Стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 04:50, реферат

Краткое описание

В жизни каждого из нас возникают трудные жизненные ситуации, и все мы по-своему реагируем на неприятности и по-разному ищем выход из сложной ситуации. Одни мирятся и приспосабливаясь «плывут по течению». Другие ищут выход из трудной жизненной ситуации с помощью действий направленных на преодоление проблем и неприятностей. Кто-то замыкается в себе и вместо того, чтобы попытаться как-то преодолеть трудность предпочитает ее не замечать. А многие, проклиная судьбу лишь жалуются на сложную жизнь и фактически не решая никаких проблем, впадают в депрессию.

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегии поведения в тжс.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Стратегии поведения в трудных  жизненных ситуациях. 

В жизни  каждого из нас возникают трудные жизненные ситуации, и все мы по-своему реагируем на неприятности и по-разному ищем выход из сложной ситуации. Одни мирятся и приспосабливаясь «плывут по течению». Другие ищут выход из трудной жизненной ситуации с помощью действий направленных на преодоление проблем и неприятностей. Кто-то замыкается в себе и вместо того, чтобы попытаться как-то преодолеть трудность предпочитает ее не замечать. А многие, проклиная судьбу лишь жалуются на сложную жизнь  и фактически не решая никаких проблем, впадают в депрессию.

Так, понятие «трудная жизненная  ситуация» растолковывает один из ФЗ РФ ― «Сложная жизненная ситуация ― это ситуация, впрямую нарушающая жизнедеятельность человека, которую он не способен самостоятельно преодолеть». Трудная жизненная ситуация ― ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Сложная жизненная ситуация всегда характеризуется несовпадением между тем, что мы хотим (достичь, сделать и т.п.), и тем, что мы можем. Такое несоответствие желаний со способностями и возможностями препятствует достижению целей, а это влечет за собой возникновение негативных эмоций, которые и сигнализируют о возникновении трудной ситуации.

Существует несколько  классификаций категории «трудные жизненные ситуации». Некоторые  исследователи предлагают классифицировать их по степени участия человека:

1) трудные жизненные ситуации;

2) трудные ситуации, связанные с  выполнением какой-либо задачи;

3) трудные ситуации, связанные с  социальным воздействием [37].

Ф. Е. Василюк, выделяет четыре основных типа в соответствии с особенностями ситуаций: стресс, фрустрацию, конфликт и кризис.

По типам трудностей классифицирует трудные жизненные ситуации К. Муздыбаев:

- по интенсивности,

- по величине потери или угрозы,

- по длительности (хронические,  краткосрочные),

- по степени управляемости событий (контролируемые, неконтролируемые),

- по уровню влияния [31].

К. Флейк-Хобсон рассматривает трудные жизненные ситуации, характерные для детей, и выделяет два типа ситуаций повышенного риска,

1. Ситуации, связанные с отсутствием  или утратой чувства защищенности:

· враждебная, жестокая семья;

· эмоционально отвергающая семья;

· не обеспечивающая надзора и ухода  семья;

· негармоничная семья (распадающаяся  или распавшаяся);

· чрезмерно требовательная семья (доминирующая гиперопека);

· появление нового члена семья (отчим, мачеха, брат, сестра);

· противоречивое воспитание или смена  типа;

· чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).

2. Ситуации, вызывающие беззащитность  из-за отрыва от семьи:

· помещение в чужую  семью;

· направление в детское учреждение;

· госпитализация

Существуют и другого типа трудные ситуации, которые с большей вероятностью могут встретиться в жизни практически каждого человека, в том числе и ребенка. Это так называемые «ситуации стресса обыденной жизни» – повседневные, зачастую и повторяющиеся события, способные вызвать затруднения и отрицательные переживания (например, посещение зубного врача, ссора с товарищем, ответ на экзамене, увольнение и др.). Их влияние на развитие личности не менее велико. Это можно объяснить тем, что все подобные ситуации нужно преодолевать, каждый раз необходимо находить то или иное решение. Именно в таких обыденных ситуациях человек приобретает удачный или неудачный опыт преодоления препятствий, определяет собственное отношение к трудностям, пробует, «примеряет» разные способы действия, вырабатывает наиболее приемлемую для себя тактику поведения.

Существуют четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описываются критические жизненные ситуации. Это понятия стресса, фрустрации, конфликта и кризиса.

