Шпаргалка по "Семейному консультированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 10:18, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для зачета по "Семейному консультированию".

Вложенные файлы: 1 файл

готов шпор сем консул.docx

— 97.34 Кб (Скачать файл)

 

45.Нарративный подход в семейной психотерапии. Подобно другим конструктивистам, Майкл Уайт уделяет особое внимание тому воздействию, которое оказывают проблемы на индивида и семью, в частности тому, каким образом проблема определяет их поведение. Майкл Уайт делает акцент на нарративных составляющих человеческого поведения, полагая, что проблема способна пронизать рассказ человека о своей жизни (то есть человек начинает думать и "говорить о себе так, что всякие изменения представляются невозможными).Под влиянием работ Мишеля Фуко М. Уайт делает вывод о том, что рассказы о себе и своей семье модифицируются под влиянием культурных ожиданий, при этом выбор альтернативных вариантов поведения сильно ограничен в угоду общественному мнению. Негативные аспекты человеческой жизни считаются естественным следствием ограниченности возможностей самореализации. Вместо того чтобы определять себя исходя из собственных представлений о себе, индивид ориентируется на информацию о себе, исходящую от окружения, и начинает исключать из рассмотрения сообщения (вербальную трактовку тех или иных событий), которые несогласуются с основной канвой. Человек, условно говоря, «программируется» таким образом, чтобы его поведение подтверждаю полученную ранее информацию о своем «я». По мнению Майкла Уайта, такая многократно повторенная информация ограничивает возможности индивида. В связи с тем, что представления о своем «я» в значительной мере определяют возможности выбора и поведение людей, Уайт начинает попытки_отделить индивида от его видения своей проблемы (рассказа о ней). Точное и продуманное использование вербальных средств общения, помогает экстернализовать проблему.Экстернализация проблемы, то есть представление проблемы как внешней по отношению к индивиду пли семье. Экстернализация не сводится лишь перефразированию семейной проблемы: это закономерное следствие позиции консультанта (или партнера), которую занимает терапевт, пытаясь отыскать решение проблемы. Совместная работа над преодолением обшего препятствия позволяет членам семьи ощутить уважение друг к другу, а так-же дает возможность обсудить общие вопросы без ущерба для личностной целостности.

 

46. Вызов семейной структуре. Объяснение. основывается на убеждении в том, что "целое и части могут быть должным образом объяснены только в терминах соотношений, которые существуют между частями" . В структурной психотерапии и семейной терапии Адлера одной из целей является осуществление помощи членам семьи через их осознании принадлежности к особой целостности,! которая больше, чем индивидуальное Я. Индивидуальная психотерапия концентрируется на индивиде как целом, но, когда индивиды становятся частью целого (например, в случае семьи), выясняется, что другие части этого целого влияют на поведение всех других частей.. Как только некто перестает быть жертвой, он не нуждается в спасителе, и наоборот. Процедура. Минухиным описана следующая процедура проведения данной методики. 1.Проблема, с которой приходит семья - подвергаете» сомнению, 2. Сомнение в непосредственности контроля. Терапевт делает вызов мнению семьи о том, что один из ее членов в состоянии контролировать всю семейную систему. 3. Сомнение в последовательности событий, которую предъявляет семья. Например, в семье со смешанными границами субсистем ребенок чихает, а мать передает отцу носовой платок. для . Терапевт говорит: "Будьте здоровы, смотрите, как одно чихание привело в действие всех. Сразу видно, что к вашей семье люди помогают друг другу" Использование. Техника "вызов дополнительности" может быть использована в любой межличностной системе взаимодействия для того, чтобы помочь ее членам определить свою долю ответственности за внутрисистемные взаимоотношения, взять на себя ответственность за изменения, и помочь другим измениться, действуя самим по-другому. Далее, это позволяет терапевту присоединяться к каждой внутрисеимейной субсистеме и последовательно нарушать существующее негативное равновесие власти, соответствующим образом изменяя иерархическую структуру системы в целом.

