Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:27, шпаргалка

Краткое описание

Акцентуация характера человека - крайний вариант психической нормы с яркими поведенческими проявлениями
Валидность методики - способность методики выявлять то психическое качество, которое соответствует внешнему критерию
Деловое общение - процесс передачи информации аффективно-оценочного и когнитивного характера
Дистанция власти - психологическое расстояние между руководителем и подчиненными
Знание, умение и навыки - психические образования, возникающие в результате познавательной деятельности
Коммуникативный барьер - преграды передачи информации между субъектами делового общения

Вложенные файлы: 1 файл

словарь пихология.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

 

ПИКТОГРАММА (от лат. pic-tus — рисованный и греч. gramma — запись) — рисуночное письмо, используемое в психологии как методическое средство при изучении опосредствованного запоминания. П. была предложена советским психологом А. Р. Лурия в 30-х гг. и нашла широкое применение в психиатрии и медицинской психологии в качестве диагностического приема. Общий вид П.— совокупность графических образов, к-рые испытуемый придумывает сам с целью эффективного запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений. Как диагностический прием П. относится к разряду проективных тестов (см. Тесты проективные), так как часто отражает скрытые мотивы, личные проблемы и опасения испытуемых. Предполагается, что процесс выбора и построения графических образов позволяет обнаружить не только расстройства памяти, но и нарушения понятийного мышления (см. Мышление   словесно-логическое).

ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - пробно-поисковый тип исследования, к-рое проводится до основного и является его упрощенной формой. В социальной психологии П. и. (рабочий термин — «зондаж») применяется для установления необходимого объема выборки, уточнения содержания и числа вопросов анкеты, времени опроса и др.; в тестологии П. и. (рабочий термин - «претест») служит средством выявления некоторых стандартов основного теста. П. и - важнейшая часть в планировании любого экспериментально-психологического исследования: оно обеспечивает определение главного направления, принципов организации и методов основного исследования, уточняет наиболее важные гипотезы. В советской психологии более употребительным является термин «поисковый эксперимент».

ПИРСОН Карл (1857 - 1936) - английский математик и биолог. С целью проверки теории Дарвина разработал статистический аппарат, получивший широкое распространение в психологии, в частности при исчислении коэффициента корреляции между различными переменными.

ПЛАЦЕБО-ЭФФЕКТ (от лат. Placebo - поправляюсь) - изменение в физиологическом или психологическом состоянии субъекта, вызываемое приемом плацебо - безвредного препарата, назначаемого под видом какого-либо лекарственного средства. П.-э. демонстрирует психотерапевтическое действие самого факта приема лекарства и применяется, когда необходимо установить степень участия внушения в лечебном действии ночого препарата. При этом группе испытуемых сообщается, что их будут лечить новым средством, после чего половине группы дается плацебо. Сравнение результатов по двум подгруппам позволяет судить о действительной эффективности лекарства. П.-э. используется также в психотерапии и некоторых экспериментальных психологических задачах.(С.275 Ярошевский словарь).

ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИВОТНЫХ целостный комплекс всех проявлений поведения и психики животных, направленных на установление жизненно необходимых связей организма со средой; процесс психического отражения действительности как продукт и проявление активности животного в окружающем мире. Для процесса психического отражения решающее значение имеют возрастающая активность, инициативность, лабильность, вариабельность, суверенность (по отношению к условиям среды) двигательной активности и соответствующие морфофункциональные преобразования в ходе филогенеза, особенно в эффекторно-сенсорной сфере (примат поведения в психическом отражении). Происходящие при этом ароморфозные или идиоадаптивные изменения строения и функции организмов обусловливают эволюционные преобразования П. д. ж., что, в свою очередь, обеспечивает возможность дальнейшей морфофункциональной эволюции. Гомологичные диалектические взаимоотношения характеризуют и онтогенетическое развитие П. д. ж., а также их поведенческую жизнедеятельность. Все проявления П. д. ж. экологически ситуационно обусловлены и всецело подчиняются (в отличие от человека) только общебиологическим закономерностям (биологическая обусловленность психического отражения на уровне животного). В процессе П. д. ж. адекватно отражаются не только компоненты окружающей животное среды, но и само его поведение, конкретные двигательные воздействия его эффекторных органов на компоненты среды в совокупности с произведенными в них изменениями. У высших животных (на уровнях прецептивной психики) ориентационный компонент П. д. ж. осуществляется на основе формирования обобщенных психических образов, причем на высших филогенетических уровнях — на основе целостных образов всей среды обитания. Этим обеспечиваются наиболее адекватное, полноценное и биологически максимально адаптивное управление, корректировка и совершенствование внешней активности животного, в результате чего появляется возможность установления оптимальных для организма отношений с биологически значимым компонентом среды. В процессе эволюции (уже на низших этапах филогенеза) выделились и получили развитие два направления П. д. ж.— локомоционное и манипуляционное (по К. Э. Фабри). П. д. ж. изучает зоопсихология (см. Этология; Манипулирование у животных; Интеллект у животных). (С. 300. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского).