Фрустрация [лат. frustratio ― обман, тщетное ожидание, расстройство, разрушение (планов, замыслов], психологическое состояние гнетущего напряжения, тревожности, чувства безысходности и отчаяния; возникает в ситуации, которая воспринимается личностью как неотвратимая угроза достижению значимой для неё цели, реализации той или иной её потребности. Виды фрустрационного поведения:

а) двигательное возбуждение  – бесцельные и неупорядоченные  реакции;

б) апатия;

в) агрессия и деструкция;

г) стереотипия – тенденция к слепому повторению фиксированного поведения;

д) регрессия, которая понимается либо "как обращение к поведенческим  моделям, доминировавшим в более  ранние периоды жизни индивида", либо как "примитивизация" поведения  или падение "качества исполнения".

Стратегии поведения  в значимых ситуациях - это особые поведенческие синдромы, характеризующиеся  актуализацией адаптивных механизмов психической саморегуляции. Наиболее общими стратегиями являются формы тотального ориентирования человека - продуктивные и непродуктивные, проявляющиеся, например, в тенденциях «инстинкта жизни», по З. Фрейду (S. Freud), или «биофилии» и «некрофилии», а также «обладания» и «бытия» по Э. Фромму (Е. Fromm).Так, согласно Э. Фромму, любовь и творчество являются проявлениями продуктивного ориентирования, авторитаризм, разрушительность, автоматизирующий конформизм - проявлениями непродуктивного ориентирования. Поведение во многом зависит от уровня субъективного контроля, или локуса контроля, - базовой личностной характеристики, по которой можно судить о том, в какой степени человек считает себя активным субъектом своей собственной деятельности, а в какой степени - пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств

Чаще всего понятие стратегий поведения в значимых ситуациях связывают с понятием психологической защиты. Психологическая защита носит в основном малоосознаваемый характер и возникает в первую очередь на так называемые «трудные» ситуации. Таким образом, стратегии поведения в значимых ситуациях в первую очередь личностно специфичны. Адекватность стратегий поведения в значимых ситуациях обусловливается адаптивными возможностями личности, особенностями восприятия и оценки ею значимой для нее ситуации. Кроме того, на поведение человека во многом оказывает влияние пример (экземплификация, или поведение, ориентированное на пример, по Я. Грацу). Влияние могут оказывать личностные особенности носителя примера, оказывающие на перципиента мотивационное воздействие, или его поведенческие характеристики, содержащие в себе, помимо возможности мотивационного воздействия, определенное руководство к действию.

По  Ф. Е. Василюку, человек преодолевает критическую ситуацию посредством переживания как формы деятельности, направленной на восстановление душевного равновесия. Можно рассматривать переживание как один из внутренних механизмов стратегий поведения.

В понимании  психологической защиты на сегодняшний  день в литературе отсутствует единое мнение. Психологическая защита может быть нормальной, или, в случае значительной ее выраженности, патологической, дезадаптивной, т.к. не позволяет адекватно оценивать действительность.   

X. Лей и М. Рейфлер  (Н. Leigb, М. Reifler) выделяют защитные механизмы, в функционировании которых участвуют:

1. восприятие («ввод информации»): отрицание, замещение,

2. проекция, интроекция, ограничение тревоги;

3. память («внутренние процессы»): регрессия, интеллектуализация, рационализация, фантазии и др.;

4. речь и действие («внешние процессы»): сублимация; Эго, Я («принятие решений»): регрессия, идентификация.

В. Е. Рожнов рассматривает  различные виды психологической защиты с клинической точки зрения как форму реагирования на психическую травму в связи с особенностями личности:

1. Ощущение нереальности  происходящего (чаще наблюдается  у психастеников (возбудимы, чувствительны, но быстро устают и утомляются,самокритичны и надёжны, у них обычно ровное настроение без резких перемен)).

2. Вытеснение  травмирующих моментов.

3. Выразительные  движения (характерны для циклоидов  (Человек с циклоидной акцентуацией переживает циклические изменения настроения, когда подавленность сменяется повышенным настроением. При спаде настроения такие люди проявляют повышенную чувствительность к укорам, плохо переносят публичные унижения. Однако они инициативны, жизнерадостны и общительны. )).

4. Злобно-агрессивная  (дисфорическая) защита (у эпилептоидов (Сдержан, но взрывчат. Любит порядок  )).

5. Астенический  вариант защиты (пассивно-оборонительный  уход с признанием несостоятельности) (у астеников (Основные черты:  быстро устают, низкая самооценка, болезненное самолюбие, тщеславие. Робость, неуверенность, мнительность - и одновременно крайняя нетерпеливость из-за той же самой неуверенности в себе. Мелкие обиды копятся, потом прорываются в вспышках гнева и раздражения на близких. Потом - раскаивается )).

