Шпаргалка по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 20:56, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1. Предмет и задачи психологии и педагогики. Методология и методы психологии педагогики.
1. Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание (т. е. со стороны педагога, воспитателя).

Вложенные файлы: 1 файл

Психология Дима.doc

— 661.50 Кб (Скачать файл)

Эмоциональные  процессы  и  состояния  в  жизни   организма   выполняют приспособительную функцию.  Так,  одной  из  положительных  функции  аффекта является   то,   что   он   навязывает   субъекту   стереотипные   действия, представляющие  собой   определенный   закрепившийся   в   эволюции   способ «аварийного» разрешения ситуации: бегство, оцепенение, агрессию и т.п. Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Один объекты и явления взывают у нас симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие — безразличие. Даже те отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают, безразличны для нас. Ощущая их, мы испытываем удовольствие или неудовольствие, иногда отчетливо выраженные, иногда едва заметные. Эта своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений. Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей. Отношения к ним выражаются в таких сложных чувственных переживаниях, как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх. Все эти переживания представляют собой чувства или эмоции. Эмоции характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены. В процессе эволюции эмоциональные ощущения и состояния биологически закрепились как способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах. Их значение для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов. Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека. С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. В этом случае человек готов «горы перевернуты». И наоборот, иногда переживания ведут к скованности, пассивности, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у человека, испытывающего чувство страха, возможно повышение мускульной силы, и он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может вызвать полный упадок сил, от                                      страха у него могут «подгибаться колени». Следует отметить, что неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. В частности, принято выделять следующие эмоции: Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей. Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Чувства же имеют четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным и воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувство ненависти, если у него нет того, что он ненавидит. Чувства возникли и формировались в процессе культурно-исторического развития человека. В индивидуальном развитии человека чувства выступают как значимый фактор в формировании мотивационной сферы. Человек всегда стремится заниматься тем видом деятельности, который ему нравится и вызывает у него позитивные чувства. Чувства играют значимую роль и в построении контактов с окружающими людьми. Следует отметить, что чувства всегда индивидуальны. То, что нравится одному, может вызывать негативные чувства у другого. Это объясняется тем, что чувства опосредуются системой ценностных установок конкретного человека. Чувства – сложный вид устойчивого эмоционального отношения человека к различным сторонам действительности. В зависимости от сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на:1) Эстетические. Восприятие мира прекрасного. Чувство красоты, величия, низости, комического, трагического. 2) Интеллектуальные. Сопровождают процесс познания, воображения и творчества. Чувство изумления, сомнения, недоумения, пренебрежения, любопытства. 3)Нравственные. Характеризуют деятельность субъекта по отношению к другому человеку, людям и обществу в целом. Чувство долга, совести, зависти, патриотизма, превосходства. 4) Практические. Проявляются в практической деятельности и отражают эмоциональное отношение,  как к результатам, так и к процессу труда.

Эмоции - особый класс психических процессов и состоя связанный с  инстинктами,  потребностями и мотивами,  отражающий в форме непосредственного переживания (удовлетворен радости, страха и т.д.) значимость действующих  на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. [8]

Чувства - устойчивое эмоциональное отношение человека явлениям действительности, отражающее значение этих явлений связи с его потребностями и мотивами. В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют явления, имеющие для человека стабильную потребностно - мотивационную значимость. [8]

Эмоции и чувства находятся в сложном взаимодействии, процессе развития конкретного человека (в онтогенезе) чувства проявляются позже, чем собственно эмоции, возникают как результат обобщения отдельных эмоций. Однако сформировавшиеся чувства во многом определяют возникновение и содержание ситуативных эмоций. [5]

Основные характеристики эмоционально-чувственного переживания включают:

• определенный уровень возбуждения (общее изменение скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов);

• знак (какое значение - положительное или отрицательное - имеет для субъекта событие, предмет, человек);

• предметность (направленность на что-то или кого-то, адресность отношения);

• модальность, или содержание и качество эмоции и чувства (например, удивление, радость, тревога, печаль и т.д.).

