Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_k_gosu_po_osnovnoy_spetsialnosti_1 (1).doc

— 1.47 Мб (Скачать файл)

2. Принцип соотв-вия выбираемой профессии интересам, склонностями, способ-стями л-сти и одновременно потреб-стям общества в кадрах определ. профессии выражает связь л-стного и общественного аспектов выбора профессии. Нельзя выбирать профессию, исходя только из собств. интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соотв-вия потреб-стей л-сти и общества приводит к несбалансированности в проф. стр-ре кадров.

3. Принцип активности  в выборе профессии хар-ризует  тип д-сти л-сти в процессе  проф. самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и проф. подготовки, советы родителей и их проф опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) лит-ры, работа во время практики и многое другое.

4. Принцип развития. Этот  принцип отражает идею выбора  такой профессии, кот. давала  бы л-сти возможность повышения  квалификации, увеличение заработка,  по мере роста опыта и проф. мастерства, возможность активно  участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потреб-сти л-сти, потреб-сть в жилье, отдыхе и т.п.

5. Принцип престижности. Самым распространенным и самым  ошибочным одновременно принципом  выбора профессии явл-ся ее  престижность. Но общественное признание профессии со временем меняется.

6. Принцип здоровья. Конечно,  следует учитывать и состояние  здоровья, и темперамент, чтобы  они не оказались препятствием  в освоении выбранной специальности.  Скажем, живому, подвижному молодому  чел-ку будет сложно проявить  себя в работе, требующей усидчивости и терпеливости. Но он будет успешен там, где необходимо часто встречаться с людьми, переключаться с одного вида д-сти на другой.

7. Принцип трудоустройства.  Необходимо также учитывать и  возможность трудоустройства по  данной специальности. Иначе, полученная специальность генетика, к примеру, заставит вас устраиваться на постоянное место жительства вдали от родного Миасса или же переквалифицироваться в секретаря или учителя биологии. Хотя, точно предугадать востребованность специальности через пять-десять лет довольно сложно.

Принципы выбора профессии.

Для того чтобы правильно  выбрать себе профессию, необходимо сориентироваться в 3 вещах:

1.определить, каковы твои  проф. интересы и склонности. Кратко  мы называем это "ХОЧУ".

2. оценить, каковы твои  проф. важные кач-ва: здоровье, квалификация  и способ-сти, кот. определяют  твою проф. пригодность и возможности.  Проще говоря, это "МОГУ".

3. узнать, какие профессии  пользуются спросом на рынке  труда у работодателей, по каким  профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, каково сегодня "НАДО".

Если ты сумеешь совместить "ХОЧУ", "МОГУ" и "НАДО", то твой проф. выбор будет удачным.

Иными словами, задача заключается  в том, чтобы найти профессию, которая:

- интересна и привлекательна,

- соответствует способностям,

- пользуется спросом  на рынке труда.

Профессиональное самоопределение  как поиск смысла в трудовой деятельности.

Слова «проф. самоопределение» понимаются не только как «самоопределение профессионала», но и как «самоопределение подрастающего чел-ка – будущего профессионала».

Слово «самоопределение»  может осмысливаться и как  самоограничение, постановка себе пределов, границ.

Можно согласиться здесь  с тем, что обдумывание будущего жизненного и, в частности, проф. трудового  пути это есть непременно и некот. уменьшение неопределенности представлений о будущем. Но уменьшение неопределенности, скажем, выбора профессии не следует понимать как воздвижение некот. оград, препятствующих дальнейшему разв-ию.

Мы исходим из предположения, что, оставляя в стороне некот. возможности выбора, чел-к в то же время обретает новые, недоступные ранее возможности проф. разв-ия, а этот процесс не имеет принципиальных ограничений. Поэтому следует понимать «самоопределение» не просто как «самоограничение», не как некое добровольное впадание в проф. ограниченность, а как важное проявление психич. разв-ия, как активный поиск возможностей разв-ия, формирования себя как полноценного участника сообщества профессионалов.

Итак, проф. самоопределение  понимают как д-сть чел-ка, принимающую то или иное содержание в зависимости от этапа его разв-ия как субъекта труда. Содержание д-сти – это образы желаемого будущего, цели в сознании субъекта, особ-сти его саморегуляции, особ-сти осознания себя, своих личных кач-в и своего места в системе деловых межличностных отношений.

