Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_k_gosu_po_osnovnoy_spetsialnosti_1 (1).doc

— 1.47 Мб (Скачать файл)

Метод выбора по образцу (Ладыгина-Котс). Животному демонстрируют стимул-образец и несколько стимулов для сопоставления с ним. Подкрепляя выбор того, который соответствует образцу. Варианты: выбор из 2 стимулов (альтернативный), выбор из нескольких (множественный), подбор пары (нет образца – отставленный).

Метод дифференцировки (Харлоу, 1949). Животное обучают выбору одного из двух стимулов. По достижению положительного результата начинают следующую серию  второго стимула, не схожих с предыдущими. После выработки реакции животное уже при втором предъявлении действует в соответствии с усвоенным ранее правилом (выбирай подкрепляемое). Правила установки – нужно выбирать тот же предмет, что и в первой пробе, если его выбор сопровождается подкреплением или другой, если подкрепления нет.

Электро-физиологический метод. Электроды раздражают участки коры головного мозга животного, происходит изменение в поведении, которое фиксируется.

Эдвард Толмен. Его  теория основывается на признании целенаправленности в поведении животных. Животное учится выявлять «что ведет к чему», причем то, что оно усваивает может и не обнаруживаться внешне в виде какой-нибудь деятельности или реакции, но может храниться в памяти в форме представлений или образов. С точки зрения Толмена в процессе обучения животное приобретает знание обо всех деталях ситуации, сохраняет их в форме внутренних представлений и может использовать в нужные моменты. Т.е. у животного формируется «когнитивная карта» или «мысленный план» всех характеристик ситуации, а затем по нему животное строит свое поведение. Крушинский Л.В. разработал систему опытов, результаты которых доступны объективной регистрации и количественной оценке. Это новый виток в развитии электро-физиологического метода. Эти эксперименты возможно моделировать математически. Это стало возможно с появлением ЭВМ. По мере накопления данных о том, что между психикой человека и человекообразных обезьян обнаруживается много сходного возникло предположение, что владение речью может иметь зачатки у приматов. В 1929 году Йоркс доказал физиологическую неспособность обезьян произносить слова.

1972 – Уланова Е.В.  предположила, что для общения  с приматами более подходил  бы язык жестов, но не смогли  проверить это экспериментально. Данную гипотезу взяли на вооружение  в 1992 году Ален и Биатрисс  Гарднер. Они выбрали язык американских глухих. Уошо – шимпанзе за 3 года обучения усвоило 130 знаков. В ее словарь входили жесты, обозначающие: названия предметов, которыми пользовалось животное в повседневном обиходе; обозначение действий, совершаемых обезьяной и окружающими; обозначения определений цвета, размера, вкуса и материала, используемых предметов; обозначения эмоциональных состояний; обозначения отвлеченных понятий (скорее, еще); обозначения отрицания. Сам по себе факт заучивания жестов не нов, для этого достаточно условно-рефлекторного научения – дрессировки. Тем не менее ряд особенностей говорит о том, что употребление знаков основано на когнитивных процессах обобщения и абстрагирования. Об этом свидетельствует то, что при обучении использовались единичные, конкретные предметы, но обезьяна применяла усвоенные жесты к довольно широкому набору незнакомых предметов. Так Уошо использовало знаки в переносном смысле. Уошо использовало знаки в новых для нее ситуациях. Таким образом это доказывает, что усвоение языка основано на сложных когнитивных процессах, происходящих у шимпанзе. В 1993 году Рамбо Д. провел опровергающий критиков эксперимент. Разработал новый язык – йеркши (более формализированный и контролированный). Словами в этом языке служили значки на клавишах компьютера, они появлялись на мониторе при нажатии шимпанзе на кнопку. Процесс обучения речи – диалог с компьютером, а не с человеком, что исключает подсказки со стороны экспериментаторов (исключается условно-рефлекторное научение). «-» Обучение было строго формализировано, что могло промешать более успешному обучению. Т.о. Рамбо доказал, что шимпанзе способны к обучению речи.