Именно наличие знака отличает эмоционально-чувственные переживания от всех иных реакций организма на окружающую сре­ду. Посредством эмоций человек выделяет опасное и неопасное, приятное и неприятное, производит выбор модели поведения, соответствующей его актуальным потребностям, а в межличностных отношениях - выбор партнеров, способы и средства взаимодействия с ними. Эмоции и чувства как действия  обычно выделяют следующие формы, в которых проявляется организующая функция эмоций:

• выразительные движения, или реакции - следствие эмоционального возбуждения (т.е. они носят, как правило, реактивный характер), это внешнее проявление эмоций. Каждая эмоция сопровождается физическими изменениями в мимике, теле, голосе, во внешности в целом. Тем самым наши чувства дают знать, как люди, идеи и среда воздействуют на нас;

• эмоциональные действия - совершаются для того, разить или редуцировать эмоциональное состояние;

• высказывания об испытываемых эмоциональных состояниях - выполняют функцию посредника между индивидом   и его эмоцией.

На активность эмоциональных действий существенное влияние оказывает степень интенсивности переживаемых эмоций и чувств.

Выделяют следующие уровни интенсивности эмоций:

• нейтральное состояние - отсутствие явно выраженного эмоционального процесса; человек реагирует на других дифферен­цированно, в зависимости от их значимости;

• умеренный уровень эмоции - эмоция уже достаточно отчетлива, чтобы осознаваться, но еще не настолько сильна, чтобы нарушить протекание действий, появляются выразительные реакции;

• высокий уровень интенсивности - эмоция направляет действия человека, человек ведет себя эмоционально, проявляет гнев, радость, нежность, тревогу.

 

Вопрос 11. Понятие воли как формы активности личности. Волевые качества личности. Условия воспитания и развития воли.

Воля отражает способность человека сознательно регулировать свою деятельность, поведение и эмоции, преодолевая трудности при достижении поставленных целей. Воля - это процесс преодоления себя в обстоятельствах, когда требуется действовать, проявлять активность, в достижении цели.

Воля проявляется там, где любят то, что сами себе приказывают. Волю считают ядром характера человека. По словам В. Шекспира, наша личность - это сад, а воля в нем садовник. Воля - это высшая степень мастерства управления собой. Волевой человек -лучший менеджер сам себе. Волевой человек умеет подняться над своими влечениями, инстинктами и преградами, посмотреть на них с высоты своей личности, сделать разумный осознанный выбор и действовать в направлении поставленной цели.

Какова роль воли в жизнедеятельности человека? Вряд ли найдется человек, который не мечтал бы стать значимой и счастливой личностью. Увы, зачастую эти мечты превращаются в груды обломков, которые хоронят под собой надежды, способности и даже таланты. И это потому, что между мечтой и действием стоит воля! Вместо того чтобы действовать, человек как бы «засыпает» в сладких мечтах, заменяющих ему реалии активной жизни и служащих в данном случае своеобразной психологической защитой от ощущения своей неполноценности. Он пытается найти счастье - это естественное состояние, к которому стремится любой человек, - уходя из активной сферы жизни. Но по-настоящему счастливым может быть лишь тот, кто, оглядываясь на выполненную им работу, узнает следы своей воли. Безвольные, ленивые люди не могут быть счастливы. Ибо это люди несостоявшиеся, не реализовавшие себя в полной мере.

По критерию направления активности человека воля неоднородна. Один проявляет высокий уровень волевой регуляции преимущественно при подавлении собственных чувств, и здесь воля выступает в качестве щита личности, «смирительной рубашки» для своих эмоций. Это воля интровертированная и как форма активности направлена на достижение внутренней уравновешенности. Другой лее предпочитает преодолевать трудности через воздействие на внешние факторы (через организацию усилий других людей, подбор исполнителей, укрепление своей власти, власти в целом и т.п.). Это экстравертированная воля, направленная в сферу внешней активности.

Воля формирует определенные качества личности, входящие в структуру характера, которые получили название ``волевые качества''.

 Волевые качества личности -- это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути, это способность человека достигать поставленных целей в условиях реальных трудностей.

 В психологии характера  выделяют множество волевых качеств  личности. К основным, базовым волевым качествам личности, определяющим большинство поведенческих актов, относятся целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность.

Сила воли - степень необходимого волевого усилия, прилагаемого ради достижения желаемой цели. Это качество проявляется в преодолении индивидом трудностей.

