизмом. По различным данным зарубежных и отечественных специалистов, от 2/3 до 3/4 людей, страдающих аутизмом, имеют снижение интеллектуальных возможностей от умеренных до тяжелых и глубоких степеней умственной отсталости., Формируется этот синдром к 2,5-3-летнему возрасту. Частота раннего детского аутизма (по последним данным) составляет 1-15 случаев на 10 тыс. новорожденных, причем у мальчиков аутизм встречается в 4-4.5 раза чаше, чем у девочек. 2. По критериям, примятым Всемирной организацией здравоохранения (ЯОЗ), при аутизме отмечаются: • качественные нарушения в сфере социального взаимодействия; • качественные нарушения способности к общению; • ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности. Основной симптом раннего детского аутизма - нарушение общения, контакта ребенка с окружающими. Аутичный ребенок погружается в мир своих фантазий, собственных переживаний. Он замкнут, отказывается от общения, не смотрит в глаза окружающими, избегает телесного контакта, ласки близких. Для страдающих аутизмом характерна однообразная нецеленаправленная двигательная активность. Причины аутизма. В настоящее время причины аутизма недостаточно ясны. Тем не менее исследователи признают большую роль генетических факторов в этиологии раннего детского аутизма — генный комплекс передает предрасположенность к развитию патологии при наличии провоцирующего фактора: • экзогенного — внешнего (травма, инфекция, интоксикация, психотравма и т. д.), • или эндогенного — внутреннего (возрастной криз, конституциональные особенности и др.). Генетические механизмы наследования раннего детского аутизма требуют дальнейшая о научно; об исследования. 2. Специалисты отмечают признаки органического поражения центральном нервной системы (ЦНС) у большинства детей, страдающих аутизмом. Происхождение и квалификацию этих поражений установить довольно сложно. 3. Психогенный (возникающий вследствие влияния психики) фактор рассматривается на Западе с психоаналитической точки зрения. По мнению отечественного исследователя С.А. Морозова, психогенный фактор может: • быть манифестным (явно выраженным)  для любых форм РДА;                          • вносить вклад в формирование третичных форм РДА (невротические расстройства в связи с переживанием своей несостоятельности) при достаточном уровне интеллекта и самосознания;  • служить причиной вторичной аутизации при сенсорных дефектах и других вариантах деривационного психического развития.                                                                         Клинико-психологическая характеристика артистических расстройств личности Согласно П. Каннеру (1943), основными признаками синдрома раннего детского аутизма являются: • нарушение способности к установлению эмоционального контакта; • стереотипность в поведении; • особые нарушения речевого развития. 2. Характерные проявления аутизма в раннем возрасте: • избегание глазного контакта, кратковременность фиксации взгляда, частое колебание дистанции — между приближением и удалением взгляда, специфика реакции на лицо взрослого - сосредоточение на нижней его части;  появление первой улыбки у большинства детей соответствует норме, но не адресуется кому-то конкретно;  индифферентное (безразличное, безучастное) отношение к окружающим;  привязанность к близкому человеку формируется, но аутичный ребенок чаще не использует положительных эмоциональных реакций для ее выражения;  иногда равнодушное или неприязненное отношение к ласке — если даже ребенок испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается;  реакции на дискомфорт — либо негативная, либо нейтральная;  потребность в контактах с другими людьми либо отсутствует, либо наблюдается быстрое пресыщение, избегание контакта, вялость и безразличие.  Феномен тождества проявляется в стремлении к сохранению привычного пространства, в противодействии любым изменениям в окружающем. Формы проявления: беспокойство; страхи; агрессия; самоагрессия; гиперактивность; расстройство внимания; рассредоточение. Стереотипность в поведении — также проявление феномена тождества. К ней относятся:  наличие однообразных действий — моторных, речевых; стереотипные манипуляции каким-либо предметом; однообразные игры, пристрастия к одним и тем же играм; стереотипные интересы. Особенности моторики: движения аутичных детей характеризуются как угловатые, вычурные, несоразмерные по силе и амплитуде; сложные движения ребенок может выполнять лучше, чем более легкие; иногда более раннее развитие тонкой моторики (по сравнению общей моторикой). 5. Страхи могут быть:• диффузными, неконкретными;                                  • дифференцированными. Общие особенности страхов при раннем детском аутизме - сила, стойкость, труднопреодолимость. Повторные взаимодействия с пугающим объектом усиливают трах. 6. Аутистические фантазии - результат осознания ребенком в той или иной мере своей несостоятельности, иногда — следствие нарушения сферы влечений и интересов. Основные черты аутистических фантазий: • оторванность от реальности;  • слабая, неполная, искаженная связь с окружающим; • стойкость. Фантазии отражают страхи ребенка, его сверхпристрастия, сверхценные интересы 7. Особенности речевого развития:  • мутизм (отсутствие речи);  • эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), нередко отставленные (по времени воспроизведения);  • речевые штампы (в большом количестве);                           • отсутствие обращения в речи;  • автономность речи (ребенок разговаривает сам с собой);  • позднее появление сложных местоимений;  • нарушение семантики (значения);  • аграмматизм (неумение пользоваться грамматическим строем языка); нарушения звукопроизношения;     • нарушения просодических (просодия — система произношения ударных и неударных слогов в речи) компонентов в речи. Указанные выше особенности обусловлены недоразвитием коммуникативных функций речи. 8. Особенности интеллектуального развития:  • неравномерность, парциальность;  • неравномерность развития отдельных интеллектуальных функций.  9. В.В. Лебединский и О.С. Никольская определяют основной дефект при РДА как сочетание низкого психологического тонуса и особой сенсорной и эмоциональной гиперестии (повышенной чувствительности). Низкий психический тонус означает, что взаимодействие с окружающим миром ограничено быстро наступающим пресыщением, следствием которого является фрагментарность отражения. Повышенная чувствительность препятствует эмоционально насыщенному внешнему воздействию, выступая в качестве механизма психологической защиты от психотравмируюишх влияний.  Как отмечает Л.И. Аксенова, своевременная и компетентная коррекция проявлений РДА является условием прогресса интеллектуального развития и социализации аутичных детей.

Информация о работе Шпаргалка по "Специальной педагогике"