 

 

 

№3. Различные подходы к пониманию предмета психологии.

 

В истории психологии существовало несколько т.зр. относительно предмета исследования. Они противоречивы, разнообразны, несхожи. Их можно свести к 4 осн. понятиям: душа, сознание, поведение, психика.

Душа. Представление сложилось  на самых ранних этапах становления  психол. знаний, когда прктически нет  науки, религии, философии как осн. науки. Первобытные люди стали задумываться о себе, своем поведении, чувствах. Понятие «душа» имело многозначное толкование. Анимистические взгляды на душу (весь мир имеет душу, все предметы и явления одушевлены) легли в основу религ. учений самых разл. направлений. Антропоморфическое представление о душе связано с чел-ком, приписывалось чел-ку => душа – двойник чел-ка. Душа уходит, чел-к умирает. С появлением первых философских учений возникли первые попытки объяснить, истолковать понятие души. 3 подхода в объяснении души: Демокрит, Платон, Аристотель. Демокрит – материалист (существует матер. мир незавизисмо от сознания чел-ка); душа – матер. тело, состоящее из отд. атомов. Платон – идеалист (матер. мир – производная от сознания чел-ка, его нельзя познать); душа – идеалистич., нематер., непознаваемое, неощутимое нечто. Аристотель выделяет разные виды души: растительная, животная, духовная.

На протяжении многих веков шла борьба между материалистич. и идеалистич. представлениями о  душе. На определ. этапе победило идеалистич. представление. Понятие «душа» приобретало религ. толкование. Стали понимать божеств. начало, кот. движет поведением, разумом чел-ка. Недоступно изучению, не предполагает и не допускает возможность изучения, т.к. то что создал Бог не дано понять, это надо принять на веру. Т.о. на этом этапе существовали разл. толкования понятия «душа», но во многом они схожи. Не пытались объяснить, исследовать душу и не располагали такими возможностями. Пытались ее описать. Такго представление просуществовало с глубокой древности до 17в.

Сознание. 17в. – смена представления о предмете психологии, вук бурного разв-ия науки и произв-ва. Неприемлимо предмет – душа, поэтому в области психологии начались делаться попытки объяснить поведение чел-ка, его психич. жизнь. Потребовалось уточнить предмет исследования – сознание (Декарт). Декарт в кач-ве объяснит. признака души выбрал принцип механистического детерминизма (обусловленность, предопределенность). С помощью законов механики объяснить чел-ка. Сознание – все то, что чел-к сознает, то в чем можеть дать отчет. Мысли, ощущения, переживания, эмоции, страдания – все то, в чем отдает отчет чел-к. Декарт придумал устр-во, с помощью кот. можно объяснить ф-ционирование сознания. В основе устр-ва лежит принцип отражения, т.е. внешнее д-вует на чел-ка и отраж-ся в его сознании – это и есть психика. Ввел понятие рефлекса – закономерный ответ организма на внешнее возд-вие. Рефлекс возможен с помощью НС. НС – посредник между внеш. средой и сознанием чел-ка. Заслуга Декарта – стремление объяснить как ф-ционирует сознание. Многие явления удавалось объяснить с момощью своего устр-ва. Некот. он не смог объяснить (интуиция, речь). За этими понятиями он сохранил понятие души (высшие силы). Дуализм – 2 принципа: научный и душа. Связано только с чел-ком, не было речи о животных. До к.19-н.20вв. (наука о психике чел-ка) нет и не могло быть психики у животных. В рамках такого представления начали складыв-ся первые психол. учения.

Ассоционизм – учение, кот. пыталось объяснить как возникают явления сознания. Явление сознание возникло по принципу ассоциации. Эмпирич. наблюдения. Начал складыв-ся первый собственно-психол. метод изучения – интроспекция. Осн. мат-л ученые получали от людей, кот. описывали свои переживания, чувства. Этот метод получения инф-ции был недостаточно объективным, не мог дать верного определения как ф-ционирует сознание. Сложно сделать вывод на основе самонаблюдения, т.к. каждый чел-к при описании самосознания пользовались своим языком. Разные люди использовали разный язык. Метод схож с житейским методом психологии. Изучение индивид. сознания. Внутр. мир отд. чел-ка. К моменту становления психологии как самост. науки оставалось предметом изучения сознание. Как самост. наука психология возникла как наука о сознании. Первые эксперим. исследования – исследования сознания (Вундт). Первые эксперименты сохраняли все признаки самонаблюдения.

