Анализ психологических особенностей проявления агрессивности в детском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 06:22, дипломная работа

Краткое описание

Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет к драматическим последствиям. Как показывает опыт психолого-педагогической работы, жалобы на проявление детской агрессивности одно из наиболее распространенных явлений у родителей и педагогов в современном обществе.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАУКЕ
1.1 Основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии
1.2 Типология агрессивного поведения
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Развитие агрессивного поведения в детском возрасте
2.2 Варианты проявления детской агрессивности
2.3 Рекомендации по профилактике детской агрессивности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 119.40 Кб (Скачать файл)

«Слепой танец»

Цель: развитие навыков самоконтроля, укрепление доверия к другим людям, снятие страхов.

Танец парный. Один из партнеров  будет «слепым», ему завязывают глаза. Другой остается «зрячим» и сможет водить «слепого». Партнеры берутся  за руки и танцуют друг с другом под легкую музыку(2-3 минуты), после  чего меняются ролями.

После выполнения упражнения обязательно обсуждение:

- Чувствовали ли вы  себя уверенно со своим партнером,  когда у вас были завязаны  глаза?

- Как больше понравилось  танцевать – с открытыми глазами  или закрытыми? Почему?

«Доброе животное».

Цель: способствовать сплочению  детского коллектива, научить детей  понимать чувства других, оказывать  поддержку и сопереживать.

Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы —  одно большое, доброе животное. Давайте  послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг  назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так  же четко и ровно бьется его  большое доброе сердце. Стук — шаг  вперед, стук — шаг назад и  т.д. Мы все берем дыхание и  стук сердца этого животного себе» [7].

Все предложенные игры способствуют снижению детской агрессивности, их могут использовать не только педагоги, но и родители.

Родители могут также  воспользоваться следующими играми, которые очень просто организовать дома.

Кукла «Бобо» - кукла предназначена  для вымещения агрессии. Это чехол, набитый ватой или песком. Ребенок может бить эту куклу, вымещая на ней накопившуюся агрессию [23].

Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком, глиной.

Из глины можно слепить  фигурку своего обидчика (а можно  даже нацарапать чем-то острым его имя), разбить, смять ее, расплющить между  ладошками, а затем при желании восстановить. Причем именно то, что ребенок по собственному желанию может уничтожать и восстанавливать свое произведение, и привлекает детей больше всего.

Игра с песком, как и  с глиной, тоже очень нравится ребятам. Рассердившись на кого-либо, ребенок  может закопать фигурку, символизирующую  врага, глубоко в песок, попрыгать  на этом месте, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью дети часто используют маленькие игрушки  из «Киндер-сюрпризов». Причем иногда они сначала помещают фигурку  в капсулу и, только после этого  закапывают.

Закапывая-раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок  постепенно успокаивается. Таким образом, мир восстанавливается.

О психотерапевтических свойствах  воды написано много хороших книг, и каждый взрослый, вероятно, умеет  использовать воду в целях снятия агрессии и излишнего напряжения детей. Вот несколько примеров игр  с водой, которые придумали сами дети.

1. Одним каучуковым шариком  сбивать другие шарики, плавающие  на воде.

2. Сдувать из дудочки  кораблик.

3.Сначала топить, а затем  наблюдать, как “выпрыгивает”  из воды легкая пластмассовая  фигурка.

4. Струей воды сбивать  легкие игрушки, находящиеся в  воде (для этого можно использовать  бутылочки из-под шампуня, наполненные  водой).

Хорошо снимает напряжение лепка из глины. Работа с пластилином  дает возможность сместить «энергию кулака».

Учите детей снимать напряжение через направленную игру: догонялки, прыгалки, зарядку… дети с удовольствием  играют в такие игры со взрослыми. Эти занятия снимают агрессивное напряжение и дают положительные эмоции ребенку [32].

Также детям очень нравятся игры, направленные на расслабление, снятие напряжения

«Снеговик».

Родитель и ребенок  превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу.

Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал  таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол.

«Буратино».

Родитель говорит текст  и выполняет движения вместе с  ребенком:

«Представьте, что вы превратились в куклу Буратино. Встаньте прямо  и замрите в позе куклы. Все  тело стало твердым, как у Буратино.

Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они деревянные.

Напрягите ноги и колени, пройдитесь так, словно тело стало деревянным.

Напрягите лицо и шею. Наморщите лоб, сожмите челюсти.

А теперь из кукол превращаемся в людей, расслабляемся и размякаем» [10].

