Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 22:33, дипломная работа
Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую  литературу по проблеме влияния семьи на формирование психологического пола ребёнка;
изучить роль семьи в развитии психологического пола;
разработать рекомендации по развитию поло-ролевой идентичности у детей дошкольного возраста.
Введение                                                                                                                   
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы
              влияния семьи на формирование  психологического пола
              ребёнка дошкольного возраста (5-6 лет) в зарубежной 
              и отечественной литературе                                                                     
       1.1. Роль влияния семьи на формирование психологического
              пола ребёнка в отечественной и зарубежной литературе                                                 
       1.2. Психо-физиологические особенности развития пола
              детей дошкольного возраста                                          
             Выводы по I главе                                                                                     
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению 
               влияния семьи на формирование  психологического пола 
               ребёнка дошкольного возраста                                                             
      2.1. Методы и методики  опытно-экспериментальной работы                    
      2.2. Анализ результатов  опытно-экспериментальной работы                    
      2.3. Психолого-педагогические  рекомендации по формированию
             поло-ролевого поведения и половой  идентичности
             ребёнка дошкольного возраста                                                               
            Выводы по II главе                                                                                   
Заключение                                                                                                           
Список литературы                                                                                              
Приложения
В процессе выполнения заданий 
этого раздела формируются 
Этот курс выполняет многоплановую роль. Решает задачи ознакомления детей с миром взрослых, способствует социализации ребёнка, развитию основ мужественности и женственности. Курс « Азбука общения» программы «Детство» может быть использован педагогами в своей работе с детьми.
Работа педагога должна быть ориентирована также и на просветительскую деятельность родителей. Для формирования представлений о мужественности и женственности родителям можно посоветовать использовать:
Но кроме полученных представлений, приобретаемых навыков и умений у детей должна быть сформирована мотивация, когда присвоенные эталоны мужского и женского поведения становятся внутренними регуляторами. Поэтому важны воздействия на эмоциональную сферу ребёнка одобрение и положительная оценка его социально ценного поло-ролевого поведения.
В заключении отметим, что работа по формированию психологического пола должна проводиться родителями и педагогами совместно и взаимно дополнять друг друга.
Выводы по II главе
Обобщая результаты опытно-экспериментальной работы с использованием методик «Интервью с ребёнком» (А. И. Захаров), тестов «Зеркальный человек», «Бабочки» (В, А, Петровский, Л. В. Ильченко), «Интервьюирование родителей» (Л. А. Арутюнова), мы пришли к выводу, что:
- интервьюирование родителей по методике Л. А. Арутюновой помогло установить, что родители не подходят дифференцированно к воспитанию своих детей в зависимости от пола. Не включают ребёнка в трудовую деятельность с учётом половых различий. У родителей нет единства мнения о том, когда следует начинать воспитание детей с учётом половых различий. Нет различий в методах воспитания по отношению к дочерям и сыновьям;
- методика «Бабочки» (В, А, Петровский, Л. В. Ильченко) цель которой изучить показатель разделения ребёнком мира людей на мужской и женский показала, что дети как полных, так и неполных семей разделяют мир на мужской и женский, что является основой для формирования психологического пола ребёнка;
- с целью изучения 
сформированности образа тела 
была проведена методика «
- существует незначительная 
разница в формировании 
Анализ результатов опытно - экспериментальной работы дал нам возможность составить рекомендации педагогам и родителям по формированию поло-ролевого поведения и половой идентичности ребёнка дошкольного возраста.
Заключение
Первой задачей нашей выпускной квалификационной работы было проанализировать литературу по данной проблеме. Нами была подвергнута анализу отечественная и зарубежная литература, посвященная проблеме влияния семьи на формирование психологического пола детей дошкольного возраста.
