Взаимосвязь тревожности, копинг-стратегий, самооценки у музыкантов-исполнителей в ситуации сценического выступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Выдающаяся роль отечественной театральной школы, ее достижения и вклад в мировой театральный процесс общеизвестны. Однако в начале XXI века театральное образование, театральная педагогика сталкиваются с решением многих проблем психологического характера.
Система театрального образования глубоко специфична и не может быть построена по общим стандартам, нормам и схемам, приемлемым для иных сфер образования. Но в тоже время система подготовки театральных деятелей, и прежде всего, актеров, должна соответствовать тенденциям развития современной педагогики, психологии. Решение новых педагогических задач, поставленных развитием современного театрального процесса, должно быть подчинено общим тенденциям совершенствования образования, но обязательно должно быть ориентировано на особенности профессиональной деятельности и личности будущих деятелей театра.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая_артисты_выступ.doc

— 1.78 Мб (Скачать файл)

В силу того, что  задачей актера является последовательная и методичная выработка навыков конструктивного, творчески-положительного отношения к стрессогенной ситуации, существует ряд факторов (новая сцена, незнакомая публика, непривычно большой зал и т.д.), которые могут послужить как положительным, так и отрицательными стимулами для развития эмоционального состояния, а, следовательно, и исполнения в целом. В отечественной и зарубежной музыкальной психологии разработаны методы психорегуляции эмоциональных состояний, психологической подготовки к концертам и конкурсам. [28]

1.2 Самооценка, тревожность как проблема сценического выступления

Прямое отношение  к проблеме сценического выступления имеет уровень самооценки, т.е. оценки исполнителем своей собственной персоны, своих возможностей и т.д. В равней мере негативно воздействует на исполнителя как переоценка своих возможностей, результатом чего являются нередко нервные срывы, ощущение неудачи и т.д., так и недооценка самого себя, ограничивающая горизонты исполнителя профессиональные, лимитирующего его творческие потенции. Между самооценкой и уровнем притязания музыканта - исполнителя, с одной стороны, и уровнем тревожности на сцене, с другой - существуют сложные взаимоотношения. У значительного числа профессиональных музыкантов формируется неадекватная, болезненная самооценка, приводящая личность к состоянию постоянного повышенного напряжения, стрессовой реакции на любую ситуацию, связанную с профессиональной оценкой – чаще всего это проявляется в сценическом стрессе. [28]

Н. Ю. Синягина тревожностью понимала сравнительно мягкую форму проявления эмоционального неблагополучия, которая выражается в волнении, повышенном беспокойстве в различных ситуациях, в ожидании плохого отношения со стороны окружающих и т. д. А. И. Захаров считает, что тревожность — это склонность к беспокойству, недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний. [17]

 В словаре «Психология» под ред. А. В. Петровского и М.Г. Ярошевского дано следующее определение тревожности — это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий.[23]

Ч.Д.Спилбергер исследуя тревожность как личностное свойство и тревогу как состояние, разделил эти два определения на «реактивную» и «активную», «ситуативную» и «личностную» тревожность. По Ю.Л.Ханину, состояния тревоги или ситуативная тревожность, возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением ситуативной тревожности. Величина личностной тревожности характеризует прошлый опыт индивида, то есть насколько часто ему приходилось испытывать ситуативную тревожность». [16]

Измерение тревожности  как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Личности, относимые  к категории высокотревожных, склонны  воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать  весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Безусловно, важной составляющей в синдроме сценического волнения является чувство ответственности исполнителя за свое выступление. Оно, как показывают специальные наблюдения, возрастает с годами и по мере продвижения исполнителя вверх по иерархической лестнице. Когда это волнение принимает излишне болезненные формы, оно не только неприятно для исполнителя, но и чревато для него определенными потерями на эстраде. С другой стороны известные авторитетные исполнители считают, что отсутствие волнения еще более нежелательно для исполнителя, нежели присутствие его в чрезмерно гипертрофированных формах. Н.В.Трулль замечает по этому поводу: «Если человек не волнуется перед выходом на сцену, - он не артист, и на сцене ему делать нечего. Ему все равно, что и как он будет играть». П. Т. Нерсесьян говорит: «Я специально призываю волнение за день-два до важного для меня выступления». Он убежден, что только на фоне положительно окрашенного сценического волнения можно добиться высоких результатов в исполнительском искусстве: «Волнение - это непременное условие для того, чтобы человек сконцентрировал все свои силы физические и психические; человек равнодушный, - продолжает он, не волнующийся ничего интересного и значительного на концертной эстраде не сотворит». [8]