Функционализм (Джемс, Титченер). Какие ф-ции выполняет сознание. Джемс создат теорию потоки сознания, осн. ф-ция сознания – адаптация к внеш. условиям. Сознание – неделимое, целостное. Помочь чел-ку приспособиться к жизни – осн. направление сознания.Создание – предмет исследования, психология испытала разочарование (невозможность проникнуть в мир сознания). Перед психологией стала дилемма (если она использует методы физиологии, то физиол. наука).

К к.19в. в психологии возник кризис, связанный с пониманием предмета. Необходимо было найти что-то такое, что можно было бы изучить с  помощью эксперим. метода и не имело  бы много трактовок. Была высказана мысль, что поддается эксперим. изучению поведение чел-ка.

Поведение (Уотсон). Изучал чел-ка от рождения до смерти; ответные двигат. акты организма на возд-вия, идущие от внеш. среды. Возникло новое  направление бихевиоризм. В ¼ 20в. появилось новое представление о предмете. Активное использование метода эксперимента, расширение сфер (изучали поведение животных). Изучая поведение животных можно лучше понять поведение чел-ка. S→R. Несостоятельность: на одни и те же внеш. стимулы м.б. получены разные р-ции; одни и те же внеш. р-ции могут быть вызваны разными стумулами. => Между стумулом и р-цией есть промежуточное звено, кот. бихевиористы не смогли измерить, осно связано с сознанием. Попытка эксперим. изучения этих звеньев привела к новому направлению – необихевиоризм. S→R1→R2. Были открыты законы научения, кот. могли быть положены в основу обучения чел-ка и животных (закон подкрепления, готовности, эффекта). => Можно сформир-ть любую р-цию.

Все подходы не сменяют  друг друга, они существуют и будут существовать независимо от других. Для психологии н.20в. стало своеобразным кризисом, кот. связан с отсутствием единого взгляда на предмет изучения. В психологии стали складыв-ся разнообразные пути, кот. пытались определить предмет, выделить хар-ки предмета, дать объяснение психич. явлениям. Психоанализ (неосознаваемые проявления психики; Фрейд – все поведение определ-ся неосознаваемымы влечениями). Гештальт психология (стр-рная задача психологии – рассматривать проявления психики как нечто целое, некую стр-ру). Когнитивная (знания, понимания; основа – мышление). Для выработки единого определения предмета стали использовать понятие психика.

Психика базир-ся на принципах  материализма, отржает естественно-науч. взгляд на ее природу. Осн. положения  философии материализма: внеш. мир существует объективно, явл-ся первичным по отношению к психике; внеш. мир доступен для познания; вступить во взаимод-вие, чтобы познать. Положения для понимания психики:

1. психика – отражение  внеш. мира и чел-ка. Отражение  – всеобщее св-во материи, заключающееся в воспроизведении признаков, св-в и отношений одних объектов (отражемых) в других (отражающих), в рез-тате их взаимод-вия.

2. психика – св-во  мозга (высокоорганизованной материи), ф-цию отражения выполняет мозг. Разв-ие, усложнение мозга приводит к разв-ию и усложнению психики.

3. психика – явление  двойственное по своей природе,  телесная основа. Рез-т активного  отражения и преобразования действит-сти.

