Анализ психологических особенностей проявления агрессивности в детском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 06:22, дипломная работа

Краткое описание

Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет к драматическим последствиям. Как показывает опыт психолого-педагогической работы, жалобы на проявление детской агрессивности одно из наиболее распространенных явлений у родителей и педагогов в современном обществе.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАУКЕ
1.1 Основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии
1.2 Типология агрессивного поведения
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Развитие агрессивного поведения в детском возрасте
2.2 Варианты проявления детской агрессивности
2.3 Рекомендации по профилактике детской агрессивности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 119.40 Кб (Скачать файл)

Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и  при этом ему трудно понять, что  другому, то есть обиженному, плохо  или больно [6].

Таким образом, сравнивая разные типы "проблемных" детей, можно видеть, что они существенно различаются  по характеру своего поведения и  по степени трудностей, которые они  создают для окружающих. Одни из них постоянно дерутся, и приходится все время призывать их к порядку, другие всеми силами стремятся привлечь к себе внимание и выглядеть "хорошими", третьи прячутся от посторонних глаз и избегают всяких контактов.

Но, несмотря на эти очевидные различия в поведении детей, в основе почти  всех проблем лежат сходные причины. В общих чертах суть этих психологических  проблем можно определить как  фиксацию ребенка на оценке себя.

Главной причиной конфликтов ребенка  с собой и с другими является сосредоточенность на собственной  ценности и на том, "что я значу  для других". Такой ребенок  постоянно думает о том, как к  нему относятся, или как его оценивают  окружающие, и остро аффективно переживает их отношение. Его Я находится  в центре его мира и сознания; он постоянно рассматривает и  оценивает себя глазами других, воспринимает себя через отношение окружающих. При этом другие могут осуждать его  или бояться, восхищаться его  достоинствами или подчеркивать его недостатки, уважать или унижать  его. Но во всех случаях он уверен, что  окружающие думают только о нем, приписывает  им определенное отношение к себе и переживает его как реальное.

Самоутверждение, демонстрация своих  достоинств или сокрытие своих недостатков  остается главным мотивом поведения, при этом другие люди сами по себе вовсе  не интересуют ребенка [18].

 

2.3 Рекомендации по профилактике  детской агрессивности

 

Агрессивные дети нуждаются  в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается  в оказании посильной и своевременной  помощи ребенку [14].

Для того чтобы действительно  помочь детям, которые испытывают трудности  в поведении, педагогу необходимо выполнять следующие рекомендации:

- принимать ребенка таким,  каков он есть;

- предъявляя к ребенку  свои требования, учитывайте не  свои желания, а его возможности;

- расширяйте кругозор  ребенка;

- включайте ребенка в  совместную деятельность, подчеркивая  его значимость в выполняемом  деле;

- игнорируйте легкие проявления  агрессивности, не фиксируйте  на них внимание окружающих.

Бороться с агрессией  нужно: - терпением - это самая большая добродетель, какая может быть у педагога; - объяснением - подскажите ребенку, чем интересным он может заняться; - поощрением - если вы похвалите своего воспитанника за хорошее поведение, то это пробудет в нем желание еще раз услышать эту похвалу [29].

Конечно же, любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями агрессивного ребенка целесообразно проводить в двух направлениях:

- информирование(о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих);

- обучение эффективным  способам общения с сыном или  дочерью.

Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях, к проведению которых можно привлечь авторитетных специалистов. Кроме этого, для родителей агрессивных детей  будет полезна наглядная информация, размещенная на стендах в классе, в кабинете психолога, в группе детского сада, в вестибюле школы. Возможно, что, получив хотя бы минимум знаний о причинах становления агрессивного поведения, родители сами обратятся  за помощью к специалисту [13].

Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень  агрессивности. Но как, же это определить родителям? Для этого можно воспользоваться  критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими  психологами М. Альворд и П. Бейкер.

Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)

Ребенок:

1. Часто теряет контроль  над собой.

2. Часто спорит, ругается  со взрослыми.

3. Часто отказывается  выполнять правила.

4. Часто специально раздражает  людей.

5. Часто винит других  в своих ошибках.

6. Часто сердится и  отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро  реагирует на различные действия  окружающих (детей и взрослых), которые  нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок  агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев  в его поведении проявлялись  хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков [14].

Родителям необходимо знать  что, агрессивность ребенка проявляется, если:

  • ребенка бьют;
  • над ребенком издеваются;
  • ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
  • родители заведомо лгут;
  • родители пьют и устраивают дебоши;
  • родители воспитывают ребенка двойной моралью;
  • родители не требовательны и неавторитетны для своего ребенка;
  • родители не умеют любить одинаково своих детей;
  • родители ребенку не доверяют;
  • родители настраивают детей друг против друга;
  • родители не общаются со своим ребенком;
  • вход в дом закрыт для друзей ребенка;
  • родители проявляют к ребенку мелочную заботу и опеку;
  • родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят [23].

