Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 22:33, дипломная работа
Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую  литературу по проблеме влияния семьи на формирование психологического пола ребёнка;
изучить роль семьи в развитии психологического пола;
разработать рекомендации по развитию поло-ролевой идентичности у детей дошкольного возраста.
Введение                                                                                                                   
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы
              влияния семьи на формирование  психологического пола
              ребёнка дошкольного возраста (5-6 лет) в зарубежной 
              и отечественной литературе                                                                     
       1.1. Роль влияния семьи на формирование психологического
              пола ребёнка в отечественной и зарубежной литературе                                                 
       1.2. Психо-физиологические особенности развития пола
              детей дошкольного возраста                                          
             Выводы по I главе                                                                                     
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению 
               влияния семьи на формирование  психологического пола 
               ребёнка дошкольного возраста                                                             
      2.1. Методы и методики  опытно-экспериментальной работы                    
      2.2. Анализ результатов  опытно-экспериментальной работы                    
      2.3. Психолого-педагогические  рекомендации по формированию
             поло-ролевого поведения и половой  идентичности
             ребёнка дошкольного возраста                                                               
            Выводы по II главе                                                                                   
Заключение                                                                                                           
Список литературы                                                                                              
Приложения
Таблица 14
Идентификация детей с родителями в неполных семьях.
| 
   
