Агрессивное поведение детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 22:05, реферат

Краткое описание

Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста. Психолого-педагогическая работа с подростками в период кризиса.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.rtf

— 242.68 Кб (Скачать файл)

     Раскрытие причин и характера агрессивности детей и подростков требует проведения определённой классификации [7; 23].

     В различной литературе по данной тематике упоминается о ряде работ зарубежных исследователей, которые предложили разделение на две группы:

     Подростки с социализированными формами антиобщественного поведения, для которых не характерны психические, эмоциональные расстройства.

     Подростки, отличающиеся несоциализированным агрессивным поведением, для которых характерны различные психические нарушения.

     В отечественной психологии существует несколько типов классификаций. Некоторые исследователи отклоняющегося поведения считают необходимым в качестве основы считать психофизиологические различия детей, другие - психосоциальное развитие.

     Существует несколько классификаций трудных подростков, наиболее распространенная следующая:

     с педагогической запущенностью;

     с социальной запущенностью (нравственно испорченных);

     с крайней социальной запущенностью [2; 77].

     Также выделяют:

     глубоко педагогически запущенные подростки;

     подростки с аффективными нарушениями;

     конфликтные дети (неуживчивые) [3; 46].

     Обширные материалы, добытые Л.М.Семенюк на основе анализа документации школ, бесед с учителями, родителями, соседями об интересах, отношениях каждого конкретного подростка с сверстниками, взрослыми, его особенностях, взглядах, различных сторонах поведения, в процессе тестирования, анкетирования, обследования детей с помощью опросников, сочинений и наблюдений, позволили ей выделить четыре группы [13; 63]:

     Подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению. Им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессивность.

     Подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отличающиеся обострённым индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счёт притеснения слабых и младших. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.

     Подростки, у которых конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отличающиеся односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессия.

     Подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определённых интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. Для них характерно заискивающее поведение перед старшими и более сильными товарищами. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм [13; 64].

     Приведённые классификации агрессивности подростков основываются на комплексе свойств личности, типичных для определённой группы подростков. Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении позволяет конкретнее наметить приёмы воспитательной работы с целью коррекции агрессивного поведения подростков.

     Подростковый кризис

 

     Вопрос о подростковом кризисе, о кризисном характере перехода от детства к взрослости до настоящего времени является достаточно спорным.

     Значение понятия подросткового кризиса прошло путь от «благотворного» в XIX веке, отражающего преодоление болезни и возвращения к здоровью, к «злокачественному», означающему сегодня какую-либо патологию. Это понятие одновременно имеет массу значений, свойственных самому понятию кризиса: перекресток дорог, решающий поворот, прыжок в неведомое, испытание, успех или катастрофа. [10; 12]

     Сегодня в психологической литературе можно найти, по крайней мере, два понимания подросткового кризиса. С одной стороны, акцент ставится на идее перелома, внезапных изменений в ходе развития, влекущих за собой значительные перемены в поведении, образе мыслей и представлениях; с другой стороны - преобладает понимание кризиса, как психологических нарушений, сопровождающихся страданиями, тревогами, подавленностью, целым рядом трудностей невротического характера, что обуславливает дезадаптацию в повседневной жизни.

     Известно, что для подросткового кризиса ранее применялась такая характеристика, как «нормальная патология». В свою очередь понятие «критический период» часто используется в общеязыковом смысле с целью подчеркнуть значимость этапа в общем ходе развития. Кроме того, оно применяется и в том смысле, в котором это понятие было заимствовано психологией из эмбриологии, где оно служит характеристикой периода онтогенеза, отличающегося повышенной уязвимостью, особой чувствительностью организма или его части к повреждающим воздействиям, что распространяется и на психологические характеристики. [10; 13 ]Применительно к подростковому возрасту это образно объяснил Л.С. Выготский, указывая, что все особенности переходного периода вытекают из несоответствия или расхождения трех точек созревания - социально-культурного, общеорганического и полового, он писал о подростковом возрасте: «Сам по себе это возраст мощного подъема, но вместе с тем возраст нарушенного и неустойчивого равновесия, возраст развития, которое разветвилось на три отдельные русла, и именно подъем, лежащий в основе этого возраста, делает его особенно критичным. В самом деле, сам по себе подъем труден и ответственен. То же самое явление, которое на путника, идущего по ровной дороге, не окажет заметного воздействия, может стать труднейшим препятствием, иногда опрокидывающим, для путника, идущего в гору». [4; 167].

     Процесс созревания складывается из кризиса и из синтеза, представляющих различные моменты одной и той же волны развития» [4; 32].

     Симптомы кризиса - это классические симптомы практически любого из кризисов детского возраста: строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, недооценка взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшиеся, протест-бунт. Некоторые авторы добавляют сюда также ревность к собственности. Этот тип кризиса широко описан в литературе и часто носит название «кризис независимости». Ревность к собственности у подростков выражается в требовании не трогать у него ничего на столе, не входить в его комнату, а главное - «Не лезть ему в душу». Остро ощущается переживание внутреннего мира - вот та главная собственность, которую оберегает подросток и ревниво защищает от других.

