Акцентуации характера в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

На основе теоретического анализа литературы, нами была выдвинута следующая гипотеза: дети подросткового возраста имеют различные типы акцентуаций характера, оказывающие существенное влияния на становление личности.
Задачи исследования:
Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по выбранной проблематике.
Определить преобладающие типы акцентуаций характера в подростковом возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…..….…………………..………………………......……………3
ГЛАВА I. Теоретическое изучение акцентуаций характера в подростковом возрасте....………....................................5
1.1. Психологические особенности подросткового возраста..................................5
1.2. Теоретические подходы к изучению характера...............................................10
1.3. Понятие акцентуации характера. Акцентуация характера в подростковом возрасте…………………...........................................................................................12
Глава II. Классификации акцентуаций характера…………….33
2.1. Акцентуации характера по К. Леонгарду…………………………………….20
2.2. Акцентуации характера по К. Личко……………………………………..….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………..…………………..33
список литературы………….....……………..……..………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

акцентуации характтера в подростковом возрасте.docx

— 50.83 Кб (Скачать файл)

Наибольшую  популярность в психологии нашли  следующие классификации акцентуаций  характера:

Тип акцентуированной личности, по К. Леонгарду

Тип акцентуации характера, по А. Е. Личко

Лабильный

Лабильный циклоид

Сверхподвижный

Эмотивный

Лабильный

Демонстративный

Истероидный

Сверхпунктуальный

Психастенический

Ригидно-аффективный

Неуправляемый

Эпилептоидный

Интравертный

Шизоидный

Боязливый

Сенситивный

Неконцентрированный или неврастенический

Астено-невротический

Экстравертный

Конформный

Слабовольный

Неустойчивый

-

Гипертимный

-

Циклоидный


Таб. 1.

 

Глава II

Классификации акцентуаций  характера

2.1. Акцентуации характера по  К. Леонгарду

Акцентуации характера –  это чрезмерно выраженные его  черты. Акцентуации являются сравнительно устойчивыми свойствами личности, делают ее поведение предсказуемой и, с  другой стороны, снижают приспособляемость  в новых обстоятельствах. Могут  быть выявлены в наблюдении или типологическом тестировании.

Известный психиатр Карл Леонгард выделял следующий ряд акцентуаций. В попытках руководствоваться положениями  Леонгарда стоит помнить о  том, что он был все-таки психиатр, а не организационный психолог. Если качество характера устойчиво проявляется  под действием стресса, и незаметно  в нормальной ситуации, говорят о  скрытой акцентуации. Другие типологии  личности предлагают иной перечень акцентуаций, но некоторые из нижеописанных типов  включены в большинство типологий.

  • Истероидный или демонстративный тип, характеризует ненасытная жажда внимания, потребность в одобрении и признании действий и способностей.
  • Гипертимный тип — характеризуется высокой степенью общительности, шумливостью, подвижностью, склонностью к озорству.
  • Астеноневротический — повышенная утомляемость при общении, раздражительность, склонность к тревожным опасениям за свою судьбу.
  • Психастенический — нерешительность, склонность к бесконечным рассуждениям, любовь к самоанализу, мнительность.
  • Шизоидный — замкнутость, скрытность, отстраненность от происходящего вокруг, неспособность устанавливать плодотворные контакты с окружающими.
  • Сенситивный — робость, стеснительность, обидчивость, чрезмерная чувствительность, впечатлительность, чувство собственной неполноценности.
  • Эпилептоидный (возбудимый) — склонность к повторяющимся периодам тоскливо-злобного настроения с накапливающимся раздражением и поиском объекта, на котором можно сорвать злость. Обстоятельность, низкая быстрота мышления, эмоциональная инертность, педантичность и скрупулезность в личной жизни, консервативность.
  • Эмоционально-лабильный — крайне изменчивое настроение, колеблющееся слишком резко и часто от ничтожных поводов.
  • Инфантильно-зависимый — люди, постоянно играющие роль «вечного ребенка», избегающие брать на себя ответственность за свои поступки и предпочитающие сваливать ее на других.
  • Неустойчивый тип — постоянная тяга к развлечениям, получению удовольствий, праздность, безделье, безволие в учебе, труде и выполнении своих обязанностей, слабость и трусливость.

