Шпаргалка по "Семейному консультированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 10:18, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для зачета по "Семейному консультированию".

Вложенные файлы: 1 файл

готов шпор сем консул.docx

— 97.34 Кб (Скачать файл)

 

13.Стратегич. сем. терапия Дж.Хейли: теоретич.конструкты и основная идея.

Акцент делается на настоящем, а  не на будущем. Психотерапевт ставит в связи с конкретной проблемой  определенные цели и вырабатывает стратегию  их достижения. Психотерапевты уделяют  внимание 4 элементам: симптомам, метафорам, иерархии, власти. Симптомы характеризуют  не отдельного индивида-носителя симптомов, а способы взаимодействия членов семьи между собой. Метафоры-сообщение метафор включает явный элемент, скрытый подтекст. Суть этого подхода-разработка стратегии для решения проблем, т.к. изменения в семье важнее, нежели понимание причин нарушений.

 

14.Обоснование и процедура использ. техники «Пустой стул» в сем.терапии. Обоснование.Было осуществлено Ф.Перлзом в его книге «Гештальттерапия». Цель:помощь индивиду получить доступ к тем частям своего «Я», кот.ранее не были интегрированы в целостную индивидуальность.Процедура. Психотерапевт провоцирует диалог между родителем и ребенком, якобы сидящем на пустом стуле. Он просит родителей разыграть диалог за обе стороны. Говоря голосом ребенка, родитель приобретает вновь те части своего Я, которые оказались спроецированы на ребенка. В конце концов фокус сдвигается от диалога взрослого и ребенка к внутреннему диалогу родителя или к диалогу между родителем и его собственным родителем, будто бы сидящем на пустом стуле. Таким образом, данный опыт переводится в историческую перспективу - в родительскую семью самого клиента.Техника используется для перемещения фокуса внимания психотерапевта и клиентов с отношений между родителем и ребенком к внутреннему диалогу родителя. Таким образом, клиент берет ответственность за ту часть сложностей в общении, за которую ответственен он сам и затем поощряется к экспериментированию с новыми поведенческими образцами - уже непосредственно в семье.

 

15.Стратегическая семейная терапия Дж.Хейли: оценка сем. отношений.При оценке сем.взаимодействия психотерапевт собирает инф-ию 3-ёх видов: 1)демографические сведения, - возраст, пол, профессия и религия 2) сем. анамнез, включая предыдущее лечение, мед. сведения, физ. насилие и секс. функционирование 3) инф-ию о взаимодействии в семье-о сем. правилах, группировках, коалициях, подсистемах и последовательностях коммуникативных актов, типичных для данной семьи. Оценка начинается с первой же встречи с семьей. Особое значение придается выявлению последовательностей коммуникативных актов. Первый вопрос психотерапевта имеет цель прояснить существо проблемы(например «Что вас привело ко мне?». Дж. Хейли перечисляет 4 принципа,-Психотерапевт не должен давать советов на этапе выяснения сути проблемы, стараясь получить как можно больше инф-ии, прежде чем принять то или иное решение. обращать внимание не только на проявление эмоций, но и на взаимодействие членов семьи между собой. Должен проявлять участие и не уходить в сторону от той проблемы, кот.заставила членов семьи к нему обратиться. Каждому члену семьи следует предоставить возможность высказаться по существу проблемы. Если один из членов семьи ссылается на др., психотерапевту следует обратиться к этому др. противодействовать  попыткам помешать кому-либо из членов семьи высказаться и изложить свое видение проблемы. Т. о.  сам процесс диагностики имеет терапевтическое значение. Обращаясь к членам семьи с просьбой побеседовать между собой, психотерапевт получает доступ к сем.структуре и иерархии. Например, можно заметить, что один из родителей чрезмерно опекает реб., в то время как второй практически не уделяет ему внимания. Когда второго род.просят поговорить с реб., первый тут же вмешивается, что проясняет последовательность коммуникативных актов вокруг проблемы. Если же психотерапевту удается предотвратить подобное вмешательство, тогда эта процедура приобретает не только диагностич., но и терапевтич. значение.

