Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 22:33, дипломная работа
Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую  литературу по проблеме влияния семьи на формирование психологического пола ребёнка;
изучить роль семьи в развитии психологического пола;
разработать рекомендации по развитию поло-ролевой идентичности у детей дошкольного возраста.
Введение                                                                                                                   
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы
              влияния семьи на формирование  психологического пола
              ребёнка дошкольного возраста (5-6 лет) в зарубежной 
              и отечественной литературе                                                                     
       1.1. Роль влияния семьи на формирование психологического
              пола ребёнка в отечественной и зарубежной литературе                                                 
       1.2. Психо-физиологические особенности развития пола
              детей дошкольного возраста                                          
             Выводы по I главе                                                                                     
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению 
               влияния семьи на формирование  психологического пола 
               ребёнка дошкольного возраста                                                             
      2.1. Методы и методики  опытно-экспериментальной работы                    
      2.2. Анализ результатов  опытно-экспериментальной работы                    
      2.3. Психолого-педагогические  рекомендации по формированию
             поло-ролевого поведения и половой  идентичности
             ребёнка дошкольного возраста                                                               
            Выводы по II главе                                                                                   
Заключение                                                                                                           
Список литературы                                                                                              
Приложения
девочки полной семьи  | 
  мама  | 
  папа  | 
  со всеми  | 
Альбина О.  | 
  +  | 
  ||
Вероника Е.  | 
  +  | 
  ||
Настя К.  | 
  +  | 
  ||
Софья П.  | 
  +  | 
  ||
Юля Е.  | 
  +  | 
Таблица 3
Эмоциональный контакт девочек с родителями в неполных семьях.
девочки неполной семьи  | 
  мама  | 
  папа  | 
  со всеми  | 
Даша С.  | 
  +  | 
  ||
Лиза К.  | 
  +  | 
  ||
Люба Б.  | 
  +  | 
  ||
Николь Н.  | 
  +  | 
  ||
Саша Б.  | 
  +  | 
  
Таблица 4
Эмоциональный контакт мальчиков с родителями в полных семьях.
мальчики полной семьи  | 
  мама  | 
  папа  | 
  со всеми  | 
Денис Ч.  | 
  +  | 
  ||
Кирилл С.  | 
  +  | 
  ||
Коля К.  | 
  +  | 
  ||
Рома Н.  | 
  +  | 
  ||
Руслан Н.  | 
  +  | 
  
Таблица 5
Эмоциональный контакт мальчиков с родителями в неполных семьях.
мальчики неполной семьи  | 
  мама  | 
  папа  | 
  со всеми  | 
Давид Ш.  | 
  +  | 
  ||
Егор Г.  | 
  +  | 
  ||
Кирилл К.  | 
  +  | 
  ||
Коля С.  | 
  +  | 
  ||
Костя Ш.  | 
  +  | 
  
Результаты таблиц 2, 3, 4, 5, отображены на графиках №1, 2 приложение №3
Анализируя четвёртый вопрос интервью, кого из членов семьи дети больше всего слушаются, мы получили следующие результаты, которые обобщены и сведены в таблицы № 6, 7, 8, 9.
Таблица 6
Авторитетность родителей.
девочки полной семьи  | 
  мама  | 
  папа  | 
Альбина О.  | 
  +  | 
  |
Вероника Е.  | 
  +  | 
  |
Настя К.  | 
  +  | 
  |
Софья П.  | 
  +  | 
  |
Юля Е.  | 
  +  | 
  
Таблица 7
Авторитетность родителей.
девочки неполной семьи  | 
  мама  | 
  папа  | 
Даша С.  | 
  +  | 
  |
Лиза К.  | 
  +  | 
  |
Люба Б.  | 
  +  | 
  |
Николь Н.  | 
  +  | 
  |
Саша Б.  | 
  +  | 
  
Таблица 8
Авторитетность родителей.
мальчики полной семьи  | 
  мама  | 
  папа  | 
Денис Ч.  | 
  +  | 
  |
Кирилл С.  | 
  +  | |
Коля К.  | 
  +  | |
Рома Н.  | 
  +  | |
Руслан Н.  | 
  +  | 
  
Таблица 9
Авторитетность родителей.
мальчики неполной семьи  | 
  мама  | 
  папа  | 
Давид Ш.  | 
  +  | 
  |
Егор Г.  | 
  +  | 
  |
Кирилл К.  | 
  +  | 
  |
Коля С.  | 
  +  | 
  |
Костя Ш.  | 
  +  | 
  
