«Пальцевая живопись» как средство развития творческих способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Нетрадиционные техники рисования оказывают положительное влияние на творчество детей и наиболее интересными занятиями являются различные занимательные занятия , которые, развивают их художественно-творческие способности.
Занятия должны быть для создания устойчивой мотивации к художественно-творческой деятельности, стремление выразить свое отношение, настроение в образе.
Среди некоторых техник популярна «пальцевая живопись» когда краска наносится пальцами или ладошкой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические основы нетрадиционных техник рисования детского творчества…………………………………………………………………….8
1.1 Виды и техники нетрадиционного рисования………………………....8
1.2 «Пальцевая живопись»…………………………………………………...12
1.3. Влияние пальцевой живописи на творческое развитие детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...13
Выводы по 1 главе………………………………………………………….....17
Глава 2. Условия развития творческих способностей детей при использовании техники «пальцевой живописи»……………………………18
Заключение ……………………………………………………………………25
Приложения …………………………………………………………………...27
Список литературы……………………………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ курсовая.docx

— 516.70 Кб (Скачать файл)

Способ получения изображения: Ребенок набирает на кисть краску и капает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Можно накрыть другим листом и прижать (или согнуть исходный лист пополам, предварительно нанеся краску только на одну половину листа). Далее лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что похоже. Недостающие детали дорисовываются. (Рис.7)

 

Рисование по мятой бумаге.

Возраст: с четырех лет.                                                                                                                                                                                                                                                   

Средства выразительности: цвет, фактура, линия.

Материалы: мятая бумага, гуашь, кисть.

Способ получения изображения: Ребенок предварительно сминает лист бумаги, затем слегка разглаживает ее и кистью наносит изображение прямо по изгибам. Рисунок получается несколько объемным, как бы выступает.

 (Рис. 8)

 

 

 

 

1.2 «Пальцевая  живопись»

 

«Пальцевая живопись» - краска наносится пальцами или ладошкой. В этом случае краска наливается в плоские розетки, и в плоские же баночки  ставится вода. Правило – каждый палец набирает одну определенную краску. Вымытые в баночке пальцы тут же вытираются салфеткой. Для рисования ладошками краска наливается в блюдце или ребенок окрашивает ладошку с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.  Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 «Пальцевая  живопись» - один из способов изображать  окружающий мир: пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть, и  подбородком, носом. Не все воспримут  такое утверждение серьезно. Где  же грань между шалостью и  рисованием? А почему мы должны  рисовать только кисточкой или  фломастером? Ведь рука или отдельные  пальцы - это такое подспорье. Причем  указательный палец правой руки  слушается ребенка лучше, чем  карандаш. Ну, а если карандаш  сломался, кисточка вытерлась, фломастеры  кончились - а рисовать хочется. Есть  еще одна причина: иногда тематика  просто просит детскую ладошку  или пальчик. Например, рисование  дерева ребенок лучше исполнит  руками, чем другими орудиями. Пальцем  он выведет ствол и ветви, затем (если осень) нанесет на внутреннюю  сторону руки желтую, зеленую, оранжевые  краски и нарисует сверху багряно-красное  дерево.

«Пальцевая живопись» дает возможность создавать прекрасные рисунки – в младших группах это украшения платьев, следы зверей и т.д. В старших – прекрасные пейзажи, деревья, птицы  и многое другое.

Техника требует свободных движений, предлагает свободно экспериментировать в пространстве листа бумаги, поэтому рекомендуется для детей со сниженной активностью и неустойчивым вниманием. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал.

Все дети любят рисовать. Для ребенка это радостный и вдохновенный труд, к которому не надо принуждать. Но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Нестандартное рисование это как раз тот способ, который может внести, в ваши занятия с ребенком свежую струю.

Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, разгорается настоящее пламя творчества. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Малыш уверен, что получится, и получится красиво.

 

 

   1.3. Влияние « пальцевой живописи» на творческое развитие детей дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность, включающая в себя рисование, лепку и аппликацию, является одним из самых интересных видов деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем его мире, выразить своё отношение к нему. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для творческого развития ребёнка.

      К концу дошкольного возраста ребёнок представляет собой личность. Он имеет представление о том, какого он пола, знает, в какой стране он живёт. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не только его собственным отношением к самому себе, но, прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. Это всё обусловливается тем, что дошкольный возраст в целом является «сенситивным» периодом развития ребёнка.  

Наличие сенситивных периодов развития объясняется тем, что наибольшее влияние обучения оказывает на те психические качества, которые только начинают формироваться. В этот момент они наиболее гибки, податливы, пластичны, их можно "повернуть” в новую сторону. Гораздо труднее изменить, перестроить уже сложившиеся качества. И дошкольный возраст наиболее чувствителен к тем видам обучения, которые воздействуют на развитие восприятия, воображения, мышления, а также на развитие творчества.

