Агрессивность детей 5-6 лет и коррекционная работа с ними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в изучении сущности и предпосылок возникновения агрессивности у детей дошкольного возраста и определение организационно-содержательных аспектов ее профилактики.
Задачи:
1. Раскрыть научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику проявления агрессивности детей дошкольного возраста.
3. Выявить и обосновать сущностные и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста.
4. Раскрыть возможности выявления и изучения агрессивности детей дошкольного возраста.
5.Рассмотреть организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
1.1 Научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления
1.2 Психолого-педагогическая характеристика проявления агрессивности у детей дошкольного возраста
1.3 Сущность и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста
Глава II. Практические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
2.1 Выявление и изучение агрессивности детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
2.2 Организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
2.3 Примерная программа работы с детьми 5-6 лет по профилактике агрессивности
2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

2.агрессивность.docx

— 135.23 Кб (Скачать файл)

Отправляют царю другой текст:

“Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь:

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку”.

Царь наказал ждать его возвращения, а завистницы снова подменили  гонцу бумагу.

Дети! Кто помнит, что написали ткачиха  с поварихой и сватьей бабой  Бабарихой?

Да, они придумали, как извести  царевну с сыном, посадив их в  бочку, и бросили в океан.

Кто хочет сказать, какое это  чувство - хорошее или плохое? А  кто из вас знает пословицы  или поговорки о зависти? (Если дети затрудняются, то я говорю две-три пословицы).

· Злой плачет от зависти, а добрый - от радости.

· Завистью ничего не сделаешь.

· В зависти нет ни проку, ни радости.

Да, зависть - плохое чувство.

Но человек для полноты жизни  должен прожить все эмоциональные  состояния без исключения. Кроме  положительных эмоций - любви, радости, просто хорошего настроения, - мы испытываем и отрицательные - злость, гнев, зависть. Проблематично не само их существование, а то, как мы умеем с ними справляться. Испытывать долго эти эмоции вредно для здоровья - можно даже заболеть. Кроме того, завистники вызывают у  других людей неприязненное к  себе отношение, их не любят и стараются  с ними не дружить.

Зависть - не просто неприятное чувство. Завидующий человек рано или поздно обязательно за это расплачивается. Кстати, в “Сказке о царе Салтане” об этом очень смешно написано: Царевич, превратившись в шмеля, услышал  завистливые речи бабы Бабарихи, и  наказал её, больно нажалив своим  шмелиным жалом.

Композитор Римский-Корсаков написал  по этой сказке оперу, и в ней эпизод со шмелём звучит так интересно, что  сразу можно понять, что шмель  кружит над завистницей, то поднимаясь ввысь, то молнией опускаясь на голову и сердито поражает её своими жгучими  укусами.

(Звучит фрагмент оперы “Сказка  о Царе Салтане” под названием  “Полет шмеля”).

А вам когда-нибудь приходилось  испытывать самим зависть? Или, может  быть, вы вспомните, когда вам кто-то позавидовал?

Попробуйте сейчас представить  ситуацию, когда вы испытывали чувство  зависти, и попробуйте увидеть, почувствовать, ощутить, где именно в теле это  находится.(Спрашиваю каждого ребенка). Какого оно цвета? А какой формы?

А теперь закройте глаза и попробуйте представить образы своей зависти, или зависти, которую испытывал  кто-то.

Дети! Сегодня мы научимся снимать  с себя это отрицательное эмоциональное  состояние. Есть два простых и  даже веселых способа избавления от зависти.

1. Это упражнение. Оно называется  “Трюк Тарзана”. Сначала посмотрите  и послушайте, как это сделаю  я, а затем мы проделаем это  вместе. (Показываю упражнение).

Встаньте. Спина прямая. Глубоко  вдыхаем и запасаемся новой, доброй энергией, а при выдохе громко кричим, колотя себя кулачками по груди: “А-а-а!!” (как Тарзан в фильме).

Второй способ избавления от зависти - превращение её в образы и прорисовывание.

Вы уже умеете рисовать втроем, договариваться, что, где и как  вы нарисуете. Сегодня я предлагаю  вам нарисовать образ своей зависти, но втроем на одном листе, так, чтобы  получилась одна картина. Что для  этого надо?