Таким образом, профилактика детской агрессивности включает в себя игры и занятия с детьми, которые проводятся в трех направлениях: работа с гневом; распознавания и  контроль гнева; формирование способности  к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию. Все приведенные выше игры и занятия  легки в проведении и очень  нравятся детям. Но профилактика детской  агрессивности будет эффективна только в том случае, если взрослый будет принимать ребенка таким, каков он есть, с уважением относиться к его внутренним проблемам. И конечно профилактическая работа с детьми должна проводиться при родительской поддержке: польза от занятий, которые проводят сами родители, еще более очевидна. Ведь при этом меняется не только ребенок; меняются родители, меняются отношения между детьми и родителями. Когда взрослые играют с детьми, они сами как будто попадают в свое детство, становятся более непосредственными в общении, начинают лучше понимать своих детей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучив психологическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы рассмотрели различные теории, объясняющие происхождение агрессивности. Анализ теорий позволяет заметить, что по ряду принципиальных позиций их сторонники имеют достаточно близкие точки зрения.

Мы определили, что агрессия в человеке заложена биологически. Слово «агрессия» (aggression) происходит от слова adgradi (где ad - на, gradus - шаг), которое в буквальном смысле означает «двигаться на», «наступать». Ближайшими словами-родственниками этого понятия являются «прогресс» (движение вперед, развитие) и «регресс» (движение назад). Сам термин «агрессия» в целом имеет нейтральное значение. По сути, агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе. В структурном виде агрессия проявляется в виде агрессивного поведения или агрессивных действий.

Анализ литературы позволил узнать, что в современной психологии различают понятия «агрессия» и «агрессивность». Первое обычно рассматривается как отдельные действия, поступки, второе - как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.

Нами были рассмотрены различные виды классификации агрессии. Большинство исследователей предлагает дихотомический способ деления. В качестве одного из полюсов большинство из них выделяет инструментальную агрессию - поведение, при котором агрессия является только средством и направлена на достижение какой-либо цели, получение результата, а не нанесение вреда. Такой вид агрессии выделяет Р. Байрон и Д. Ричардсон, К. Додж и Дж. Койе. Агрессия второго вида обычно определяется как враждебная - это ответ на реальную, предполагаемую или вымышленную угрозу для преднамеренного причинения вреда. Подробно мы остановились на анализе классификации А. Басса и А. Дарки, которые выделяют 5 видов агрессии: физическую, раздражение, вербальную, косвенную, негативизм. Узнали, что агрессивность условно можно разделить на разные категории: по направлению на объект, по причине появления, по форме проявления, по целенаправленности, по открытости проявлений; все эти категории в свою очередь, разделяются на подкатегории.

Но по каким  бы признакам не делили агрессию, совершенно ясно, что человек обычно проявляет  сразу несколько видов агрессии, причем они постоянно меняются, переходя друг в друга.

Мы увидели, что в появлении агрессивного поведения участвуют многие факторы, в том числе возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и социальные условия. Но решающую роль в формировании агрессивного поведения личности, по мнению большинства исследователей данного вопроса, играет ее непосредственное социальное окружение.

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека; немаловажную роль в формировании агрессивного поведения играют взаимоотношения ребенка с другими детьми вне семьи; сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей и в первую очередь, детей.

По сути, самой главной причиной агрессивного поведения детей является нежелание родителей разбираться  в его причинах, равнодушие к их эмоциональному миру.

Рассмотрев психологические особенности агрессивных детей, мы узнали, что существует мнение: агрессивных детей отличает неверная самооценка - завышенная или заниженная. Однако оказалось, что средний уровень самооценки агрессивных детей мало отличает их от остальных. Вместе с тем выяснилось, что у агрессивных детей более существенные расхождения между их самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников. Достаточно высоко оценивая себя, эти дети явно сомневаются в том, что сверстники относятся к ним хорошо.

Выяснили, что главной отличительной  чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них  как противник, как конкурент, как  препятствие, которое нужно устранить. Можно полагать, что это отношение  отражает особый склад личности, ее направленность, которая порождает  ее специфическое восприятие другого  как врага.

Всех агрессивных ребят объединяет одно общее свойство - неспособность понимать других людей. Оно не зависит ни от самооценки, ни от реального положения ребенка в группе. В его основе лежит особая структура самосознания ребенка: он фиксирован только на себе и изолирован от других. В мире и в других людях такой ребенок видит, прежде всего, себя и отношение к себе. Очевидно, что такое мировосприятие создает ощущение своего острого одиночества во враждебном и угрожающем мире, которое порождает все большее противостояние и отдаленность от других. Такой ребенок постоянно думает о том, как к нему относятся или как его оценивают окружающие, и остро аффективно переживает их отношение. Его Я находится в центре его мира и сознания; он постоянно рассматривает и оценивает себя глазами других, воспринимает себя через отношение окружающих. При этом другие могут осуждать его или бояться, восхищаться его достоинствами или подчеркивать его недостатки, уважать или унижать его.

Нами  были разработаны рекомендации по предупреждению агрессивного поведения и снятию агрессивности в детском возрасте.

Наша  гипотеза подтвердилась.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Агрессивное поведение у детей.[Электронный ресурс] // Мой компас:http: [web-сайт]. 16.12.2008. // <moikompas.ru/compas/agressia_deti> (26.01.2009.)
  2. Андриенко, Е.В. Социальная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений/ под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002.- 264с.
  3. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности [Текст] : учеб. пособие для специалистов и дилетантов / Г.Э. Бреслав.- СПб.: Речь, 2007.- 144с.
  4. Бэрон,Р. Агрессия [Текст]: уч. пособие: пер. с англ. / Р. Бэрон,Д. Ричардсон.— СПб.: Питер, 1997. - 330 с.
  5. Волкова, Е.М. Трудные дети или трудные родители? [Текст] / Е.М. Волкова.- М.: Профиздат,1992.
  6. Детская агрессивность. [Электронный ресурс] // Надежда: [web-сайт].31.10.2008. <http://www.babyblog.ru/user/Nadezhda/234415>(01.02.2009)
  7. Заостровцева, М.Н. Агрессивность дошкольников [Текст]: коррекция поведения / М.Н. Заостровцева, Н.В. Перешеина.- М.: ТЦ Сфера, 2006.- 112с.
  8. Зимина, И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования [Текст] / И.С. Зимина // Педагогика.- 2003.- №5.- С. 14-18.
  9. Змановская, Е.В. Девиантология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений/ Е.В. Змановская.- М.: Академия, 2003.- 288с.
  10. Игротерапия для детей и родителей. Игры, которые лечат. [Электронный ресурс] // Маленький. ру: [web-сайт]. 01.12.2006. <http://malenkiy.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=680&Itemid=7> (20.03.2009).
  11. Кудрявцева, Л. Типология агрессии у детей и подростков [Текст] / Л. Кудрявцева // Народное образование.- 2005.- №8.- С. 193-195.
  12. Кухранова, И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением [Текст] / И. Кухранова // Воспитание школьников.- 2002.- №10.- С. 31-32
  13. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. [Текст]: комплексная программа / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб.: Речь, 2003.- 190с.
  14. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых [Текст]: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - М.: Генезис, 2000.- 192с.
  15. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми [Текст]: цели, задачи и основные принципы / И.М. Марковская.- СПб.: Речь,2005. - 150с.
  16. Мурашова, Е.В. Понять ребенка [Текст]: психологические проблемы ваших детей / Е.В. Мурашова.- Екатеринбург: У-Фактория, 2004.- 280с.
  17. О причинах детской агрессивности[Электронный ресурс] //Полевая Елена. Источник: lychik.ru[web-сайт].30.11.2007.<http://puzkarapuz.ru/2007/11/30/o_prichinakh_detskojj_agressivnosti.html> (15.02.2009.)
  18. Общение дошкольника со сверстниками[Электронный ресурс] // Е.О. Смирнова: [web-сайт]. 05.10.2008. <http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301114.shtml> (05/02/2009).
  19. Пасечник, Л. Агрессивное поведение дошкольника [Текст] / Л. Пасечник// Дошкольное воспитание.- 2008.- №5.- С. 73-78
  20. Пасечник, Л. Агрессивное поведение дошкольника [Текст] / Л. Пасечник// Дошкольное воспитание.- 2008.- №6.- С. 84-89
  21. Практическая психология образования [Текст]: учеб. пособие 4-е изд. / под ред. И.В. Дубровиной.- СПб.: Питер, 2007.- 592с.
  22. Психология человека от рождения до смерти [Текст] психологическая энциклопедия / под общей редакцией А.А. Реана.- СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.- 656 с.
  23. Рекомендации родителям. [Электронный ресурс] // Сайт МОУ СОШ № 1: [web-сайт]. 13.07.2007. <http://www.26421alex1.edusite.ru/p34aa1.html> (20.03.2009)
  24. Родителям на заметку. [Электронный ресурс] // Проект 2092 [web-сайт]. 14.11.2008. <http://fio.novgorod.ru/projects/project2092/index.htm>(21.03.2009.)
  25. Севастьянова, Т. Избавляемся от агрессии с помощью игры[Текст] / Т. Севастьянова // Дошкольное воспитание.- 2008.- №12.- С. 77-80.
  26. Смирнова, Е. Когда малыш агрессивен [Текст] / Е. Смирнова// Педагогика.- 2003.- №5.- С. 12-13
  27. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей [Текст] / Т.П. Смирнова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.- 154 с.
  28. Смирнова, Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности [Текст] / Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева // Вопросы психологии.- 2002.- №1.- С. 17-26
  29. Трус, И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания [Текст] / И. Трус // Воспитание школьников.- 2002.- №10.- С. 31-32
  30. Фурманов, И.А. Детская агрессивность [Текст]: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов.- Минск: Ильин В.П., 1996.- 187 с.
  31. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения [Текст]: пособие для психологов и педагогов /И.А. Фурманов.- М.: ВЛАДОС, 2004.- 351 с.
  32. Чижова, С.Ю. Детская агрессивность[Текст] / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина.- Ярославль: Академия развития, 2007.- 160 с.

Информация о работе Анализ психологических особенностей проявления агрессивности в детском возрасте