Изучив и проанализировав исследования по этой проблеме, мы сделали вывод о том, что данная проблема одна из актуальных и разрабатываемых учёными. Предпосылки для решения этой проблемы были созданы отечественными и зарубежными исследователями (А.Г. Асмолов,
Е.П. Ильин, В. Е. Каган, Д.В. Колесов, И.С. Кон, Т.А. Репина,.З. Фрейд, Э. Фромм и др.).
В результате теоретического исследования изучаемой проблемы было представлено, что психологический пол личности — сложное, динамическое, системное качество, обусловленное связанными с половой принадлежностью биологическими особенностями индивида и поло-ролевыми нормами в обществе [20]. А.Г. Асмолов определил, что «психологический пол» - представляется как характеристика личности и поведения человека с точки зрения маскулинности-фемининности — совокупности признаков, отличающих мужчин и женщин, филогенетически заданных свойств психики, формирующихся под влиянием социальных факторов».
В качестве основных составляющих процесса формирования психологического пола являются половая идентичность и поло-ролевое поведение. По мнению ученых (В.Е. Каган, Д.В. Колесов, И.С. Кон) процесс формирования психологического пола - длительный биосоциальный процесс выбора и овладения одной из двух моделей поло-ролевого поведения, принятых в том социальном окружении, где ребенок растет.
Как утверждают Д.Н. Исаев, В. Е. Каган, И.С. Кон и др. ребёнок к концу старшего дошкольного возраста полностью осознаёт свою половую принадлежность. Исправлять погрешности полового воспитания за пределами этого возрастного периода представляется сложной задачей, поэтому дошкольный возраст рассматривается как наиболее восприимчивый к формированию отношения к миру и к себе как представителю определенного пола. Все исследователи подчёркивают, что изменение поло-ролевого поведения после 5-6 лет трудно и едва ли полностью возможно.[21]
Второй задачей нашей выпускной квалификационной работы было изучить роль семьи в развитии психологического пола ребёнка дошкольного возраста. В ходе анализа литературы было выявлено, что основным фактором, влияющим на формирование психологического пола детей дошкольного возраста, является семья. Для ребёнка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Буквально с момента рождения ребенка родители ориентируют на его половую роль, учат мальчика быть мальчиком, а девочку быть девочкой, тем самым содействуя гармоничному развитию личности (А. Бандура, Д. Пери).
Ребенок, воспитывающийся в семье, где личностными образцами для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям, женщины или мужчины, жены или мужа, матери или отца.
Нами было проведено исследование, целью которого было изучить роль семьи в развитии психологического пола.
Исследование проводилось на базе МДОУ д\с №5 «Волна». В исследовании принимали участие 20 человек в возрасте 5 - 6 лет.
Нами были использованы методики: интервью с ребёнком (А. И, Захаров), тесты «Зеркальный человек», «Бабочки» (В. А. Петровский, Л. В. Ильченко), интервьюирование родителей (Л. А. Арутюнова). Исследование помогло определить различия в методах воспитания по отношению к дочерям и сыновьям, проанализировать взаимосвязь между составом семьи и сформированностью психологического пола у детей. Мы выявили, что
- родители не подходят дифференцированно к воспитанию своих детей в зависимости от пола, не включают ребёнка в трудовую деятельность с учётом половых различий, нет единства мнения о том, когда следует начинать воспитание детей с учётом половых различий, нет различий в методах воспитания по отношению к дочерям и сыновьям;
- полная семья, к сожалению, не даёт гарантий успешного формирования психологического пола ребёнка.
В результате проведенного эмпирического исследования, мы подтвердили выдвинутую гипотезу, что процесс формирования у ребёнка поло-ролевой принадлежности у детей дошкольного возраста будет наиболее эффективен при условии адекватного влияния на него семьи.
Опытно-экспериментальная работа позволила определить рекомендации для педагогов и родителей с целью создания условий для формирования психологического пола у детей дошкольного возраста. Нами было предложено использовать педагогам и психологам в своей работе курс «Азбука общения» программы «Детство» разработанной коллективом кафедры дошкольной педагогики Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. А также проводить работу с родителями (родительские конференция, собрания, беседы, дискуссии) по проблеме формирования представлений о мужественности и женственности у детей дошкольного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Список детей.
Девочки.
Мальчики.
Приложение №2
Таблица 1
Сводная таблица семей различного состава.
| 
   
 имя  | 
  
   
 возраст  | 
  половой состав семьи  | 
  кол-во представителей разн. поколений  | 
  изменение состава семьи  | ||||
жен.  | 
  муж.  | 
  дети  | 
  род.  | 
  прарод.  | 
  0-3 г.  | 
  3-6 л.  | ||
Вероника Е.  | 
  6 лет  | 
  мама, бабушка  | 
  папа, дедушка  | 
  1  | 
  2  | 
  2  | 
  -  | 
  -  | 
Юля Е.  | 
  5л. 11м.  | 
  мама, бабушка  | 
  папа, дедушка  | 
  1  | 
  2  | 
  2  | 
  -  | 
  -  | 
Софья П.  | 
  5л. 10м.  | 
  мама  | 
  папа, брат  | 
  2  | 
  2  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
Настя К.  | 
  5л. 8м.  | 
  мама  | 
  папа, брат  | 
  2  | 
  2  | 
  -  | 
  -  | 
  рожд. брата  | 
Альбина О.  | 
  5л. 11м.  | 
  мама  | 
  папа  | 
  1  | 
  2  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
Люба Б.  | 
  5л. 11м.  | 
  мама,бабушка.  | 
  дедушка  | 
  1  | 
  1  | 
  2  | 
  развод  | |
Саша Б.  | 
  5л. 10м.  | 
  мама  | 
  -  | 
  1  | 
  1  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
Николь Н.  | 
  6л.  | 
  мама,бабушка  | 
  -  | 
  1  | 
  1  | 
  1  | 
  развод  | 
  |
Даша С.  | 
  5л. 9м.  | 
  мама  | 
  -  | 
  2  | 
  1  | 
  -  | 
  развод  | 
  |
Лиза К.  | 
  6л. 1м.  | 
  мама, бабушка  | 
  дедушка  | 
  1  | 
  1  | 
  2  | 
  развод  | 
  |
Руслан Н.  | 
  5л. 10м.  | 
  мама  | 
  папа, брат  | 
  2  | 
  2  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
Денис Ч.  | 
  5л.11м.  | 
  мама, сестра  | 
  папа  | 
  2  | 
  2  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
Роман Н.  | 
  5л. 9м.  | 
  мама, сестра  | 
  папа, брат  | 
  3  | 
  2  | 
  -  | 
  рожд. сестры  | 
  -  | 
Коля К.  | 
  6л. 1м.  | 
  мама  | 
  папа, брат  | 
  2  | 
  2  | 
  -  | 
  рожд. брата  | 
  |
Кирилл С.  | 
  6л. 2м.  | 
  мама  | 
  папа, брат  | 
  2  | 
  2  | 
  -  | 
  -  | 
  рожд. брата  | 
Костя Ш.  | 
  6л.  | 
  мама, бабушка  | 
  дедушка  | 
  1  | 
  1  | 
  2  | 
  -  | 
  развод  | 
Коля С.  | 
  5л. 11м.  | 
  мама  | 
  -  | 
  1  | 
  1  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
Егор Г.  | 
  5л. 10м.  | 
  мама, сестра  | 
  -  | 
  2  | 
  1  | 
  -  | 
  развод  | 
  |
Кирилл К.  | 
  6л. 2м.  | 
  мама  | 
  -  | 
  1  | 
  1  | 
  -  | 
  развод  | 
  -  | 
Давид Ш.  | 
  5л. 11м.  | 
  мама  | 
  -  | 
  1  | 
  1  | 
  1  | 
  развод  | 
  -  |