Музыканты-исполнители, располагающие достаточно большим  опытом выступления, знают, что одна из первопричин сценического волнения - боязнь музыканта забыть текст. Волнуются, исполняя произведения публично, потому что боятся забыть; забывают, как правило, именно потому, что чрезмерно волнуются. Психологические корни этих явлений достаточно очевидны и не составляют секрета для высококвалифиuированных педагогов-музыкантов. Парадокс заключается в том, что провалы в памяти на сцене не всегда являются результатом недостаточней выученности текста. И тем не менее произведение должно быть выучено не на 100, а на 150%; само ощущение «чистой совести» исполнителя («я все выучил с предельной тщательностью») принесет ему уверенность в себе - и наоборот. [5]

Анализируя  проблему сценического волнения, педагоги-музыканты, пианисты обращают внимание, что многое зависит здесь от психофизиологической конституции исполнителя, типа его  нервной системы. «Сценическое волнение на всех действует по-разному» (цит.5, 219с.). «Один студент ничего не боится, другой - трясется как осиновый лист, третий - впадает в прострацию, четвертый не может совладать с чрезмерным возбуждением и т.д.» [5] М.С.Воскресенский замечает по этому поводу следующее: «Вообще, бывают ученики, которые хорошо играют в классе и «рассыпаются» на эстраде. Бывает и наоборот: ученик, на которого вы не возлагаете особых надежд на эстраде, «собирается» и играет значительно лучше, чем вы ждали. Я думаю, что многое зависит тут от склада нервной системы и характера человека». [5]

Но при всем том В.К. Мержанов акцентирует внимание на том, что основное и главное  для исполнителя - не просто ответственное, а сверхответственное отношение к подготовке музыкального произведения для публичного показа. «Как правило, волнение исполнителя возникает на почве недостаточной подготовленности» [5]. «Психологическое состояние на сцене напрямую связано с качествам предварительной работы» - говорит А.А. Писарев. [5] П.Т. Нерсесьян констатирует, что трудно вывести определенные «рецепты» психологический подготовки к публичному выступлению, такие приемы есть обычно у каждого профессионального исполнителя, причем, число и состав их со временем увеличивается. Если же говорить о некоем универсальном приеме подготовки к концерту, то это, по мнению П. Т. Нерсесьяна, предельная добросовестность предварительной работы, «когда исполнитель делает на эстраде все, что ему нужно, даже находясь не в очень хорошем состоянии духа и плоти». [5]

Итак, можно  сделать вывод, что проблема преодоления негативных последствий сценического волнения постоянно находится в поле зрения специалистов, занятых подготовкой исполнителей различного эстрадного жанра. Мы предполагаем, что источником сценического волнения является естественная для человека боязнь неудачи, причем публичной, «прилюдной», а потому особенно болезненной неудачи, которая к тому же может иметь самые неблагоприятные последствия по профессиональной линии. В этой связи, подчеркивают музыканты-практики, особенно важна качественная работа с программой, с которой предстоит выйти на сцену. Причем дело не только в том, что прочная «выучка» достаточно надежно страхует исполнителя от возможной сценической аварии, но и в том, что само внутреннее ощущение «все сделано наилучшим образом и с предельной добросовестностью» действует успокаивающе, снимает излишнюю остроту волнения, является своего рода психологическим допингом. Волнение отступает, растворяется, когда исполнитель-музыкант внутренне сосредотачивается на процессе игры, концентрирует свое внимание на исполняемом. Выработка навыка самососредоточения выступает тем самым в качестве эффективного механизма противостояния сценическому стрессу. [28] 

ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ

2.1 Теоретические представления  о копинг - поведении в психологической литературе

Проблема «копинга» (совладания) личности с трудными жизненными ситуациями стала разрабатываться в психологии во второй половине двадцатого века.