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности. Содержание понятия П. з. не исчерпывается медицинскими и психологическими критериями. В нем всегда отражены общественные и групповые нормы и ценности, регламентирующие духовную жизнь человека. К основным критериям П. з. следует отнести: соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности и характера реакций — внешним раздражителям, значению жизненных событий; адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности; адаптивность в микросоциальных отношениях; способность самоуправления поведением, разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижении и др. Определение критериев П. з. относится к числу сложных комплексных проблем философии, социологии, психологии, медицины. (С. 301. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского).

ПСИХИЧЕСКОЕ КАК ПРОЦЕСС - концепция, разработанная С. Л. Рубинштейном и его учениками (А. В. Брушлинский и др.) в развитие теории И. М. Сеченова и раскрывающая основной способ существования психического. Психическое существует прежде всего как процесс - живой, предельно пластичный, непрерывный, никогда изначально полностью не заданный, а потому формирующийся и развивающийся, порождающий те или иные продукты или результаты (психические состояния и образы, понятия, чувства, решение или нерешение задачи и т. д.). П. к. п. не сводится к последовательности стадий во времени, формируясь в ходе непрерывно изменяющегося взаимодействия (деятельности, общения и т. д.) индивида с внешним миром, и, следовательно, само непрерывно изменяется и развивается, все более полно отражая эту динамичность окружающей действительности, участвуя в регуляции всех действий, поступков и т. д. Так, мышление — это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. В этом непрерывном процессе образуются прерывные умственные операции (логические, математические, лингвистические и т. д.), к-рые мышление порождает, но к которым не сводится. Мышление как процесс неразрывно связано с мышлением как деятельностью личности (с мотивацией,  способностями    и т. д.). На каждой данной стадии своего психического развития человек осуществляет мыслительный процесс, исходя из уже сложившихся мотивов и способностей; дальнейшее формирование мотивов и способностей происходит на последующих стадиях мыслительного процесса. При этом мышление, восприятие и т. д. формируются преимущественно неосознанно, бессознательно (см. Бессознательное). Однако на уровне личностного аспекта мышления, восприятия и т. д. человек в значительной степени осознанно регулирует протекание этих процессов. Неразрывная взаимосвязь осознанного и неосознанного обеспечивает непрерывность П. к. п. Эта непрерывность проявляется в тесной взаимосвязи познавательного и аффективного компонентов любого психического акта. Концепция П. к. п. раскрывает единство сознания и деятельности, поскольку психика людей проявляется и формируется в деятельности. (С. 301-302. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского).

 ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ - понятие, используемое для условного выделения в психике индивида относительно статического момента, в отличие от понятия «психический процесс» (см. Психическое как процесс), подчеркивающего динамические моменты психики, и понятия «психическое свойство», указывающего на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность и повторяемость в структуре его личности. Одно и то же проявление психики может быть рассмотрено в различных отношениях. Например, аффект как П. с. представляет собой обобщенную характеристику эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов психики субъекта в определенный, относительно ограниченный отрезок времени; как психический процесс он характеризуется стадиальностью развития эмоций; он может рассматриваться и как проявление психических свойств индивида (вспыльчивости, несдержанности, гневливости). К П. с. относятся проявления чувств (настроения, аффекты, эйфория, тревога, фрустрация и др.), внимания (сосредоточенность, рассеянность), воли (решительность, растерянность, собранность), мышления (сомнения), воображения (грезы) и т. д. Предметом специального изучения в психологии являются П. с. людей в условиях стресса при экстремальных обстоятельствах (в боевой обстановке, во время экзаменов, при необходимости экстренного принятия решения), в ответственных ситуациях (предстартовые П. с. спортсменов и т. д.). В патопсихологии и медицинской психологии исследуются патологические формы П. с. - навязчивые состояния, в социальной психологии - массовидные П. с. (например, паника). (С. 302. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского).

ПСИХОАНАЛИЗ (от греч. psyche - душа и analysis - разложение, расчленение) - 1) совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами (см. Психотерапия; Бессознательное; Неврозы); 2) направление, созданное 3. Фрейдом и его последователями (см. Фрейдизм; Аналитическая психология; Индивидуальная психология; Неофрейдизм (С. 302. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского).