Связь психики и мозга = множ-во подходов и теорий. Больш-во исследователей сходятся во мнении, что мозг и психика связаны между собой, но не тождественны. Достижения совр. нейропсихологии позволяют объяснить даже очень сложные психич. проявления чел-ка. Психич. отражение – не зеркальное, субъективное, его субъективность определ-ся спсоб-стями субъекта (прошлым опытом, целями, намерениями, желаниями в конкр. момент времени), благодаря этому один и тот же объект и одна и та же ситуация восприним-ся и отраж-ся по-разному разными людьми. Продукт психич. отражения – образ, знак. Категория образ – осн. категория в психологии. Психич. отражение многообразно, многомерно. Это связано с тем, что многообразен мир. Психич. отражение активно по своей природе. Может возникнуть в том случае, если живое существо проявляет активность. Психич. отражение выполняет след. ф-ции: приспособительная (на основе инф-ции, получаемой из внеш. мира живое существо вырабатывает адекв. р-цию); информационная; регулятивная; опережающая (предвосхищает поведение чел-ка). Психич. отражение может осуществл-ся на разных уровнях, м.б. сознательным и неосознанным в разной форме.

Психика – св-во высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в отражении внеш. мира и собств. внутр. состояний организма и обеспечивающее адаптивное взаимод-вие живого существа с миром, благодаря регуляции поведения на основе рез-татов отражательной психич. д-сти.

 

 

 

 

№8. Психодиагностика как наука и как практическая деятельность.

 

Предмет, задачи и структура ПД как науки. Соотношение  общей ПД и специальных ПД.

Термин «психодиагностика» появляется в 1921 г. и принадлежит Роршаху, назвавшему так процесс обследования с помощью созданного им «основанного на перцепции диагностического теста». Однако содержание этого термина вскоре существенно расшир-ся.

ПД – психол. дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особ-стей чел-ка.

В кач-ве объекта ПД-ской оценки может выступить практически все, что изучает психология, начиная от ощущений отдельно взятого чел-ка и кончая сложнейшими соц.-психол. процессами, возникающими в общении и взаимод-вии людей как л-стей друг с другом. Предметом общей ПД явл-ся принципы разработки ПД-ских ср-в и их конкр. воплощение в диагностич. методиках включая их методологич. и теоретич. обоснование, проверку валидности и надежности. Предмет ПД составляют психич. процессы, состояния и психич. св-ва л-сти. Объектом явл-ся конкр. люди, наделенные психикой. Понятие «норма» достаточно противоречиво, хотя и явл-ся основанием для постановки диагноза. Оценка уровня психич. разв-ия, достигнутого индивидом или группой, на практике проводится для решения одной из след. задач:

1. Выяснение состояния  развитости соотв-вующего св-ва.

2. Определение динамики  его разв-ия и преобразования  в течение определ. периода  времени.

3. Установление тех  реальных изменений в психологии  и поведении индивида или группы, кот. произошли под влиянием  организованных учебно-воспитательных  возд-вий, например в рез-те  проведенного пед. эксперимента.

4. Определение перспектив  разв-ия того или иного кач-ва л-сти на основе анализа законов и динамики его разв-ия в прошлом.

5. Разделение обследуемых  людей или групп на категории  для дальнейшей дифференцированной  работы с ними с учетом достигнутых  рез-тов разв-ия.

6. Определение пригодности  индивида или группы для решения тех или иных задач, например установления проф. готовности чел-ка к исполнению своих служебных обязанностей.

7. Определение соотв-вия  или несоотв-вия психологии и  поведения индивида или группы  некот. заданной мед. или соц.  норме с целью проведения психокоррекционной работы.

8. Выработка рекомендаций  для индивида или группы с  целью выбора жизненного пути (профессии, брачного партнера  и т.п.) и дальнейшего самообразования.

Осн. задачи ПД:

1. установление наличия  у чел-ка того или иного психол. св-ва или особ-сти поведения.

2. определение степени  развитости данного св-ва, ее выражение  в определ. кол-венных и кач-венных  показателях.

3. описание диагностируемых  психол. и поведенч. особ-стей в  тех случаях когда это необходимо.

4. сравнение степени развитости изучаемых св-в у разных людей.

ПД-ские задачи различ-ся с т.зр. того, кто и как будет  использовать данные:

1. данные использ-ся  специалистом-смежником для формулирования  административного решения (профпригодность).

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"