Агрессивное поведение детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 22:05, реферат

Краткое описание

Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста. Психолого-педагогическая работа с подростками в период кризиса.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.rtf

— 242.68 Кб (Скачать файл)

     Введение

 

     Довольно часто дети, находящиеся на границе между детством и взрослостью, имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание, плохой успеваемости в школе. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, подростки любят покритиковать других, что часто приводит к межличностным конфликтам, а то и к дракам.

     Психолого-педагогическая работа с детьми, находящимися на границе между детством и взрослостью всегда являлась весьма непростой деятельностью педагога, который должен выступать и в роли учителя (в нашем случае учителя английского языка), и в роли психолога. Данная тема является и будет являться актуальной, так как дети взрослеют, переживают массу изменений, к которым не были подготовлены психологически.

     Наша задача - помочь преодолеть возникающие трудности, подсказать, если нужен совет, быть добрым другом и мудрым наставником.

     Г.С. Салливан утверждает, что низкая самооценка, это следствие определённых неблагоприятных переживаний, которые препятствуют реализации конъюнктивного побуждения, иными словами ребёнку трудно найти в себе силы выказать расположение к другому человеку [15; 158]. Такое состояние ребёнка приводит к развитию “комплекса неполноценности”, а на фоне “комплекса неполноценности” в процессе интеллектуализации может формироваться “комплекс превосходства” [17; 123]. Таким образом, имеют место детские неврозы различного характера [18; 254]. Высокая тревожность у детей, находящихся в стадии перехода от детства к юношеству, может привести к формированию защитного механизма “комплекса Иона” [16; 205], который будет препятствовать актуализации личности. Снижение уровня тревожности, предупреждение нежелательного поведения можно добиться, работая с каждым ребенком индивидуально и в группах, например в школьном классе, используя определенные методики и средства.

     Данный вопрос, который мы осветим в нашей курсовой работе, изучен с разных позиций. Но нельзя заявить, что на него можно легко найти ответ. Человек индивидуален, не только из-за определенного генотипа, но и из-за личного опыта, характера, персональных мнений, суждений и убеждений, выстраивающихся в зависимости от общества, окружающего его. Поэтому, выбирая методику, было необходимо сначала познакомиться с группой ребят, которой нам предстоит помочь, изучить каждого индивидуально и выбрать наиболее подходящую методику.

     Для того, чтобы помочь преодолеть все трудности переходного возраста, а именно повысить уровень их самооценки, помочь обрести чувство душевного комфорта, успешнее учиться, быстро адаптироваться в подростковом обществе (классе) и системе учебной деятельности, мы, в течение психолого-педагогической практики будем использовать один из самых сильных приемов - сказки, ведь именно сказки содержат в себе весь нравственный опыт, накопленный поколениями, передающийся из уст в уста. Только с помощью сказки мы сможем добиться необходимого нравственного душевного отклика (переживания героям, жалость или чувство радости за персонажей), уравновесить детскую психику и помочь ребятам преодолеть подростковый кризис.

 

      Глава I Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста

     Нарушения поведения

 

     Проблема отклонения в поведении - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы.

     Подростковый возраст - один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма - делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов [7; 11].

     Девиантное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается, как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность ребёнка, подростка, юноши. При этом, большую роль среди причин, обуславливающих различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы, знание которых необходимо для эффективной воспитательной профилактической деятельности [12; 36]. Таким образом, именно в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних особое значение приобретает психологическое знание, на основе которого исследуется природа отклоняющегося поведения подростков, а также разрабатываются практические меры по предупреждению асоциальных проявлений.

     Девиантное поведение является сейчас наиболее актуальной проблемой. И если раньше считалось, что отклоняющееся поведение присуще исключительно подросткам мужского пола, то в последние годы и подростки женского пола привлекают всё больше внимания. И дело не только в росте мелких правонарушений, алкоголизации и токсикоманий у девушек. Крайне важным является то, что эти отклонения приобретают у них большую социальную значимость и, соответственно, бывают более тяжёлыми. При этом подростки женского пола всё чаще становятся “вдохновителями” и инициаторами нарушений поведения у мальчиков [12; 38].

     В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих проявление отклоняющегося поведения, можно выделить такие как:

     1. Индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;

     2. Психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;

     3. Социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе;

     4. Личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;

     5. Социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества.

     Выявление негативных влияний затруднено, прежде всего, потому что они не выступают изолированно, а представляют взаимодействие самых разнообразных факторов, действующих с разным негативным вкладом в развитие отклоняющегося поведения: человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее многих видов направленного воздействия на формирование личности), собственной практической деятельности человека [12; 39].

     Можно заметить, что в возрасте 12-13 лет поведение напрямую связано с ситуационными факторами, безнадзорностью и некритичностью в отношении поведения микросоциума.

     Истоки учебных неуспехов и аномального поведения лежат в педагогической и социальной запущенности, различных отклонениях в состоянии физического и психического здоровья. Эта взаимосвязь была подмечена ещё в прошлом веке, но актуальна она в качестве объяснения современных реалий. По большей же части отклонения в поведении обусловлены не врождёнными психическими и физиологическими дефектами, а представляло собой последствия неправильного воспитания и в семье и в школе [12; 39].

     Приобретает особую актуальность исследование девиантного поведения несовершеннолетних и пути его коррекции в связи со снижением возрастных границ. Чаще всего корни агрессивности и повышенной тревожности уходят в раннее детство, закрепляясь или сглаживаясь в более позднем возрасте.

     Нижняя возрастная граница отклонений в поведении очень подвижна и причины отклонений глубоко индивидуальны. Например, уже в старших группах детских садов (исследованием было охвачено 384 ребёнка дошкольных учреждений Ивано-Франковской области) в поведении 12-13% детей наблюдались существенные отклонения. Среди них: отсутствие контакта со сверстниками из-за неумения разрешать конфликты "мирным" путём, стремление дезорганизовать коллективную игру, познавательную деятельность детей, если в ней не удовлетворяются его сугубо личные интересы, отсутствие элементарных навыков и привычек культурного поведения (вежливости, аккуратности, исполнительности и пр.), обидчивость, упрямство, вспышки озлобленности, вплоть до проявления агрессивного поведения [12; 40].

     У 35% обследованных подростков, отличающихся девиантным поведением отмечена повышенная агрессивность. Проявлялось это и в том, что у них нет жалости к другим, наоборот, они старались нанести увечья окружающим. У 85% из них зарегистрированы случаи садистских действий [6; 58].

     Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:

     Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

     Косвенная агрессия - действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

     Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

     Склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

     Негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

     Из форм враждебных реакций отмечаются [6; 59]:

     Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

     Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

     Типология агрессивного поведения современных подростков

 

     Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости [7; 23].

     Часто такие подростки находятся по отношению к официальному руководству школы в некоторой оппозиции, выражающейся в их подчёркнутой независимости от учителей. Они претендуют на неформальную, но более авторитетную власть, опираясь на свою реальную физическую силу. Эти неформальные лидеры обладают большой организующей силой, возможно потому, что за свой успех они могут использовать привлекательный для всех подростков принцип справедливости. Не случайно возле них собираются не очень разборчивые в целях и средствах, компании подростков. Способствуют успеху таких лидеров и умение безошибочно определять слабых, тех, кто оказывается беззащитным перед наглостью и цинизмом, особенно, если этот цинизм представлен под видом морального принципа " выживают сильные, слабые вымирают " [7; 23].

Информация о работе Агрессивное поведение детей