 

2.2. Акцентуации характера по А.Е. Личко

А.Е. Личко на основании клинико-психологических  исследований выделяет следующие типы акцентуации:

Гипертимный тип отличается неугомонностью, шумливостью, подвижностью, общительностью, склонностью к озорству, неусидчивостью, приподнятым настроением. Им свойственна переоценка собственной личности, тяга к компаниям, подчас асоциальным.

Навязчивые мысли и действия свойственны психастеникам. Акцентуации  по психастеническому типу выражаются в повышенном самоанализе и самобичевании, робости, тревожной мнительности, «умственной жвачке», навязчивых состояний страха, моторной неловкости и нерешительности.

Шизоидному типу свойственны раздвоенность, замкнутость "аутизм", эмоциональная холодность, трудность в межличностных взаимоотношениях, склонность к вычурной фантазии, символике, "философской интоксикации". В качестве коммуникативного допинга используется алкоголь. Шизоиды обнаруживают неуклюжесть и вычурность в психомоторной сфере, раздвоенность сознания

Возбудимый тип характеризуется импульсивностью поступков.

При эпилептоидном типе акцентуации злобная гневность и жестокость уживаются с бережливостью, педантизмом и аккуратностью, повышенной ревнивостью, стремлением к властвованию. Алкогольное опьянение усиливает агрессию и сопровождается беспамятством, садомазохистическими наклонностями.

Циклоидному типу свойственны склонность к колебаниям настроения (период подъема с активностью, шутливостью), алкоголизации (до одной - двух недель) может сменяться понижением настроения до степени, не доходящей до истинной депрессии (субдепрессия). Мелкие неприятности тогда переносятся тяжело. Появится вялость, скука, разбитость, стремление к одиночеству.

Главной чертой лабильного типа является крайняя неустойчивость настроения, меняющегося от ничтожного повода. Это люди настроения, сиюминутного каприза, чуткие к знакам внимания, привязывающиеся к родным и близким. У лабильных циклоидов фаза упадка короче (один - два дня).

Сензитивный тип отличается впечатлительностью, тягой к интеллектуально-эстетическим увлечениям, переживаниям своей неполноценности. Астено-невротинеский тип проявляется капризностью, раздражительностью, плохим сном и аппетитом, ипохондричностью.

Неустойчивый тип характеризуется легкой подчиняемостью, безынициативностью. Эти лица часто попадаются в сомнительные компании, склонны к отклоняющемуся (делинквентному) поведению, азартным играм, удовольствиям, праздному безделью.

Паранойяльная акцентуация характеризуется чрезмерной подозрительностью, напряженностью, недоверчивостью.

Истероидный тип отличается эгоцентризмом, стремлением во что бы то ни стало обратить на себя внимание. Они любят выслушивать только похвалу в свой адрес, часто претендуя на роль лидера. Однако чувства их неглубоки, воля ослаблена, авторитет невысок, тем более что они склонны к патологическому фантазированию и лжи. Если на первое место у истероидных личностей выступает стремление вызвать удивление и почитание, демонстративность поступков, то можно говорить о демонстративной (К. Леонгард) разновидности этого типа акцентуации. Во всех поступках такого типа наблюдаются явная наигранность, неестественность и позерство, даже в интимной сфере у них много игры и театральности.

Конформный тип акцентуации характеризуется растворением личности в окружающих. Эти лица мимикрируют под любое окружение, поэтому, попав в хороший микросоциальный коллектив, они могут стать исполнительными работниками, в ином случае нарушают нормы поведения <за компанию>, например спиваются.

Преобладающим среди обследованных  студентов актерских факультетов  театральных высших образовательных учреждений является циклоидный, истероидный, конформный, эмоционально-лабильный, среди студентов физико-технических - шизоидный, паранойяльный, психастенический типы.

Выявленные по методу СМИл экспрессивные личности включают в себя клинически выраженные черты демонстративного и гипертимного типа.