Что же делать родителям, как  вести себя с агрессивным ребенком? Нужно помнить и следовать  следующим правилам:

- первым делом нащупать  все болевые точки в семье;

- нормализовать семейные  отношения;

- ликвидировать все агрессивные  формы поведения среди близких, помня, что ребенок, видя все, подражает;

- принимать его таким,  какой он есть, и любить со  всеми недостатками;

- что-то, требуя от ребенка, учитывать его возможности, а не то, как Вам хотелось бы это видеть;

- попытайтесь погасить  конфликт еще в зародыше, направляя  интерес ребенка в другое русло;

- дать понять ему, что  он любим, даже если в семье  появился новорожденный.

- научить его общению  ос сверстниками, уделяя максимум  внимания при поступлении в  детский сад;

- при драчливости ребенка  главное – не разъяснить, а  предотвратить удар;

- помнить, что слово  может ранить малыша; [24]

- понимать ребенка!

Для преодоления детской  агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство  юмора, ответственность, такт [23].

Работа по профилактике детской  агрессивности обычно проводиться  в трех направлениях.

  1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
  2. Навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
  3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

Игры для снятия агрессии.

Работа с гневом.

«Обзывалки».

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты, ..., морковка!” Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: “А ты, .... солнышко!”» [14]

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых  детей. Следует проводить ее в  быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться  друг на друга не стоит.

«Два барана».

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность  «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и  мышечное напряжение, направить энергию  детей в нужное русло. Воспитатель  разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались  на мосту». Участники игры, широко расставив  ноги, склонив вперед туловище, упираются  ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно  дольше. Можно издавать звуки “Бе-е-е”».

Необходимо соблюдать  «технику безопасности», внимательно  следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы [14].

«Ноги топают».

Цель: снять раздражение, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Взрослый: «Скажите, бывало ли с вами так: вы сердитесь и вам  хотелось топнуть ногой? Чтобы раздражение  не мешало играть и заниматься делами, нужно от него избавиться. Лучший способ – топнуть изо всех сил ногой рядом с рисунком, изображающим следы. Мы поймем, что эти чувства «вышли» из нас, потому что наши стопы станут горячими и нам станет легче». Когда дети подтвердят, что стопы стали горячие, предложите нарисовать на карточке со ступнями солнышко. [25]

«Рубка дров».

Цель: помочь детям переключиться  на активную деятельность после долгой сидячей работы, почувствовать свою накопившеюся агрессивную энергию  и «истратить ее во время игры.

Скажите следующие: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или  видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В  каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы  вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте  кусок бревна на пень, поднимите  топор над головой и с силой  опустите его. Можно даже вскрикнуть “Ха!”».

Для проведения этой игры можно  разбиться на пары и, попадая в  определенный ритм, ударять по одной  чурке по очереди. [7]

Обучение навыкам  распознавания и контроля негативных эмоций.

«Зайчики»

Цель: дать ребенку возможность  испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их. Взрослый просит детей представить  себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость —  и направляет внимание детей на осознание  и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

Например, ведущий говорит: “Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены  у них лапки? Ощущаете, какие лапки  твердые, не гнутся!

Как палочки! Чувствуете, как  напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот  лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения”. [14]

«Знакомство со сказочными персонажами».

Цель: учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.

В гости к детям приходят два волшебника: добрый и злой. Они совершают разные поступки. В качестве игровых атрибутов можно использовать рисунки с изображением доброго и злого выражения лица волшебников. Дети определяют, какой волшебник добрый, а какой злой. [20]

«Эмоции героев».

Цель: выработка умений подбирать эмоции к соответствующим ситуациям.

Взрослый читает детям  сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с изображениями  различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает  на парте несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное  состояние героев в различных  ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой  был весел, грустен, подавлен…

В эту игру лучше играть либо индивидуально, либо в малой  подгруппе. Текст сказки не должен быть очень большим, должен соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы [7].

«Угадай чувство».

Цель: ознакомление с эмоциями и чувствами и выработка умений выражать их адекватно ситуации.

Для проведения упражнения необходимо заранее подготовить  карточки с изображениями или  названиями чувств (радость, огорчение, обида, вдохновение, благодарность  и тому подобное).

Участникам раздаются  эти карточки. Они знакомятся с  ними, не показывая окружающим. Каждому  нужно изобразить памятник тому чувству, которое написано на карточке. Задача группы – отгадать, какое чувство хотел изобразить выступающий. После завершения этой части работы группа рассаживается в круг и пытается объяснить, что значат эти чувства, в каких жизненных ситуациях они могут возникнуть.

Если чье-то сообщение  о своих чувствах вызвало желание  рассказать о жизненной ситуации, когда эти чувства испытывались, не нужно этому мешать [12].

Формирование  способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

«Глаза в глаза».

Цель: развивать в детях  чувство эмпатии, настроить на спокойный  лад.

Дети в парах держаться  за руки и, смотря друг на друга, молча, пытаются передать разные состояния: «я грущу», «я рассержен», «не хочу не с  кем разговаривать», «мне весело»  и так далее.

После игры необходимо обсудить с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадать, а какие трудно [7].

«Жужа».

Цель: учить детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами  окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь  об этом.

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей».

Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком  обидными [14].

Информация о работе Анализ психологических особенностей проявления агрессивности в детском возрасте