Характеристика предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:42, реферат

Краткое описание

Любая экономическая система существует на основе взаимодействия трех хозяйствующих субъектов: предприятий, государства и домашних хозяйств. Ведущим звеном экономики, ее основой являются предприятия, которые производят продукцию и услуги, сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала, определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют бюджет страны.
Предприятие – это обособленная, самостоятельная ячейка экономики, где происходит соединение факторов производства для изготовления продукции и оказания услуг в целях получения прибыли.

Вложенные файлы: 1 файл

ююююю.docx

— 45.99 Кб (Скачать файл)

Внешняя среда предприятия – это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него. Внешние факторы обычно делятся на две группы: факторы прямого воздействия (ближайшее окружение) и факторы косвенного воздействия (макроокружение).

К факторам прямого воздействия относят факторы, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеры (если предприятие является акционерным обществом).

В условиях переходной экономики России именно от государства в значительной мере зависит эффективность деятельности предприятий, прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке.

Основные функции государства:

• создание правовой основы жизнедеятельности страны, в том числе разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства;

• обеспечение правопорядка в стране и ее национальной безопасности;

• стабилизация экономики (в первую очередь снижение уровня безработицы и инфляции);

• обеспечение социальной защиты и социальных гарантий;

• защита конкуренции.

Факторыг косвенного воздействия не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки правильной стратегии.

К наиболее значимым факторам косвенного воздействия относятся:

• политические факторыг – основные направления государственной политики и методы ее реализации, возможные изменения в законодательной и нормативно-технической базе, заключаемые правительством международные соглашения в области тарифов и торговли и т. д.;

экономические факторы – темпы инфляции или дефляции, уровень занятости трудовых ресурсов, международный платежный баланс, процентные и налоговые ставки, величина и динамика внутреннего валового продукта, производительность труда и т. д. Эти параметры оказывают на различные предприятия неодинаковое влияние: что одной организации представляется экономической угрозой, другая воспринимает как возможность. Например, стабилизация закупочных цен на продукцию сельского хозяйства для ее производителей рассматривается как угроза, а для перерабатывающих предприятий – как выгода;

социальные факторы внешней среды – отношение населения к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и традиции; разделяемые людьми ценности; менталитет общества; уровень образования и т. п.;

технологические факторы, анализ которых позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.

Анализ внешней среды предприятия  затрудняется тем, что основными  характеристиками внешней среды  являются ее неопределенность, сложность, подвижность, а также взаимосвязанность  ее факторов. Окружение современных  предприятий изменяется с нарастающей  скоростью, что предъявляет все  более возрастающие требования к  анализу внешней среды и выработке  такой стратегии, которая в максимальной степени учитывала бы все возможности  и угрозы внешней среды.

Внутренняя среда предприятия определяет технические и организационные условия работы предприятия и является результатом управленческих решений. Целью анализа внутренней среды предприятия служит выявление слабых и сильных сторон его деятельности, так как, чтобы воспользоваться внешними возможностями, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность.

Внутренняя среда организаций  включает следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационную структуру.

Значение анализа внутренней средыг объясняется следующими обстоятельствами:

• информация о внутренней среде необходима для того, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на который предприятие может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей;

• анализ внутренней среды позволяет лучше уяснить цели и задачи организации.

Основными элементами внутренней среды  предприятия являются:

• производство (в зарубежной экономической литературе – управление операциями): объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т. д.;

• персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников;

• организация управления: организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия;

• маркетинг, охватывающий все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, в том числе: производимые товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;

• финансы – своего рода зеркало, в котором отражается вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия. Финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить источники проблем на качественном и количественном уровне;

• культура и имидж предприятия – слабоформализу-емые факторы, которые создают образ предприятия; высокий имидж предприятия позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров и т. п.

 

 

 

1.2. Правовые основы  функционирования предприятий

Деятельность предприятия упорядочивают  многочисленные юридические акты, основными  из которых являются: Закон Украины  о предприятии, устав предприятия  и коллективный договор, регулирующий отношения трудового коллектива с администрацией предприятия.

Закон Украины о предприятии  определяет порядок создания, регистрации, ликвидации и реорганизации предприятия.

Согласно существующему законодательству предприятие может создаваться  собственником или по решению  трудового коллектива; в результате принудительного разделения другого  предприятия в соответствии с  антимонопольным законодательством; в результате выделения из состава  действующего предприятия одного или  нескольких структурных подразделений, а также в других случаях.

Предприятие включается в государственный  реестр Украины со дня его регистрации. Для осуществления этой процедуры  необходимы заявление, решение учредителя о создании, устав и другие документы  по перечню, определяемому Кабинетом  Министров Украины.

Ликвидация и реорганизация  предприятия производятся по решению  собственника и при участии трудового  коллектива, либо по решению суда или  арбитража, а также в случаях: признания его банкротом; если принято  решение о запрете деятельности предприятия; если решением суда признаны недействительными учредительные документы и в других случаях.

