Адаптация гиперактивных детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать рекомендации для учителей и родителей по организации взаимодействия с гиперактивными детьми.
Объект исследования: процесс адаптации гиперактивных школьников к обучению в школе.
Предмет исследования: рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с гиперактивными детьми.

Содержание

Введение……………………………………………….………………….…….3

Глава 1. Теоретические основы изучения гиперактивного поведения детей
1.1. Сущность и возрастная динамика гиперактивного поведения…………6
1.2. Причины формирования и проявления
гиперактивного поведения…............................................................................10

Глава 2. Управление процессом адаптации гиперактивных детей как условие успешного обучения
2.1. Рекомендации по организации взаимодействия с
гиперактивными детьми……………………………...………………..….…..24

Заключение……………………………...……………..…………………..…31

Список литературы………………...…………..............................................27

Приложение………………………………………………….……………..…32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по гиперактивности.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает.

Но:

  • ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми (вспомните свое детство);
  • сравнивать ребенка можно только с самим собой и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителей. В чем бы ни был успешен ребенок, страдающий школьной неуспеваемостью, в спорте, домашних делах, в рисовании, конструировании и т.д., ему ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в других школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному. 
    Родители должны терпеливо ждать успехов. Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают не за что-то, а вопреки всему.

Это можно сделать следующим образом.

  • Не показывайте ребенку свою озабоченность его школьными успехами.
  • Искренне интересоваться школьной жизнью ребенка и смещать фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурств, экскурсий и т.п.
  • Подчеркивать, выделять в качестве значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогая тем самым обрести веру в себя.

Благодаря такой девальвации школьных ценностей, можно предупредить самый отрицательный результат - неприятие, отвержение школы, которая в подростковом возрасте может перейти в асоциальное поведение.

Таким образом, нельзя допустить, чтобы ребенок был замкнут на своих школьных неудачах, ему надо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен самоутвердиться, а в последствии это скажется и на школьных делах. Чем больше родители фиксируют ребенка на школе, тем это хуже для его личности.

Психологи рекомендуют организовывать работу с гиперактивными детьми, руководствуясь следующими правилами.

1. Работать с ребенком в начале  дня, а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку  ребенка.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать    физкультминутки.

4. Быть драматичным, экспрессивным  педагогом, интересным для ребенка.

5. Снизить требования к аккуратности  в начале работы, чтобы сформировать  чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время  занятий рядом со взрослым.

7. Использовать физический контакт (прикосновения, поглаживания, массаж).

8. Учить выражать свои эмоции (но не разрушительным способом).

9. Договариваться с ребенком  о тех или иных действиях  заранее.

10. Давать короткие и конкретные  инструкции (но не более 10 слов).

11. Использовать гибкую систему  поощрения и наказания.

12. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

13. Предоставлять ребенку возможность  выбора.

14. Оставаться спокойным.

15. Завести собаку и выгуливать  обоих в любую погоду.

         Рекомендации, разработанные для учителей, способствуют  эффективной организации учебно-воспитательного процесса.

1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи  в учебе вознаграждайте. Не жалейте  устно похвалить ребенка, если  он успешно справился даже с небольшим заданием.

2. Изменяйте режим урока –  устраивайте минутки активного  отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией.

3. В классе желательно иметь  минимальное количество отвлекающих  предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как с синдромом часто забывают его.

4. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребенка – в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.

5. Направляйте лишнюю энергию  гиперактивных детей в полезное  русло – во время урока попросите  его вымыть доску, собрать тетради  и т.д.

6. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.

7. На определенный отрезок времени  давайте лишь одно задание. Если  ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

8. Давайте задание в соответствии  с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.

9. Создавайте ситуации успеха, в  которых ребенок имел бы возможность  проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.

10. Совместно с психологами помогите  ребенку адаптироваться в условиях  школы и классном коллективе  – воспитывайте навыки работы  в школе, обучайте необходимым  социальным нормам и навыкам общения.

 

Рекомендации, разработанные для родителей, помогают организовать процесс социализации гиперактивных детей.