 

2.3. Характеристика типов личности по Дж.Холланду

Согласно типологии личности американского  психолога Дж.Холланда, различают  шесть психологических типов  людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный (стандартный), предприимчивый, артистический.

Каждый тип характеризуется  определенными особенностями темперамента, характера и т.д. В связи с этим определенному типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов. Отнесение людей к тому или иному психологическому типу осуществляется с помощью опросника.

1. Реалистичный тип

«Мужской» тип. Обладает высокой эмоциональной зависимостью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т.п. характерны невербальные способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях, как физика, экономика, химия, спорт.

 

2. Интеллектуальный тип

Характерны аналитический ум, независимость  и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседе чаще является передатчиком информации, в основном - интроверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: математика, география, геология, творческие профессии.

 

3. Социальный тип

Отличается выраженными социальными  умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независимо от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медицина, педагогика.

 

4. Конвенциальный тип

Отдает предпочтение структурированной  деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще  преобладают  невербальные (особенно счетные) способности. Наиболее  предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.

 

5. Предприимчивый тип

Выбирает цели и задачи, позволяющие  проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в познании, предприимчивость, не которая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Эти способности наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях, как дипломат, менеджер, директор, брокер.

 

6. Артистический тип

В отношениях с окружающими опирается  на свое воображение и интуицию. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. Хорошо развито восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертированности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные  черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего  обнаруживается избирательная  уязвимость в отношении определенного  рода психогенных воздействий при  хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

В зависимости  от степени выраженности было выделено две степени акцентуации характера: явная и скрытая.

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится  к крайним вариантам нормы. Она  отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. В подростковом возрасте особенности  характера часто заостряются, а  при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего  сопротивления", могут наступать  временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к  обычным вариантам нормы. В обыденных  условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или  не проявляются совсем. Однако черты  этого типа могут ярко выявиться  под влиянием тех ситуаций и психических  травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего  сопротивления". Психогенные факторы  иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.

 

Библиографический список

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология, М., 1997, - 537с
  2. Возрастная и педагогическая психология под ред. Гамезо и др. М.,1984, - 310с
  3. Выгодский Л.С. Психология подростка//Собр.соч.: В6т. М.,1984, - 357с
  4. Кон И.С. Психология ранней юности, М.,1988, - 85с
  5. Кон И.С. Психология старшеклассника, М.,1982, - 125с
  6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет, М.,1997, - 172с
  7. Леонгард К. Акцентуированные личности под ред. В.М.Блейхера, Киев,1989, - 374с
  8. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, Ленинград,1983, - 255с
  9. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога, М.,1996
  10. Основы психологии: практикум Л.Д.Столяренко, Ростов н/Д, 2003, - 70с
  11. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология, М.,1975, - 315с
  12. Поливанова Л.Б. Психологическое содержание подросткового возраста//Вопросы психологии №5,1992, - 137с
  13. Психология (словарь) под ред. А.В.Петровского М.Г. Ярошевского, М.,1990, - 45с
  14. Психология современного подростка под ред. Д.И.Фельдштейна, М.,1987
  15. Рабочая книга школьного психолога под ред. И.В.Дубровиной, М.,1991, - 254с
  16. Райс Филипп Психология подросткового и юношеского возраста, Питер, 2000, - 656с
  17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании, М.,1996, - 375с
  18. Солдатова Л.В. Профориентация старших школьников, В.,1989, - 51с
  19. Столяренко Л.Д. Основы психологии, Ростов н/Д, 2002, - 245с
  20. Сыэрд Юхан. Индивидуальность подростка и выбор профессии, Таллин,1988, - 160с
  21. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту под ред. И.В.Дубровиной, М.,1987, - 173с
  22. Французова Л.Я. Человек и профессия, Горький,1989, - 75с
  23. Щербакова Н.М. Левинцева М.Я. Психологические методики для определения характера, Иркутск,1996, – 155с.

Информация о работе Акцентуации характера в подростковом возрасте