Результаты таблиц 6, 7, 8, 9 отображены на графиках № 3, 4 приложение №4
Анализируя шестой вопрос интервью, что родители запрещают делать детям дома, мы получили следующие результаты, которые обобщены и сведены в таблицу 10
В зависимости от содержания запреты классифицируют по 4-м группам:
Таблица 10
Родительские запреты.
Сохранение вещей и порядка  | 
  Безопасность ребёнка  | 
  Охрана покоя взрослых  | 
  Нравственные запреты  | 
девочки  | |||
- нельзя рисовать на обоях; - мусорить.  | 
  - нельзя смотреть много телевизор; - играть долго в компьютерные игры; - пользоваться электроприборами; - открывать дверь чужим.  | 
  - нельзя бегать и шумно играть.  | 
  - нельзя игнорировать просьбы и замечания взрослых.  | 
мальчики  | |||
- нельзя раскидывать игрушки и разбрасывать вещи  | 
  - нельзя включать  - вылезать из окна; - зажигать газовую плиту; - смотреть много телевизор  | 
  - нельзя шуметь  | 
  - плохо себя вести, кривляться, делать всё назло.  | 
Результаты таблицы 10 отображены на графиках № 5, 6 приложение №5
Анализируя вопросы № 7-9 интервью, получили следующие результаты. Из ответов родителей на вопрос № 7(Какие трудовые обязанности есть у вашего ребёнка?) мы установили, что дифференциация трудовых обязанностей в зависимости от пола отсутствует. Рассматривая ответы родителей мальчиков, мы узнаем, что их не привлекают именно к мужской трудовой деятельности. А именно починить (учитывая возраст), помочь поднести тяжёлые предметы маме, и т. д.
При обработке ответов на вопросы №8-9 получили данные о том, что родители девочек хотят воспитать такие черты характера, которые присуще мальчикам. Своих дочерей они хотят видеть успешными, уверенными, волевыми, решительными. А родители мальчиков хотят воспитать их послушными, вежливыми, воспитанными, честными, самостоятельными.
Анализируя десятый вопрос интервью, надо ли воспитывать мальчиков и девочек по-разному, если да то, с какого возраста, мы получили следующие результаты, которые обобщены и сведены в таблицу 11, 12.
Таблица 11
Воспитание детей с учётом половых различий.
семьи  | 
  да  | 
  нет  | 
  не знаю  | 
Полные семьи  | 
  10 – 100%  | 
  ||
Неполные семьи  | 
  7 – 70%  | 
  1 – 10%  | 
  2- 20%  | 
Таблица 12
Возраст начала воспитания детей с учётом половых различий.
семьи  | 
  с рождения  | 
  с 2-3 лет  | 
  с 5-ти лет  | 
Полные семьи  | 
  6 – 60%  | 
  3 – 30%  | 
  1- 10%  | 
Неполные семьи  | 
  4 – 40%  | 
  4 – 40%  | 
  2 -20%  | 
Результаты таблиц 11 и 12 отображены на графике № 7 приложение №6
В результате проведённого интервьюирования родителей по методике Арутюновой мы изучили различия в методах воспитания по отношению к дочерям и сыновьям.
Итак, можно сделать следующие выводы:
Вторым этапом по решению задач экспериментальной части было проведено интервью с ребёнком по методике А. И. Захарова, мы изучили идентификацию детей с родителями.
Посредством первых 4 вопросов диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями. По ответам детей определялись наиболее значимые для них лица. Если ребёнок выбирает роль и профессию родителя того же пола, то это является показателем поло-ролевой идентификации.
При обработке и анализе результатов опроса важно учитывать следующее:
Анализируя вопрос интервью, кого бы ты стал изображать в игре «Семья» – маму, папу или себя, мы получили следующие результаты, которые обобщены и сведены в таблицы № 13, 14. Результаты таблиц № 13, 14 отображены на графиках № 8,9 приложение №7
Таблица 13
Идентификация детей с родителями в полных семьях.
| 
   
 Имя  | 
  
   
 Возраст  | 
  Роль в игре «семья»  | 
  Выбор профессии  | ||||
| 
   
 мама  | 
  
   
 папа  | 
  
   
 сам(а) себя  | 
  
   
 мама  | 
  
   
 папа  | 
  буду заниматься другим  | ||
Вероника Е.  | 
  6 лет  | 
  +  | 
  +  | 
  ||||
Юля Е.  | 
  5л. 11м.  | 
  +  | 
  +  | 
  ||||
Софья П.  | 
  5л. 10м.  | 
  +  | 
  +  | 
  ||||
Настя К.  | 
  5л. 8м.  | 
  +  | 
  +  | ||||
Альбина О.  | 
  5л. 11м.  | 
  +  | 
  +  | 
  ||||
Руслан Н.  | 
  5л. 10м.  | 
  +  | 
  +  | 
  ||||
Денис Ч.  | 
  5л. 11м.  | 
  +  | 
  +  | 
  ||||
Роман Н.  | 
  5л. 9м.  | 
  +  | 
  +  | ||||
Коля К.  | 
  6л. 1м.  | 
  +  | 
  +  | 
  ||||
Кирилл С.  | 
  6л. 2м.  | 
  +  | 
  +  | 
  ||||