 Имя  | 
  
   
 Возраст  | 
  Роль в игре «семья»  | 
  Выбор профессии  | ||||
| 
   
 мама  | 
  
   
 папа  | 
  
   
 сам(а) себя  | 
  
   
 мама  | 
  
   
 папа  | 
  буду заниматься другим  | ||
Люба Б..  | 
  5л.11м.  | 
  +  | 
  +  | 
  ||||
Саша Б.  | 
  5л. 10м.  | 
  +  | 
  +  | 
  ||||
Николь Н..  | 
  5л. 10м.  | 
  +  | 
  +  | ||||
Даша С..  | 
  5л. 8м.  | 
  +  | 
  +  | ||||
Лиза К..  | 
  5л. 11м.  | 
  +  | 
  +  | 
  ||||
Костя Ш.  | 
  5л. 10м.  | 
  +  | 
  +  | ||||
Коля С.  | 
  5л. 11м.  | 
  +  | 
  +  | ||||
Егор Г.  | 
  5л. 9м.  | 
  +  | 
  +  | ||||
Кирилл К.  | 
  6л. 1м.  | 
  +  | 
  +  | ||||
Давид Ш.  | 
  6л. 2м.  | 
  +  | 
  +  | ||||
Анализ данных опроса детей показал, что в полных семьях 50% и у неполных 50% детей идентифицируют себя с родителем своего пола. Выбор девочками роли отца, так же как и выбор матери у мальчиков незначителен, но присутствует (10% у девочек полных семей и 20 % у мальчиков неполных семей). Выбор себя, а это составляет 40% в полных и 30% в неполных семьях, т.е. уменьшение идентификации, связано с развитием самосознания у детей.
Третьим этапом по решению задач экспериментальной части была проведена методика «Бабочки» (В. В. Петровский, Л. В. Ильченко), направленная на выявление деления ребёнком мира людей на мужской и женский, что является основой при формировании психологического пола ребёнка.
Мы получили следующие данные: из 20 детей все разделяют мир людей на мужской и женский, как в полной, так и в неполной семьях. Результаты обобщены и сведены в таблицы 15,16.
Таблица 15
Разделение мира людей на мужской и женский детьми полных семей.
имя  | 
  возраст  | 
  бабочки-папы  | 
  бабочки-мамы  | 
  бабочки-дети  | |
Вероника Е.  | 
  6 лет  | 
  13см  | 
  9см  | 
  23см  | 
  15см  | 
Юля Е.  | 
  5л. 11м.  | 
  25см  | 
  3см  | 
  68см  | 
  49см  | 
Софья П.  | 
  5л. 10м.  | 
  18см  | 
  37см  | 
  65см  | 
  41см  | 
Настя К.  | 
  5л. 8м.  | 
  28см  | 
  80см  | 
  74см  | 
  62см  | 
Альбина О.  | 
  5л. 11м.  | 
  6см  | 
  23см  | 
  19см  | 
  10см  | 
Руслан Н.  | 
  5л. 10м.  | 
  57см  | 
  39см  | 
  20см  | |
Денис Ч.  | 
  5л. 11м.  | 
  94см  | 
  75см  | 
  65см  | |
Роман Н.  | 
  5л. 9м.  | 
  18см  | 
  15см  | 
  5см  | |
Коля К.  | 
  6л. 1м.  | 
  63см  | 
  44см  | 
  34см  | |
Кирилл С.  | 
  6л. 2м.  | 
  54см  | 
  29см  | 
  5см  | 
Таблица 16
Разделение мира людей на мужской и женский детьми неполных семей.
имя  | 
  возраст  | 
  бабочки-папы  | 
  бабочки-мамы  | 
  бабочки-дети  | 
Люба Б.  | 
  5л. 11м.  | 
  78см  | 
  80см  | 
  33см  | 
Саша Б.  | 
  5л. 10м.  | 
  39см  | 
  30см  | 
  20см  | 
Николь Н.  | 
  6л.  | 
  93см  | 
  70см  | 
  42см  | 
Даша С.  | 
  5л. 9м.  | 
  77см  | 
  32см  | 
  16см  | 
Лиза К.  | 
  6л. 1м.  | 
  68см  | 
  42см  | 
  25см  | 
Костя Ш.  | 
  6л.  | 
  97см  | 
  90см  | 
  67см  | 
Коля С.  | 
  5л. 11м.  | 
  70см  | 
  79см  | 
  83см  | 
Егор Г.  | 
  5л. 10м.  | 
  63см  | 
  50см  | 
  87см  | 
Кирилл К.  | 
  6л. 2м.  | 
  70см  | 
  45см  | 
  64см  | 
Давид Ш.  | 
  5л. 11м.  | 
  54см  | 
  38см  | 
  23см  | 
Четвёртым этапом по решению задач экспериментальной части была проведена методика «Зеркальный человек» (В. В. Петровский, Л. В. Ильченко), направленная на изучение сформированности образа тела у детей старшего дошкольного возраста, мы получили следующие результаты, которые были обобщены и сведены в таблицы 17, 18. Результаты таблиц 17, 18 отображены на графиках № 10,11 приложение №8
Таблица 17
Сформированность образа тела у детей в полных семьях.
имя  | 
  возраст  | 
  размеры (в см.)  | 
  условная схема тела  | ||
плечи  | 
  талия  | 
  бёдра  | |||
Вероника Е.  | 
  6 лет  | 
  38  | 
  24  | 
  28  | 
  |
Юля Е.  | 
  5л. 11м.  | 
  32  | 
  23  | 
  30  | 
  |
Софья П.  | 
  5л. 10м.  | 
  39  | 
  30  | 
  33  | 
  |
Настя К.  | 
  5л. 8м.  | 
  19  | 
  9  | 
  10  | 
  |
Альбина О.  | 
  5л. 11м.  | 
  30  | 
  24  | 
  23  | 
  |
Руслан Н.  | 
  5л. 10м.  | 
  41  | 
  21  | 
  25  | 
  |
Денис Ч.  | 
  5л. 11м.  | 
  34  | 
  23  | 
  29  | 
  |
Роман Н.  | 
  5л. 9м.  | 
  52  | 
  40  | 
  38  | 
  |
Коля К.  | 
  6л. 1м.  | 
  47  | 
  40  | 
  44  | 
  |
Кирилл С.  | 
  6л. 2м.  | 
  38  | 
  28  | 
  30  | 
  |