 

 

 

 

 

 

 

47. Семейная психотерапия с элементами психологического просвещения. не считает своей главной целью выяснить этиологию проблемы. При этом изначально здоровье семьи не вызывает сомнений, а проблемы считаются результатом.неэффективного совладения..Вместо того чтобы заниматься поисками путей устранения проблемы, сторонники нового подхода помогают членам- семьи совладать с проблемой. А. взамен того чтобы предполагать, будто члены семьи нуждаются в сохранении проблемы и сами ее вызывают, сторонники, психологического просвещения помогают членам семьи осознать суть проблемы и получить поддержку для совладения с ней. Теоретические конструкты и основная идея . Программы психологического просвещения обучают членов семьи, создавать атмосферу, благоприятную для взаимодействия, с целью компенсации и коррекции функционирования больного члена семьи. Основной задачей всех этих программ является обучение членов семьи и создание для них атмосферы поддержки. Члены семьи научаются 1) понимать проблему и выявлять потенциальные стрессоры, .которые могут ее индуцировать и обострить. 2) определять. Какие именно взаимодействия в семье служат источником стресса. 3) разрабатывать стратегии совладения со стрессом. 4) принимать проблему. Психологическое просвещение является групповым процессом, поэтому участники имеют возможность получить поддержку друг от друга, что способствует снижению чувства негодования и вины за возникшие проблемы .Групповой формат позволяет учится на успехах других. Примеры успешного совладения с проблемой полагают лучше осознать собственные возможности решения текущих проблем Кроме того, участники могут оказать друг другу поддержку при освоении новых стратегий завершения проблем и навыков коммуникации. Члены разных семей приобретают новый опыт и поддерживают друг друга в процессе знакомства с теми проблемами, которые обсуждаются в группе. Цели. Цели психологического просвещения определяются потребностями участников и могут включать изменение установок, поведения или паттернов взаимодействия. Должна прослеживаться четкая связь целей с общей структурой программы. В процессе выбора целей закладываются критерии, по которым впоследствии предстоит судить об эффективности данной программы: психологического просвещения. Цели психологического просвещения можно подразделить на два типа: общие и специфические. Каждый тип цели выполняет свою функцию. Общие цели помогают терапевту сориентироваться на то, что следует предпринять в отношении определенной популяции (например, улучшить функционирование детей после развода родителей). Специфические цели, или задачи, используются для оценки прогресса участников.

 

48.Супружеская конференция и семейный совет. Обоснование встречи, проводимые на регулярной основе супружеской парой или семьей, в 
рамках которых обеспечиваются равные возможности участия всех членов семьи, с целью улучшить внутрисемейные взаимоотношения и повысить их интенсивность. Большинство супружеских пар и семей, захвачены борьбой за власть, которая разыгрывается вокруг определенного конфликта, предъявляемого ими в качестве симптома, при этом не видится никаких возможностей включиться во взаимодействие принципиально другого рода. 
Опыт каждого не слышится, не понимается и не признается другими членами семьи. Типичное обсуждение здесь - один говорит, остальные перебивают его, уходят от обсуждаемой проблемы, вразнобой предлагают свои вопросы для обсуждения. Каждый же по сути дела, движется в русле лишь своих интересов. Вместо всего этого на конференциях, каждый член семьи получает инструкцию уделять пристальное внимание 
другим ( другому ). Процедура "Супружеской конференции". Время отведенное для конференции супруги должны полностью посвятить друг другу, исключить какие-либо посторонние, вмешательства. Если эта идея принимается, супруги обсуждают удобное для обоих время, которое они могут посвятить общению друг с другом и при этом быть в хорошем физическом и 
психическом состоянии, не уставшие и неистощенные. И еще они соглашаются следовать правилам, список 
которых вручается терапевтом тут же на встрече. Эти правила могут варьироваться терапевтом для того, 
чтобы адаптировать их к специфическим проблемам и потребностям данной семьи. Обычно список правил 
представляет собой примерно следующее: Следует подчеркнуть, что супружеская конференция отнюдь не 
представляет собой технику, направленную на принятие решения. Ее цель - сделать общение „между, 
партнерами более открытым, конструктивно увеличить близость между ними и, по крайней мере, снизить 
уровень силовых игр между ними. Процедура "Семейного совета". Семья должна быть предупреждена о том, что встреча не может быть успешной до тех пор, пока каждый член семьи не научиться использовать Совет как эффективное средство 
решения своих собственных проблем. На следующей сессии семья делится с терапевтом опытом проведения 
Совета и он затем обсуждается. Использование. Данная 
техника обеспечивает терапевта средствами научить семью приемам демократического обсуждения 
вопросов, которые можно практиковать в домашней обстановке. С ее помощью соглашение бороться друг с 
другом преобразовывается в соглашение быть открытыми и обсуждать даже самые трудные и болезненные вопросы.