  1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.
  2. Наказание, как и поощрение, должно следовать быстро и незамедлительно, то есть быть максимально приближенным к неправильному поведению.
  3. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.
  4. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».
  5. Поручите ему часть домашних дел, которые нужно выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и не в коем случае не выполняйте их за него.
  6. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, учеба в школе, выполнение домашних заданий.
  7. Введите бальную или знаковую систему вознаграждения: (можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).
  8. Избегайте завышенных или наоборот заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
  9. Если вы хотите добиться того, чтобы гиперактивный ребенок выполнял указания и просьбы, надо научиться давать для него инструкции. Указания должны быть немногословны и содержать не более 10 слов. В противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит вас. Выполнение указаний и просьб необходимо проконтролировать.
  10. Определите для ребенка рамки поведения – что можно и что нельзя. Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы. Несмотря на наличие определенных недостатков, гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
  11. Не навязывайте ребенку жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
  12. Вызывающее поведение вашего ребенка – его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.
  13. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Повесьте на стене подробный распорядок и апеллируйте к нему как к закону. Награждайте ребенка за его соблюдение.
  14. Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев должен быть неярким, успокаивающим, преимущество отдается голубому цвету. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок (с перекладиной для подтягивания, гантелями для соответствующего возраста, эспандерами, ковриком и др.).
  15. Если ребенку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.
  16. Создайте необходимые условия для работы. У ребенка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.
  17. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное возбуждающее действие.
  18. Тщательно дозируйте впечатления. Избыток приятных впечатлений тоже вреден. Но совсем лишать ребенка развлечений не стоит. Однако если вы видите, что он начал перевозбуждаться, лучше уйти. Только не преподносите это как наказание. Лучше сказать: «Ты устал, пойдем. Тебе нужно отдохнуть».
  19. По возможности постарайтесь оградить ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению.
  20. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.
  21. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.
  22. Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка.
  23. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание. Но не переутомляйте ребенка.
  24. Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Каждому надо быть в чем-то «докой». Задача родителей – найти занятия, которые бы «удавались» ребенку и повышали его уверенность в себе. Они будут «полигоном» для выработки стратегии успеха. Хорошо, если в свободное время ребенок будет занят своим хобби. Однако не следует перегружать ребенка занятиями в разных кружках, особенно в таких, где значительные нагрузки на память и внимание, а также, если ребенок особой радости от этих занятий не испытывает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Психологическая готовность к школьному обучению — одна из важнейших проблем организации процесса обучения гиперактивных школьников. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся.

Проблема психологической готовности к школьному обучению связана излишней активностью данных детей. Анализ игровой и учебной деятельности свидетельствует, что возможность принятия детьми учебных задач может служить одним из показателей психологической подготовленности ребенка к школьному обучению. Эта способность соответствует выделяемым Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым двум этапам в учебной задаче — принятию задачи и выделению и овладению общим способом ее решения. Вопрос об условиях и источниках возникновения и развития данной способности привел нас к изучению общения в аспекте проблемы психологической готовности к школьному обучению.

Полученные нами данные имеют непосредственное отношение ко многим важнейшим проблемам организации процесса обучения гиперактивных школьников. Они могут способствовать решению таких фундаментальных теоретических вопросов психологии, как механизмы смены ведущих деятельностей и роль общения в психическом развитии ребенка, многочисленные проблемы, связанные с формированием полноценной учебной деятельности, в том числе ее предпосылки в дошкольном периоде детства, и т. д.

