Анализ психологических особенностей проявления агрессивности в детском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 06:22, дипломная работа

Краткое описание

Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет к драматическим последствиям. Как показывает опыт психолого-педагогической работы, жалобы на проявление детской агрессивности одно из наиболее распространенных явлений у родителей и педагогов в современном обществе.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАУКЕ
1.1 Основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии
1.2 Типология агрессивного поведения
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Развитие агрессивного поведения в детском возрасте
2.2 Варианты проявления детской агрессивности
2.3 Рекомендации по профилактике детской агрессивности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 119.40 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

Анализ психологических  особенностей проявления агрессивности  в детском возрасте

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАУКЕ

1.1 Основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии

1.2 Типология агрессивного поведения

ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

2.1 Развитие агрессивного  поведения в детском возрасте

2.2 Варианты проявления  детской агрессивности

2.3 Рекомендации по профилактике  детской агрессивности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между  людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет к драматическим  последствиям. Как показывает опыт психолого-педагогической работы, жалобы на проявление детской агрессивности  одно из наиболее распространенных явлений  у родителей и педагогов в современном обществе.

Повышенная  агрессивность детей является одной  из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. В последние десятилетия серьезную тревогу общественности вызывает значительный рост детской преступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости детей и подростков. И число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:

- ухудшение  социальных условий жизни детей;

- кризисом  семейного воспитания;

- невниманием  образовательных учреждений к  нервно-психическому состоянию детей.

Свою  долю вносят и средства массовой информации, кино- и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия.

К сожалению, исторически сложилось так, что  проблема детской агрессивности  в отечественной психологии не получила должного развития, более того, в течение долгих лет эта тема была практически закрытой. Детская агрессия изучалась только в связи с разрешением конфликтов, так как в науке главенствовала установка, что агрессивные реакции могут возникнуть только у педагогически запущенных детей.

Агрессивность, как явление, привлекает к себе внимание исследователей в различных областях знаний.

Этой  проблемой в науке занимались: Бандура А., Бэрон Р., Берковиц А., Корнадт Г., Реан, Ричардсон Д., Фрейд З.,Фромм Э. и другие, но при этом, недостаточно психологической литературы, содержащей практические рекомендации по коррекции агрессии, а также закреплению навыков конструктивного поведения.

Между тем, особенно важной является помощь дошкольникам, агрессивность  которых находится только в стадии становления. Это позволяет предпринять  своевременные корригирующие меры.

В настоящее  время диагностика проявлений детской агрессивности представляет определенную сложность. С одной стороны, возрастная импульсивность детей, характерные для них эмоциональная возбудимость и чувствительность часто трактуется взрослыми как агрессивность. С другой – психологическая практика не может похвастаться большим количеством средств выявления индивидуальных качественных характеристик агрессивности и их возможных причин у детей.

Актуальность данной проблемы определяется необходимостью более глубокого изучения особенностей агрессивного поведения детей.

Для автора эта проблема наиболее актуальна и как для матери, и как для педагога. Для того чтобы не навредить, а помочь ребенку, нужно понимать, что происходит с ребенком, если он вдруг стал агрессивным, знать как вести себя при этом и что можно предпринять в конкретной ситуации.

Все вышесказанное  обусловило выбор темы нашей работы “Анализ психологических особенностей проявления агрессивности в детском возрасте”.

Объект работы: агрессивность.

Предмет работы: агрессивность в детском возрасте.

Цель работы: теоретически обосновать проблему агрессивности и выделить психологические особенности проявления агрессивности в детском возрасте.

Задачи работы:

  1. Проанализировать психологическую литературу по данной проблеме и определить сущность основных понятий «агрессия», «агрессивность».
  2. Рассмотреть типологию агрессивного поведения.
  3. Изучить специфику развития агрессивного поведения в детские годы.
  4. Охарактеризовать варианты проявления детской агрессивности.
  5. Разработать рекомендации по профилактике детской агрессивности.

Гипотеза - изучение особенностей проявления агрессивности в детском возрасте позволит: выделить основные факторы агрессивности, раскрыть варианты проявления детской агрессивности и разработать рекомендации по профилактике детской агрессивности.

Методы исследования:

  1. Анализ литературы по проблеме.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что описанные нами основные психологические особенности проявления агрессивности, ее варианты и причины формирования в детском возрасте помогут расширить знания о природе агрессивности и о механизмах регуляции агрессивного поведения детей.

Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные нами рекомендации по профилактике детской агрессивности можно с успехом использовать как родителям, так и педагогам в своей практической деятельности.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

 

 

ГЛАВА I. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАУКЕ

 

1.1Основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии

 

Слово «агрессия» (aggression) происходит от слова adgradi (где ad - на, gradus - шаг), которое в буквальном смысле означает «двигаться на», «наступать». Ближайшими словами-родственниками этого понятия являются «прогресс» (движение вперед, развитие) и «регресс» (движение назад). В первоначальном смысле «быть агрессивным» означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения». Агрессия - это осознанные действия, которыми причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному.

Исследователи агрессии имеют разные точки зрения на то, что она собой представляет, и следует ли ее расценивать как  положительное или как отрицательное явление [3].