Впервые термин появился в психологической литературе в 1962 году; его ввел Л. Мэрфи при изучении кризисов развития у детей. Через 4 года Р. Лазарус в своей книге «Психологический стресс и процесс совладания с ним» обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями [13].

Совладающее поведение  или «копинг» поведение, от английского  «to cope» – совладать, преодолевать, «coping» – совладение, представляет собой поведение, направленное на приспособление к стрессовым обстоятельствам, готовность человека решать свои жизненные проблемы. Копинг-поведение - это форма поведения, которая предполагает сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. Психологическое предназначение копинга состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям возникшей ситуации ситуации, позволяя ему овладеть этой ситуацией, смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним. [16].

Данная проблема является одной из наиболее широко разрабатываемых в зарубежной, а в последнее время и в отечественной психологии. Основные подходы к пониманию копинг-поведения (coping) преимущественно разработаны зарубежными исследователями.

Явления, связанные с тем, что называют «копингом», то есть совладанием личности с трудными жизненными ситуациями, тоже изучались в отечественной психологии в исследования B.C. Мерлина, К.К. Платонова, Б.М. Теплова, А.Р. Лурии. В настоящее время Л.И. Дементий и др. исследователи занимаются изучением данной проблемы. [11]

2.2 Классификации копинг-стратегий

Существует  достаточно большое количество различных  классификаций стратегий копинг-поведения. Так как копинговое поведение стали предметом исследования совсем недавно, то исследователи не пришли к единой квалификации копинг-поведения.

Работы по копинг-стратегиям пока ещё являются достаточно разрозненными, поэтому чуть ли не каждый новый  исследователь при изучении проблематики копингового поведения предлагает свою собственную классификацию.

  1. Проблемно-фокусированные/эмоционально-фокусированные копинг-стратегии

Исследователи, первые использовавшие понятие копинга  в психологии, предложили и первую классификацию копинг-стратегий. Лазарус  и Фолкман предложили дихотомическую классификацию копинг-стратегий, выделив их следующую направленность:

• проблемно-фокусированные стратегии (11 копинговых действий)

• эмоционально-фокусированные стратегии (62 копинговых действия) По Лазарусу в копинговом процессе представлен  как проблемно-фокусированный, так  и эмоционально-фокусированный аспект. [13].

Многие из классификаций  копинг-стратегий, возникавшие вслед  за классификацией Лазаруса и Фолкмана, составлялись в той же традиции, предлагая дихотическое разделение копинг-стратегий по принципу «работа  с проблемой» / «работа с отношением к проблеме». [13].

  1. Когнитивные / поведенческие / эмоциональные копинг-стратегии

Отечественные исследователи предлагают классификации, в которых копинг-стратегии различаются в зависимости от типов процессов (эмоциональных, поведенческих, когнитивных), лежащих в их основе. Так, Никольская и Грановская выделяют три больших группы копинг-стратегии, проходящих на следующих уровнях: поведение, эмоциональная проработка подавленного сознания и познание его. [11].

  1. Эффективные / неэффективные копинг-стратегии

Другие исследователи пришли к тому, что стратегии лучше всего сгруппировать в копинговые стили, представляющие собой функциональные и дисфункциональные аспекты копинга. Функциональные стили представляют собой прямые попытки справиться с проблемой, с помощью других или без неё, в то время как дисфункциональные стили связаны с использованием непродуктивных стратегий. В литературе принято называть дисфункциональные копинг-стили «избегающим копингом». [9].

  1. Копинг-стратегии как степень контроля над ситуацией

Исследователи Лопес и Литтл дают следующую  классификацию, которая рассматривает копинг-стратегии как планируемые поведенческие стратегии, которые служат для того, чтобы поддерживать или восстанавливать контроль в ситуациях, когда он подвергается угрозе. Так, например, в предложенной этими авторами классификации «Руководство по стратегическому контролю поведения» предполагается, что копинг-стратегии детей варьируются по четырём измерениям стратегического поведенческого контроля:

    • активная деятельность,
    • косвенная деятельность,
    • просоциальное поведение
    • антисоциальное поведение. [13].
  1. Копинг-стратегии и эффективное функционирование индивида.

Информация о работе Взаимосвязь тревожности, копинг-стратегий, самооценки у музыкантов-исполнителей в ситуации сценического выступления