 

16.Обоснование и процедура использования техники «Семейная скульптура». представляет собой такую организацию людей и объектов, которая физически символизировала бы внутрисемейные взаимоотношения в данное время, определяя то, как видится место каждого индивида в семейной системе. Каждый член семьи должен создать свой живой портрет семьи, расставляя ближайших родственников согласно собственному взгляду на дистанцию между ними, на ту деятельность, которую они осуществляют по отношению друг к другу и на чувства, которые при этом испытывают. Одно из многих преимуществ «скульптуры» состоит в ее способности преодолеть чрезмерную завербализированность, заинтеллектуализованность, разнообразные защиты, проекции и обвинения, часто существующие в семейной системе, когда семье не дают взаимодействовать друг с другом обычными для них словесными намеками, а принуждают общаться на качественно ином, более спонтанном уровне. Когда треугольники, альянсы и конфликты наглядно и символически изображены, тогда появляются различные возможности для взаимодействия на основе чувств в их тончайших оттенках. В этом отношении «скульптура» является довольно хорошим диагностическим средством. «Скульптура» может изображать как семью в ее настоящем, так и прошлое семьи. Когда каждый член семьи построит свою «реальную» семейную скульптуру, отражающую эмоциональную ситуацию в семье в данный момент времени, можно попросить построить скульптуру «идеальной семьи».Существует много вариантов использования методики «семейная скульптура». Некоторые психотерапевты, применяющие эту методику, просят скульптура придумать для каждого члена семьи слово или фразу, которые бы лучше всего характеризовали поведение этого человека.

 

17.Стратегическая семейная  терапия Дж.Хейли: цели и техники вмешательства.Цели вмешательства:сторонники в своей работе ставят ясные цели, включая снятие симптома. Данный подход характеризуется вниманием к деталям симптома и меньшим интересом к семье, к ее благополучию.  Т.о. целью может служить поведение, доступное наблюдению и объективному измерению. Психотерапевты стратегической ориентации стараются выбирать в качестве цели нечто, поддающееся измерению, цель определяет сам психотерапевт. Он зачастую ставит промежуточные цели, кот.постепенно приближают семью к конечному результату. Каждая эта цель служит шагом на пути к конечной цели. Техники:применяют техники, позволяющие изменить последовательность коммуникативных актов, направл. на сохранение проблемы. Каждая техника включает 3 компонента: выбор задания, конструирование и донесение задания. Выбор и конструирование задание определяются структурой семьи и терапевтическим стилем. Прежде чем выбрать задание, психотерапевт определяет, насколько велико сопротивление семьи изменениям. Если оно невелико, психотерапевт отдает предпочтение позитивным заданиям на сотрудничество, кот.члены семьи способны выполнить. Если семья сопротивляется изменениям, тогда лучше подойдут негативные задания на сотрудничество, кот.члены семьи, скорее всего не выполнят. Успех зависит от правильного донесения задания до членов семьи. Задание должно быть разумным и не противоречить семейным убеждениям.

 

18.Обоснование и процедура использования техники «Семейная хореография» представляет собой развитие техники «Семейная скульптура». К танцам она отношения не имеет. Греческое слово «choreia» первоначально подразумевало то, что человек отображает в движении, в действии порывы своей души. Процедура, Начинают часто с того, что члены семьи должны показать сцену без слов, в которой была бы изображена актуальная ситуация в данной семье. Каждого члена семьи просят так разместиться в пространстве комнаты, чтобы это наилучшим образом показало проблему семьи. Затем им предлагают изобразить идеальную ситуацию в их взаимоотношениях, как она им видится в данный момент. Вопросы всегда одни и те же: «Каково быть в этом положении в семье? Какие чувства возникают у данного члена семьи по отношению к другим членам семьи?» Семейная хореография полезна для: 1. Перестройки взаимоотношений в нуклеарной семье. 2. Построения взаимосвязей между симптомами детей и образцами взаимоотношений их родителей, обеспечивая членов семьи невербальными каналами коммуникации, позволяющими им открыто выразить свои чувства. 3. С помощью сем. Хореогр. можно проследить негативные циркулярные образцы поведения и прервать их действия путем изображения последовательности поведенческих актов, ведущих к эскалации конфликта. 4. Обучение специалистов в области психологической помощи и семейной терапии через работу с симулированными семьями, разыгрывающими ситуацию в собственных семьях профессионалов или же в их родительских семьях. 5. Популяризации семейной и супружеской терапии перед публикой и профессионалами смежных специальностей.