Э. Фромм определяет агрессию как причинение ущерба не только живому, но и любому неживому объекту. Агрессивное поведение человека является, прежде всего, реакцией на физический и психический дискомфорт, стрессы, фрустрации (фрустрация - психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми или субъективно так воспринимаемыми препятствиями, возникающими на пути к достижению цели. Проявляется в виде гаммы эмоций). Кроме того, агрессивное поведение может выступать в качестве средства достижения какой-либо цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения. Это общий подход к пониманию агрессии, однако, для более объективного понимания проблемы нужно рассмотреть подробно [19].

З. Фрейд связывает агрессивность  с влечением к смерти. Агрессивность, по его мнению, представляет собой  некий постоянно присутствующий в организме подвижный импульс, обусловленный самой природой человека. Это инстинкт либо саморазрушения, либо разрушения другого индивида [7].

К. Лоренц считает, что влечение к агрессии встроено в психику человека, и  для своего проявления она не нуждается  во внешней угрозе или внутренней фрустрации. Она возникает спонтанно  и нуждается в разрядке. Биологическую  природу агрессивности, по его мнению, подчеркивают успехи селекционеров, выводящих  как агрессивные породы собак, петухов  и прочее, так и неагрессивные (такие как сенбернар, ньюфаундленд).

Того  же мнения придерживается и э. Фромм, отмечая: «Механизм оборонительной агрессии "вмонтирован" в мозг человека и животного и призван  сохранять их жизненно важные интересы от угроз...Необходимо строго различать агрессию биологическую, адаптивную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, от злокачественной агрессии, не связанной с сохранением жизни»[3].

Л. Берковиц отказался от постулирования обязательной связи агрессии с фрустрацией и ввел две промежуточные переменные. Так, в качестве звеньев, связывающих фрустрацию и агрессию, выступают, во-первых, гнев, озлобление (они возникают, когда достижение целей блокируется извне) и, во-вторых, готовность действовать агрессивно, что существенно зависит, от «пусковых раздражителей», которые связываются с источником фрустрации [19].

В теории, предложенной А. Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическое  социальное поведение, которое усваивается  и поддерживается в основном точно  так же, как и многие другие формы  социального поведения. Согласно Бандуре, исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов: 1) способов усвоения подобных действий, 2) факторов, провоцирующих  их появление и 3) условий, при которых они закрепляются [4].

Поэтому, существенное значение здесь уделяется  обучению, влиянию первичных посредников  социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение  родителей может выступать в  качестве модели агрессии и, что у  агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети [30].

Г. Корнадт отмечает, что агрессия связана с гневом, вызванным препятствием на пути к достижению цели, угрозой или причинением боли, а торможение агрессии — с ожиданием негативных последствий ее проявления.

Он  считает, что процесс социализации состоит в развитии ответных реакций, принятых в обществе, в котором  живет индивид.

Научение  определенным навыкам в системе  «сигнал - ответ» требует, во первых вознаграждения или подкрепления, а во вторых, наличия некоторого мотивационного процесса или драйва; при этом под драйвом понимается сильный стимул, который побуждает организм к действию. В рамках этой концепции детскую агрессию рассматривают как результат специфического социального научения [19].

Итак, следует  принять, что агрессия в человеке заложена биологически. Это механизм, позволивший homosapiens в очень давние времена выжить среди более приспособленных и сильных животных. В последующем, решив эти задачи, агрессия не исчезла, а по мере развития человека и образования общества, попала под контроль социальных норм и функций [3]. Сам термин «агрессия» в целом имеет нейтральное значение. По сути, агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе [9].

В структурном  виде агрессия проявляется в виде агрессивного поведения или агрессивных  действий. «Это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в  физическом и психологическом отношении  жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и тому подобные состояния. Психологически выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением». Агрессивные действия выступают в качестве:

  1. средства достижения какой-либо значимой цели.
  2. способа психологической разрядки.
  3. способа удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении[3].

Агрессивность надо рассматривать как готовность, предрасположенность  человека к реализации агрессивной  модели поведения. В этом случае агрессия есть модель поведения, обеспечивающая адаптацию человека, одним из способов удовлетворения актуальных потребностей в кризисной ситуации развития и  жизнедеятельности (стресса, депривации, фрустрации) [31].

Агрессивное поведение  складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального, волевого. Познавательный компонент заключает в себе понимание  ситуации, выделение объекта и  обоснование мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент  представляет собой легкое возникновение  отрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости. Наконец, волевой  компонент - это целеустремленность, настойчивость, решительность и  инициативность (качества сами по себе вполне положительные). Степень выражения  компонентов в этой триаде может  варьироваться. Все они связаны  с физиологическими свойствами личности - темпераментом, интроверсией и экстраверсией и прочим [3].

Агрессия принимает  самые разнообразные формы —  явные или латентные. Несмотря на то, что термин «агрессия» обычно употребляется  для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и  на более позитивные проявления, например активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях и так далее.

Наиболее  же привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии  с целью навредить кому-то, причинение вреда себе и самоубийстве [9].

В современной  психологии различают понятия «агрессия» и агрессивность». Первое обычно рассматривается как отдельные действия, поступки, второе - как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. Люнгитюдные исследования показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни [3].

Информация о работе Анализ психологических особенностей проявления агрессивности в детском возрасте