     Второй путь противоположен: это чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, возврат к старым интересам, вкусам, формам поведения. Описание подобного протекания возрастного кризиса в литературе крайне редко - в работе Б.Л. Ланды, посвященный кризису 3-х лет - «кризис зависимости». Применительно к подростковому возрасту этот вариант не описан. Вместе с тем наблюдения и клиническая работа с подростками (около 450 случаев) свидетельствуют, что он встречается в 10-12% случаев. [10; 43]

     Если «кризис независимости» - это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых правил, норм, то «кризис зависимости» - возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. И то и другое - варианты самоопределения. В первом случае это: «Я уже не ребенок», во втором - «Я - ребенок, и хочу оставаться им».

     На то, что у подростка, переживающего кризис, эти две тенденции существуют, указывают и экспериментальные данные, полученные А.М. Прихожаном по модифицированной методике Б. Заззо «Выбор золотого возраста». [10; 60] Суть модификации состояла в приведении методики к форме школьной оценки - использование вертикальной шкалы («линии жизни») и точки, характеризующей представление ребенка о том, какое место занимают в этой линии дети его возраста.

     Согласно критерием, предложенным Б. Заззо, самым продуктивным является выбор в качестве «золотого», наиболее желаемого возраста - собственный возраст. В данном исследовании такой выбор сделали около 17% испытуемых. Подростки 12-14 лет в качестве наиболее благоприятного возраста чаще всего выбирали «несколько старше» - на 2-3 года (24%). Около 9% проявили желание быть намного старше. Примерно 13% подростков демонстрировали желание «быть маленькими» и даже «очень маленькими». И, наконец, 37% подростков сделали двойственный выбор, указывая, что они хотели бы быть или старше (как, правило, намного) либо младше, но только «не такими, как сейчас». Именно последние характеризовались наиболее яркими проявлениями, типичными для подросткового кризиса. [10;67]

     Именно сила этих одновременно существующих и противоположных тенденций обуславливает напряженность кризиса, а победа одной из них характеризует его разрешение и во многом предопределяет дальнейшее развитие личности.

 

      Глава II. Психолого-педагогическая работа с подростками в период кризиса

 

     Месяц назад нам представилась возможность поработать не только учителем английского языка, но и классным руководителем. Перед нами была поставлена задача - провести воспитательную работу с детьми с целью повышения их нравственной культуры.

     Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, в том числе в сфере образования, требуют всестороннего осмысления. Многолетнее отчуждение человека от национальных корней и традиций привело к кризису общественного сознания, выразившему в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усилении криминогенности общества, росте преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов. Особенно сложная ситуация сложилась в подростковой и молодежной сфере. Поэтому из многообразия воспитательных задач я выбираю нравственное воспитание школьников. Анализ материалов чтений, публикаций периодической печати, специальной литературы по проблемам нравственного воспитания и образования, вышедшей за последние годы, позволяет сделать вывод о том, что в педагогической среде укрепляется мнение, что религиозное (православное) образование может послужить основой целостного воспитания и образования личности, способствовать восстановлению подлинной иерархии ценностей, остановить распад нравственного ядра личности, выхолащивание ее внутренней жизни.

     Народные сказки наилучшим образом отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии, поскольку прекрасно подходят для выражения и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ человеческого бытия.

     Известно, что сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: зло наказывается, добро восторжествует. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом прежде всего и состоит большая педагогическая ценность сказки.

     Поэтому, недостаточное содержание сказок о животных в учебной программе надо восполнить его через знакомство с ними в процессе внеклассной работы. На наш взгляд, именно такая воспитательная работа с детьми будет плодотворна для их нравственного развития.

     Одна из наших задач заключалась в правильном выборе изучаемой сказки. Сказки наилучшим образом отвечают запросам школьников, органично соответствуют подростковой психологии.

     Воображаемый, фантастический мир в основе своей оказывается отображением реального мира в главных его основах. Сказочная, непривычная картина жизни дает учащимся возможность сравнивать ее с реальностью, с окружением, в котором существуют он сам, его семья, близкие ему люди. Это необходимо для развивающегося мышления, так как оно стимулируется тем, что человек сравнивает и сомневается, проверяет и убеждается. Сказка не оставляет школьника равнодушным наблюдателем, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.

     Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость подростковой психики велика, она все же имеет свои границы. Школьник переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.

     Сказка наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и птицы. Каждый шаг героя ведет его к цели, к финальному успеху. За ошибки приходится расплачиваться, а расплатившись, герой снова получает право на удачу.

     Реализуя данную воспитательную задачу, необходимо использовать такие методы воспитания как метод убеждения и метод упражнения. Метод упражнения - это такого рода воздействие, которое обеспечивает реальные практические действия ребенка, воплощающие его внутреннее отношение, которое как бы материализует отношение, делая его видимым для другого. Метод убеждения выступает в виде суждений, аргументаций педагога, сообщения об общепринятом в культуре, диалога педагога с детьми, раскрытия внутреннего скрытого смысла происшедшего, дискуссии, совета.

Информация о работе Агрессивное поведение детей