Так, в целом по итогам разв-ия реб-ка в школе его проф. самоопределением должна быть готовность к выбору профессии, обдумыванию, проектированию вариантов проф. жизненных путей. А рез-том заключительного цикла проф. самоопределения школьника явл-ся его личный проф. жизненный план. Все это обрамлено юношескими мечтаниями, фантазиями о будущем. Важным и необходимым рез-том д-сти самоопределения явл-ся и отчетливое осознание того, что «я сам» выбрал профессию. Если всего этого нет, то нет и самоопределения как такового.

Проблема проф. самоопределения  чел-ка настолько сложна, что удовлетворительное ее решение не под силу отдельному чел-ку; она требует разностороннего  инф-ционного и организационного обеспечения.

Дело усугубляется тем, что противоречия разв-ия л-сти и  общества, порождающие эту проблему, постоянно воспроизводятся на разные лады вновь и вновь в связи  с каждой очередной индивид. проф. судьбой, каждой очередной проф. группой.

К данным противоречиям можно отнести следующие:

1. Противоречие между  недостаточной информированностью  подрастающего чел-ка о сложном,  ненаблюдаемом, необозримом мире  профессий и педагогическим требованием  сознательности и самостоятельности  выбора профессии может быть  разрешено путем систематической работы по проф. просвещению учащихся, их родителей, педагогов.

2. Противоречие между  потреб-стью чел-ка в деловых  советах в связи с обдумыванием  его будущего проф. пути и подчас  отсутствием в его ближайшем  окружении подлинно компетентных советчиков; вооруженных необходимыми методами работы и достаточным набором средств инф-ции. Это противоречие разрешается на путях разработки теории и методики индивидуальной профконсультации, создания пособий для практических работников, призванных руководить выбором профессии, пособий для самих учащихся и их родителей.

3. Противоречие между  значительной неопределенностью  представлений, знаний учащихся  о принципах, рациональных основаниях, правилах и условиях решения  задачи о выборе профессии  и достижении успеха на трудовом жизненном пути, с одной стороны, и настоятельной необходимостью и потреб-стью что-то и как-то выбрать в «потоке жизненных путей» в связи с достижением определенного возраста – с другой, решается в процессе систематической работы школы, кот. помогают все соц. институты, ответственные за воспитание, просвещение, образование молодежи.

4. Противоречие между  проф. планами оптанта, с одной  стороны, и его стойкими личными  кач-вами – с другой, это своего  рода внутрисубъектное противоречие. Трудности здесь могут состоять в том, что девушка или юноша недостаточно осознают или неверно оценивают свои кач-ва, и в том, что они могут упорно не хотеть перестроить свои первоначальные планы, оказывающиеся нереалистическими. Это противоречие может быть разрешено на путях совершенствования индивидуального подхода к оптантам, опирающиеся на успехи психодиагностики, психокоррекции.

5. Противоречие между  проф. планами оптанта и планами,  вынашиваемыми в отношении него  старшими, а также сверстниками. Здесь наибольшую роль в разрешении данного противоречия может, вероятно, сыграть школа, система клубной работы в лице авторитетных для ребят педагогов, старших, способных, в частности, создавать сообщества, группы детей с желательной направленностью.

6. Противоречие между высоким теоретическим и общенравственным уровнем отеч. педагогики и психологии в целом и своеобразной «заброшенностью» прикладных вопросов и разработок, связанных с анализом мира профессий и процессом профессионализации личности. Это противоречие постепенно разрешается за счет коррекции тематики научных исследований и профилей подготовки соответствующих специалистов.

7. Противоречие между  высокими запросами воспитанной  в школе молодежи к уровню  культуры труда на произв-ве (к  содержанию труда, к его организации, к стилю межл-стных взаимоотношений, перспективам проф. роста и т.д.) с одной стороны, и реальным уровнем этой культуры в конкр. случаях, с другой. Иногда реальный уровень культуры труда на произв-ве превосходит все ожидания девушек и юношей. Тогда указанное противоречие просто «снимается». В тех же случаях, когда уровень культуры произв-ва оставляет желать лучшего, важно заботиться не только о формировании у молодежи более реалистических притязаний в данной области, но и, в первую очередь, - об улучшении самого произв-ва.

8. Противоречие между  объективными требованиями исторически  сложившихся трудовых постов, должностей, профессий и сложившимися у  людей стойкими личными кач-вами. Здесь речь идет о том, что  у людей в принципе нет изначальной  пригодности к тем или иным видам д-сти. Профессии формируются в обществе, конечно, не без учета реальных чел-ческих возможностей. Но все же люди не подходят к профессиям изначально, как ключи к замкам.

Методы активизации  профессионального самоопределения.