Мы полагаем, что результаты нашего исследования помогут разработать более совершенные формы и методы воспитательной работы организации процесса обучения гиперактивных школьников. Немаловажно и то обстоятельство, что оптимальные условия возникновения и развития указанных компонентов психологической готовности к школьному обучению создаются внутри сюжетно-ролевой игры, игры с правилами и режиссерской игры. Традиционные формы школьного обучения, не предусматривающие никаких видов и форм обучения таких детей, надеемся, наша работа поможет в адаптации детей к школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Байярд Роберт т., Байярд Джин. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей [Текст] / Пер. с анг. - М.: Просвещение, 1991. - 224с.
  2. Бреслав Г.М. Уровни активности учения школьников и этапы формирования личности [Текст] // Формирование активности учащихся и студентов в коллективе.  - Рига, 1989. - 99с.
  3. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. [Текст] - М.: Изд-во Института   Психотерапии, 2001. -   296с.
  4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. [Текст] - СПб.: Издательство "Питер", 2000. - 528с.
  5. Бурменская Г.А., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психологического развития детей. [Текст] - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 158с.
  6. Добсон Дж. Непослушный ребенок. Практическое руководство для родителей. [Текст] - М.: Пенаты, 1992. - 152с.
  7. Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. [Текст] - №1. - 1999. - С.31-36. 
  8. Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей [Текст] // Школьный психолог. - №4. - 2000. - С.2-6.
  9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь "особому" ребенку. [Текст] - СПб: Сфера, 1998. - 96с.
  10. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. [Текст] -  М.:НИИ семьи, 1997. - 64с.
  11. Кучма В.Р., Брязгунов И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). [Текст] - М.: Олег и Павел, 1994.  -  98с.
  12. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей в России. [Текст] - М.: РАРОГЬ,1997. - 67с.
  13. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.  [Текст] - М.: Генезис, 2000.  - 192с.
  14. Монина Г., Лютова Е. Работа с "особым" ребенком [Текст] // Первое сентября. - №10. - 2000. - С.7-8.
  15. Окленд В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психологии [Текст] / Пер. с англ. - М.: Независимая фирма "Класс", 2000.- 336с.
  16. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общая редакция Астапова В.М., Микадзе Ю.В. [Текст] - СПб: Питер, 2001. - 384с.
  17. Рабочая книга школьного психолога[Текст]  / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. - 211с.
  18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образования: Учебное пособие. [Текст] - М.: ВЛАДОС, 1996. - 529с.
  19. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. [Текст] - Минск: Харвест, 1997. - 800с.
  20. Степанов С.В. В поисках тормозов [Текст] // Школьный психолог. - №4. - 2000. - С.9-10.
  21. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения  детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. [Текст] - С., 1997. - 258с.
  22. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. [Текст] - СПБ.: ИМАТОН, 1997.- 136с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не нумеровать!!!

Приложение 1

 

Анкета для педагога

В какой степени выражены нижеперечисленные признаки у ребенка?

Проставьте соответствующие цифры: 0 - отсутствие признака, 1- присутствие в незначительной степени; 2- присутствие в умеренной степени, 3- присутствие в выраженной степени.

Признаки

Баллы

1

2

3

 

4

5

6

 

7

8

 

9

10

Беспокоен, извивается, как уж.

Беспокоен, не может оставаться на одном месте.

Требования ребенка должны выполнятся немедленно.

Задевает, беспокоит других детей.

Возбудимый, импульсивный.

Легко отвлекается, удерживает внимание на короткий период времени.

Не заканчивает работу, которую начинает.

Поведение ребенка требует повышенного внимания учителей.

Не старателен в учебе.

Демонстративен в поведении (истеричен, плаксив).

 
 

Общее число баллов

 

Если  результат 11 и более баллов для девочек и 15 и более балов для мальчиков, вам необходимо показать ребенка специалисту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Анкета для родителей

Появились у ребенка в возрасте до 7 лет следующие признаки, наблюдались ли они более 6 месяцев? Принимается только "Да" (1 балл) или "Нет" (0 баллов).

Признаки

 Баллы

1

 

 

2

 

3

4

5

 

6

7

 

8

 

9

10

11

 

 

12

 

13

 

 

14

Суетливые движения руками и ногами или, сидя на стуле, извивается ( у подростков может быть субъективное чувство нетерпеливости)

С трудом остается на стуле при выполнении каких-либо занятий

Легко отвлекается на посторонние стимулы

С трудом ожидает очереди для вступления в игру

Отвечает на вопросы, подумав и раньше, чем вопрос закончен.

С трудом исполняет инструкции других.

С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях.

Часто переключается с одного незаконченного дела на другое.

Во время игр беспокоен.

Часто чрезмерно разговорчив.

В разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение, в детских играх часто является "мишенью".

Часто кажется, что не слышит, что сказано ему или ей.

Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в классе (игрушки, карандаши, книги и др.).

Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например. бежит по улице "без оглядки"

 
 

Общее число баллов

 

Информация о работе Адаптация гиперактивных детей к обучению в школе