 

51.Интегративный подход в семейной психотерапии. Большинство практикующих семейных терапевтов не 
являются последователями какой-либо одной школы или теоретического направления  Каждый терапевт формирует собственный арсенал приемов в зависимости от полученной подготовки, личностных особенностей, как своих собственных, так и клиентов. Характеристики контингента, с которыми приходится работать, играют 
ведущую роль а выборе тех или иных подходов. Семейный терапевт, таким образом, должен быть творческой личностью. Модифицируя приемы, заимствованные из разных школ, терапевт формирует специфическую технику, подходящую для конкретного клиента и его конкретной проблемы в конкретных условиях. Часто в разных ситуациях использовались сходные технические приемы или же, наоборот, в аналогичных случаях применялись, разные техники. Современный семейный терапевт только выигрывает от такого разнообразия теоретических направлений и техник В настоящее время появились данные о том, что результат терапии зависит не столько от принадлежности терапевта к той или иной школе, сколько от применения конкретной техники для работы с конкретной семьей, имеющей специфические проблемы

 

49.Теоретические конструкты и основная идея постмодернистской семейной терапии. 
Конструктивизм не является единой теорией и не имеет конкретного автора. Терапевты-конструктивисты исходят из четырех основных допущений: 
1) реальность субъективна, 2) при проведении терапии не нужно выстраивать жесткие иерархические 
отношения, 3) терапевтические изменения неизбежны и 4) терапевтические изменения уже начались. Субъективность реальности: Считалось, что перенос осуществляется медленно и требует тщательного анализа. При этом маскировалась реакция терапевта на клиента, а сама психотерапия проводилась за закрытыми дверьми Вплоть до основоположников семейной психотерапии было принято игнорировать межличностные взаимодействия пациента и недооценивать способность терапевта к достижению определенных результатов. На смену пришли приемы предписывания, тоге или иного поведения, при помощи которых первые семейные психотерапевты «выходили» непосредственно на семейную систему и благодаря собственным усилиям создавали условия для достижения терапевтических изменений. В отличие от психоаналитиков первые семейные психотерапевты больше экспериментировали с техническими приемами. Ожидание изменений Подходы, сфокусированные на поиске решений, существенно обогатили вербальное описание терапевтических изменений. Вместо того чтобы рассматривать проблему как нечто подлежащее или не подлежащее изменению, следует учесть, что верные решения быстрее приходят в том случае, если члены семьи ожидают изменений, то есть фактически эти изменения для них уже начались. 'Гак. члены семьи с большей готовностью примут участие в обсуждении своих перспектив, если начать разговор с вопроса: «Что вы собираетесь делать, когда проблема будет решена?» Существует множество вариантов вопросов, предвосхищающих изменения и способствующих созданию атмосферы, в которой новые поведенческие паттерны ассоциируются с надеждой на благоприятный исход терапии. В семейной психотерапии, сфокусированной на поиске решения, используются два типа вопросов, с помощью которых удается облегчить клиентам восприятие изменений: 1) вопросы, предлагающие шкалу для оценки различий, и 2) вопросы, предлагающие сопоставить два временных периода.