Стойкость воли - уровень постоянства и повторения усилий, прилагаемых при достижении цели на протяжении достаточно длительного времени. Практически любой человек, поставленный в сложные условия, способен выдержать разовый удар судьбы. Постоянно противостоять трудностям может лишь тот, кто отличается стойкостью воли.

Целеустремленность - степень осознанности и четкости представления цели, а также упорства, с которым преодолеваются препятствия при ее достижении.

Причем воля проявляется благодаря таким качествам личности, как самостоятельность, стойкость, самообладание, самоограничение, решительность, уверенность в себе, настойчивость, напористость, выдержка, обязательность, инициативность, смелость, терпеливость, упорство.

Воля -- это элемент сознания личности, поэтому она не является врожденным качеством, а формируется и развивается в процессе становления личности. Развитие воли у человека связано с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные, то есть с приобретением человеком контроля над своим поведением, с выработкой волевых качеств личности в какую-либо сложную форму деятельности. Чтобы развивать волевые качества, личности необходимо ставить перед собой значимые для неё цели и направлять свои волевые усилия на преодоления препятствий на пути достижения этих целей. Чем больше препятствий преодолеет личность, тем более развитой будет её волевая сфера. Однако травмирующие психику события или действия, направленные против человека, могут ``сломить'' его волю. Благодаря наличию воли личность чувствует и осознает свою индивидуальность, способность взять на себя ответственность за собственное поведение.

Первые признаки проявления волевых действий наблюдаются в возрасте 2-4 лет. Процесс формирования волевых действий до этого возраста происходит внешне незаметно. Считают, что воля развивается поэтапно:

- формирование произвольных  психических процессов путем  преобразования рефлекторных и  инстинктивных (непроизвольных) актов;

- формирование навыков  самоконтроля за своими действиями  и поведением;

- возникновение явлений  борьбы мотивов;

- формирование собственно  волевых качеств личности.

Все эти процессы осуществляются при тесном взаимодействии ребенка со взрослыми и продолжаются вплоть до юношеского возраста. В возрасте 25-30 лет волевое развитие человека практически прекращается.

Очевидно, что условия воспитания воли разноплановы и специфичны для данной ситуации и конкретного человека. Вместе с тем можно указать на наиболее общие из них.

Первое условие сильной воли - наличие цели в жизни. Человек, не знающий, куда и зачем идти, всегда будет зависеть от жизненной стихии.

Второе условие - необходимость быть режиссером, хозяином своей жизни. Это значит осознанно признавать свою личную ответственность за все, что происходит с тобой и вокруг тебя.

Третье условие - бесстрашно идти навстречу повседневным и более отдаленным во времени жизненным барьерам. Практически невозможно добиться чего-то в жизни и не выстрадать своего успеха.

Четвертое условие сильной воли - осознанная замена «надо» на «хочу» (вопреки житейскому правилу воспитания воли, рекомендующему игнорировать желание в пользу необходимости). Каждый из нас ежедневно решает массу текущих задач, которые чаще всего порождаются или внешней ситуацией, или другими людьми.

Где же кратчайшая тропинка, которая ведет к сильной воле? Существует «психологический минимум», который обеспечит движение в сторону успешного воспитания воли. Опыт показывает, что для этого требуется:

- честно признаться себе  в своих слабых сторонах;

- осознать, чего ты хочешь  добиться в жизни;

- наметить основные вехи  движения к цели;

- доводить любые начатые  дела до конца;

- уметь себя ограничивать, не хвататься за многие дела  одновременно;

- любое дело, коль оно  начато, выполнять старательно;

- научиться радоваться  завершенной работе;

- иметь перед собой  образы почитаемых волевых людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 12. Психологическая сущность темперамента. Свойства типов темперамента.

1. Сущность темперамента

 Наблюдая за людьми, нетрудно заметить их неповторимую  индивидуальное своеобразие в  общей подвижности, скорости речи, выявления чувств. Одни из них вспыльчивые, подвижные и веселые, другие - медленные, спокойные и холодные, третьи - очень переживают, но их чувства, слабые и пассивные. Эти индивидуальные различия обусловлены их темпераментом.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии и педагогике"