 

34.Обоснование   и   процедура   использования   техники   «Поддержка   границ   между поколениями». Основная теоретическая посылка, на которой основывается данная техника состоит в том, что семья представляет собой социальную структуру, организованную по иерархическому принципу. Процедура. 1. Изменение порядка, в котором члены семьи сидят на сессии - родителей следует усадить вместе и детей вместе друг с другом. 2. Так видоизменять задания, чтобы подчеркивать различия в ответственности род. и ответственности детей. 3. Практиковать 
встречи с родителями (без детей) для обсуждения вопросов, находящихся исключительно в родительской компетенции. 4. Терапевт может попросить 
разрешение родителей на то, чтобы проделать что-то с детьми. 5. Стимулировать развитие потребности в индивидуальном личностном пространстве, например, 
посоветовать ввести такие правила в домашний обиход, чтобы иметь возможность закрывать двери как в комнате у родителей, так и в комнате у детей. 6. Советовать родителям и детям проводить больше времени в отдельности друг от друга. 7. Подчеркивать руководящее значение родителей в семье, их определяющую роль в воспитании детей. 8. Побуждать родителей обсуждать свои проблемы с друзьями или профессионалами и не впутывать в это детей. 9.Побуждать родителей к тому, чтобы они вели себя с детьми как взрослые, а не регрессировали, находясь в фрустрации, к детскому уровню. 10. Побуждать родителей к тому, чтобы они позволили детям вести себя и действовать в соответствии с их возрастом. 11. Помогать родителям передавать часть своейответственности детям при достижении ими соответствующего возраста, когда эти последние эту ответственность смогут исполнять.

19.Стратегич. сем. т.Дж.Хейли: прямые задания, пародоксальныедирективы.Прямые задания: предусматривает согласие семьи о лечении и направлены на изменение последовательностей взаимодействия в семье. Они способствуют сплочению семьи, установлению границ и правил взаимодействия, определению сем.целей. Прямые задания могут включать: 1) рекомендацию 2) разъяснения предложения 3) директивы, направленные на изменение последовательности коммуникативных актов в семье. Хейли предлагает психотерапевтам несколько способов привлечения членов семьи к выполнению заданий, или директив. 1. Обсудите все то, что семья уже сделала для решения проблемы. Этот нехитрый прием помогает психотерапевту не повторяться и избегать дачи советов, кот.заведомо будут не эффективны. Следует постепенно подвести семью к выводу о том, все ими было не пробовано, но безрезультатно. Именно в этот момент стоит предложить что-то новое. 2. Предложить членам семьи обсудить возможные негативные последствия на случай, если проблему не удастся разрешить незамедлительно. Обсуждение возможных отриц. последствий для каждого подчеркивает важность проблемы. 3. Дать только разумные и выполнимые задания. Для того, чтобы члены семьи могли выполнить задания дома, необходимо предложить им аналогичное задание на сессии. Пробное выполнение задания на сессии повышает шансы его успешного выполнения дома, причем по ходу его выполнения на сессии психотерапевт может внести необходимые изменения. Дать членам семьи четкие разъяснения.4) давать задание соответствующее способностям и уровню функционирования семьи.5) использовать силу своего авторитета для того чтобы привлечь членов семьи выполнению задания. 6) Дать четкие инструкции. Каждый должен ясно представлять себе, в чем закл. его роль. Парадоксальные директивы: подходят для тех, кто сопротивляется выполнению задания. Попытка психотерапевта разрешить сем.проблему угрожают стабильности семьи и наталкиваются на сопротивления. В этом случае в стратегич. психотерапии принято использовать не прямые, а парадоксальные директивы. Готовность к возможному несогласию.