6. Стремление  уйти в «первобытное» состояние,  «растворяясь» среди природы  (у шизоидов (пограничный тип личности  — между здоровым состоянием  и психозом; отличается рядом  характерологических особенностей: замкнутостью, серьезностью, холодностью и пр.)).

По степени  активности противодействия стрессу механизмы психологической защиты делятся на три группы (Ташлыков В. А.):

1. Гиперкомпенсация, замещение, бегство в работу (высокая волевая активность). Эта группа близка к совпадающим механизмам как более-менее осознанным попыткам самостоятельно справиться с трудной ситуацией (Р. Марфи (L. Murphy), P. Лазарус (R. Lasarus)).

2. Вытеснение, отрицание, интеллектуализация, проекция (механизмы малоосознанны, протекают автоматически).

3. Рационализация, бегство в болезнь, фантазии (особо пассивное поведение манипулятивного типа).

Позже В. А. Ташлыков представил еще одну классификацию защитных механизмов: механизмы, характеризующиеся отказом от продуктивного разрешения ситуации (вытеснение, перцептивная защита, подавление, блокирование, отрицание), механизмы преобразования значения содержания мыслей, чувств, поведения (рационализация, интеллектуализация, проекция, идентификация и др.), механизмы разрядки эмоционального напряжения (соматизация, алкоголизация, агрессия, суицид), защитные механизмы манипулятивного типа (регрессия, фантазии, уход в болезнь).

Наряду с  классификациями психологических  защит существуют и классификации  реагирования на конфликтные ситуации, более широко понимаемые. Так, согласно конфликтологической теории X. Киндлера, выделяются следующие типы стратегий поведения:

1. Сохранение («не раскачивай лодку»).

2. Сглаживание  («подчеркивай положительное»).

3. Доминирование  («отец знает лучше»).

4. Установление  правил («играть по правилам»).

5. Сосуществование  («вы пойдете одной дорогой,  а я - другой»).

6. Торговля («ты  - мне, я - тебе»).

7. Подчинение («плыви  по течению»).

8. Поддерживающая  свобода («я поддерживаю Ваше  право на ошибку»).

9. Сотрудничество («одна голова хорошо, а две лучше»).

Н. Пезешкиан  приводит следующую классификацию реагирования на проблемы, называя их формами переработки конфликта:

1. Ответ с  помощью своего тела (физическая  активность, сон, еда, секс, нарушение  телесных функций и психосоматические  реакции).

2. Ответ своей деятельностью (бегство в работу, бегство от требований достижений).

3. Ответ обращением  к другим за помощью (контакты, бегство в болезнь или избегание  общения).

4. Ответ в  воображении (представление желаемого  в воображении, злоупотребление  наркотиками и алкоголем, отрицание, религия, философско-мировоззренческие системы, художественная и творческая деятельность).

Стратегии поведения  раскрываются в различных формах адаптации. Адаптация понимается сегодня как активное взаимодействие человека с социальной средой, в отличие от простого приспособления, с целью достижения его оптимальных уровней по принципу гомеостаза и отличающегося относительной стабильностью. Стратегии поведения являются различными вариантами процесса адаптации и подразделяются на соматически, личностно и социально ориентированные в зависимости от преимущественного участия в адаптационном процессе того или иного уровня жизнедеятельности.

Поведение зависит  от функций личности и социальной ситуации (как фрагмента социальной среды). Вместе с тем, поведение принадлежит человеку в целом. Организм человека также активно участвует в поведении. Особенно ярко это проявляется в ситуациях, связанных со здоровьем и болезнью. Тем не менее, и в сугубо социальных ситуациях человек может воспользоваться возможностями, которые предоставляет ему его соматическая организация.

Психическое здоровье как регулятор поведения в  жизненных ситуациях. Психическое здоровье - это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности. По Э. Фромму, психически здоровый человек - это зрелый, продуктивный человек; по А. Маслоу, нормальное развитие происходит у самоактуализирующихся людей, характеризующихся спонтанностью, естественностью, принятием себя; они свободны от стереотипов, не зависят от мнения других людей и, следовательно, не боятся их и не испытывают враждебности; по Г. Оллпорту, здоровой личности присуща активная позиция по отношению к действительности, доступность опыта сознанию, самопознание, способность к абстракции, постоянный процесс индивидуализации.

Информация о работе Стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях