Агрессивность детей 5-6 лет и коррекционная работа с ними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в изучении сущности и предпосылок возникновения агрессивности у детей дошкольного возраста и определение организационно-содержательных аспектов ее профилактики.
Задачи:
1. Раскрыть научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику проявления агрессивности детей дошкольного возраста.
3. Выявить и обосновать сущностные и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста.
4. Раскрыть возможности выявления и изучения агрессивности детей дошкольного возраста.
5.Рассмотреть организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
1.1 Научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления
1.2 Психолого-педагогическая характеристика проявления агрессивности у детей дошкольного возраста
1.3 Сущность и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста
Глава II. Практические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
2.1 Выявление и изучение агрессивности детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
2.2 Организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
2.3 Примерная программа работы с детьми 5-6 лет по профилактике агрессивности
2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

2.агрессивность.docx

— 135.23 Кб (Скачать файл)

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана. Исследование можно считать завершенным. Но, учитывая актуальность проблемы по профилактике агрессивного поведения дошкольников, ее изучение может быть продолжено, например, по такому направлению, как  изучение причин агрессивности у  детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Список литературы

1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие [Текст] / Под ред.  Н.М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2004 - 336 с.

2. Адлер, А. Практика и теория  индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер. - М., 1995. - 36 с.

3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические  труды [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: 1996. - 232 с.

4. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Изд-во  МГУ, 1988.

5. Берон, Р. Агрессия [Текст] / Р.  Берон, Д. Ричардсон. - СПб., 2008.

6. Бодалев, Л.А. Восприятие человека  человеком [Текст] / Л.А. Бодалев. - М.: Изд-во ЛГУ, 1965.

7. Божович, Л.И. Психология формирования  личности [Текст] / Л.И. Божович. - М., 1995.

8. Бреслав, Г.М. Эмоциональные  особенности формирования личности  в детстве [Текст] / Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика, 1995.

9. Бютнер, К. Жить с агрессивными  детьми [Текст] / К. Бютнер. - М., 1991. - 88 с.

10. Буянов, М.И. Беседы о детской  психиатрии [Текст] / М.И. Буянов. - М., 2008. - 255 с.

11. Буянов, М.И. Ребёнок из неблагополучной  семьи [Текст] / М.И. Буянов. - М., 2008. - 207 с.

12. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций [Текст] / Ю.В. Василькова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

13. Ватова, Л. Как снизить агрессивность  детей [Текст] // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 6.- с.55-58.

14. Волкова, Е.В. Скажем «нет!»  агрессии! [Текст] / Психологическая  газета.- 2007.- №5-6.- с.17-21.

15. Выготский, Л.С. Проблема возрастной  периодизации детского развития [Текст] // Вопросы психологии. - 1972. - №2.

16. Выготский, Л.С. Собр.соч. [Текст] / Л.С. Выготский. В 6 т. - М.,1982 - Т.1.

17. Давыдов, В.В. Принципы развития  в психологии [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Изд-во АНН СССР, 1987.

18. Детский психолог [Текст] / Под  ред. Е.И.Рогова. - Вып.1. - Ростов на  Дону, 2008.

19. Дьяченко, М.И. Психологический  словарь-справочник [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Харвест,  М.: АСТ, 2007.

20. Зотова, О.И. Проблемы отклоняющегося  поведения: Психологические проблемы  социальной регуляции поведения  [Текст] / О.И. Зотова. - М.: Наука, 1996.

21. Иванова, Л.Ю. Агрессивность,  жестокость и отношение к их  проявлениям [Текст] / Л.Ю. Иванова. - М., 1993.

22. Исследования по проблемам  возрастной и педагогической  науки [Текст] / Под ред. М.И.Лисиной. - М., 1980. - 214 с.

23. Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Ковалев. - 3-е изд., перераб.  и доп. - М., 1985.

24. Колосова, С.Л. Детская агрессия [Текст] / С.Л. Колосова. - СПб.: Питер, 2008. - 224 с.

25. Кон, И.С. Открытие «Я» [Текст] / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1978.

26. Копченова, Е.Е. Что стоит  за агрессивностью дошкольников [Текст] // Психолог в детском саду.- 2009.- №1.-с.64-66.

27. Корнеева, Е.Н. Если в семье  конфликт [Текст] / Е.Н. Корнеева.- Ярославль:  Академия развития: Академия холдинг, 2007.

28. Краткий психологический словарь  [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. -М.: Политиздат, 1990.

29. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь,  боюсь, хвастаюсь и радуюсь.  Программы эмоционального развития  детей дошкольного и младшего  школьного возраста: практическое  пособие [Текст] / С.В. Крюкова,  Н.П.Слободяник.- М.: Генезис, 2003.

30. Крич, Д. Несправедливость, агрессия, справедливость [Текст] // Вопросы психологии. - 1992. - №112.

31. Куликов, Л.В. Психические состояния  [Текст] / Л.В. Куликов. - М.: Просвещение, 1990.

32. Лазурс, Р.С. Теория стресса  и психологические исследования. Эмоциональный стресс [Текст] / Р.С.  Лазурс. - Л., 1990.

33. Левитов, Н.Д. Фрустрации как  один из видов психических  состояний [Текст] // Вопросы психологии. - 2008.- №6.

34. Левитов, Н.Д. Психологическое  состояние агрессии [Текст] // Школьный  психолог. - 2007. - №6.

35. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические  произведения [Текст] / А.Н. Леонтьев. В 2 т.- М.: Просвещение, 1989.

36. Лютова, Е.К. Шпаргалка для  взрослых. Психокоррекционная работа  с гиперактивными, агрессивными, тревожными  и аутичными детьми [Текст] / Е.К.  Лютова, Г.Б. Монина.- М.: Генезис, 2006.

37. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. - СПб, 2007.

38. Минаева, В.М. Развитие эмоций  дошкольников. Занятия. Игры [Текст] / В.М. Минаева. - М., 1999.

39. Нравственность, агрессия, справедливость [Текст] // Вопросы психологии. - 1992 г,  № 1-2.

40. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф.  Обухова.- М.: Тривола, 1995.

41. Психологические механизмы регуляции  социального поведения. Сб. статей [Текст] / Отв. ред. М.И. Бобнева. - М.: Наука, 1989.

42. Психология формирования и  развития личности [Текст] / Под ред.  Д.И.Фельдштейна. - М., 1981.

43. Паренс, Р. Агрессия наших детей  [Текст] / Р. Паренс. - М.: Наука, 1997.

44. Румянцева, Т.Р. Понятие агрессивности  в современной зарубежной психологии [Текст] // Вопросы психологии. - 1991. - № 1.

45. Смирнова, Е.О. Психологические  особенности и варианты детской  агрессивности [Текст] // Вопросы  психологии.- 2008.- №1.

46. Смирнова, Е.О. Агрессивные дети // Дошкольное образование.- 2003.- №5.-с.62-67.

47. Фрейд, А. Психология «Я»  и защитные механизмы [Текст] / А. Фрейд. - М., 1993.

48. Фурманов, И.А. Детская агрессивность:  психодиагностика и коррекция  [Текст] / И.А. Фурманов. - Мн.: Ильин, 2006.

49. Чижова, С.Ю. Детская агрессивность: 100 ответов на родительское почему? [Текст] / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. - Ярославль, 2007. - 49 с.

50. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические  труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Знание, 1986.

51. Эмоциональное здоровье вашего  ребенка [Текст] / Под ред. Жилина  К.Д. - М., 2008. - 257 с.

Приложение 1

Понимание агрессивности старшими дошкольниками

 

ВОПРОС

ОТВЕТЫ

агрессивных детей

ОТВЕТЫ

неагрессивных детей

 

1.Каких людей ты считаешь агрессивными?

Маму и папу, потому что они ругаются, бьют, дерутся

(50% опрошенных детей)

Индейцев, бандитов, охотников, потому что  они убивают людей и животных(63% мальчиков, 80% девочек)

 

2.Как бы ты поступил, если бы  встретился с агрессивным взрослым?

Дрался, ударил бы

(83% мальчиков, 27% девочек),

Обрызгала, испачкала

(36% девочек)

Прошёл бы мимо, отвернулся(83% мальчиков, 40% девочек)

Позвала бы на помощь знакомых(50% девочек)

 

3.Как бы ты поступил, если бы  встретился с агрессивным мальчиком(девочкой)?

Стал бы драться(92% мальчиков, 54% девочек)

Убежала бы(36% девочек)

Ушёл бы, убежал(83% мальчиков, 50% девочек)

 

4.Считаешь ли ты себя агрессивным?

Нет - 88% мальчиков, 54% девочек

Да - 12% мальчиков, 46% девочек

Нет - 92% мальчиков, 100% девочек

Да - 8% мальчиков

 
       

Приложение 2

Стили родительского воспитания (в  ответ на агрессивные действия ребёнка)

 

Стратегия

воспитания

Конкретные

примеры

стратегии

Стиль

поведения

ребёнка

Почему

ребёнок так

поступает

 

Резкое подавление агрессивного поведения  ребёнка

«Прекрати!»

«Не смей так говорить».

Родители наказывают ребёнка.

Агрессивный ребёнок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные  эмоции в другом месте и в другое время.

Ребёнок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения.

 

Игнорирование агрессивных вспышек  ребёнка

Родители делают вид, что не замечают агрессии ребёнка или считают, что  ребёнок ещё мал.

Агрессивный ребёнок продолжает действовать  агрессивно.

Ребёнок думает, что делает всё правильно, его агрессивные формы поведения  закрепляются в черту характера.

 

Родители дают возможность ребёнку  выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают  вести себя агрессивно по отношению  к другим.

Если родители видят, что ребёнок  разгневан, они могут вовлечь  его в игру, которая снимет его  гнев. Родители объясняют ребёнку, как  надо себя вести в определённых ситуациях.

Скорее всего, ребёнок научится управлять  своим гневом.

Ребёнок учится анализировать различные  ситуации и берёт пример со своих  тактичных родителей.

 
         

Приложение 3

Анкета для родителей, разработанная  Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. в 1992 г.

ИНСТРУКЦИЯ: «Уважаемые родители, пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, касающихся поведения Вашего ребенка!»

1. Временами кажется, что в  него вселился злой дух.

Да__________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

2. Он не может промолчать, когда  чем-то недоволен.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________ 
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

4.Иногда ему без всякой причины  хочется выругаться.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

5. Бывает, что он с удовольствием  ломает игрушки, что-то разбивает,  потрошит.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

6.Иногда он так настаивает  на чем-то, что окружающие теряют  терпение.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

7. Он не прочь подразнить животных.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

8. Переспорить его трудно.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

9. Очень сердится, когда ему кажется,  что кто-то над ним подшучивает.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

10. Иногда у него вспыхивает  желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

11. В ответ на обычные распоряжения  стремится сделать все наоборот.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

12. Часто не по возрасту ворчлив.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

13. Воспринимает себя как самостоятельного  и решительного.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

14. Любит быть первым, командовать,  подчинять себе других.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

15. Неудачи вызывают у него  сильное раздражение, желание  найти виноватых.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

Информация о работе Агрессивность детей 5-6 лет и коррекционная работа с ними