Таблица 18
Сформированность образа тела у детей в неполных семьях.
имя  | 
  возраст  | 
  размеры (в см.)  | 
  условная схема тела  | ||
плечи  | 
  талия  | 
  бёдра  | |||
Люба Б..  | 
  5л.11м.  | 
  30  | 
  43  | 
  13  | 
  |
Саша Б.  | 
  5л. 10м.  | 
  30  | 
  23  | 
  39  | 
  |
Николь Н..  | 
  5л. 10м.  | 
  30  | 
  27  | 
  26  | 
  |
Даша С..  | 
  5л. 8м.  | 
  28  | 
  11  | 
  34  | 
  |
Лиза К..  | 
  5л. 11м.  | 
  24  | 
  24  | 
  30  | 
  |
Костя Ш.  | 
  5л. 10м.  | 
  21  | 
  17  | 
  35  | 
  |
Коля С.  | 
  5л. 11м.  | 
  34  | 
  26  | 
  51  | 
  |
Егор Г.  | 
  5л. 9м.  | 
  42  | 
  34  | 
  30  | 
  |
Кирилл К.  | 
  6л. 1м.  | 
  47  | 
  33  | 
  27  | 
  |
Давид Ш.  | 
  6л. 2м.  | 
  36  | 
  27  | 
  29  | 
  |
Проанализировав результаты, можно сделать следующие выводы. В полных семьях у девочек - 100% не сформирован образ тела по женскому типу. У всех мальчиков - 100% в полных семьях сформирован образ тела по мужскому типу. В неполных семьях у девочек - 40% сформирован образ тела по женскому типу, а 60% по мужскому; у мальчиков - 60% по мужскому типу, а 40% по женскому.
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по формированию поло-ролевого поведения и половой идентичности ребёнка дошкольного возраста
В становлении психологического пола в дошкольном возрасте особое место отводится условиям воспитания и обучения. Как утверждают А. Бандура, Д. Пери, «настройка» на определённый пол должна осуществляться родителями сразу же после рождения ребёнка. Но наше исследование показало разрозненность мнения о том, когда надо начинать воспитание с учётом половых различий. Родители не подходят дифференцированно к воспитанию своих детей в зависимости от пола.
Современная педагогическая наука и практика, как правило, не учитывают пол, как важную характеристику ребенка. Анализ лицензированных программ (“Программа воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой, программа “Радуга”, программа “Развитие”) показал, что дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек не прослеживается. Между тем, серьезные психологические исследования на эту тему ведутся с начала века (И.С.Кон). Первыми в нашей стране забили тревогу физиологи (Т.П.Хризман).
Ученые, работающие по данной 
проблеме (Градусова Л.В., Кудрявцева 
Е.А., Татаринцева Н.Е.), считают, что 
женщину в девочке, так же как 
и мужчину в мальчике, следует 
формировать с дошкольного 
От того, насколько успешно проходит процесс поло-ролевой социализации, включающий формирование представлений о содержании типичного для пола поведения и стремления повторить эти представления в собственном поведении, а также возникновение предпочтений и интересов, специфичных для пола, многое зависит в формировании личности, а именно: уверенность в себе, определенность личностных установок, и, в конечном счете, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье.
Если основы женственности и мужественности не заложить в детях в ранние годы, это может привести к тому, что, став взрослыми, они будут плохо справляться со своими социальными ролями. Это и определяет содержание работы по осуществлению дифференцированного подхода в педагогическом процессе воспитания и обучения мальчиков и девочек в разных видах деятельности.
Программа развития и 
воспитания детей в детском саду 
«Детство» разработана 
В программе  «Детство» 
существует курс «Азбука общения». 
Он построен по учебному плану, включает 
занятия по формированию навыков 
общения у детей 3-7 лет, а также 
раскрывает отдельные стороны 
Суть поло-ролевого воспитания в программе «Детство» заключается в следующем:
Цель:
Задачи программы:
Представленная на основе 
трёх разделов структура курса 
Раздел 1. Мужчина и женщина, – какие они?
Цикл занятий данного раздела позволяет:
Раздел 2. Я – мальчик, будущий мужчина. Я – девочка, будущая женщина.
Все занятия этого раздела призваны сформировать предпосылки мужественности и женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола, правильного понимания мальчиками и девочками их будущих женских и мужских ролей, формированию эмоционально-положительного отношения к выполнению будущей социальной роли. Внесенные в содержание этого раздела разные виды деятельности взаимосвязаны.
Раздел 3. Маленькие рыцари и маленькие принцессы.