      Творческий процесс – это создание новых общественно значимых духовных и материальных ценностей. Процесс творчества включает в себя интеллектуальную деятельность по осмыслению жизни, созданию новых теоретических идей и деятельность физическую по внедрению их в жизнь. Различные виды деятельности имеют свои специфические особенности, что делает многогранным, специфичным и процесс творчества.

    

      Включение в работу  с детьми «пальцевой  живописи» позволяет развивать сенсорную сферу не только за счёт изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счёт работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребёнка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе – можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик берёзы). Происходит развитие наглядно-образного, и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной и речевой деятельности детей. (Чем я ещё могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?) За счёт использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, пальчики.

     В процессе такой работы по  мере тренировки движений рук  совершенствуется состояние речи  детей. Формированию психофизиологической  основы речи способствует и  совместная деятельность детей  и педагога. Именно «пальцевая живопись» создает атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно сказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка и через межличностное взаимодействие. На занятиях рисованием с использованием «пальцевой живописи » мы решаем и частные задачи развития речи, такие как развитие артикуляционной моторики и правильного речевого дыхания.

Формирование активного и пассивного словаря происходит за счёт использования слов, обозначающих предметы, действия и признаки с учётом грамматически правильного согласования слов в роде, числе и падеже, что способствует коррекции грамматического строя речи.

      Таким образом, использование «пальцевой живописи» в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи. Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полной мере. Такие условия, как:

  • широкий подход к решению проблемы;
  • проявление творчества в художественной деятельности;
  • атмосфера творчества;
  • единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка в взаимодействия между ними;
  • комплексное и системное использование методов и приёмов;
  • бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
  • овладение детьми способами изображения
  • обучение;
  • индивидуальный подход к каждому ребёнку;
  • использование нетрадиционных способов и приёмов изображения;

      Проводится работа использования данных условий в изобразительной деятельности дошкольников, так как они способствует творческой активности детей, а значит и развитию детского изобразительного творчества и необходимость использования «пальцевой  живописи» на занятиях по изобразительной деятельности.

 

 

 

 

 

 

Выводы по 1 главе.

 

 

        Наиболее интересными занятиями, которые стимулируют творческий потенциал детей, а значит, развивают их художественно-творческие способности, являются различные занимательные занятия.

     Занимательные занятия делятся на два типа: с традиционными изобразительными материалами и с материалами нестандартными, или нетрадиционными.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.

       Одним из видов  нетрадиционной техники является  «пальцевая живопись» - один из  способов изображать окружающий  мир: пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть, и подбородком, носом.

      Включение в работу  с детьми  «пальцевой  живописи» позволяет развивать сенсорную сферу не только за счёт изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счёт работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребёнка.

     Происходит развитие наглядно-образного, и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной и речевой деятельности детей. (Чем я ещё могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?) За счёт использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, пальчики.

 

 

Глава 2.  Условия развития творческих способностей детей при использовании техники «пальцевой живописи»

 

 

         Творчество — это психический процесс создания новых ценностей. Ряд современных психолого-педагогических исследований направлены на раскрытие характеристик творческих способностей, которые оказались универсальны и едины для детей и взрослых. К творческим способностям отнесены реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, способность экспериментировать.

            Большой потенциал для раскрытия  детского творчества заключен  в изобразительной деятельности  дошкольников. У дошкольников творчество  находится в начальной стадии  развития. Не случайно Е.А. Флерина  назвала его «зернышком», а в  зернышке заложено все, что появляется  в зрелом растении, только вырастить  надо. Но отношение к  творчеству  зачастую отождествляется с продуктивностью  и оценивается по продукту — рисунку. 

              Главная ценность ребенка заключается  не в знании, которое он приобретает, а в той уникальности, которую  он воплощает. Развитие индивидуальности  каждого ребенка, независимо от  художественных способностей, и  есть главный путь развития  творчества в изобразительной  деятельности. Учитывая индивидуальные  различия, выявляя отстающих или  одаренных детей, создавая благоприятные  условия для развития, педагог  создает условия для творческого  роста всех без исключения  детей.

   Творчество  детей невозможно без приобщения  их к искусству, которое призвано  открыть дошкольникам общечеловеческие  представления о красоте.

   Восприятие  искусства должно проходить адекватными  природе искусства средствами, которые  отличаются большой эмоциональной  насыщенностью, эстетической нагрузкой. Необходимо учитывать психологические  особенности детей. Ознакомление  с изобразительным искусством  целесообразно проводить с опорой  на игру, через эмоциональную  сферу ребенка. Надо интересоваться  не только тем, что ребенок  знает или чего не знает, но  и тем, что он чувствует. Главным  должно стать не приобретение  человека  знаний, выполнение заданий, а эмоциональное отношение к  ним. Уважительное отношение педагога  к сложному внутреннему миру  маленького человека создает  благоприятную эмоциональную сферу, в которой ребенок сможет, открыто  высказывать свои впечатления, переживания.

   Основными  задачами в освоении детьми  изобразительной деятельности:

Информация о работе «Пальцевая живопись» как средство развития творческих способностей