Агрессивность детей 5-6 лет и коррекционная работа с ними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в изучении сущности и предпосылок возникновения агрессивности у детей дошкольного возраста и определение организационно-содержательных аспектов ее профилактики.
Задачи:
1. Раскрыть научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику проявления агрессивности детей дошкольного возраста.
3. Выявить и обосновать сущностные и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста.
4. Раскрыть возможности выявления и изучения агрессивности детей дошкольного возраста.
5.Рассмотреть организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
1.1 Научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления
1.2 Психолого-педагогическая характеристика проявления агрессивности у детей дошкольного возраста
1.3 Сущность и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста
Глава II. Практические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
2.1 Выявление и изучение агрессивности детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
2.2 Организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
2.3 Примерная программа работы с детьми 5-6 лет по профилактике агрессивности
2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

2.агрессивность.docx

— 135.23 Кб (Скачать файл)

Диаграмма 4. Оценка уровня агрессивности  детей-дошкольников по методике «Несуществующее  животное» (автор С.Л. Колосова)

Примечание:

П - Повышенный уровень агрессивности

В - Высокий уровень агрессивности

СР - Средний уровень агрессивности

СЛ- Слабый уровень агрессивности

Таблица 5 Оценка уровня агрессивности  детей-дошкольников по четырём методикам  на констатирующем этапе эксперимента

 

Ф.И. ребёнка

Результаты по методикам

Выводы об уровне агрессивности

 
   

1

2

3

4

   

1

Костя А.

СЛ

СР

СР

В

СР

 

2

Тимур Р.

В

СР

В

В

В

 

3

Аня Б.

В

СР

СЛ

СЛ

СР

 

4

Виктор З.

В

В

В

В

В

 

5

Игорь К.

П

СР

СЛ

СЛ

СР

 

6

Катя Л.

СР

СЛ

СР

СР

СР

 

7

Коля Л.

СР

СЛ

СР

СР

СР

 

8

Артем Т.

П

П

П

П

П

 

9

Никита П.

СР

СР

СР

В

СР

 

10

Андрей П.

В

СР

СЛ

СЛ

СР

 

11

Кирилл Р.

СЛ

СЛ

СР

СР

СР

 

12

Ксюша С.

В

СР

В

СР

В

 

13

Аня С.

В

В

СР

СЛ

СР

 

14

Герман Х.

СР

В

СР

В

СР

 
               

Диаграмма 5. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по четырём методикам на констатирующем этапе эксперимента

По результатам констатирующего  этапа эксперимента можно сделать  вывод, что из 14 детей у четверых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности.

Средний уровень агрессивности - у  десятерых детей, они отличаются тем, что негативно относятся  к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым.

Слабый уровень агрессивности  по результатам четырёх используемых методик не был выявлен у детей  экспериментальной группы.

Таким образом, по результатам констатирующего  этапа эксперимента, мы выявили, что  из 14 детей в особом внимании нуждаются 4 детей, у которых выявлен высокий  и повышенный уровень агрессивности. Это следующие дети:

- Р. Тимур (высокий уровень  агрессивности)

- З. Виктор (высокий уровень агрессивности)

- Т. Артем (повышенный уровень  агрессивности)

- С. Ксения (высокий уровень агрессивности)

Психолого-педагогическая характеристика на каждого из четверых детей представлены в приложении 7.

Данным детям присуще такое  поведение: враждебность, гнев; рассказывание  историй с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.

Так, например, из беседы с воспитателем, мы выяснили, что Т.Артем (повышенный уровень агрессивности) часто в  группе, если ему что-то не нравится, старается от всех отвернуться и  играть самостоятельно, если ему начинают мешать, например, отнимают игрушку, он очень злится и может зачинить драку с обидчиком. Но в то же время  он как-то хочет привлечь к себе внимание, если первым выполнил задание, непременно тут же хочет его показать (тянет  руку), когда группа идёт на прогулку, всегда стремится пойти за руку с  воспитателем, и если кто-то препятствует этому, он обязательно оттолкнет, постарается  завладеть рукой.