Управление предприятием осуществляется в соответствии с уставом на основе сочетания прав собственника и принципов  самоуправления трудового коллектива. Собственник может делегировать свои права по управлению предприятием совету предприятия либо другому  органу, предусмотренному уставом предприятия  и представляющему интересы собственника и трудового коллектива.

Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость  которых отражается в балансе  предприятия. Источниками его формирования являются:  

  * денежные и материальные взносы учредителей;  

  * доходы от основной и других видов деятельности;  

  * доходы от ценных бумаг; кредиты банков и других кредиторов;  

  * капитальные вложения и дотации из бюджетов;  

  * поступления от разгосударствления и приватизации собственности;  

  * безвозмездные или благотворительные взносы предприятий, организаций и граждан и иные источники.

Предприятие пользуется и распоряжается  имуществом по своему усмотрению: продает, передает безвозмездно, обменивает или  сдает в аренду.

Обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия согласно Закону Украины  о предприятии является прибыль (доход), порядок использования которой  определяет собственник.

Предприятие самостоятельно определяет фонд оплаты труда без ограничения  его роста со стороны государственных  органов, минимальный размер оплаты труда наемных работников (не может  быть меньше черты малообеспеченности, устанавливаемой законодательством Украины), устанавливает формы, системы и размеры оплаты труда и другие виды доходов работников.

Предприятие самостоятельно осуществляет планирование деятельности и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию. Основу планов составляют договоры, заключенные с  потребителями продукции, работ, услуг, и поставщиками материально-технических  ресурсов.

Предприятие реализует свою продукцию  по ценам и тарифам, устанавливаемым  самостоятельно или на договорной основе. В расчетах с зарубежными партнерами применяются контрактные цены в  соответствии с условиями и ценами мирового рынка.

Вопросы социального развития, включая  улучшение условий труда, жизни  и здоровья членов трудового коллектива и их семей, решаются трудовым коллективом  с участием собственника в соответствии с уставом предприятия, коллективным договором и законодательными актами Украины.

Государство гарантирует соблюдение прав и законных интересов предприятия: обеспечивает ему равные правовые и  экономические условия хозяйствования, независимо от форм собственности; способствует развитию рынка и регулирует его  с помощью экономических законов  и стимулов, реализует антимонопольные  меры; обеспечивает льготные условия  предприятиям, внедряющим прогрессивные  технологии, создающим новые рабочие  места.

Предприятие несет ответственность  за нарушение договорных обязательств, кредитно-расчетной и налоговой  дисциплины, требований к качеству продукции, за загрязнение окружающей среды. Предприятие должно обеспечивать безопасность производства, санитарно-гигиенические  нормы и требования по защите здоровья его работников, населения и потребителей продукции.

Контроль за отдельными сторонами деятельности предприятия осуществляют: государственная налоговая администрация, налоговая полиция и государственные органы, на которые возложен надзор за безопасностью производства, труда, противопожарной и экологической безопасности, другие органы, определенные законодательством Украины.

Предприятие действует на основании  Устава, который утверждается собственником  имущества, а для государственных  предприятий - также при участии  трудового коллектива.

В уставе предприятия определяются: собственник и полное наименование предприятия, его местонахождение, предмет и цели деятельности, органы управления и порядок их формирования, компетенция и полномочия трудового  коллектива и его выборных органов, порядок образования имущества, условия реорганизации и прекращения  деятельности предприятия.

В устав могут включаться положения: о трудовых отношениях; о полномочиях, порядке создания и структуре  совета предприятия; о товарном знаке  и др.

2.5. Внешняя и  внутренняя среда предприятия 

Любое предприятие находится и  функционирует в определенной среде, и каждое его действие возможно только в том случае, если среда допускает  его. Предприятие находится в  состоянии постоянного обмена с  внешней средой, обеспечивая тем  самым себе возможность выживания, так как внешняя среда служит источником производственных ресурсов, необходимых для формирования и  поддержания производственного  потенциала. Факторы внешней среды  являются неконтролируемыми со стороны  предприятия и его служб. Под  влиянием событий, происходящих вне  предприятия, во внешней среде, руководителям  приходится изменять внутреннюю организационную  структуру, приспосабливая ее под изменившиеся условия.

Внешняя среда предприятия – это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него. Внешние факторы обычно делятся на две группы: факторы прямого воздействия (ближайшее окружение) и факторы косвенного воздействия (макроокружение).

К факторам прямого воздействия относят факторы, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеры (если предприятие является акционерным обществом).

В условиях переходной экономики России именно от государства в значительной мере зависит эффективность деятельности предприятий, прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке.

Основные функции государства:

• создание правовой основы жизнедеятельности страны, в том числе разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства;

• обеспечение правопорядка в стране и ее национальной безопасности;

• стабилизация экономики (в первую очередь снижение уровня безработицы и инфляции);

• обеспечение социальной защиты и социальных гарантий;

• защита конкуренции.

Информация о работе Характеристика предприятий