Функции профориентационной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 22:54, контрольная работа

Краткое описание

Все основные функции обучения, выражающие его глубинную сущность, тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Знания являются основой мировоззрения, профессиональных интересов, материалом для психического развития и формирования духовных потребностей; духовные потребности стимулируют расширение познания и профориентационные искания; психическое развитие облегчает процесс освоения знаний; эмоционально-волевое и действенно-практическое развитие выступает в качестве сильного стимула учебного, общественно полезного, производительного труда.[1,с.54]

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1.Сущность профориентационной работы……………………………………....4
2. Функции профориентационной работы……………………………….……...5
Заключение ……………………………………………………………………….6
Список использованной литературы ……………………………………………7

Вложенные файлы: 1 файл

контрольнаЯ ФУНКЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РОБОТЫ.docx

— 26.78 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический

университет имени Максима Танка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«Технология практической деятельности психолога: технология профессионального самоопределения»

“Функции профориентационной работы”

 

 

 

 

 

                                                                                        Выполнила студентка

3 курса

                                                                                         317группы                                                                                       

                                                                                         заочной формы

                                                                                         получения образования

Наривончик Тамара

Александровна

Проверила преподаватель

Ковалевская

Алла Викторовна

 

Минск 2013

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………..3

1.Сущность профориентационной работы……………………………………....4

2. Функции профориентационной работы……………………………….……...5

Заключение ……………………………………………………………………….6

Список использованной литературы ……………………………………………7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Общеобразовательная школа закладывает основы профориентационной  работы с детьми в плане выявления и развития задатков, способностей, интересов, дарований, склонностей. В этих целях  организуются спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, дифференциация обучения, классы и группы углубленного изучения отдельных предметов. Немалую роль в этом деле играет хорошо поставленное соединение обучения с производительным трудом. С учащимися старших классов проводится специальная профориентационная работа в специальных кабинетах профориентации и на предприятиях. В процессе обучающего и производительного труда, приобретая конкретные знания и навыки в области той или иной профессии, акцентируя личный интерес на определенных общеобразовательных знаниях, школьник получает возможность ориентации и выбора профессии, непосредственного перехода в сферу производства или продолжения образования в высшей школе.

  Все основные функции обучения, выражающие его глубинную сущность, тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Знания являются основой мировоззрения, профессиональных интересов, материалом для психического развития и формирования духовных потребностей; духовные потребности стимулируют расширение познания и профориентационные искания; психическое развитие облегчает процесс освоения знаний; эмоционально-волевое и действенно-практическое развитие выступает в качестве сильного стимула учебного, общественно полезного, производительного труда.[1,с.54]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность профориентационной работы

 

Прежде, чем перейти к рассмотрению профориентационной работы необходимо определить понятие «профориентация».

По мнению Э.Ф. Зеера, профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства [5,с.175].

А.Д. Саронов определяет профессиональную ориентацию как целенаправленную деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работы с учащимися” [6, с. 28].

Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Как замечено выше, профориентация - это система мер, потому что всегда представляет собой комплекс мер, а не единичное действие.

Как считает Т.А. Шишковец, система профориентации школьников - это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального самоопределения школьников в интересах личности и общества[7,с.116].

В.С.Мухина считает, что общая цель системы профориентационной работы - подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. В систему профориентации, по ее мнению, входят следующие основные компоненты: цели и задачи, основные направления, а также формы и методы профориентационной работы с учащимися” [8,с.37].

 

 

Функции профориентационной работы

 

А.Е.Голомшток определяет профессиональную ориентацию как систему общественного и педагогического воздействия на молодёжь в целях её подготовки к сознательному выбору профессии  [2,с14]

И.Н.Назимов дал такое определение профориентации: «Профориентация и её важнейшая составная часть - профотбор - это научно обоснованная система методов и средств воздействия на обучающихся и трудоустраивающихся лиц, способствующая их своевременному привлечению в различные области народного хозяйства, рациональной расстановке, эффективному использованию и закреплению по месту работы на основе объективной оценки и учёта склонностей, способностей и индивидуальных качеств каждого человека» [3, c.34]

Вот, какое дают определение профессиональной ориентации в новом веке: «Профориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям» [4 ,с.356]

Функции профориентации  [4, с. 361-362]:

- социальная - усвоение человеком ценностей, норм, определённой системы знаний, которые позволяют ему быть полноценным и полноправным членом общества;

- экономическая - улучшение качественного состава работников, повышение профессиональной активности, квалификации и производительности труда;

- психолого-педагогическая - выявление, формирование и учет индивидуальных способностей молодёжи;

- медико-физиологическая - учёт требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Лукьянова Н.А. Психология и педагогика: Адаптированный конспект лекций для иностранных студентов ИМО. – Томск: Издательство ТПУ, 2009. – 95 с.
  2. Школа и выбор профессии. /Под ред. А.Е.Голомштока, М., 1970, 238 с.
  3. Назимов И.Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе. М., 1972, 256 с
  4. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. - 512с.
  5. Толстых А.В. Возраст и жизнь, М.: Молодая гвардия, 1988.
  6. Саронов А.Д., Калугин Н.И., Меньшиков А.П., Профессиональная ориентация молодежи. М.: Высшая школа.2000.
  7. Розин В.Н. Психология судьбы: программирование или творчество // Вопросы психологии, 1992. №1 с 98-105.
  8. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997.

 

 


Информация о работе Функции профориентационной работы