Девочка С.Ксения (высокий уровень  агрессивности) мало общается со сверстниками, бывает погружена в себя, задумчива. В игре со сверстниками ведет себя достаточно агрессивно, толкает детей, кричит, если ей что-то не нравится. Ксюша  вообще довольно своеобразно ведет  себя в группе. У нее свой особый мир, который открыт для окружающих, но многим не понятен. Она все делает по-своему, что подтверждается результатами оценок воспитателей: для нее характерны негативизм и раздражительность.

Мы предполагаем, что причинами  агрессивного поведения детей являются в большей степени ситуация в  семье ребенка. Родители практически  не говорят детям о своих чувствах, детям мало «достается» теплых слов, нежных касаний, и поэтому соответственно сами дети с трудом вспоминали (а  многие не могли назвать ни единого  слова) теплые, хорошие слова, которые  они говорили своим маме и папе. В семьях агрессивных детей дистанция  между родителями и детьми огромна, родители мало интересуются развитием  детей, детям не хватает тепла  и ласки, отношение у родителей  к проявлению детской агрессивности  безразличное или снисходительное, в качестве дисциплинарных воздействий  вместо заботы и терпеливого объяснения родители предпочитают силовые методы, особенно физические наказания. Также  одной из причин агрессивного поведения  детей может является и неограниченный просмотр телевизионных передач, особенно передач и художественных фильмов  с элементами агрессии и насилия. Таким образом, обозначилась насущная необходимость обучения детей с  агрессивным поведением открытому  проявлению своих чувств, переживаний, показывая им способы как общения  детей друг с другом, так и способы  выхода из разных негативных эмоциональных  состояний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Организационно-содержательные  аспекты профилактики агрессивности  детей дошкольного возраста

Дошкольники нуждаются в понимании  и поддержке взрослых, поэтому  главная задача специалистов в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку - это главное условие  профилактики агрессивности.

Направления профилактической работы в ДОУ с дошкольниками включают:

· обучение агрессивных детей способам саморегуляции, умением владеть  собой;

· обучение дошкольников приемлемым способам выражения гнева;

· отработка навыков общения  в конфликтных ситуациях;

· формирование таких качеств как  эмпатия и доверие;

· работа с родителями агрессивных  детей.

Работа с родителями предполагает индивидуальную работу в форме консультаций и обучения эффективным способам общения со своим ребёнком (например, тренинг детско-родительских отношений); групповую в виде родительских собраний и просвещения, т.е. информирования об агрессивности в детском возрасте.

Работу с родителями агрессивных  детей целесообразно проводить  в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины  ее появления, чем она опасна для  ребенка и окружающих) и обучение эффективным способам общения с  ребенком [29].

Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях, консультациях  и в «Уголке психолога». Когда  мать или отец осознают необходимость  коррекционной работы с ребенком, психологу можно начинать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком

Представляется необходимым на ранних стадиях развития личности обучать  цивилизованным способам выхода гнева  и саморегуляции поведения, чтобы  уже к 5-6 годам у ребенка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась  способность к адаптации и  саморегуляции [24].

Основными способами снижения агрессивности  детей дошкольного возраста являются: игры, хоровое пение, участие в  самодеятельности; творческая деятельность (лепка, рисование, пересказ, придумывание сказок, сочинение стихов); песочная терапия; сказкотерапия, аутогенная тренировка; упражнения на устойчивость к стрессу.

Остановимся подробнее на двух последних  аспектах снижения агрессивности, которые  практикуем с детьми от 3,5 лет. Аутогенная тренировка (AT) - метод психотерапии, основанный на самовнушении. Aутогенную тренировку желательно проводить под медленную приятную музыку. Дети сидят на стульях в произвольной удобной позе или лежат на кроватях. Глаза должны быть закрыты. Многие фразы повторяются два раза. AT имеет четыре фазы: 1) расслабление мышц и расширение сосудов; 2) сюжетное воображение; 3) самопрограммирование; 4) закрепление. Эффективней проводить AT перед сном [24].