 

50. Игра «Супружеский  контракт» Обоснование: цель помочь партнерам научиться обсуждать и решать их проблемы наиболее рациональным способом. Супружеская пара как правило играет в "супружеский контракт", вне присутствия психотерапевта. Игра провоцирует успешные открытые обсуждения реальных проблем супружеских взаимоотношений. Пара может играть в эту игру для того, чтобы решить существующий у них в настоящее время конфликт или же для отработки стратегии, которая могла бы помочь им разрешать разнообразные конфликты интересов в будущем. Игра дает супругам четкий свод правил, на основе которых могут осуществляться обсуждения сложных проблем и примеры того, что конкретно приобретают партнеры, когда следуют таким правилам. Игра в своих теоретических истоках связана с социально-психологическими теориями обмена и торговля. Процедура Игра начинается с того, что супругам показывают.набор прописанных правил. Это делает психотерапевт. Она также объясняет им суть игры, отвечает на: вопросы, a когда они заканчивают играть англизирует соглашения, достигнутые супружеской. парой для того чтобы стимулировать их успешное воплощение в реальность. Семь больших карт, названных Доверие, Реальные Проблемы, Цели-Образцы, Риск, Премия, Компромисы-образцы. Чистые карты Компромиса и контрактная форма. Карточки с проблемами предоставляются каждому партнеру еще до качала игры. На карточках напечатаны типичные супружеские жалобы. Каждый партнер должен распределить карточки на пять категорий для того, чтобы примерно определить количество усилий, которое требуется тля решения данной проблемы(I-требуется мало усилий. 5 - требуется много усилий) Проблемы, получившие рейтинг как нуждающиеся в больших усилиях в случайном порядке распределяются на карте реальных проблем (для разрешения в течении последующих игр). Использование. Эта техника используется .исключительно в работе с супружескими парами и на сессии должны присутствовать оба супруга. Техника представляет собой весьма приятный способ научить супружескую пару как общаться в состоянии конфликта и стараться его преодолеть. Правила создают также равенство для обоих супругов. Один не должен рассматривать себя выше другого, так как оба имеют равные шансы в игре и кооперативное поведение щедро вознаграждается. Это помогает супругам преодолеть ощущение, что их конфликты непреодолимы и нерешаемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

52. Дни заботы. Обоснование Супружеские пары часто начинают терапию, измученные ссорам: и 
конфликтами, более восприимчивыми к негативным сторонам общения чем к тому позитивному, что 
существует в отношениях между ними. "Дни заботы" представляет собой технику, целью которой является 
достижение позитивных изменений уже на ранних этапах терапевтического процесса. Супружеской паре 
дают подробную интструкцию часто проявлять знаки внимания друг к другу, действуя в определенные дни 
"как будто" в их взаимоотношениях все замечательно. Это немедленное, успешное и поддающееся 
измерению изменение в опыте супружеской пары, а также способствует формированию чувства обязательства в браке. Процедура Супружескую пару просят вести себя так, как будто они 'хорошо 
относятся" друг к другу, предупреждая их о том, что они вряд ли будут сразу же испытывать 
соответствующие чувства, сначала следует изменить поведение, а уж чувства изменяться вслед за этим. 
Изменения зависят от обоих супругов, а не от 
кого-нибудь одного - каждый может способствовать позитивным переменам независимо от другого и не 
ожидая от другого ответных действий. Супруга часто заняты непродуктивной игрой "я изменюсь только 
если ты изменишься". Каждого партнера просят ответить на следующий вопрос:"Сформулируйте как 
можно точнее, что бы вы хотели, чтобы ваш партнер сделал .для того, чтобы вам было очевидно, что он 
хорошо к вам относится?" Причем просьбы должны быть: 1 Позитивными, 2)конкретными. 3)небольшими, 
так что их можно высказывать по крайней мере ежедневно, 4) не должны быть связаны с актуальным 
конфликтом между супругами.. Каждый партнер должен ежедневно выбрать пять пунктов из списка "дней заботы", и каждый должен отметить в списке дату того, когда он получил определенные позитивные знаки внимания от другого. Использование Техника "дни заботы" является безопасным способом мотивировки супружеской пары по отношению к позитивным изменениям в их взаимоотношениях. Обмен заботой является реальным шагом к построению функциональных отношений между партнерами. Данная техника эффективна прежде всего на начальных стадиях терапевтического процесса, так как с ее помощью позитивное поведение строится довольно быстро, что особенно важно для партнеров, находящихся в состоянии открытого конфликта.

Информация о работе Шпаргалка по "Семейному консультированию"