1. Спросить мнение каждого, кто  и что хочет нарисовать.

2. Договориться, кто и где расположит  свой образ.

В процессе работы помните, что вы отвечаете не только за себя, но и  за то, как старается ваш друг - советуйте, помогайте.

В конце занятия рассматриваем  рисунки и подводим итог: “Если  я почувствовал зависть, то не должен ей подчиняться. Не надо сдерживать ее, как и не слишком открыто ее выражать. Я могу выразить свою зависть  смешным упражнением “Трюк Тарзана” или прорисовать свою зависть  на бумаге, избавившись, таким образом, от отрицательных эмоций.

Таким образом, можно заключить, что  через упражнения и прорисовывание своих негативных эмоциональных  состояний, дети учатся не загонять глубоко  в подсознание свою злость, а знают, как освободиться и не копить в  душе негатив.

Дети порой приходят в замешательство, когда испытывают бесконтрольную злость по отношению к людям. Прорисовывая и исполняя упражнения на снятие негативных эмоций, дети учатся не только освобождаться, но при этом еще и правильно  понимать и принимать себя такими, какие они есть - сердитыми, злыми.

Умение принимать и прощать  себя важно для психического здоровья детей. Этого не умеют делать даже многие взрослые. Поэтому очень важно  начинать обучать принятию себя, начиная  уже с дошкольного возраста.

Итак, мы рассмотрели примерную  программу по профилактике агрессивности  с детьми старшего дошкольного возраста, целями которой являлись: знакомить  детей с разными эмоциями: радостью, любовью, злостью, гневом, страхом, завистью; учить детей различать эмоции по схематическим изображениям (пиктограммам); учить понимать свои чувства и  чувства других людей, уметь говорить об этом; учить детей активно воспринимать предложения «инициатора»: высказывать  свое отношение к предложению, соглашаться  словами благодарности или в  корректной форме выражать свое несогласие и объяснять его, то есть формировать  позицию партнера; формировать заинтересованное отношение к деятельности партнеров  как участников общего дела (оказать  помощь, дать совет и т.д.); формировать  умение высказывать и отстаивать свое мнение; развивать эмпатию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента

После проведения обучающего эксперимента было организовано контрольное обследование, имеющее цель определить эффективность  проделанной работы по профилактике агрессивного поведения с детьми старшего дошкольного возраста.

Контрольное обследование проводилось  по тем же методикам, что и до проведения занятий программы. В результате были получены следующие данные:

Приведем здесь итоговый уровень  выполнения заданий по всем четырем  методикам (табл.6 и диагр.6):

Таблица 6 Оценка уровня агрессивности  детей-дошкольников по четырём методикам  на контрольном этапе эксперимента

 

Ф.И. ребёнка

Результаты по методикам

Выводы об уровне агрессивности

 
   

1

2

3

4

   

1

Костя А.

СЛ

СР

СЛ

СЛ

СЛ

 

2

Тимур Р.

В

СР

СР

СР

СР

 

3

Аня Б.

СЛ

СР

СЛ

СЛ

СЛ

 

4

Виктор З.

В

СР

В

СР

СР

 

5

Игорь К.

СЛ

СР

СЛ

СЛ

СЛ

 

6

Катя Л.

СР

СЛ

СР

СР

СР

 

7

Коля Л.

СР

СЛ

СР

СР

СР

 

8

Артем Т.

В

СР

СР

СР

СР

 

9

Никита П.

СЛ

СЛ

СР

СЛ

СЛ

 

10

Андрей П.

СР

СР

СЛ

СЛ

СР

 

11

Кирилл Р.

СЛ

СЛ

СР

СР

СР

 

12

Ксюша С.

СР

СР

В

СР

СР

 

13

Аня С.

В

СР

СР

СЛ

СР

 

14

Герман Х.

СР

В

СР

СЛ

СР

 
               

Примечание:

П - Повышенный уровень агрессивности

В - Высокий уровень агрессивности

СР - Средний уровень агрессивности

СЛ- Слабый уровень агрессивности

Диаграмма 6. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по четырём методикам на контрольном этапе эксперимента

По результатам четырёх методик  на контрольном этапе эксперимента: 28,57% детей имеют слабый уровень  агрессивности, 71,43% средний, 0% высокий  и 0% повышенный уровень агрессивности.