 

20.Обоснование и процедура использования техники «Генограмма»Обоснование. представляет собой структурированную диаграмму системы внутрисемейных взаимоотношений в 3 - 4 поколениях. Цель ее - показать как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются по поколениям и как события подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства членов семьи влияют на современные поведенческие образцы, а также на внутрисемейные диады и треугольники. Процедура. Цель методики - получить диаграмму, отражающую историю расширенной семьи как минимум на протяжении трех поколений. Беседа обычно начинается с предъявляемого семьей симптома: кто является его обладателем, когда он впервые возник и каково было его клиническое развертывание. Затем начинается описание семейной истории, начиная со времени, когда родители встретились - и вплоть до настоящего момента. Здесь существенны возраст супругов, точная дата их первой встречи, чем они занимались в те времена, когда были женихом и невестой, собственно свадьба, что случилось до рождения первого ребенка, влияние порядка рождения детей на их физические и психологические особенности. В каких географических точках семья жила и когда именно переезжала в другое место. Далее обсуждается история расширенной семьи, как со стороны матери, так и со стороны отца. По мере поступления информации она фиксируется в специальных символах. (например, неразорванная линия символизирует различного рода взаимоотношения в семье; волнистая линия обозначает конфликтные взаимоотношения; двойная линия символизирует специальные взаимоотношения или альянсы, или отношения с ребенком-фаворитом и др.).

 

21.Трансгенерационная сем.психотерапия (ТСП) теорет. конструкты и основная идея. ТСП возникла на стыке-психоанализа и теории систем.теоретич. основу для создания техник ТСП составляют концепции: - прошлое активное присутствует в настоящем (в текущих сем. отношениях), - в процессе эволюции наши эмоции остались примитивными, а способность мыслить появилась не так давно. Психотерапевты считают, что прошлые взаимоотношения оказывают влияние на текущую сем.динамику

 

22. Обоснование и процедура использования техники «Ролевая карточная игра». Она представляет собой невербальную методику, которая выявляет те роли и обязанности во внутрисемейном взаимодействии, которые выполняет каждый член семьи. При работе с данной техникой становится также ясным и характер взаимодействия семьи при совместном решении той или иной задачи. Участие в игре дает возможность членам семьи увидеть более или менее полный набор обязанностей, который существует в семье и то, как они распределяются между всеми ее членами. Изучаются также индивидуальные способности, негативные механизмы и семейная динамика.Процедура. Члены семьи без предварительного обсуждения выбирают карты для себя и для других. В картах описывается домашние обязанности, которые необходимо кому-то выполнять в вечернее время, когда идет подготовка к ужину, собственно ужин, а потом семья укладывается спать. Кроме того в картах имеются ряд ролей, которые члены семьи играют во взаимоотношениях друг с другом. Члены семьи имеют возможность согласиться, или, наоборот, не согласиться с соответствием каждой карты конкретному индивиду, а также отклонить те карты, которые они не хотят взять себе.«Роли-обязанности»: Организатор дома, Закупщик еды, «Роли во взаимодействии»: Позитивные: Говорящий правду, Помогающий, Негативные: Обвинитель, Крикун. Цель данного упражнения - изучить в рамках личностно-безопасной карточной игры как члены семьи видят себя и друг друга в терминах обязанностей и социальных ролей. При этом важно следить за различиями между тем, как данный человек видит самого себя и как его видят другие. Психотерапевт слушает запись и создает схемы для каждого члена семьи, помогающие определить их роли и позиции в семейной системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Трасгенерационная сем.психотерапия: оценка сем. взаимодействия.Термин ТСП объединяет несколько теоретич. и практич. подходов, общим для кот.явл. учёт сем. динамики на протяжении ряда поколений, а также опора на психоанализ. ТСП усилия нескольких практикующих психотерапевтов, кот.не только проводят сессии с участием представителей нескольких поколений одной семьи, но и интерпретируют сем. проблемы, передающиеся из поколения в поколение, в терминах сем. динамики. Психотерапевты уделяют внимание текущим сем.взаимодействиям. Настоящее рассматривается через призму прошлого, а теоретич. разработки позволяют осуществлять вмешательство – сквозь время.

Информация о работе Шпаргалка по "Семейному консультированию"