Представляемые образы (лес, поляну, море…) можно менять, а после сеанса желательно обмениваться впечатлениями, хорошо, если дети опишут картины, которые  им представлялись. После аутогенной тренировки целесообразно показать слайды: бабочек, цветы, лес, водопад  и т.п.

Установка на расслабление может даваться детям в стихотворной образной форме:

Глаза закрыли, гладкий лоб и  губы без движения, разжаты зубы, спит язык, лицо без напряжения.

И шея вялая совсем и мягкая как  вата, всё напряжение из неё умчалось прочь куда-то…

И руки брошены лежат, тряпичны без  движения, и пальцы ватные, сквозь них  уходит напряжение.

Всё тело, грудь, живот, спина - беспомощны, воздушны, мы дышим ровно и легко, мы ветерку послушны.

Спокойна каждая нога, лежит и  отдыхает, не шевельнуться через них  усталость вытекает.

Мы словно таем и парим, о добром лишь мечтаем, и мышца каждая у  нас блаженно отдыхает. Мы отдохнули, силы к нам, энергия - вернулись. Мы потянулись от души, друг другу улыбнулись.[36]

Упражнения, направленные на развитие устойчивости к стрессу могут  также применяться в целях  профилактики агрессивного поведения. Перед упражнениями дети должны сделать  несколько традиционных упражнений для разминки и настроиться на правильное выполнение упражнений на устойчивость к стрессу. Очень важно  настойчиво убеждать дошкольников, что  в процессе занятия и после  него они будут лучше себя чувствовать, им будет легче дышаться, придут хорошее настроение, спокойствие, поэтому  они сами должны стремиться к этому, стараться добросовестно выполнять  упражнения и представлять эти улучшения (Приложение 8).

Агрессивные дети, как правило, имеют  низкий уровень эмпатии. Агрессивных  же детей чаще всего не волнуют  страдания окружающих, они даже представить  себе не могут, что другим людям может  быть неприятно и плохо. Поэтому, если агрессор сможет посочувствовать  жертве, его агрессия в следующий  раз будет слабее. Именно с этой целью в работе с агрессивным  ребёнком используются упражнения по формированию чувства эмпатии.

Исследователем Холтом полученные данные свидетельствуют о том, что  человек, постоянно подавляющий  свой гнев, более подвержен риску  психосоматических заболеваний  таких, как крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень и др. Именно поэтому  от гнева необходимо освобождаться. Важно научиться самим и научить  детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными  способами. Опыт показывает, что у  детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения взрослого негативные эмоции, а вслед за этим услышавших о себе что-то приятное - уменьшается  желание действовать агрессивно. Помочь детям доступным способом выразить гнев поможет упражнение «Мешочек для криков» или игра «Обзывалки», «Листок гнева» [29].

Сказкотерапия как способ преодоления  агрессивности используется в работе с детьми дошкольного возраста. Сказка - это образ, принадлежащий и взрослому  миру и миру ребёнка. В каждой сказке заложен философский, духовный смысл. На занятиях могут использоваться народные или авторские художественные сказки, затем идёт обсуждение по сказке, задаются вопросы.

Песочная терапия помогает ребёнку  с помощью построения песочных картин отразить все свои переживания, негативные чувства на песке. Ребёнок выступает  организатором среды, где чувствует  себя комфортно и защищенно, где  у него есть собственное пространство, где он -- Творец. Для снятия физического  напряжения ребёнка использовать игры с песком, водой и глиной.

Ребёнку, в поведении которого наблюдается  большое количество признаков агрессивности, необходима помощь психолога и врача [36].

В качестве примера тренингов по профилактике агрессивности и умению общаться представим мульттренинг «Дружба» и тренинг «Пойми меня» для  детей старшего дошкольного возраста.

Мульттренинг «Дружба» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: личностное развитие ребенка.

Задачи: развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, позитивное социальное поведение; поддерживать у детей интерес друг к другу, желание приносить своими поступками радость окружающим, сотрудничать; формировать благоприятный психологический климат группы.

Информация о работе Агрессивность детей 5-6 лет и коррекционная работа с ними