ПСИХОБИОГРАФИЯ (от греч psyche - душа и biographia - жизнеописание) - метод психологического анализа личности конкретных лиц, прежде всего политических деятелей. Возник первоначально в рамках психоанализа 3. Фрейда и нес на себе печать игнорирования последним роли общественно-исторических факторов в формировании и поведении личности, подмены их биологизаторской интерпретацией психических явлений и психологизаторским объяснением явлений социальных и политических. Первой работой в области П. было описание личности американского президента В. Вильсона (в под готовке этой работы принимал участие 3. Фрейд). В настоящее время все президенты США и многие другие американские и зарубежные политические деятели становятся объектами П., при этом авторами все чаще используются данные когнитивной психологии. В советских исследованиях личности деятелей культуры применяется биографический метод, реализуемый с позиций социальной обусловленности творчества в любой сфере деятельности. (С. 303. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского).

ПСИХОГЕНЕТИКА (от греч. ge netikos — относящийся к рождению, происхождению) - пограничная с генетикой область психологии. Предметом П. является происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, выяснение роли генотипа и среды в их формировании. П. использует методы современной генетики. Наиболее информативным является метод близнецов (Ф. Гальтон, 1876), позволяющий максимально уравнять воздействия среды. Большинство работ в П. посвящено исследованию межиндивидуальной вариативности высших психических функций, главным образом интеллекта, с помощью разнообразных тестов. Психогенетики находили известную пропорциональность между степенью родства (т. е. количеством общих генов) и сходством по многим показателям тестов интеллекта. На этом основании до недавнего времени в зарубежной П. считалась доказанной наследственная обусловленность интеллектуальных возможностей человека. Однако в последние годы убедительно показана недостаточность для подобных выводов методов П. и сомнительность тестов, интеллекта как способов его диагностики. В большинстве зарубежных работ фактор развития психических функций человека игнорируется. Советские психологи показали, что в онтогенезе происходит смена механизмов реализации психических функций: элементарные формы, свойственные ранним этапам, сменяются высшими, социально, опосредствованными,   осуществляющимися при ближайшем участии речи. Некоторые факты, полученные в П., позволяют считать, что вместе со сменой механизмов перестраивается отношение психических функций к генотипу: чем больше роль специфически человеческих, социальных по своему происхождению факторов, тем меньше доля генетической изменчивости в формировании индивидуальных психологических особенностей    (И. В. Равич-Шербо). (С. 303. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского).

РИГИДНОСТЬ (в психологии) (от лат. rigidus — жесткий, твердый) - затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Выделяют когнитивную, аффективную и мотивационную Р. Когнитивная Р. обнаруживается в трудностях перестройки восприятия и представлений в изменившейся ситуации. Аффективная Р. выражается в косности аффективных (эмоциональных) откликов на изменяющиеся объекты эмоций. Мотивационная Р. проявляется в тугоподвижной перестройке системы мотивов в обстоятельствах, требующих от субъекта гибкости и изменения характера поведения. Уровень Р., проявляемой субъектом, обусловливается взаимодействием его личностных особенностей с характером среды, включая степень сложности стоящей перед ним за дачи, ее привлекательности для него, наличие опасности, монотонность стимуляции и т. д. (С. 344. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского).

РИСК - ситуативная характеристика деятельности, состоящая  в неопределенности ее  исхода  и  возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха. В психологии термину «Р.» соответствуют три основных взаимосвязанных значения: 1) Р. как мера ожидаемого не благополучия при неуспехе в деятельности, определяемая сочетанием вероятности неуспеха и степени неблагоприятных последствий в этом случае; 2) Р. как действие,  и том или ином отношении грозящее субъекту потерей (проигрышем, травмой, ущербом).     Экспериментально различаются Р. Мотивированный, рассчитанный на ситуационные преимущества в деятельности, и немотивированный  (см.    Активность). Кроме того, исходя из cooтношения ожидаемого  выигрыша и ожидаемого проигрыша при реализации   соответствующего  действия выделяют оправданный и неоправданный Р.; 3) Р. как ситуация выбора между двумя возможными вариантами действия: менее привлекательным, однако более надежным, и более привлекательным, но менее надежным (исход к-рого проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями). Традиционно здесь выделяются два класса ситуаций, в к-рых: а) успех и неуспех оцениваются по определенной шкале достижений (ситуации типа «уровень притязаний»); б) неуспех влечет за собой наказание (физическая угроза, болевое воздействие, социальные санкции). Важное различие имеется между теми ситуациями, где исход зависит от случая (шансовые ситуации), и теми, в к-рых он связан со способностями субъекта (ситуации навыка). Выявлено, что при прочих равных условиях люди обнаруживают более высокий уровень Р. в ситуациях, связанных не с шансом, а с навыком, когда человек считает, что от него что-то зависит. В психологии понятие «Р.» раскрывается главным образом в аспекте принятия Р., т. е. активного предпочтения субъектом опасного варианта действия безопасному. Внимание исследователей привлекают явления сдвига в сторону большего или меньшего уровня Р. в условиях группового обсуждения деятельности (см. Сдвиг к Р.). (С. 344. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского).

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"