По результатам контрольного этапа  эксперимента можно сделать вывод, что из 14 детей у четверых выявлен  слабый уровень агрессивности.

Средний уровень агрессивности - у  десятерых детей.

Дети, имеющие на констатирующем этапе  эксперимента высокий и повышенный уровень агрессивности (Тимур Р., Виктор З., Артем Т., Ксюша С.), на контрольном  этапе показали средний уровень.

Высокий и повышенный уровни агрессивности  по результатам четырёх используемых методик на контрольном этапе  не были выявлены у детей данной экспериментальной группы.

Вывод: мы видим улучшение результатов, что свидетельствует о благоприятном и успешном проведении работы по профилактике агрессивности детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, наша гипотеза о том, что

- процесс профилактики агрессивности  детей дошкольного возраста - это  система педагогических действий, направленных на предупреждение  деструктивных форм поведения  детей, данный процесс будет  эффективным, если реализуются  следующие педагогические условия:

- выявляются и изучаются предпосылки  возникновения агрессивности у  дошкольников;

- реализуется программа работы  с детьми дошкольного возраста, основанная на научении детей  способам конструктивного взаимодействия.

- подтверждена.

Заключение

В заключении можно сделать следующие  выводы.

Агрессивность - это способ поведения  человека, через которое он выражает свое отношение к окружающим. Это  может быть способ защиты или способ отношения человека к негативным параметрам жизни, но наиболее настораживает  детская агрессивность.

Детская агрессивность есть комплексное, личностное образование, а причинами  агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушения  в мотивационной, эмоциональной, волевой  или нравственной сферах), так и  социально-психологические факторы (дезинтеграция семьи, нарушение  эмоциональных связей в системе  детско-родительских отношений, особенности  стиля воспитания).

Обзор взаимосвязи между стилем семейного руководства, отношений  родителей к ребенку и агрессивным  поведением позволяет прийти к заключению, что это факторы, которые предопределяют агрессивное поведение ребенка. Особенно это будет сказываться  на детях младшего дошкольного возраста, т.к. семья (до прихода ребенка в  детское учреждение) является первым этапом социализации ребенка.

Агрессивные дети, как правило вырастают  в семьях, где дистанция между  родителями и детьми огромна, где  мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской  агрессивности безразличное или  снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.

Отсюда, работу по коррекции и профилактике агрессивного поведения у детей  дошкольного возраста следует начинать не только с самим ребенком, но и  с его родителями.

Важнейшим условием эффективной профилактики становления агрессивных форм поведения  является изменение отношения к  окружающим людям и выработку  социальных навыков решения проблем  неагрессивным путём. Такие изменения  маленьких агрессоров медленно, но верно ведут к искоренению  факторов, предрасполагающих агрессивных  детей к опасным выпадам против других людей.

Профилактическая работа с семьёй агрессивного ребёнка предполагает восстановления доверительных отношений  с родителями агрессивного ребёнка, формирование родительских просоциальных  норм, установок, а также привлечение  к активному взаимодействию семьи  в предупреждении агрессии со стороны  их ребёнка. Необходимо отметить, что  недостаток ласки, внимания, доброты  в раннем детстве ведёт к снижению эмпатии и усилению агрессивности, дефицит родительского тепла  ребёнок испытывает на всех последующих  этапах своего развития.

Таким образом, актуальной проблемой  на сегодняшний день в воспитании агрессивных детей, при определенной несформированности у них навыков  коммуникации, является обучение их умению эффективно общаться, снижение агрессивных  тенденций в поведении, снятие защитных реакций, обособленности, включение  в жизнь группы, накопление опыта  положительного взаимодействия.

Нами было проведено экспериментальное  исследование, состоящее из трех этапов - констатирующий этап, формирующий  этап и контрольный этап эксперимента. В результате было выявлено, что  после проведения занятий по составленной нами примерной программе профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, результаты улучшились и мы выявили снижение уровней  агрессивности.

Информация о работе Агрессивность детей 5-6 лет и коррекционная работа с ними