Гл. хар-ками активизирующей профконсультационной методики явл-ся:

1. интересность, увлекательность  процедуры методики для данных  клиентов;

2. личная зависимость  обсуждаемых в методике вопросов. Причем, если обсуждаемые вопросы  и проблемы пока еще не значимы  для клиентов, то для повышения к ним интереса следует провести другую методику ( укрепить эмоц.-доверительный контакт с клиентом или рассмотреть другие, более простые и понятные проблемы, все это может стать основой для обращения к первоначальной, более сложной проблеме);

3. добровольность участия  клиентов в процедуре данной  методики;

4. двухплановость д-вия,  предполагающая, с одной стороны,  план реальных д-вий (реальные  эмоции, разговоры, д-вия), а с др. стороны, план вымышленных д-вий.  Например, профконсультант и клиент в воображении могут перемещаться в иные времена, в самые разнообразные ситуации самоопределения, позволять себе работать с абстрактными образами тех или иных «простр-в» самоопределения и т.д. Внешне это может выглядеть как обычная беседа людей, кот. понимают, о чем они говорят. Считается, что чем больше выражен такой воображаемый план д-вия, тем больше возможностей для подлинной активизации, тогда как план реальных д-вий ограничен конкр. условиями и д-виями. Важно заметить, что профконсультация во многом предполагает работу с воображаемыми объектами – своеобразный «мысленный эксперимент» (планирование и рассмотрение будущей жизни клиента, о кот. можно лишь только догадываться). Однако не все клиенты и не все консультанты готовы к такой активности, основанной на развитом воображении. И тогда возникает проблема выбора того метода активизации, кот. соотв-ет общему уровню разв-ия участников консультационного взаимод-вия. Например, в обычных ситуациях (когда многие ученики в классе не готовы к «мысленному экспериментированию»), профконсультант вынужден использовать методики, где больше задействован план реальных, понятных для большинства игровых д-вий, и лишь потом, сумев заинтересовать учеников внешними д-виями, потихоньку переходить к более сложным активизирующим процедурам внутреннего (воображаемого плана);

5. Организация совместного  с клиентом рассмотрения профориентационных  проблем, что в сою очередь,  предполагает:

- выделение общей цели  работы

- использование общего  ср-ва для решения выделенных  проблем и целей (консультант должен подобрать ср-ва, методы, приемы, кот. клиент может понять и наравне с самим консультантом использовать эти ср-ва для рассмотрения обсуждаемых вопросов)

- обеспечение постепенного  перевода ср-ва решения проблем  во внутр. план д-вий клиента, т.е. профконсультант должен не просто показать, как это ср-во используется, но и обучить клиента использовать это ср-во самостоятельно при решении своих проблем

- в идеальном случае  консультант помогает клиенту  построить свое собств. ср-во для решения многообразных профориентаионных проблем.

Т.о., активизирующая методика – это не просто «интересная» для  клиента методика, но прежде всего  методика, вооружающая клиента ср-вом для самост. д-вий.

Если сравнивать активизирующую методику с игровыми методиками, то активизирующая методика – более широкое понятие. Например, традиционная игра предполагает внешне проявленные положительные эмоции, достаточно выраженные внешние д-вия, а активизирующая методика может проходить внешне спокойно и даже восприниматься со стороны как довольно «скучная процедура».

Активизация направлена на формирование субъекта проф. самоопределения  и предполагает не только формирование у консультируемого интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, но и вооружение его доступным и понятным ср-вом для планирования, корректировки и реализации своих проф. перспектив.

Активизирующие  методы проф. и л-стного самоопределения:

Профориентационные  игры с классом – рассчитаны на реальные условия работы в школе: многие игры проводятся в рамках урока; предполагают работу с целым классом; проводятся одним ведущим; предполагают высокую динамику работы; имеют более «скромный» эффект, чем более длительные «терапевтические» группы и консультации.

Игровые профориентационные упражнения (по процедуре близки к терапевтическим упражнениям и рассчитаны на работу с подгруппой).

Карточные профконсультационные методики. Выделяют 2 группы:

1. инф-ционно-поисковые  системы – ИПС («профессьянсы», внешне напоминающие раскладывание  «пасьянсов», когда из специальных карточек на столе выстраиваются образы наиболее привлекательных профессий);

2. игровые  карточные методики, предназначенные  не для выбора профессии, а  для моделирования жизненного  пути, где клиент, преодолевая по  специальным правилам разл. игровые «трудности», часто моделирующие реальные трудности жизни, должен достичь своих жизненных и проф. целей.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"